Тема конкурса "Философи Я" позволяет мне сказать несколько слов о себе.
Для чего мне конкурсы? И конкурсные обзоры?
Поэзию воспринимаю в качестве одного из способов познания мира, тех его сторон, которые не вписываются в формулы и законы. Конкурс - выставка, фестиваль, игра. Игра, в которой для меня призом будет обнаружение стихотворений, в которых:
- увижу неожиданные, необычные образы, раскрывающие новые стороны известного,
- обнаружу свежую мысль,
- окажется: "И я, и я так думаю, это же про меня, только мне не удавалось найти нужных слов" (что-то такое сказано у Макса Фрая про книги, которые больше всего нравятся читателям, точную цитату не нашла),
- найдется загадка, такая, чтоб разгадывать было интересно и познавательно.
Или просто стихотворение "ляжет на душу", иррационально.
Не имею филологического образования, не намереваюсь в коротких заметках о прочитанном вдаваться в тонкости теории стихосложения (не знаток), не предполагаю, что критические замечания, высказанные по адресу стихотворений, должны послужить для их правки (иной раз править- только портить, и менять что-либо в тексте - исключительное право автора). Но все-таки, надеюсь, что взгяд на текст со стороны может представлять для авторов некоторый интерес, послужить предметом обсуждения или принести некоторую пользу в будущем.
На этот раз поставила на самую дальнюю полку любимую мной книгу Карнеги и стану говорить о стихотворениях без словесных кружев, как умею. Давайте не забудем, что ИМХО - это всего лишь ИМХО, и никто не застрахован от того, чтобы нечаянно не принять пение флейты за скрип телеги.
И еще: когда читаю стихотворения, не интересуюсь личностью автора. Вижу только текст. Для ИМХо не имеет значения, молод автор или стар, новичок ли он или заслуженный долгожитель Самиздата.
по ссылке - продолжение кратких комментариев к конкурсным стихотворениям:
гифок еще не было, и пространством стихотворения оставалась плоскость. Сегодняшние возможности визуализации намного шире. Если бы меня спросили, в чем основное новшество в искусстве конца двадцатого века, я бы сказала, что это компьютерные игры (сочетание сюжета, текста, визуального ряда, музыки) и продукты веб-дизайна. Желание что-то сделать с текстом, вывести его за пределы чисто словесного восприятия, нарастает. Вот и на Самиздате (с его довольно невеликими возможностями визуализации) уже есть конкурс, где представлена стихографика. Жутьке самой хочется простые рифмушки окрасивить, добавив к ним оформление (сама не умею, Лана делает).
И летит утка. Завораживающе летит, хоть и совсем просто все сделано. Но надо бы перестать завораживаться, и все-таки текст прочитать.
'Осень. Она не извне.
Не в ветре, дождях и лужах.
Она не придет снаружи.
Осень.
Она во мне.'
И тут оказывается, что текст-то - совсем даже и не скучный.
Нужна ли утица? Наверное, да. Придает аромат иронии. Без нее можно было бы решить, что это очередной осенний плач. 'Летять утки, и два гуууся...'
Ах, как ощущается дыхание юности. Лето только-только началось, хочется идти по улицам, подставлять лицо ветру и даже не мечтать, а просто впитывать сегодняшнее. И вдруг в эту нежную, лиричную ткань стихотворения влезает тяжеловесное:
'Ещё не узнать, где та грань, где со злом
Сойдётся добро, с неизбежным ударом.'
По сюжету оправдано, но как же хрупко волшебство...
Забавное стихотворение, влегкую использующее расхожие образы поэтической философианы: тут и 'нарисованный мир', т.е. мир иллюзий, и возможность для лирического героя устроиться воробышком, и 'в удовольствиях беспробудно' (противопоставление удовольствий труду души и тела - одна из традиционнейших тем поэзии), да еще и 'кичиться успехами' - тоже из числа 'фраз-знаков'.
И вдруг:
Наши прихоти - это мелочи. (кто б спорил), но если лирический герой так считает, что почему вторая фраза:
'Жить, чтоб вырасти - просто нЕзачем.'?
Получается, на протяжении всего стихотворения лирический герой иронизировал над обывательской философией, над житьем ради своих прихотей, успехов и удовольствий, а в последних строках отрицает духовный рот? А какой еще рост может быть столь абстрактно поименован? 'Жить, чтоб вырасти'! Это ж благороднейший лозунг, вырасти над собой, вырасти духовно.
Жизнь -театр. Теперь уж и не найти сразу, кто первым пустил в оборот этот образ.
Даже у Хайяма есть про кукольный театр: 'Мы послушные куклы в руках у творца'
Но в стихотворении есть неожиданный отттенок: обычно про 'жизнь-тетр' говорят с отрицательным настроем, дескать. Все вокруг -лицемерие и лицедейство. А тут лирический герой настроен романтически-снисходительно. Что и не удивительно. Ведь ему довелось быть 'рыцарем, принцем, поэтом'. Завидная участь. Стихотворение непритязательное и милое. Девушкам должно понравиться.
'Пусть короб страданий начислен' - не могу понять метафоры 'начислен короб'. 'начислена зарплата', 'начислен штраф'. 'Пусть' - опасное слово, почти наравне с 'уж'. Сама им злоупотребляю, потому что легко с его помощью ритм править.
'Мы наш, мы новый мир построим', 'Десять дней, которые потрясли мир'.
Сейчас скажу пару слов не в тему: об Октябрьской революции много спорят. Но если бы ее не было, может быть, современный технический прогресс, и достойная жизнь для трудящихся во многих странах так и не появились бы.
Про прогнивший забор звучит странно: а что, где-то такой забор сгодится за защиту?
Сюжет понравился. Некоторые строки просто афористичны:
'И уже не катиться во тьму, а катить этот мир.' (сизифов труд?)
'бросались под ноги идеям живыми людьми'
'Потрясти этот мир и тем самым спасти этот мир.'
'Стать уродливой куклой, гореть на победных парадах,
Лечь на рельсы истории всеми своими костьми...' - о да, это ведь про нашу совсем недавнюю историю.
Стихотворение легко читается. Некая маршеобразность. И это хорошо, потому что если о серьезных вещах слишком серьезно - будет не поэзия и публицистика.
'Из себя давлю слова по капле, (кто-то раба из себя выдавливает, а кто-то слова. Просто жуть. А может, не надо давить? Пусть текут свободно)
С души кровавые срывая лоскуты. 9господи, что это с душой? Почему она в кровавых лоскутах? Поранилась, бедная, о рении жизни. Может, не надо срывать, а перевязать с целебной мазью)
мТо льётся тушь на мятые листы (гмм... не могу сообразить, где теперь применяют тушь. Разве что художники ее используют. Но почему листы мятые? Это какое-то новое слово в графике)
То вдруг замру, подняв перо, как цапля.' ( как это интересно, цапля поднимает перо?)
'Речей не слышу, хоть слова просты.
Глаза забиты корабельной паклей.' ( боже мой, как теперь сложно пишут, почему бы не сказать 'забиты уши корабельной паклей' - было бы, хотя бы, логично, лирический герой не слышит речей, потому что уши забиты паклей)
Вызывает уважение жизненная позиция лирической героини, которая призывает прощаться с любовью, сдерживая проявления избыточных отрицательных эмоций. Что рыдать, если любовь ушла, не лучше ли посвятить себя новым надеждам.
Но изложено небрежно, рифмы неинтересные, читается так тяжко, будто воз в гору везешь.
От стихотворения остается ощущение 'странички из дневника', просто записи о пережитых чувствах, как пришло - так и записано. От этого небрежность. Начинается рссказ от первого лица, затем переход ко второму (поначалу кажется, что лирическая героиня обращается к 'сопротивлению', но потом оказывается, что 'ты сидишь',выходит, 'ты' уже не сопротивление, а сама героиня.
Если бы Печорин сочинял стихи, наверное, что-то такое и явилось бы из-под пера его. А что, все старые цели уже достигнуты? Везет же лирической героине.
'Мне надоело клянчить благосклонность,
Разменивая чувства на кровать,
Изображая тишь да благодать,
Плетя интриги, маскируя подлость.' нет, ей все-таки не очень везло... Чем приходилось заниматься... От такой жизни и вправду постигнет разочарование.
'Прекрасное осталось не у дел,
Но при делах безвкусица и пошлость.' - такое чувство, что каждое второе стихотворение на литсайтах, где повествуется о проблемах сегодняшнего дня, не обходится без этой сентенции. Хотя, в сонетах Шекспира тоже можно отыскать нечто похожее.
Что тут сказать. Скажу лишь: не всякое сочинение в рифму является стихотворением. Даже если лирический герой полон праведного гнева по отношению к бандитам и олигархам.
'Проплывающие мимо акулы хвастаются белым набитым пузом.
их главарь (несомненно) бьется мордой тупой в стекло.
что это? Рим- пилигрим, беспардонный Берлин или разиня- Тулуза?'
Интересное стихотворение, чем-то напомнило мне Оскара Боэция, его стиль:
http://zhurnal.lib.ru/b/boecij_o/dnoneba.shtml
Акулы мирового империализма. Акулы пера. В самом ли деле акулы плавуют стаями? Но если да, у них должен быть именно главарь. Рим-пилигримм и созвучно и понятно, беспардонный Берлин - тоже какое-то созвучие есть, и намек на немецкую жесткость, а почему Тулуза- разиня? Наверное, чисто из-за звукоряда.
Вот ведь. Такое простое, но настроение зимнего холодного одинокого вечера - есть, когда страшно от своих мыслей, и огни с улицы не успокаивают, а тревожат еще больше, словно глаза хищников в пещерные времена
Молитва. Не понятно только, к кому обращенная. Может быть, ко князю Тьмы? Грязь ему пригодится.
'Променяли на похоть крылья,
Не ценя еще доступ в рай.
Не учли, что до тверди мили,
И упали в порочный край.'
Аллегория простая, многократно использованная в поэзии. Не вижу, чтобы автор внес что-то новое. Не понятно вот что: если герои стихотворения имели крылья, значит, они летели. А если до тверди мили - то, учитывая единицу измерения расстояния, речь идет о плавании. Повезло им. Могли бы и разбиться. Интересно, кто им дал похоть взамен крыльев? Не иначе, как дьявол.
Грустное женственное стихотворение. И алые паруса, и сожженные мосты, и 'не вернусь' - все атрибуты 'прощальной жинской лирики' присутствуют. Должно нравится романтическим девушкам.
Мне бы это стихотворение прочитать лет тому назад двадцать... Сколько было бы восторга. И по поводу этакой лихой описательности (вспоминается Гоголь, 'Кровавый бандурист'), и по поводу размышлений о природе человеческой, рождаемых этим текстом. Сегодня - уже не то. Физиология прочно заняла место в стихотворениях, можно еще и пострашнее отыскать, а современные СМИ, стаскивающие с человека не только исподнее, но и кожу, уже не вызывают отклика, а лишь раздражают.
Вот что понравилось:
'Вина человека в том,
что он не верит в прогресс.'
Всегда найдут, за что 'привлечь' нестандарт, за веру, за неверие, за красный цвет, за белый, да хоть за зеленый. Нынче уж и радуга в некоторых отдельно взятых местах под запрет попала.
Лирический герой несказанно крут: сумел послужить и Богу и диаволу. Чего не скажешь о стихотворении. Рифмы столь бледны, что лучше бы их и вовсе не было.
'Провести всю жизнь в движеньи
И, разрываясь между верой и сомненьем' - и банально, и неблагозвучно.
Конечно, метафору можно попробовать угадать: человек самодостаточный, которому неважно, что о нем думают другие. Но описание уж очень скучное. А что, коротконосым птицам нельзя на айсберг?
Стихотворение - одна сплошная ирония, как это часто случается у этого автора.
И конечно, трудно не вспомнить стихогенераторы, широко расплодившиеся сегодня на просторах интернета.
'Светили звёзды. Словно гвозди,
Вбивали свет свой в щели век.' - красиво сказано, но не правдиво. Солнце могло бы, а звездам не хватит мощности.
А мне понравилось. Может быть, потому, что не так уж много на конкурсе оптимистического, а может быть, потому, что вспомнился фильм 'Иисус Христос-суперзвезда', где в финале распятого снимают с креста, и он вместе со всеми идет к автобусу (актеры уезжают со съемочной площадки).
Где-то встретилась фраза: Солдаты! Ваше дело не умереть за Родину, а сделать так, чтобы за свою родину умер ваш враг.
Как по маслу читается. Легко, даже мотивчик какой-то известный. Ирония прекрасна.
И в то же время - очень и очень жизненно. И в то же время разбросаны в нем, как камешки на дне воды текучей, постмодернинки
'праздник каждый день', 'огонь, вода, трубящая медь',
' дурака найди, а потом валяй',
'чтоб колоть орехи, нужна печать'
И в финале серьезная фраза:
'научись отказывать к сорока,
остальное время учись молчать.'
А ведь действительно, умение говорить 'нет' нелегко дается, но оно необходимо для человека самостоятельного. А ведь действительно, 'учись молчать' - неоднозначно. Это и трусливое 'молчание перед сильными', и 'мудрое' молчание тогда, когда слово-не воробей, когда не надо спешить с ним.
Вспомнился анекдот: мы научили ребенка говорить, а как теперь научить его молчать7
Хорошее стихотворение.
Кладбища кусок.' - не поняла, как это от жизни должен остаться кусок кладбища? И почему осталось, а не остался?
Почему-то не хочется разбираться в этом стихотворении. Очень уж неблагозвучное.
И еще одна милая шуточка. Лирический герой, лукавит, однако, прикидываясь, что хочет быть 'как все'. Ничего подобного. Он хочет быть круче: всем конфетку, а ему - шоколадочку. Ходить шеренгами по ниточкам!
С творчеством этого автора уже познакомилась на предыдущем конкурсе. Здесь он верен себе. Видимо, надо разбирать каждую строчку в поисках литературных аллюзий. Но лень мне. Честное слово, Сонни Даймар не хуже пишет.
Что-то детское звучит в стихотворении. Может быть, ребенком автор его сочинил, потому и 'ведь ей уж так много веков' (не веков, конечно же, а миллионов лет:), потому 'небо уходит вдаль', и 'быль' для рифмы. Когда автор юн, ему многое кажестя внове, даже голубые волны.
Что-то завораживающее и в то же время отталкивающее в образе лирической героини. Старуха -ребенок? Пережившая свой мир и оставшаяся в зазеркалье? Впавшая в детство от потерь?
Надменной печали.' - понравилось, импрессионизм. Поле безлошадное, потому что откуда нынче в поле лошади. И фиолетовый цвет вечера. И обнаженный знак неизвестно чего. А вторая строфа не понравилась. Описательность не согласуется с таинственностью первой.
История, рассказанная в стихотворении, жизненная. В самом деле, не раз приходилось встречать людей, которых исцеление от тяжелой болезни приводило к вере. На грани жизни и смерти бывает и переоценка ценностей, и возникает желание жить чем-то большим, чем повседневные нужды. Кажется, если бы это была прозаическая миниатюра, впечатление было бы сильнее. К сожалению, стихотворную форму не могу счесть удачной. И из-за неинтересных рифм, и из-за канцеляризмов: 'жизненные центры','чему свидетельством рентгеновское фото' (иногда такие детали служат для 'разрядки напряженности', для придания нотки юмора. Здесь - полностью серьезный настрой, и оттого не смотрится).
Ироническое стихотворение о старости вполне читаемо. Но не все в нем понятно. Почему строки мемуаров становятся чаще? Почерк портится? А почему стул все чаще? Обычно у стариков запор бывает.
АНАФОРА - кажется, так называется этот прием, когда каждая строка начинается с одного и того же слова. В стихотворении прием работает, создавая ощущение спотыкающейся старческой речи.
"Всё чаще думаю о смерти,
Всё чаще до утра не сплю,
Всё чаще горьких жду известий
И не приемлю, не терплю!"
Но в целом, скучновато, не в последнюю очередь из-за чрезвычайно простых рифм и длины.
"Парус" Лермонтова невозможно не вспомнить при чтении стихотворения:
"Как будто в лодке посреди великих вод
Плыву. И шторма нет. Качает, но не сильно.
В глазах искринки водят дикий хоровод
От напряжения (дорога многомильна)."
Но если лермонтовское - о романтической юности, то здесь лирический герой немолод и держит тего на плаву терпение и молитва. Образ неплох. Но исполнение оставило ощущение печальное:
Эти искринки, водящие дикий хоровод, и "буйный ветер", и "волшебные строчки", и "постылые словоблудия" и "тленный парус" ( а что, нетленный мог бы быть?) - все эти романтические детали, словно пришедшие в стихотворение из произведений прошлого века, нарушают достоверность образа одинокого путешественника по океану жизни. Похоже на корабль в бутылке.
Стихотворение-шутка, где есть и басенные лебедь, рак и щука, и колобок - жуликоватая фирма, и полено буратино, и "быть или не быть", и даже политический намек:
"перезагрузка знаков в урны
в воронку нравов выбор пал"
Забавное, нескучное, можно играть в разгадки его загадок, но - не могла отделаться от ощущения, что нахожусь на сайте:
Там избавишься от видений, но не станешь ангелом света."
Не хотелось бы вспоминать про Бодлера и опиум, но ничего не могу поделать. То, что в прошлом могло казаться причудой творческого человека,сегодня превратилось в опаснейшую социальную болезнь. Остается счесть стихотворение аллегорическим. Но содержание его вызывает у меня отторжение на подсознательном уровне.
Конечно, идея близости к природе, к вселенной, взаимопроникновения микро- и макрокосма, хоть и многократно служила темой стихотворений, но послужит еще не раз. Но "хрустальные слёзы" и "бархатные ночи", но "небо-небыль"... Это слишком много для меня в таком маленьком стихотворении. Глубина вторичности, рифма "ногами-ночами" печалят.
Строки Пушкина свидетельствуют о том, что сюжет стихотворения И.Бродского рожден давно. Легко определяя отличие изобразительных средств в этих двух случаях, и оттенков, придаваемых временами и обстоятельствами биографий, не в состоянии в представленном на конкурс стихотворном фанфикшене выявить специфику, особинку взгляда автора. Воспринимать ли фразу
" Чтоб в тихой грусти у подножий плит
Родных могил, изведав все мытарства
Земных дорог, покоить свой костяк"
в качестве пародийной? Наверное, придется. Ведь лирическому герою придется покоить именно свой костяк, не чужой, да еще и в тихой грусти. Это, выходит, он в зомби превратился?
А еще "чрево дола". Стало быть, если кладбище на холме или в гористой местности, то не годится?
Случалось встречать на сетевых просторах фанфики, достойные оригинала. По-моему, это не тот случай.
В стихотворении сделана попытка изложить эту фразу достаточно пространно. По-моему, попытка не удалась. Рифмы бедноваты, много повторов одного и того же, только разными словами.
"И пусть жизнь у огня короче,
Но исполняет она цель,
Не темень отгоняя ночью,
а выгорая до углей." - короче, чем у кого? Исполнить цель? Говорят "исполнить предназначение", "достичь цели" "жизнь исполняет цель" - словно калька с иностранного. Давайте развернем в виде прозы, получится: жизнь огня исполняет цель, не отгоняя темень, а выгорая до углей. Получился лозунг анархистов: движение (выгорание) -все, цель - (дать свет) - ничто.
Стихотворение начинается с "благородной архаики" - "страхи, страсти, что издавна над человеком властны", заставляют думать, (несмотря на современные "инстинкты", о коих в девятнадцатом веке понятия не имели), что перед нами попытка стилизации. Конечно, в прошлом такого рода философские размышления о "вратах обмана", коими полнится жизнь земная, были в ходу. Но нет, это не стилизация. "кривизна реальности", "габарит" "палитра чувств" - это современный поэтический язык.
Такое смешение часто применяется для создания комического эффекта. Но стихотворение не смешное. Или у меня с чувством юмора опять неважно.
И вдруг, после всех аллегорий обманчивости жизни:
"Мне не дано кошмар искоренить,
И словно пленник разных наваждений,
Хватаюсь за спасительную нить
Рассвета, как противника видений."
Оказывается, лирической героине снится сон. Всего лишь сон. Прямо как во многих фантастических рассказах, когда автор,запутавшись в сюжете, решается разбудить героя в самый ответственный момент.
Что это было? Изложение в рифму некоторых библейских изречений? Стилизация? Мотив смерти-сладкого сна нередок в мистической поэзии прошлого. А что такое "листы забвения"?
Ничего себе, сладкий сон: под какофонию или хорал не поспишь.
Замечательное хулиганское стихотворение. Даже тамбовский волк, который не товарищ, а человек-человеку, присутствует. Вспомнилась сказка про то, как орешина курочке глаз выхлестала, а петушок хотел, чтобы коза за это орешину обглодала, а коза не пожелала, пришлось звать волка, а волк был сыт, пришлось звать собаку... и так дотянулось до деда с ружьем.
"Прямо у дома,
В единый присест
Шкурку и мясо,
Кости и мех -
Каждого каждый...
КТО ЖЕ ЗА ВСЕХ?" - разве что господь бог. Да и тот...
Хулиганству простительны и простая рифма и маршевый ритм.
Скучно, просто не передать как скучно. Только пандавы и кауравы, помнится, убивавшие друг друга черт его знает по какой пустяковой причине, создают оживляж. Вспомним про битвы остроконечников и тупоконечников и не забудем, что республиканская и демократическая партии США идеологически отличаются друг от друга не более, чем два смайлика.
"Беда от нежного сердца", " и вместо сердца пламенный мотор" - вот что приходит в голову сразу.
Все-таки сердце - именно насос ( а не мотор) для перекачивания крови. Конечно, поэтическая традиция предписывает искать чувства именно в нем, а не в гипоталамусе каком-нибудь или лимбической системе.
Но в этом технически несовершенном стихотворении подкупает очень достоверный образ лирической героини, юной девушки, лет этак тринадцати, влюбленной в первый раз.
Жизнь - мост над пропастью. Не помню, где встречалась эта метафора.
Но стихотворение понравилось. И потому что "шаги глотает пустота как яблоки планет", и потому что "свернулся еж в груди". И пусть рифмы просты, а "мрак тяжелый", но финал хорош:
Cимволика маски вполне традиционна, черное-белое, оптимист-пессимист. С точки зрения благозвучности - тяжелый случай. У маски - очи? Почему грустно очерченный рот вызывает сонливость? И у кого? У лирического героя? Но он же в маске? Или нет? Половина маски вздохнула? Представила себе эту метафорическую ситуацию, стало не по себе. Рифмы - просто плакакть хочется. Лучше бы уж совсем их не было.
О, да, проклятый интернет, проклятый телевизор! А раньше... раньше все было духовнее, значительнее... Островского А.Н. разве что перечитать, про купеческий быт... Подумать только, "быта тяжкое бремя"! Холодильники, стиральные машины, супермаркеты, не то что, прежде, корыто, керогазы и суп каждый день надо было варить, чтоб не скис. Мысли, давящие поводком, метафора просто необычайно смешная.
Но последнее четверостишие хорошее, стрелки-ножницы впечатляют.
" Стрелки-ножницы чётко,
Подстригают минуты,
Нашей жизни короткой
И секунды ... кому-то. "
Интересно. Почему не прижились хронометры без стрелок? Что-то привлекательное есть в движении стрелок, в движении по кругу?
"оставь надежду всяк, сюда входящий". Безнадежно неудачное. Вроде бы, каждая отдельная строка и ничего особенного собой не представляет, но вместе получается и не ритмично, и не благозвучно, да и смысл малоинтересный.
-... бедная душа... кто ж ее так? Ладно бы еще только страданием и горечью, так ведь еще и негой! Не иначе, как это душа влюбленной женщины. Сперва ее страстной негой умучали, а потом добили страданьями.
Такое надо читать на воскресных проповедях. Прихожанки возрыдают и станут говорить: - А батюшка-то у нас душевный, стихи такие читает, что всплакнуть хочется.
Гммм... краткость, она, конечно, сестра таланта. И ирония присутствует. И... в общем, не люблю я стихотворные миниатюры, кроме одностиший Вишневского, да и те в малых дозах лишь могу принимать. Но иронию автора оценила. Он, конечно, прав. Ибо философствование - суть словоблудие. И как многократно замечал Тимоти Лирик, а прежде - его предшественники, стихосложение - зло, и только краткость может извинить тех, кто занимается этим странным делом.
Некрасовское что-то. Прикольное. Что не понравилось: не поняла лирического героя. Почему он вдруг стал взрослым мужиком? Паспорт получил? Или с девушкой в первый раз?
"Вальпургиева ночь". "Четвертые сутки пылает станица"... "До третьих петухов" Шукшина...Семя в мозг... - кажется, Афина родилась из головы Зевса. Наверное, и дальше в этом ироническом детективе кроются литературные загадки. "дважды и трижды"... - не разгадала эту символику. Такой зажигательный ритм, что хочется мелодию. Наверное, нехилая песня бы получилась.
Хрущевский бульдозер? Pussi riot в храме Зриста Спасителя? Картинка Бидструпа, где обезьяна марает холст, а вокруг буржуазная публика млеет от восторга, не потому, что нравится, а потому, что надо же показать продвинутость...
Идея правильная: "лучше помолчать, а то вдруг обидится кто". Но исполнение неудачное.
"Капли крови доверяя
Вам, бумажные листы." - кошмар! Метафора просто убийственная. Так и представляешь, как лирический герой кровью сердца пишет нетленки. Да купите вы себе комп, сейчас б/у дешевы, тогда и бумагу не придется переводить. И крови поменьше потратите.
Круговорот воды в природе, от молекулы водяного пара, до снежинок. В качестве метафоры жизненнного пути. Правда, не поняла, почему кристаллы оказались на орбите. И почему среда облаков "муторная", тоже не поняла. И как это "спускают срок"? говорят "спустя сутки", "спустя год". "бурлить через края" - странное словосочетание. "переливаться через края" ?
Неблагозвучно. От стихотворения со столь обычным содержанием ждешь качественной формы.
Стихотворение-загадка. Варвара на полотне Рафаэля всегда у меня вызывала подозрения: смотрит потихоньку на зрителя, смиренность ее деланная. И старикашка-папа еще тот типус. Одна Мадонна с младенцем вне земного. Надо бы бы историю картины перечитать. И поискать какие-нибудь высказывания о ней прерафаэлитов. Наверняка можно найти. Тогда, может быть, снизойдет на меня просветление, и удастся понять пока что ускользающий смысл стихотворения.
Насколько мне удалось уловить, это некая стилизация песни бродячего менестреля, может быть, даже для какого-нибудь исторического или фантазийногоромана. В таком качестве оно вполне работает. А как отдельное произведение не выглядит особенно интересным.
Добротное реалистическое стихотворение. И лирический герой, к сожалению, нередко встречаем сегодня. И форма стихотворения нетривиальная, передающая отрывистую, сбивчивую речь "жертвы среды".
увидите и вечность пустоты" - забавно. Кажется, что это стихотворение восторженного юноши девятнадцатого века, героя некоего чувствительного романа. Так и представился старый сад и в нем, в беседке, красивый молодой человек, в белой рубашке со свободным воротом, небрежно держит в руке перо и глядит на луну.
Тексты В. Шилова - не стихи, конечно же, в правильном понимании этого слова. Это гипертексты, шарады (где, кажется, что-то автор сознательно сократил, чтоб "воду не лить", где-то заменил одни слова на другие, чтобы придать трех-четырех смысленность). Не стану углубляться в политические ассоциации, слишком уж они выпирают на поверхность, примерно как приманка в капкане.
Но вот какой вопрос возник при прочтении: А народ - есть? Не в географическом-историческом-этнографическом смысле. А в повседневном. Именно в том самом, когда лирический герой хочет определить - он часть народа или нет. Кстати, примерно такой вопрос задается в стихотворении
но там все куда прозрачнее, и оттого очевиднее. Так же , как и ответ лирического героя на вопрос: -Ты с народом? - Да, пусть народ и не прав.
Но я по-своему на вопрос про народ отвечаю, и это к стихотворению отношения не имеет. Просто, навеяло
Олигархи и чиновники высокого ранга - народ? Нет. Оторвались они от народа.
Сосед мой, пенсионер дядя Миша, всю жизнь на стройке проработавший, - народ? Народ, конечно.
Учительница - народ? Это еще как посмотреть. А жутька, сетевой хомячок? - вот уж точно не народ. Тяжелым физическим трудом не занималась, водку не пьет, матом правда любит ругаться, но и только. Стало быть, не народ, а паразит на народной шее. Народ, он должен страдать, тяжко работать, воевать. "В народ" ходили, у народа есть слуги, воля народа на выборах изъявляется. Народ, он правду видит. Звать народ на борьбу. Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой. В обшем, лирический герой врет все про последнюю сотню. И ни к чему ему из народы выходить. Он не народ, а, как раньше говорили, "гнилой интеллигент". А врубель - это такая деревянная штуковина ребристая, которой в деревнях в старину полотно разглаживали.
Там такой вот дед изображен, труженик, герой войны. Пьет стопку на фоне плакатов. Хитроватый взгляд, чувствуется, что знает он цену всему этому официозу, но не унывает.
Не могу сказать, что по форме стихотворение понравилось, но лирический герой - хорош.
Уже был фанфик на стихотворение Бродского. И еще один. Не могу сказать, что поняла, в чем тут особенность авторская. Фанфики ведь пишут, чтоб сказать: все было совсем не так, как в книге Профессора!