Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Это не трубка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    «Это не трубка» авторства Мишеля Фуко - вероломное ядовитое произведение, но полезное для пищеварения, как горечь полыни для аппетита. Пусть эссе-неудача, допускающее переосмысление, поблажка в угоду художникам и духу времени. Быть может, совесть антипсихиатра (Мишель Фуко друг и соратник А. Лэйнга) взыграла, поэтому все-таки эссе читается как недописанный детектив — скажет ли автор, хотя бы под конец, нечто правдиво очевидное?

   Мишель Фуко отклоняет сомнительные вопросы - как вопрошающий голос неопытного неофита игнорируются высоколобым епископом на престижной кафедре в Имоле. Ибо римский первосвященник не ошибается! Аргументация строится, как принято, убедительным языком анафор, аналогий, сравнений, метафор.
  Постмодернистский «дискурс» требовал признать за художником и культурологом, искусствоведом, филологом право на толкование и ложь для зрителя. Художественная неправда должна оформляться в обертку философии и сопровождаться псевдолингвистическими, семиотическими экспериментами - и тогда слепленная руками ребенка конфета вроде бы приобретает кондитерские качества. Однако антипсихиатрическая философия по традиции явно рассматривает «высокий обман» творчества как еще одну форму безумия — здесь Фуко отступает от антипсихиатрии? Фуко написал эссе после смерти Магритта, в 1973 году. Десятилетиями ранее, сообщает Том Шиппи, филолог и философский биограф Д.Р. Толкина, незабываемый профессор издевательски толковал филологию
  как дисциплину, погрязшую в коррупции. Если уж филология такова, то что говорить о культурологии! Впрочем, середина прошлого века - эра бурь и штормов, но корабль гуманитарной науки выплыл в гавань музейного тихого коллекционного любования артефактами искусства и коммерческого «аукционизма». Художник всегда прав, особенно когда его работы обсуждаются «профессионалами». Философские аспекты не поднимаются, ни-ни! А нечестивый зритель-скептик не допускается к алтарю. (Но однажды сатирик Аверченко рискнул посмеяться над современной ему живописью, так что же? Жалкое зрелище!)
  Текст Фуко еще не до конца подобен «лексикону культуролога» - когда вместо законченных мыслей нам предлагают заимствованные из латыни, английского и немецкого, испанского языка слова, мастерски сцепленные между собой. А также насыщают текст комментариями комментариев комментариев - в духе копстких монахов, с любовью занимающихся экзегезой (помните модное в филологических кругах слово? Экзегетика - толкование Библии)
  Но у Фуко уже намечаются «пластические знаки», «сотканное новое пространство», «гладкий камень, несущий слова и фигуры», «принципу полиграфического расклада»
  Современность в лице физиков и математиков, составителей «Словаря скептика» будет издеваться над птичьим языком, например, Ю. Кристевой и Ж. Лакана: ученые мужи безграмотно прибегали к модным словечкам из якобы квантовой физики.
  Гипертолкование - метод, ясно определяющий работу популярных искусствоведов и культурологов. И правда, когда читаешь литературоведческие статьи, например, эрудированного Томаса Венцлова, в голову непрестанно лезут непрошеные мысли: а не приписывает ли образованный поэт и либеральный критик свои взгляды в общем-то далеким от культурологии людям? Писателям, ни разу не обратившим свои взоры в сторону психологии, антропологии и тем более семиотики?
  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko/trubka.php
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"