|
|
||
Александр Сорочан
A.I. как E.T. XXI века
(по поводу нового фильма Спилберга)
Будучи давним поклонником пиратских копий, я воспользовался их преимуществом и на сей раз. Искусственный интеллект еще не вышел в широкий прокат, но на видео его уже можно отсматривать. И можно высказывать свое мнение. О нем и речь.
Спилберг, как известно, подхватил проект, оставленный покойным Стенли Кубриком в начальной стадии. Был сюжет, были общие наработки, но явился Спилберг - и кино поразительно быстро (учитывая, сколько лет обычно уходило на проекты у Кубрика) сложилось. Два часа законченно фантастического зрелища с большим бюджетом оказались в широком прокате. Спилберг, снимая семейную фантастику, вернулся на территорию великого Инопланетянина - пожалуй, впервые. Ведь Парк юрского периода фильмом назвать сложно, а неудачная картина Всегда - чистейшей воды мелодрама, где фантастический элемент как-то необязателен. И все фанаты добродушного E.T. новую картину посмотрят безотносительно к именам сценаристов и подробностям сюжета. Успех гарантирован; смешно было бы претендовать на его подрыв. Да и как?
Долгое время писали о том, что фильм является экранизацией текстов А. Азимова. Я у создателя трех законов роботехники ничего подобного не помню (разве что на уровне общих идей), но это еще не критерий. Ведь не обнаружил же я у Эллисона ничего подобного Терминатору, якобы основанному на рассказе именитого фантаста. Но на афише A.I. два других имени - не самых последних. Сюжет Брайана Олдисса, сценарий Иэна Бэнкса. Интеллектуалы, что тут говорить...
Посмотрят любители фантастики на их проделки и обомлеют. История о роботе-ребенке, первом из новой серии, действительно напоминает Азимова. Бесконечно доброе механическое дитя испытывает самые настоящие человеческие чувства - к своим родителям, затем к сводному брату. И мечтает только об одном - стать человеком. Чтобы избежать утилизации, роботенок пустится в бега, переживет множество приключений, а в конце концов аж две тыщи лет спустя обретет маму. И мы умилимся и прольем слезы... Мальчика весьма убедительно играет герой Шестого чувства Х.Д. Осмент, и множество розовых соплей явно перетекло из того фильма. Спилберг делает семейный фильм и всяко подчеркивает это: умерщвляют на экране только роботов, делают это плохие люди, а в большинстве своем персонажи хорошие и от одного взгляда в широко открытые глаза новоявленного Электроника готовы пролить слезы и избавиться от дурных помыслов. Другие стандартные персонажи - жестокий мальчик, сводный брат героя; папаша - хладнокровный карьерист-служака; слезливая мамочка; рассеянный ученый - подлинный отец рободетей. Этого последнего играет Уильям Херт - как всегда с неизбывной тоской во взоре и с прирожденным аристократизмом. Правда, роль его прописана не очень внятно: объяснительная сцена в начале картины, затем свидание с роботенком, явно смазанное - и обрыв в пустоту. Да и к чему уделять внимание каким-то ученым? Кино семейное, науке в нем отведено не самое значительное место, чтобы аудиторию не утомить. Кубрик, как мы помним, на такое никогда бы не пошел. Кажущиеся длинноты в начале картины - остатки его замысла, попытки прописать атмосферу и характеры героев (все поздние картины Кубрика содержат утомительно затянутые завязки, сделанные для вящей убедительности). Увы, Спилбергу это не удалось. Камера бессмысленно скользит по лицам героев, по деталям интерьера и эффектным световым пятнам; кстати, примет будущего в этой части фильма маловато - то, что должно подчеркивать вневременной характер истории, становится скорее минусом сугубо фантастического фильма, который и начинается с научного пролога, с введения в эпоху...
Однако ритм повествования резко меняется во второй трети картины, когда появляется по-настоящему оригинальный персонаж: робот-жиголо, неподражаемо сыгранный Джудом Лоу, одним из лучших актеров своего поколения. Здесь используется механика всех частей тела (ура специалистам по спецэффектам!), но главное - неподражаемая самоирония. Любовь, ставшая просчитанной наукой - что может быть забавнее в мелодраме, сделанной по готовому рецепту? В мелодраматической вселенной Спилберга такой персонаж не слишком-то уместен, для него приходится придумывать особые сюжетные ходы (в том числе неоригинальный и плохо проработанный мотив механического советчика - этакого мультяшного гуру, у которого герои спрашивают совета), раздвигать пространство и время действия... Пока Лоу находился на экране, кино буквально наполнилось энергетикой, пусть отчасти и смеховой, но все-таки неподдельной. Увы, последняя часть картины - эпилог через 2000 лет - места для его персонажа не оставляет.
Возникают у зрителя вопросы: откуда взялись эти инопланетяне, как их занесло в этот сюжет? Нужен ли здесь бог из машины? Не лучше ли было закончить кино пораньше, на сдержанной, но вселяющей веру ноте? (Кадры на дне морском действительно потрясают; только ради них стоит высидеть всю картину) Конечно, эти существа во многом напоминают того самого инопланетянина 20-летней давности. Только к прошлому возвращается не один Спилберг. Вспомните роман Олдисса Франкенштейн раскованный или фильм по его мотивам, сделанный в 1990-м Р. Корманом. Та же самая композиция - один сюжет перетекает во второй, занимающий центральное место в самом конце. Тогда история о монстре и его создателей сменилась сюжетом о последних людях на Земле. Теперь... Место людей занял робот; а мы получили стебный пересказ старого романа Олдисса. Жаль, что в таком ключе картину Спилберга на массовом рынке уж точно не воспримут. Она получит свои миллионные сборы, а многие фэны уйдут из залов с чувством глубокого недовольства (о примерах научной несостоятельности говорить не буду - сам не знаток). В общем, каждому свое. Приготовьте ваши носовые платки, дамы и господа!!! И приятного, несмотря ни на что, просмотра...
Џ 10 октября 2001
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"