Аннотация: Обзор конкурсных произведений 29-56 в порядке подачи.
Журнал Самиздат: Философия Города. Конкурс стихов
Часть вторая. Заявки с 29 по 56 в порядке подачи.
29М.Г.Ташкентская сага
30Блоодхаст А.О Воркуте
31ЖекаНочь над городом
32Ролдугина С.Мирилл
33Васильев С.В."N" - ску
34Нагорный Э.А.Тени
35Сергеев М.А.Над нашим городом
36Анна Х.Город
37СаммараМой город серьезно болен
38Карсы Б.И дождь, и город, и любовь
39ИннаК.San Francisco
40ВоронинаТ.Снова дождь
41Санрин К.Голос мегаполиса
42Яковлева Т.В.Городской дождь
43Новиков В.Н.Улететь бы белой птицей
44Клеандрова И.А.Вечный город
45Трудлер А.Потомок Ланцелота
46Амид А.В.Не пойду сегодня на улицу
47Мимо П.Философия города/для конкурса/
48Татаркин А.С.терпи... навес.
49Ост А.Лето в столице
50Ледовский В.А.Ноябрьск
51Виверс О.И.Осенний вечер
52Ромашкинская М. Московские цветы
53Любовинкина Т.А. В этом городе нет ничего
54Ink V. На первый поезд
55Ковалевская А.В. В зоне гудрона
56Пак А. В туманной дымке...
29
М.Г.Ташкентская сага
Шумит листвою нежно туя,
О, мой Ташкент, тебя люблю я...
там зелень листьев, в снег одетых.
мальчонка босоногий где-то
в арыке плещется отважно
в руке его пакет бумажный
в нем вишня, сорванная рядом..
Шара-бара* ... звучит в квартале
такое где еще видали???
И осень-с ветрами, дождями,
В газонах-желтыми кистями,
Трава - гербарий сухостоя.
И солнце, даже не слепое,
Как при нещадном летнем зное,
С утра Тянь-Шань ласкает дальний,
Такое где еще видали?
На стыке ночи и рассвета
Дома, деревья - тушью где-то
раскрыли серый мрак прозрачно,
и в улочках Хадры* кишлачных
В дувалах двери отворяют...
Такое где еще бывает?
И в Саратан* в прозрачном зное
Асфальт расплавлен под ногою.
А в изразцовых минаретах
Синь неба бирюзой одета.
Зеленый чай на дастархане.
Бозсу* течет, прохладой манит,
А окунешься-не обманет.
Алайский* рынок в пестрых красках
Арбузы, дыни, словно в сказке
Лежат навалом под навесом.
И продавец зовет:"С нарезом!!"
Он тут же в стеганом халате
На курпаче*, набитой ватой,
Столь безмятежно восседает,
Что, кажется, все тайны знает.
Любовь и юность, и отрада
Ташкент - души моей услада!
Горд - никогда не был в Ташкенте, но поверил. Философия -нет ее тут, да и не характерная она для таких текстов. Характер - широкий, щедрый, солнечный.
Жанр - этакий синтез западной оды и восточной записи текста бейтами. Опять же чистой одой назвать тоже трудно. Скорее так - рассказ о городе в "рамочке оды". Роль этой "рамочки" исполняют вступительный и финальный бейты-двустишья - "О, мой Ташкент, тебя люблю я" и "Ташкент - души моей услада!". Сюжетная линия для таких произведений не столь актуальна: фрагменты-описания достаточно просто складываются в мозаику. Смущает только, что строфа о "лете" (где про Саратан") оказалась между двумя строфами про осень.
Середина первой строфы не проработана "зелень листьев, в снег одетых" - видимо это о цветении, но на фоне общего тона и языка повествования этот "снег" диссонирует. Нежелательный эффект усиливает и звукопись фрагмента (подчеркнуто). "Мальчонка босоногий где-то" - если "босоногий" еще не так бросается в глаза, хотя для купания этот эпитет - явно лишний, то обстоятельство места "где-то" мне режет слух. "... в арыке плещется отважнов руке его пакет бумажный..." - ну... сколько выдержит плесканий бумажный пакет? Это просто явно бросается в глаза, хоть бы "на берегу - пакет бумажный" что ли. "В нем вишня, сорванная рядом" - и опять обстоятельство место выбрано, скорее, ради простой рифмы. "И солнце, даже не слепое" - назначение слова "даже" мне не раскрывается. В остальном - явных недостатков невидно. Пожалуй, я бы поработал еще над переходом к финалу.
Размер и акценты - без замечаний. Непонятна только, причина отсутствия парной строки в четвертом бейте. Рифмы, несмотря на простоту, легли на текст очень удачно. Мне видится, что поработав над рядом моментов, автор бы получил яркую визитку своей поэтической индивидуальности-самобытности.
30
Блоодхаст А.О Воркуте
Я живу в суровом крае,
Где сейчас идёт зима,
Где снег не хочет таять в мае -
Эта истина проста.
"Медвежий край" здесь притулился,
Хотя медведей здесь и нет:
Вот посёлок зародился,
Вот чёрный уголь увидел свет.
Он отсюда уедет по рельсам
В славный город Ленинград;
Машинист поёт всем песню
"Русские не сдадутся никогда!".
А потом этот посёлок
Объявили городом. Теперь
Каждый живущий здесь ребёнок
Смело скажет: "Мы в Воркуте".
Люди здесь могут в жуткий мороз
Спокойно в школу пойти и на работу.
Смотри: вот школьник домой принёс
Кучу снега - маме заботу.
Мы всегда сможем увидеть
Великие Уральские горы.
На юге нас можно заметить:
Мы белые, не сильно здоровые.
Если хочешь ты замёрзнуть,
Пережить лютой мороз -
В Воркуту ищи дорогу,
Смотри, чтоб ветер не унёс!
Город - да. Философия - нет. Характер - русский-раздольный - после гектара картошки, бани и ста грамм.
Жанр - частушки-нескладушки. Сюжет - соответствует жанру: в начале четкое указание, где живет ЛГ, а в финале - приглашение в гости.
Увы, одного позитива и умения подбирать кое-где созвучные слова в конце строк - для поэзии мало. В этом тексте в принципе с литературным языком проблемы: причинно-следственные связи теряются не только в пределах частей повествования, но даже по ходу предложений. Лексика и фразеология хромают на обе ноги. Поэтический размер - отсутствует. Акценты - вразнобой. Рифмы местами проявляются, но лишь местами.
31
ЖекаНочь над городом
Незаметно исчезая,
День, как снег вчерашний тает,
И над городом взлетает
Ночь в сиреневом плаще
Над уснувшими домами,
Над разбитыми мечтами -
Это было все не с нами
Или не было вообще.
Все, что не имело смысла
Перегнется коромыслом,
И над городом повиснет
Неразбавленная мгла...
И в лучах последних света
На секунду вздрогнут где-то
Неукрытые от ветра
Наши души и тела.
Но откроет тихо двери
То, во что я не поверю,
И тогда свои потери
Разменяю серебром.
Перемою, переплАчу,
Цены новые назначу
И пропью свою удачу
С первым встречным за углом.
Город - как антураж, как декорации. Философия - романтический вариант фатализма, но такой... очень сокращенный вариант. Характер - в это раз пронесло - валяй, гуляй!
Жанр - сказка на новый лад. Сюжет немного "сломан": первая часть - вступление словно нарочно растянуто на четыре строфы. Читатель в большинстве своем оценивает общий объем текста, ждет перехода от вступления к основному действию. Но ему автор уделяет всего две первые строки пятой строфы, а дальше - только реакция ЛГ на произошедшее. Я, как читатель вновь и вновь возвращаюсь к началу, к этому "излому", но раз за разом остаюсь ни с чем. Поскольку чуда, настоящего поэтического чуда все-таки не сложилось, это все воспринимается как розыгрыш, в лучшем случае. Поэтика двух первых строк основана на широко распространенных образах со "вчерашним снегом", "сиреневым плащом", "разбитыми мечтами", "было... не было... не с нами". Третья строфа случилась очень вовремя. Это - настоящая удача автора. Жаль, что локальная. Дальше идет опять интерпретация интерпретированного. Да, вполне качественная, не исключаю, что пропущенная через сердце, но не заставляющая вздрогнуть сердце. "Разменяю серебром" - очень опасный образ. Вероятно, автор имел в виду седину. Но в литературе есть архетип Иуды, который за тридцать сребреников "разменял" дружбу, доверие. А "цены новые назначу" лишь усугубляет ситуацию.
Размер, акценты - без замечаний. Рифмы - не блещущие новизной, но ровные, удачно вплетены в схему aaabcccb.
32
Ролдугина С. Мирилл
Спальня как будто колодец ундины, тайный подводный русалочий грот. Пахнет забвением, холодом, тиной, что-то тоскливое разум грызёт. Вот бы окно распахнуть, прокричаться - самый естественный поворот. Вышивка вьется на стареньких пяльцах...
- Мирилл, никто не придёт.
Да, это самый естественный выход - выкричать боль и отдать темноте, Мирилл давно с репутацией психа, нервной актриски а-ля варьете. Кажется, кто-то ляпнул намедни - вроде старухи из пьесы "Макбет". Сплетни, конечно, дурацкие сплетни...
- Город прислушивается к тебе.
Город с почтеньем, готовностью, жаждой слушает каждый случайный каприз. То, что несчастье случится однажды, чувствует Мирилл где-то внутри. Крик разольется по улицам, пьяно в небо уткнется, увьет фонари. Город накроет колючим бураном.
- Мирилл, в окно до утра не смотри.
Видишь, теперь эта боль лишь снаружи. Снег бьется в стекла, как чокнутый рой. Пусть он кого-нибудь насмерть завьюжит, главное, что это все не с тобой. Кто-то уйдет и не сможет вернуться, кто-то кого-то спасет, как герой... Сливки лакает из битого блюдца верный и ласковый твой домовой.
Снова - спокойствие, вышивка, пяльцы, кошки, глинтвейн и немое кино. Сны не сбываются - даже не снятся. Сплетни? Да полноте, ей все равно. Синие ленты вплетая в косицу, Мирилл беспечна и счастлива, но... Что-то плохое однажды случится.
- Город безумно влюблен - и давно.
Город - сказочный, фантастический. Философия - фатализм. Характер - нервный, почти истеричный. То ли у девушки, развивается психоз, усугубляющийся на почве самоизоляции, то ли она реально чувствует угрозу этого "плохого", что "однажды случится".
Жанр - фэнтези. Поскольку не очень люблю современные варианты, особенно "чародейский" сегмент, мне трудно судить о развитии сюжета. Особенно, если это "фанфик". В любом случае, не могу себе объяснить, почему во вступлении - "Спальня как будто колодец ундины, тайный подводный русалочий грот. Пахнет забвением, холодом, тиной, что-то тоскливое разум грызёт", а в финале - "Снова - спокойствие, вышивка, пяльцы, кошки, глинтвейн и немое кино". Либо автор не заботится о таких "мелочах", либо я чего-то не понимаю (а хотелось бы). "Мирилл давно с репутацией психа, нервной актриски а-ля варьете" - понимаю, что момент спорный, но мужской род "психа" топорщит фразу, привлекая ненужное внимание к искусственности фразы на фоне остального повествования. И следующий фрагмент, посвященный театру, не раскрывается для меня, как читателя - "Кажется, кто-то ляпнул намедни - вроде старухи из пьесы "Макбет"". Слово "ляпнул" здесь для меня также инородно. А ситуативно - непонятно, о чем "ляпнул" - то ли о душевном состоянии героини, то ли о чувствах города; и где "ляпнул" - сюжет развивается камерно, зостряя внимание на уединении и затворничестве ЛГ, противопоставляя этому угрозу того, что случится на улице, то есть вне этого пространства. Сам по себе прием говорит о высоком уровне психологической проработки автором сюжета, но отсыл к неким внешним мнениям - частично абсолютно неопределенным (фраза про "психа"), частично - искусственно введенным (вроде как ЛГ периодически общается с героями Шекспира). "Пьяно" - еще один спорный для меня момент. Фразеологически и синтаксически этот эпитет просто "прилипает" к предыдущей фразе, несмотря на запятую, создавая ненужный характер для действия - "крик разольется... пьяно". С другой стороны, на слух это слово созвучно с произношением слова "пиано" (т.е. тихо) и затрудняет восприятие текста, поскольку эпитет неочевиден для стилистики текста. Так же, как и слово "чокнутый". Следующий фрагмент "Кто-то уйдет и не сможет вернуться, кто-то кого-то спасет, как герой" неожиданно напомнил текст одной из некогда популярных песен группы "Технология", и это сбило меня с настроения текста и его антуража. "Верный и ласковый твой домовой" - оригинальные черты характера для домового, который еще и "лакает". Кто-то скажет - "придирки" - и будет по-своему прав. Но для меня это говорит об одном из двух: либо мне не удалось увидеть то, что если бы не объяснило эти вопросы, то, хотя бы, заслонило, либо автору не удалось довести текст до нужных кондиций.
Размер и акценты местами плавают, и это вызывает затруднения при первом (и не только первом) прочтении. Самый яркий пример - "ГОрод прислУшивается к тебЕ" - даже в песенном варианте звучит неуверенно. Рифмы, как всегда у этого автора, хороши, но стОят ли некоторые из них тех вопросов, которые возникли вместе с ними, я не знаю.
33
Васильев С.В. "N" - ску
Цвета поблёкли на гербе,
До дыр истёрты тротуары,
На покосившемся столбе
Плафону не хватает пары.
За ёлками "райком" имущих...
Взирает, как зовёт напрасно
"Всегда живой", слегка обрюзгший,
Под "стодесятым" слоем краски.
Столица кОзыри себе
Сдаёт, нимало, не смущаясь,
А, то, что прячет в рукаве
В "закон-указы" превращает.
Неужто, всё? И канет в Лету
Уездный город одряхлевший?..
В кармане кукиш есть на это
Как аргумент вполне созревший.
Котом облезлым, ставшим гладким
Прошедшим драки и гоненья,
Провинция сквозь все упадки
Дойдёт до стадий воскрешенья.
Резной наличник обновится,
Сады весною зацветут,
И будет повод удивиться,
Как звонко соловьи поют.
Город - в наличии: туго с наличными, стары наличники, дальше - на личности... Философия - типа "и на обломках самовластья..." только пониже "статусом". Характер - исконно русский, неунывающий - на каждую хитрость "бояр" у нас четыре кукиша в кармане.
Жанр - прорицание. Сюжет неплохо начат, но завершен слабо. Первая строфа - отлично! Вторая - чуть послабее. Главный промах - несмотря на отточия, "райком... взирает". Если обобщение - о его обитателях, то отточие не нужно, но перенос действия с людей то ли на здание, то ли на организацию - неочевидно. Проще, на мой взгляд, оставить многоточие, глагол перевести во множественное число "взирают", это отделит безличных обитателей от объекта недвижимости и структурной единицы управления. Жаль, но последующие строфы значительно слабее. Финал - просто "детский".
Размер скачет от строфы к строфе. Акценты внутри строф - нормально. Рифмы - очень неровно: есть удачные, есть откровенно неудачные.
34
Нагорный Э.А. Тени
С той самой поры,
Как Бог разделил ночь и день,
От Теней не скрыться,
Не избежать Тени.
Есть звёзды без света,
Но есть ли звезда без Теней?
И только у Тени
Нет своей тени.
Кто мелок - совсем
Не заметен на фоне Теней,
А за спиною гигантов,
И больше их - Тени!
Пугаться теней может всякий,
Метаться по сторонам.
Лишь тех, кто упал,
Не преследуют Тени.
Бороться с Тенями -
Безумно! И не убежишь,
Лишь в гонке со светом
На равных - Тени!
А ты - ты не бойся,
К своей ты Тени обернись,
Беги ты на Тень -
Смотри, как бегут Тени!
Город - отсутствует. Хотя, фрагмент с идеей: чем больше зданий, и чем они выше, тем больше теней - вполне ложится в общую идею текста. Философия - не бойся своей тени, сиречь своей темной стороны, своих недостатков, а борись с ними. Жаль только выбранный образ не до конца раскрывает эту философию. Характер - как таковой отсутствует, поскольку идет призыв, как раз, иметь характер.
Жанр - кредо, призыв. Сюжет - путается, местами опирается на ошибочные суждения.
Первая строфа получилась - неплохая затравка для качественного текста. Однако уже вторая стала разочарованием. "Есть звёзды без света" - сентенция ложна, поскольку звезда по определению излучает свет. Это необходимое условие в классификации небесных тел. "Но есть ли звезда без Теней?" - и да, и нет. Нет, потому что, сама являясь источником света, поверхность звезды не может иметь теней. Тень на звезде, как и тень от звезды, может быть только при наличии еще более мощного и близкого источника света. А вот это "И только у Тени нет своей тени" - отлично! Жаль, что не получило развития. В третьей строфе фразеологически неудачна конструкция "А за спиною гигантов, и больше их - Тени!". Во-первых, разве "гиганты" всегда лицом к свету? Думаю, что нет. Во-вторых, если "больше их" - о сверхгигантах, то запятая не нужна; если же смысл в том, что, чем больше "гигант", тем больше тень за ним, то фраза получилась совсем корявой. Кроме того, она развивает ложный тезис о наличии тени у звезд. Смысл четвертой строфы вообще притянут за уши: лежащий (упавший) предмет точно так же отбрасывает тень, как и стоящий. С другой стороны, в экваториальной зоне, от южного тропика до северного, раз в день бывает короткий период, когда солнце находится прямо в зените, и тень не "отбрасывает" ни один предмет. Более того, есть такие фигуры, как конус и пирамида, тень от которых отсутствует еще дольше. "Лишь в гонке со светом на равных - Тени!" - снова неуклюже, хотя идея - любопытна. Получился смысл, что тень - не особо быстра, только со светом и может состязаться. А сказать-то автор хотел (наверное), что только тень может состязаться со светом в скорости... Или я додумываю за автора? Наконец, финал. Как логический венец сюжеты, призыв к действию - отличный ход. Жаль, что неподготовленный. Гоняться за своей тенью - такая же глупость, как и убегать от нее: не догонишь и не прогонишь. Увы. Уделил тексту столь пристальное внимание, чтобы показать, что недостаточно найти не сильно избитую тему, и даже новый поворот в ее интерпретации. Можно легко испортить самую интересную идею - похоронив ее под слоем явных логических ошибок, сюжетных нестыковок, лексической и фразеологической нечитабельности.
Размер, как таковой отсутствует, и это не есть недостаток. А вот сбои акцентов в первой и последней строфе имеются. Рифмы в тексте не используются.