Сорокоумовский Иван : другие произведения.

Фритьоф Капра, "Размышления о Духе и Наследии шестидесятых"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фритьоф Капра (Fritjof Capra) - австрийско-американский физик, писатель. В России известна его книга "Дао физики" (1975). Статья  написана 1 декабря 2002. В статье меня  заинтересовали следующие моменты. Физик пишет, что многие хиппи не признавали слова «хиппи» как самоназвания. Кроме того, автор дает сведения о религиозно-мистических спорах в шестидесятых. Капра также  уделяет внимание т.н. «магическому реализму» и международным аспектам контркультуры.

  ...Шестидесятые были периодом в моей жизни, когда я испытывал самые глубокие и самые радикальные трансформации души. Для  людей, погруженных  в культурные и политические движения шестидесятых годов, этот период остается десятилетием особого вида сознания.
  Это состояние можно характеризовать как «трансперсональное расширение» - ставящее под сомнение авторитет власти, вызывающее ощущение силы чувственной красоты и доверие к человеческому сообществу. Подобное состояние сознания распространяется также на семидесятые годы. Можно сказать, что шестидесятые годы закончились  лишь в декабре 1980, в  момент убийства Джона Леннона. Огромное
  чувство утраты ощущали многие из нас, и тогда же для многих из нас
  возникло ощущение гибели целой эпохи. Вероятно, в течение нескольких дней после рокового события мы заново пережили магию шестидесятых годов. Мы были в печали и слезах, но одновременно мы сохранили самое чувство очарования временем, поэтому наше сообщество живо до сих пор.
  Куда бы вы не поехали в те дни, в каждом районе каждого города, в
  каждой стране мира вы слышали музыку Джона Леннона.
  Вы можете сказать,что я  мечтатель. Но я не единственный такой человек, я надеюсь, однажды вы присоединитесь к нам. А мир будет жить как одно целое.
  В этой статье я постараюсь вызвать дух этого замечательного
  периода, выявить определяющие характеристики, а также дать ответ на
  некоторые вопросы, которые часто задают в наши дни: что случилось с
  культурными движениями шестидесятых годов? Что они достигли, какое у них наследие?
  Расширение сознания!
  В эпоху шестидесятых преобладало расширение сознания  двух
  направлений. Одно из них: движение против резко возросшего в обществе интереса к материализму, ответ на «светскость» западного общества. Это движение породило новый вид духовности, подобный мистическим традициям Востока. Такое расширение сознания, с опытом получения информации неординарными способами,  традиционно достигающихся посредством медитаций, но эти состояния могут также возникать в иных контекстах. В то время первый вид расширения психологи называли «трансперсональным». Психоделические препараты важны для этого  движения, впрочем, как и поощрение человеческого потенциала расширения сенсорной осведомленности. В те годы был популярен лозунг: «Выбросьте все из вашей головы и отдайтесь на волю чувств!»
  Следствием такого воздействия «иной реальности» на нас было
  постоянное ощущение волшебства и благоговения.
  Вопросы полномочий.
  Другой аспект общего движения за расширение общественного сознания потребовал пересмотра в политических областях. К властям предъявили радикальные требования. Это происходило независимо в нескольких областях. Американское движение за гражданские права включило черных граждан в политический процесс, были достигнуты права на свободное передвижение, подняты вопросы прав студентов.
  В Европе тот же самый дух шестидесятых привел к памятному восстанию французских студентов, которое до сих пор называют просто «май 68-го».
  В это время прекратились все исследования, преподавательская
  деятельность, студенты французских университетов под руководством
  Даниэля Кон-Бендита распространили свою критику университетов на критику общества в целом, солидаризовались с французским рабочим движением, в попытке изменить весь общественный порядок. В течение трех недель администрация Парижа и других французских городов, общественный транспорт, предприятия, оказались парализованы всеобщей забастовкой. В Париже люди проводили большую часть времени на улицах, обсуждая политику, в то время как студенты
  занимались обсуждением стратегических вопросов в Сорбонне и других
  университетах. Кроме того, они заняли Одеон, просторный театр Комеди Франс, превратили его в «Народный парламент», где обсуждали свое идеалистические видение будущего социального порядка.
  1968 был также годом знаменитой «Пражской весны», когда чешские
  граждане под руководством Александра Дубчека поставили под сомнение авторитет советского режима. События столь сильно встревожили Коммунистическую партию Советского Союза , что несколько месяцев спустя началось зверское вторжение в Чехословакию.
  В Соединенных Штатах Америки антивоенные вьетнамские протесты превратились в сборные пункты для студенческого движения и контркультуры. Эти события вызвали огромное антивоенное движение, оказавшее значительное влияние на американскую политическую арену, что в конце концов привело ко многим памятным событиям, в том числе к решению президента Джонсона не добиваться переизбрания, известной демократической конвенции в Чикаго 1968 г., скандалу Уотергейта, отставке президента Никсона.
  Новое чувство общности.
  Движение за гражданские права поставило под сомнение власть «белого
  общества», авторитет социальных институтов и учебных заведений. Со своей стороны, женское движение подвергло критике патриархальную власть. Гуманистические психологи подорвали авторитет врачей, а также наметили пути сексуальной революции, вызванной появлением в
  аптеках противозачаточных таблеток. Было сломлено пуританское отношение к сексуальности, типичное для американской культуры.
  Радикальное отношение к власти и расширение социального и
  трансперсонального сознаний породили целую новую культуру -
  контркультуру. Контркультура может быть определена как оппозиция к
  господствующей «прямой культуре», объединение различных систем
  ценностей. Членами этой альтернативной культуры стали люди, которых
  часто называют хиппи, однако сами члены контркультуры редко
  используют этот термин. Чтобы отличить себя от «Crew Cuts», людей,
  носящих дорогие костюмы, мы носили длинные волосы, красочные одежды, цветы, бусы, другие украшения. Многие из нас были вегетарианцами, мы сами пекли свой хлеб, занимались йогой, медитациями, учились различным ремеслам.
  Наша субкультура вступала в  тесные связи с музыкой, поэзией, литературой того периода, у нас разрабатывались собственные ритуалы, было общее увлечение духовностью и оккультизмом, общее видение нового мирного и красивого общества.
  Рок-музыка и психоделические наркотики оказали мощное воздействие,
  которое сильно повлияло на искусство и образ жизни хиппи-культуры.
  Кроме того, чувство близости, миролюбие, доверие к людям выражалось в общинах хиппи в наготе и свободной сексуальности. В наших домах мы часто совершали воскурения и держали маленькие алтари с эклектичными коллекциями статуэток индийских богов и богинь, совершали медитации, молились Будде, гадали на книгах или монетах, собирали различные «личные» священные предметы.
  Некоторые движения шестидесятых возникали как-бы независимо от
  генеральной линии,  часто существовали лишь в течение нескольких лет,
  но столь же часто подобные ручейки вливались в мейнстрим, объединялись. В 1970-х годах все эти ручьи, потоки, реки превратились в одну  субкультуру. К тому времени психоделические наркотики, рок-музыка, мода хиппи выходят за рамки национальных границ, налаживаются прочные международные связи.
  Многонациональные племена хиппи создаются в нескольких контркультурных центрах: в Лондоне, Амстердаме, Сан-Франциско (Greenwich Village), а также в более отдаленных и экзотических городах, таких как Марракеш и Катманду. Эти практики частого межкультурного обмена приводят к возникновению «альтернативной мировой общественности», задолго до наступления эпохи глобализации.
  Музыка шестидесятых годов.
  Общий дух шестидесятых годов нашел свое выражение в различных формах искусства, часто в радикальных новшествах, поглощенных различными аспектами контркультуры, Рок-музыка оказалась лучшим связующем звеном.  Beatles сломали систему руководства музыки известными студиями, написали свою музыку и слова, создавая новые музыкальные жанры, даже основали собственную компанию по записи музыки. Боб Дилан выразил дух политического протеста в мощной музыкальной поэзии, ставшей гимном шестидесятых годов. Rolling Stones предоставили контркультурное видение мира, дали образцы новой сексуальности, а «кислотная психоделика» Сан-Франциско успешно тиражировала психоделический опыт.
  В то же время «свободный джаз» (опыты Джона Колтрейна, Орнетта Коулмена, Sun Ra, Archie Shepp) разрушил иные  традиционные формы музыкальной импровизации, дал сцену для духовности, для радикальных политических стихов, создал уличный театр шестидесятых.
  Композиторы  Карлхайнц  Штокхаузен  и Джон Кейдж сломали обычные музыкальные формы, включили в свою музыку чувства «спонтанности» и «расширения». Очарованность хиппи индийской религиозной философией, искусством, культурой привела к большой популярности индийской музыки. В те годы были востребованы альбомы Рави Шанкара, Али Акбара Хана,  других мастеров классической индийской музыки, наряду с роком, народной музыкой, джазом, блюзом.
  Рок и наркотики шестидесятых годов нашли и свое визуальное выражение в психоделических плакатах концертов легендарной эпохи, особенно в Сан-Франциско, на обложках альбомов, ставших иконами
  контркультуры. На многих  рок-концертах делали «световое шоу» - новаторская форма психоделического искусства, когда изображения разноцветных, пульсирующих, и постоянно меняющихся форм проецируется на стены и потолки.
  Громадное влияние оказала поэзия шестидесятых, в том числе в текстах
  песен, в  народной музыке.
  Проза и поэзия Аллена Гинзберга, Лоуренса Ферлингетти, Гэри Снайдера и др. приобретает популярность.
  Получила известность новая литературная форма: «магический реализм» латиноамериканской литературы. В своих рассказах и романах писатели Борхес, Габриель Гарсия Маркес смешивали реалистичные описания жизни с фантастическими элементами сказочный природы,  метафизическими аллегориями, мифическими преданиями. Это был идеальный жанр для контркультуры, с ее измененными состояниями сознания, всепроникающим чувством волшебства.
  Как дополнение  к латиноамериканскому «магическому реализму», возникает жанр научной фантастики, особенно проявившийся  в сложных сериях романов Дюна Фрэнка Герберта. Работы фантастов оказывают большое влияние на молодежь шестидесятых годов, мы также можем вспомнить книги  Дж. Р. Р. Толкиена, Курта Воннегута. Многие из нас обратились к литературным произведениям прошлого, например, к произведениям Германа Гессе, в работах последнего мы видели отражение нашего собственного опыта.
  А вымышленный шаманский мир Карлоса Кастанеды удовлетворил тоску хиппи по иной духовности и «самостоятельной реальности».
  Фильмы, иные виды искусства.
  В шестидесятые годы были нарушены все мыслимые традиции театра, кино и танца. Действительно, возникают «живой театр», театр танца Джадсон. В спектаклях участвуют актеры и танцоры, художники, музыканты, поэты, режиссеры и даже зрители. Мужчины и женщины часто пользуются равным статусом; нагота была частым явлением. Спектакли, иногда с сильным политическим текстом, проводились не только в театрах, но и в музеях, церквях, парках и на улицах. Все эти элементы объединены сильным чувством общности, характерным для контркультуры.
  Режиссеры кино, начиная с пионеров французского кино «новой волны», порывают с традиционными методами искусства, создавая мультимедийные традиции, зачастую кардинально отказываясь от прежних норм. Например, мы можем найти «непочтительность» и политический протест в фильмах Годара; вызов материализму и всепроникающее чувство отчужденности в картинах Антониони и т.д.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"