Сорокин Игорь Владимирович : другие произведения.

Метеоролог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизни простых военнослужащих посвящается.


Метеоролог

   Познакомился я с этим человеком в 2015 году, на дежурстве.
   Знакомство было примерно таким.
   Однажды рано утром при возвращении на командный пункт, после утреннего моциона и ночного бдения со мной приключился настоящий конфуз.
   Захожу в "рубку оперативного" и вдруг вижу, как над столом спиной ко мне склонился военнослужащий с длинными волосами.
   Раньше таких называли "патлатые" и "хиппи". Ясное дело, еще с юности, у меня в голове отложилась, словно дважды два равно четырем, что военнослужащий должен иметь "уставную прическу", то есть - "канатка" или "полубокс", теперь уже к такому определения подходит и "ирокез".
   Все мое внутреннее "Я" взорвалось возмущением!
   Как так? На дежурстве и в неуставной прическе!!!
   В голове мгновенно возникло военно-прикладное предложение, о том, что надо сделать с этим военнослужащим, не следящим за своим внешним видом.
   Нецензурная военно прикладная тирада, с всякими всем известными словосочетаниями великого и богатого, уже была готова сорваться с моих уст, с требованием немедленного восстановления уставного порядка на моем дежурстве.
   Вдохнул воздух и ..., и ...!
   Замер!
   Меня словно обухом по голове ударило - состояние было примерно таким, только в уме.
   Военнослужащий повернул слегка голову - оказался военнослужащей!
   Дежурный метеоролог расчета боевого дежурства на командном пункте и естественно - ДЕВУШКА!
   Начинал я лейтенантскую службу в соединении, где кроме сотен офицеров, мичманов и матросов было всего три женщины. Две продавщицы из военторга и одна медсестра из санчасти.
   Поэтому оказавшись вновь на службе, пришлось резко учитывать в своем военно-прикладном сленге наличие среди сослуживцев многочисленных женщин.
   Конечно, то, что я собирался, в дисциплинарных мерах сделать с военнослужащим из моего суточного наряда осталось глубоко внутри, но Ганна стала, одной из первых запомнившихся мне сослуживцев.
   Прошел год и еще почти год.
   Однажды в субботу, заступив на дежурство, дежурный метеоролог принес ежесуточный прогноз, на сутки и еще на пару следующих дней.
   Обыденное и повседневное действие в ритуале заступающих и меняющихся вахт боевого дежурства на командных пунктах бесчисленного количества военнослужащих не только моей страны, но и в других странах.
   Ну, положил метеоролог свой прогноз.
   Что здесь такого?
   Дежурство только начинается, еще будет время ознакомиться.
   Ан нет!
   Товарищ оперативный посмотрите, пожалуйста, мой прогноз. Кажется, ожидается увеличение волнения моря, - с неуверенностью в голосе и надеждой быть услышанной именно сейчас, а не позже кроткая девушка Ганна обратилась к начальству на дежурстве.
   Если кто-то из твоей команды вдруг обращает внимание на что-то, даже если это не твой подчиненный по службе, а лишь судьбой временно поставлен в твое подчинение, значит, это заслуживает твоего внимания!
   Даже если это человек только совсем недавно стал специалистом.
   Море не прощает ошибок и любит людей верящих своей интуиции и знаниям, умеющих принимать ответственные решения и отстаивать свою правоту.
   Еще на утреннем разводе, как обычно, заступающей вахте на инструктаже был озвучен предварительный суточный план действия судов и кораблей, а также связанные с обеспечением дежурства указаниями на сутки подчиненной "дежурной вахте".
   Этот день был дежурством выходного дня. Суббота. День обычно легкого дежурства и вахты.
   Обыденным казалось, был и выход морского транспорта с целью обеспечения плановой ротации нашего подразделения на острове. Около сотни человек ротационного подразделения, походного штаба и экипажа судна, должны были перед обедом выйти из базы на мстр "Горловка" в Черное море.
   Оставалось менее одного часа до выхода.
   Началась проверка связи. Прошел предварительный запрос "добро на выход" по линиям связи, подтверждение "добра действовать по плану" и как следствие - начало приготовлению к бою и походу судна.
   Согласно с только, что просмотренным графическим планом на выход военного транспорта.
   Все, как и обычно, как и много раз ранее.
   И в этот момент миниатюрная Ганна вдруг просит рассмотреть вопрос о прогнозе волнения на море.
   Удивленно смотрю на матроса контрактной службы.
   Но! Просто так ничего не происходит. Просто так, простой матрос, неприметная военнослужащая, не будет пытаться на что-то обратить внимание.
   Беру в руки подшивку метеосводки и в табличке среди таблицы прогноза погоды вижу - ожидается море 4-5 баллов по Северо-Западному региону Черного моря. Что в этом такого, для готовящегося к выходу судна, хоть и старого - такое волнение моря вполне приемлемо, ведь по паспорту морской транспорт в состоянии выдержать и океанский шторм.
   Мстр "Горловка" еще советских времен судно, 65-го года постройки транспорт, уже более полувека несет свою флотскую службу. Как и все старые корабли, военный транспорт - скрипит, хрипит и прочая и прочая, но несет свою службу, и конечно же уже не может противостоять мощному шторму.
   Судно способное в прошлом столетии перейти океан, давно требует внимания и заботы и конечно же не соответствует паспортным параметрам, как и всякий заслуженный труженик морских просторов.
   Даже преклонный возраст транспорта, не мешает ему несколько суток штормовать в открытом море, в шторме, когда встречный ветер не дает идти вперед, а машина не может дать ход более чем способна.
   Только! "Риск это благородное дело" для дураков, а не для морского специалиста, даже если это матрос.
   Товарищ матрос по вашему письменному докладу бальность моря еще не влияет на выход "Горловки". Почему вы обращаете внимание на бальность морского волнения? - задаю вопрос временному подчиненному, в тоже время, просчитывая в уме вероятность шторма там, дальше на юге, почти на широте Севастополя.
   Необходимо срочно просмотреть прогноз погоды в центральной и западной части Черного моря, - мысли побежали вперед, быстрее паровоза.
   Стушевавшаяся Ганна, превратилась в маленького, нахохлившегося воробышка, боящегося всего и вся, отчаянно возможно ругающегося себя за собственную отвагу.
   Но. Ведь это прогноз на широту Одессы, ну еще немного ниже, а не на зону острова, там южнее, волнение моря ожидается намного более сильным. Я сверилась с метеопрогнозом по Вилково на сайте ...!
   Да, скорее всего эта девушка права, там, у острова морская волна будет намного опаснее! - мысленный процесс уже обрел направление действий и даже интуиция начала вопить о недопущении выхода транспорта.
   Товарищ матрос, давайте делайте срочный запрос в гидрометцентр флота. Кроме этого распечатайте данные по Вилково, Севастополю и румынской Констанце.
   Запретить выход корабля или военного судна при выполнении им боевой задачи, спланированной еще несколько недель назад, соответственно с распоряжением, график перехода которого контролируется не только в нашем штабе, но и в высших, включая столичный.
   И это за полчаса до выхода! Ведь это настоящее чрезвычайное происшествие!
   Надо иметь мужество не только для офицера, ну, а для простого матроса тем более!
   Немедленно приглашаем в "рубку оперативного" начальника штаба. Благо он был еще в управлении, где-то на этажах.
   Да сейчас подойду, - ответил по телефону начальник штаба.
   Товарищ начальник штаба, в связи с неблагоприятным прогнозом в море, возможно есть необходимость запрета на выход "Горловки". По прогнозу, ожидается штормовое волнение южнее Одессы более шести баллов. Через несколько часов транспорт может встретиться с зарождающимся сильнейшим штормом, - проходит доклад начальнику штаба.
   Несмотря на отсутствие официального запроса от старшего дежурного метеоролога, интернет и современные сайты позволяют оценить состояние моря и почасовые прогнозы погоды в море. Далее на планшете "аквариума", наносим примерный курс и скорость судна к острову.
   Да. Прокладка визуально показывает, что уже через несколько часов своего хода, транспорт с ротационным подразделением на борту, выйдет из относительно спокойно прибрежной зоны северной части Черного моря прямо в объятия прогнозируемого метеорологическим сайтом шторма.
   Там у далекого острова, нет закрытой гавани, нет и защищенной якорной стоянки, да и семь узлов экономичного хода мстр Горловки еле, еле, позволяют удерживаться на месте при шести бальном шторме.
   Уже через четыре минуты, начальник штаба, переговорив с командиром, дал добро на запрещение выхода судна и команду на оповещение вышестоящего штаба о действиях нашего командного пункта.
   Всего пара минут понадобилось для того чтобы прервать приготовление Горловки к выходу и оповещение старшего оперативного дежурного.
   Еще через пяток минут, командиры судна и дивизиона уточнили полученную команду, и наше дежурство вновь продолжилось в обычном русле наряда выходного дня.
   Когда метеоролог принес уточненные прогнозы погоды по Вилково, Севастополю и румынской Констанце, экипаж мстр Горловки уже собирался по домам, радуясь, случаю, по вдруг представившейся возможности провести выходные с родственниками, а не в море у острова.
   На далеком острове люди, готовившиеся уже скоро оказаться дома, вдруг узнали не радостную весть о том, что им придется еще, как минимум трое суток дожидаться смены.
   А матрос Ганна убыла в "аквариум командного пункта" для продолжения несения вахты вместе с остальным боевым расчетом командного пункта.
   Рутина боевого дежурства на КП, продолжила свое существование.
   Прошли сутки, дежурства.
   Наступило воскресенье.
   Сменился с дежурства.
   Пришел домой и как обычно, после дежурства лег поспать, чтобы проснуться к обеду. Пришло время вечерних новостей и просмотра недельных новостей при поглощении приготовленной женой "курочки табака".
   И вдруг когда, очередной кусочек мяса готовился к употреблению, в еженедельных новостях прогремело - "Вчера в районе Севастополя во время шторма утонул сухогруз .... столько-то человек экипажа ..., поиски ... экипажа утонувшего судна продолжаются".
   Сухогруз 1981 года постройки затонул в то время, когда наша мстр "Горловка" 1965 года, должна была находиться примерно там же, только на сотню километров западнее - недалеко от центра Западной части Черного моря.
   А что бы было бы, если бы мы не остановили старое судно? Чтобы было бы, даже не с судном, а людьми волею судьбы, оказавшимися на борту военного транспорта 1965-го года постройки?
   Чтобы чувствовали бы мы - офицеры части, после не произошедшей, но очень вероятной, морской трагедии своего судна, если бы не настойчивость неуверенного в себе "матроса в юбке", принесшего на дежурство обычный прогноз погоды и собственные выводы, озвученные тихим и испуганным женским голоском.
   Новая неделя и понедельник следуют сразу же за воскресеньем.
   Всего двенадцать часов прошло от того момента, как я узнал о результатах ужасной трагедии развернувшейся в море совсем недалеко от Севастополя.
   Пришло время общего построения, части на подъем флага и объявлений перед строем о планах на неделю и итогах прошлой недели.
   Подняли флаг и спели гимн.
   Больше я не мог утерпеть.
   Выхожу и подхожу к строю военнослужащих командного пункта.
   Дожидаюсь окончания инструктажа подчиненных их командиром.
   Подождите не расходитесь,- то ли командую, то ли прошу не подчиненный напрямую мне строй.
   Встречаюсь глазами с "матросом в юбке" и метеорологом в должности.
   Матрос Потапенюк, - все замирают и смотрят мне в лицо, - Спасибо еще раз за дежурство и за то, что ты решила одеть погоны и стать метеорологом. Я думаю, что ты спасла в субботу десятки жизней. И еще раз. Спасибо за совместное дежурство.
   Что мне еще сказать?
   Я даже не ее непосредственный начальник и не ее отец, который бы мог гордиться своей дочерью и матерью маленькой девочки.
   А что случилось? Почему вы вдруг так? ...- маленький строй личного состава командного пункта, разразился голосами женского сопрано и мужского баса.
   Советую посмотреть вчерашние новости за неделю. Наш метеоролог не выпустил Горловку в море - вот за это ей и спасибо. Думаю не только от меня, но и от экипажа, ротационного подразделения и прочих собиравшихся выйти к острову в эту субботу.
   Военно-морской метеоролог и поначалу "матрос в юбке" Ганна Потапенюк - простой "военнослужащий в юбке".
   Этот рассказ посвящается простым матросам и солдатам, несущим боевое дежурство на командных пунктах.
   0x01 graphic
   Ганна Потапенюк
  
   Игорь КОЗЛОВ, "ФАКТЫ" 2017г.
   "В субботу, 29 июля, сухогруз Anda, потерпевший крушение в Черном море близ Севастополя, полностью ушел под воду. Об этом ТАСС сообщили в севастопольском Морском спасательном подцентре Росморречфлота.
   "По последней информации, судно больше не наблюдается на воде", -- сказали в центре.
   Найдены восемь из девяти членов экипажа. Спасенные будут доставлены в Ялту. Их состояние оценивается как удовлетворительное.
   Ранее сообщалось, что в Черном море в нейтральных водах в 40 километрах от побережья Крыма опрокинулся сухогруз Anda под флагом Того.
   На борту находился экипаж из девяти человек -- граждан Сирии и Индии. Сухогруз перевозил 24 тысячи тонн пшеницы. В ходе спасательной операции была обнаружена лодка с тремя членами экипажа сухогруза, позже был обнаружен плот с еще пятерыми моряками."
   0x01 graphic
   сухогруз "Anda" построен в 1981 г.
   0x01 graphic
   мстр "Горлiвка" построен в 1965 г.
   20.06.2018

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"