Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Атеизм в шестидесятых: Ссср и Сша

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я счастливый человек — я вел бурные дискуссии всегда, начиная с восьмого класса советской школы. Я говорил об атеизме, о богах и бессмертии, о самоубийстве, измененных состояниях сознания, спорил с комсомольским активом... и что же? Как и сейчас, в СССР никого, абсолютно никого не интересовал атеизм или наоборот, вера и божественные откровения. Мало того, мое желание спорить на серьезные темы привело лишь к тому, что комсомольские вожаки убегали от меня так быстро, что пятки сверкали — в СССР активисты не отличались философской подкованностью, мои безумные цитаты из Плеханова или Луначарского с Каутским пугали комсомольцев. (Кстати, я прочитал почти все собрание сочинений Луначарского и много-много Плеханова, причем не «сталинские» сборники, а «рязановские» - это уже для библиофилов, вряд ли остальным интересна тема.)

  ...Хотелось бы мне понять, что же произошло сегодня в мире (потому что исчезновение интереса к атеизму и религии — международное событие), почему больше не ведутся словесные баталии, многочисленные диспуты.
  Пусть шестидесятые породили немало интересных явлений. В том числе знаменитый, и недавно вновь озвученный на тусовках памяти Вудстока, лозунг «духовность без веры». Однако было бы ошибочно думать, что американский атеизм того времени похож на вульгарный псевдомарксистский атеизм (Д. Бедный или Е. Ярославский), принятый в СССР в качестве основы для антирелигиозный пропаганды.
  Кажется, в шестидесятых мы можем говорить о «новом атеизме», «прагматическом» атеизме, когда сама философия безбожия не воинствующая (как советский ленинско-сталинский "Союз безбожников"), а весьма и весьма утилитарная. Христианские доводы Паскаля в пользу «страхования души» у американцев превратились в атеистические доводы «польза дела».
  Ниже мой корявый перевод расшифрованной записи радиопередачи Джозефа Льюиса от 20 февраля 1960 года
  «The Philosophy of Atheism» by Joseph Lewis
  Over Radio Station WIME, Miami, Florida
  Добрый вечер, дамы и господа.
  Говорит Джозеф Льюис.
  Хотя в детстве меня познакомили с религией моих родителей, я не попал
  под чары религиозного обаяния достаточно сильно и глубоко, религия не смогла повлиять на мой интеллект, и я был свободен в выборе любой
  другой точки зрения, отличной от религиозной.
  Я «специально» стал атеистом. Я принял атеизм добровольно, в результате самостоятельных занятий. Я пришел к атеистическим выводам после проведения всестороннего анализа и беспристрастного рассмотрения различных религиозных верований и различных систем философии. В своих исследованиях я обнаружил, что идеалистическая философия не содержит так много истин, вдохновения, мужества, подобно атеизму. Кажется, атеизм вооружает нас в столкновениях с жизнью, дает силы для борьбы со множеством трудностей, испытаний лучше, чем любая другая философская догма.
  Атеизм, пожалуй, покоится на корнях самой жизни, обращен к природе, атеизм не носит лишнюю, ложную одежду.
  И атеизм еще выше поднимает человеческие ценности, уравнивает нации
  качественнее, нежели это могла сделать религия. Ибо атеисты отказываются
  исповедовать доктрину «избранного народа».
  В атеизме нет стояния на коленях, молитв, жертв, «божественных»
  откровений, крестовых походов, священных войн. Нет рая, ада, чистилища, нет глупых наград и мстительного наказания, нет Христа и нет спасителя, нет бесов и нет привидений.
  Атеизм разрушает национальные барьеры и творит мир с родственными по самому своему природному происхождению людьми. Но религиозные системы превращают людей в фанатиков, объединяют в воинствующие кланы.
  Атеизм - энергичная и мужественная философия.
  Атеист не боится столкнуться с проблемами в жизни, и он не боится
  признаться, что есть еще не известные нам трудности в понимании мира. Скажу так: атеист не утверждает, будто наука решила все вопросы во Вселенной, но атеист надеется, что обнаружил некоторые полезные подходы к природе и узнал некоторые методы для решения вопросов.
  Да, сегодняшний атеизм посвятил себя страстному стремлению к истине.
  Истина ради истины - высокий идеал, а добродетель сама себе награда.
  Атеизм считает, что любовь к человечеству является высшим идеалом,
  более ценным, чем любовь к Богу. Мы не можем помочь Богу, но мы
  способны помочь людям. «Те руки, которые помогают человеку, гораздо лучше тех губ, которые лишь шепчут молитву.»
  Молить унизительно, а поклонение ведет к деградации.
  Великий Роберт Грин Ингасол когда-то говорил: «Дайте мне
  бури и вихри мыслей и действий, а не мертвую тишину невежества и веры. Выгоните меня из рая, если вам так нужно, но сначала позвольте мне есть плоды с дерева познания».
  Тем не менее, атеизм остается самостоятельной философией.
  Он дается нам через интеллектуальные поиски, адепты атеизма полны
  энтузиазма, потому что не боятся призраков или теней богов.
  Философия атеизма учит человека посвящать свои силы на желаемые и
  достигаемые задачи.
  Философия предупреждает человека: любая опора на молитву или «божественную» помощь скажется в итоге горьким разочарованием.
  Философии атеизма спасает нас от страха смерти и загробного террора,
  она же приводит к отмене ада. Но если атеизм пишет на досках Вселенной вопросительный знак, то этот символ пишется лишь с целью громко заявить: не все вопросы еще решены.
  Разве не лучше вывесить на небе знак вопроса, нежели повесить на облаках этикетку «Бог», отказавшись искать ответы?
  Само слово «Бог» только запутает и сделает более трудным решение вопроса.
  «Бог», - говорил Спиноза, - «является убежищем невежества».
  Шелли же сказал: «Бог - это гипотеза, но необходимы доказательства».
  Факты не всегда то, что мы хотели видеть. Эмоциональность не заменит
  истины. Если же атеизм иногда называют «негативной» философией, это потому, что метод познания жизни через отрицательную философию лучше всего подходит для удовлетворения потребностей существования, и только в этом смысле можно назвать атеизм «негативной» философией. Так что некоторые священнослужители лишь по неведению приписывают атеизму «негативность» иного рода, поскольку необходимо сначала уничтожить вопиющее невежество и суеверия, унижающие достоинство тех людей, которым религия на протяжении веков и до сих пор бесстыдно отупляет мозги.
  Впрочем, негативное отношение иногда необходимо для надлежащего
  поведения. Сама жизнь очень часто зависит от отрицания.
  Например, следует относиться негативно к перееданию. Нельзя потакать
  нашим безмерным аппетитам или давать волю всем нашим природным
  импульсам. Увы, много раз я видел, что самое трудное слово в нашем языке - это
  слово нет. И у нас зачастую не хватает мужества сказать нет определенным искушениям, тем самым избегая серьезных последствий. Замечу, Великий Прогресс очень часто заключается в отрицании.
  Поэтому религиозно мыслящий человек сегодня обнаруживает себя во
  вселенной совершенно неподготовленным к встрече с фактами, с новыми
  условиями жизни. Верующий человек должен преодолеть иллюзии и обманчивые силы, которые всегда присутствуют в природе.
  Когда свет интеллекта впервые воссиял, создав человеческую
  цивилизацию, то первобытный человек очутился в пустыне; мир вонял
  язвами и был заполнен криками диких зверей, стонал от жестокостей народов.
  Неудивительно, что искаженный интеллект человека породил ряд идей о
  боге-мстителе, боге-судье. Примитивные фантазии снабдили богов множеством голов, гротескными органами, бесчисленными глазами, руками и ногами, орудиями наказаний и пыток.
  Чтобы человек мог думать ясно и рационально, судить о жизни
  правдиво, все эти пустые глупости следует уничтожить. Это только одна
  из задач атеизма. «Освободите человека от ошибок разума», говорит
  Шопенгауэр. Но некоторые из наших нынешних верующих не хотят
  освобождения. Они страстно жаждут «положить» нечто в ныне пустующее место
  «божественного». Интересно, желают ли они «отменить» ад? Ведь им потребуется новая концепция Бога? А разве мы не жили с богами достаточно долго?
  Сегодня я признаю, что мы больше не загрязняем небо фантазиями, где кривляются отвратительные существа и чудовища из религиозных галлюцинаций. Но кто-то еще называет атеизм догматическим и разрушительным. Что ж.. Подобный догматизм является законом природы. Факт наиболее упрямая вещь в мире. Материя существует сама по себе, а движение будет продолжаться, независимо от мнений ученого или мистика.
  Атеизм разрушителен в том же смысле, как и Колумб кажется разрушителем, когда он исправляет ошибочную концепцию (вызванную ложными богословскими идеями), будто земля плоская. Колумб проплыл через океаны и доказал иную точку зрения. Атеизм разрушителен, ибо Галилей был разрушителем, ведь он открыл спутники Юпитера, отказавшись от богословских мифов. Врач - разрушитель, особенно во время хирургической операции.
  Вся история интеллектуального прогресса представляется разрушительной. Называйте это «негативной философией», «догматическим атеизмом», «разрушением», называйте по любому!
  Совсем неудивительно, когда Бокль справедливо пишет:
  «Каждая большая осуществленная реформа состояла в преодолении элементов старого».
  Скажите мне, не лицемерие ли со стороны священнослужителей окрестить
  атеизм негативной философии, когда их собственные «десять заповедей»
  основаны на отрицании?
  Но атеизм также является агрессивной, воинственной, конструктивной
  философией. Атеизм основан на деле, он присутствует и действует «здесь и сейчас».
  Атеизм находит здесь, сегодня достаточно проблем, которые требуют
  немедленного решения, а не выдумывает для себя оправдания в
  бездействии.
  Атеизм не хочет сидеть сложа руки и смотреть, как совершается
  несправедливость, как сильные эксплуатируют слабых.
  Атеизм требует установление справедливости сейчас, сегодня, он жаждет
  не божественного, а рукотворного правосудия.
  Когда же человек ждет и говорит «Бог меня накормит», то такой человек будет голодать до смерти. Атеист верит в образование. Он смотрит на факты жизни, пытается выявить истины, открывает проблемные вопросы. И атеист готов принять новое знание, отказавшись от старого.
  Атеист не верит, будто единственная миссия человека на земле - любить и прославлять Бога, но атеист верит в истину жизни. Поэтому мы должны пытаться исправлять этот мир. И он станет лучше. Сегодня этот идеал вдохновляет все больше сердец, намного больше, нежели могла ранее сделать религия.
  Подобные идеалы вдохновили Бруно, Галилея и Коперника; духовно поддерживали Вольтера, Гумбольдта и Гарибальди; заставляли
  творить Марка Твена, Джона Берроуза и Лютера Бербанка.
  Стремление сделать мир лучше вели к истине Еву и Пьера Кюри,
  первооткрывателей радия, Анри Дюрана, основателя Красного Креста,
  Альберта Эйнштейна и Томаса Эдисона.
  Если человек хочет помочь людям, он должен отказаться от молитвы и приступить к действию. Еще недавно человек, отрицающий существование Бога, или не признающий Библию как источник божественного откровения, называющий абсурдной мысль, что Христос чудесным образом зачат, не признающий воскресения мертвых, совсем недавно такой человек назывался священнослужителями якобы оскорбительным словом «атеист». Более того, Томаса Пейна называли «грязным атеистом». Но атеизм дал человечеству многое.
  Великий Дарвин открыл закон о происхождении видов потому, что он
  атеистически опроверг миф о сотворении человека. Химик, обнаруживший неуничтожимость материи, был атеистом, потому что он доказал невозможность «всеобщего и единого творца».
  Астроном направил свой телескоп в небо, изучил звезды, и это было
  вызвано атеистическими мыслями, потому что он не нашел Бога в пределах пространства неба. Из атеистических соображений геологи определили возраст Земли, гор и почв; геологи тоже уничтожили веру в «шесть дней творения», разоблачили лживость библейской космогонии.
  Историк изучает древние, доисторические времена, находит у старых
  цивилизаций высокие этические, моральные нормы, интеллектуальные
  достижения. Историк делает это потому, что атеист разоблачил миф Адама и Моисея. Атеист дал возможность врачу облегчить боль и страдания человека.
  Атеист первым отказался принять доктрину о болезни как наказании
  мстительного бога. Ученый, не сдерживающий себя узкими богословскими рамками, становится атеистом. Знаменитый инженер-электрик Чарлз Протеус Штейнмец говорит, что атеизм является основной философией ученых.
  Старая поговорка гласит: «Там, где трое студентов изучают природу,
  всегда существуют два атеиста».
  Поэтому не кажется странным, что священнослужители, которые считают
  себя «наместниками бога» и знают «божественную волю», не раскрыли
  человечеству множество научных тайн.
  Скажите, слова религии благороднее речей Роберта Грина Ингасола?
  «Назови меня неверным, назови меня атеистом, но мои дети смогут прийти к моей могиле и правдиво сказать: тот, кто спит здесь, никогда не делал нам больно. Сейчас он прах, но он не говорил недобрых слов».
  И сравните эти слова со словами Иисуса Христа: «Ибо я пришел разделить человека расходится с отцом его, и дочь с матерью ее... Враг человеку семья. Любящий отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня».
  В наше время мы видим религиозную революцию. Мы видим освобожденное великой силой вольнодумцев прошлого человечество. Поэтому наша борьба сегодня уже не против теизма. Аргументы, которые использовали вольнодумцы более века назад, в настоящее время применяются даже либеральными священниками. Кто может отрицать достижения прогресса, когда сами священники отказались от теизма?
  Во имя Бога и любви к Богу священники творили ад во всей своей ярости. Неудивительно, что в настоящее время теизм отвергнут столь многими. Даже в наших богословских колледжах сегодня невозможно ограничить умного человека уздечкой теизма. Впрочем, период интеллектуальной честности не делает чести служителям культа. Грядет нравственная революция. Не за горами время, когда священнику, берущему деньги на молитву за «упокой», будет предъявлено обвинение в фальсификации и обмане, он будет арестован, как подвергаются аресту мошенники.
  Разве не смешно, когда современный епископ делает публичное заявление: «Я не могу поверить в непорочное зачатие, воскресение Христа, словам Писания.»
  Да-да, и духовой оркестр играет, развеваются флаги, прославляется
  «большое мужество» этого епископа. Но на подобных людей следует
  смотреть скорее с жалостью, они только сегодня обнаружили то, что было известно столетиями ранее.
  К слову сказать, у нас нет никаких аплодисментов для таких священников, они украли славу и почести у вольнодумцев прошлого, прикрывшись одеждой «либеральной религии».
  Половинчатые решения «либеральной религии» бессмысленны. Революция закончится в тот момент, когда священники покаются в своих религиозных убеждениях, рассмеются над бредом прошлого, когда отвергнут убеждения, лишь
  несколько десятилетий назад деспотически навязываемые людям, из-за
  которых тысячи людей несправедливо замучены, нравственно страдали!
  Сохранится ли религия? Или она обречена, останется лишь в истории, как и рабство? Впрочем, что такое рабство, если сравнивать с религией?
  Многие столетия религиозные деятели заключали в тюрьмы и заковывали
  в кандалы несогласных, отупляли разум. Кроме того, этот позорный институт поддерживал рабство, проповедовал допустимость кандалов и пыток! Когда же были предприняты усилия, чтобы упразднить ненавистное рабство, оказалось что многие верующие активно мешают всякими «компромиссами» делу освобождению рабов.
  И усилия тех людей, кто сегодня предлагает искать компромисс с религией, принять извинения за прошлые преступления религии только продлят агонию религии. Ибо задача искоренения грязного пятна с одежд цивилизации усложнится. Находятся ведь люди, которые утверждают, что религию можно «привязать» к человечности. Возможно ли провести гуманизацию невежества, суеверий и жестокости?
  Запах роз всегда останется сладостным, даже если мы назовем розу другим именем. А религия будет столь же отвратительна под любым названием.
  Если бы мы могли осуществить «гуманизацию» религий, тогда действительно свинец может трансформироваться в золото. Но это мечты алхимиков. Кто верит алхимикам? Спасибо за внимание. Спокойной ночи.
  PS Посмотрите фильм, как же жалко этих людей, страдающих за свою веру! Если американский радиоведущий сильно прикладывает верующих, то «искоренение» религии (то, о чем мечтает американец) на деле вызывает глубочайшее сострадание к религиозным людям. https://www.youtube.com/watch?v=u0rYcTLfhDg
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"