Осень - имеется, но с некоторым перебором (ИМХО) образа листьев [пёстрого листопада "круиз"... на островках из опавшей листвы... опавших листьев суету...], при том что они (листья) не являются ЛГ текста.
Философия -как минимум, попытка таковой имеется [деревья... с в о б о д н ы и с ч а с т л и в ы!] и ["уйдем" когда-то и мы].
[Он... она...] - о ком идет речь, непонятно. [Сверху вниз - пёстрого листопада "круиз"] - на мой взгляд, самый удачный образ в тексте. [На островках из опавшей листвы]-не могу ни представить себе, ни уловить предназначение образа. [Опавших листьев суету - природы эстафету] - вновь образ расшифровать не удалось. [Впереди - зрелости сады, снежные следы] - показалось, что говорить о зрелости впереди, когда листья облетели, по меньшей мере, странно.
Техника - показалась слабой, даже если принять, что это вольный стих. Ничего не имею против модуляции длины строк и, даже, размера, но его скачки не должны, на мой взгляд, мешать чтению текста. [Листвы-а мы... суетУ-эстафЕту...] - я бы не рискнул считать рифмами.
146
Буденкова Т.П.Дождь
Тише. Слышишь? Дождь стучит в окно.
По оконной нише лупит уж давно.
Тише. Слышишь? Я люблю тебя.
Дождь стучит по крыше на исходе дня.
Знаешь, возраст - это не помеха.
Я в свои шестнадцать - просто неумеха.
Я в свои шестнадцать для души и тела
Многое не знала, многое хотела.
Тише. Слышишь? Мы вдвоём с тобой,
Да в окно стучится дождик проливной.
Тише. Слышишь? Я люблю тебя.
Днём исчезнут лужи этого дождя.
И минует время, и придёт зима,
Снег укроет землю, заметёт дома.
Но пока мы рядом, в тишине ночной,
Замирает время под твоей рукой.
Тише. Слышишь? Я люблю тебя.
В шестьдесят быстрее кружиться земля,
И такой холодный дождик проливной,
Отчего же, милый, грустно нам с тобой?
Тише. Слышишь? Внук сопит во сне.
Но опять как прежде я скажу тебе:
-Тише.Слышишь? Я люблю тебя.
Только всё быстрее кружится земля,
От того и время быстро пролетело.
А душа всё та же. Но другое тело.
Осень - не слишком аргументировано, если говорить о природе: упоминая [такой холодный дождик... и минует время, и придёт зима, снег укроет землю, заметёт дома...], можно говорить и о весне, и, даже, о лете. Осенью любви я бы тоже это не назвал. Другое дело - осень жизни, тут тема реализована на все сто.
Философия - незамысловата, но она мне удивительно близка. Если двое верят, что чувства можно сберечь, для них нет ничего невозможного.
[По оконной нише лупит...] - "лупит" вполне принимаю, а вот эта "ниша" (ИМХО) - исключительно для рифмы, которая не шибко и нужна. Основной "оконно-балконный инструмент" дождя -стекла и карнизы. Вполне можно поправить. Заодно уберется внутренняя рифма, которая в дальнейшем нигде не повторяется. [Я в свои шестнадцать - просто неумеха] - потерян глагол, а вместе с ним и прошедшее время, что не добавляет стройности течения сюжета.[Дождь лупит уж давно... дождик проливной... днём исчезнут лужи этого дождя...] - видится противоречием. [На исходе дня... днем исчезнут...]-не слишком сочетается. [Мы вдвоём с тобой...], а чуть ниже по тексту [внук сопит во сне...] - опять нестыковка.[Но опятькак прежде я скажу тебе] - возражение не соответствует логике момента, смысловой повтор, который скорее заполняет пустоту. Переход в финале на прошедшее время не видится обоснованным.
Техника -в части размера, акцентов и рифм - неплохо. А вот с повторами - какая-то эпидемия. Опять же - я не противник рефренов, но в любом приеме надо бы соблюдать меру. А тут, помимо семикратного повтора [Тише. Слишишь?] и четырехкратного [я люблю тебя] находим: [дождь стучит в окно... дождь стучит по крыше... да в окно стучится дождик проливной... такой холодный дождик проливной...], а также повторы [я в свои шестнадцать...] и [быстрее кружится земля...]. Не понятно и деление на строфы посреди рифмы и мысли.
147
Первая С.Меганом
Увенчана серебряной полынью
И ветром зацелована до слез,
Я выбрела на солнечный утес -
Здесь море с небом слиты, точно инь с янь.
А за спиной сплелись глухие тропы
Среди колючек и сожженных трав.
Но в этот миг я знаю: Бог был прав.
И это - стоит бездорожья, и окопов,
И всех потерь, и морочных скитаний
Под солнцем сентября, в преддверье тьмы.
Здесь и сейчас нет смерти и зимы.
Есть - ярый свет и ветра вольный танец!
Надмирье дышит изначальной правдой -
Утес ее любому рад открыть:
Решая - миру быть или не быть,
Бог прав был.
Осень - прямым указанием [под солнцем сентября]. Возможно, для описываемого места фраза [сожженных трав] также может служить признаком осени.
Философия - не совсем уловил ее: долго вчитывался в финал... Наконец фразы последней строфы сложились: это скорее не философия, а передача настроения, глубоких душевных переживаний, вызванных картиной природы, открывшейся с утеса, восхищение этой картиной и мудростью Творца.
[Здесь море с небом слиты, точно инь с янь] - интересная идея, но отсутствие между "здесь" и "море" объяснения, что это открывается такая картина, приводит к тому, что по логике непосредственно на утесе сходится море с небом, но ведь это не так. [А за спиной сплелись глухие тропы среди колючек и сожженных трав] - попытка собственной подачи образа сложных путей-дорог за спиной ЛГ, вкупе с требованиями рифмы, привели к неоднозначности образа: глагол "сплелись" видится неудачным, словосочетание "глухие тропы" не вяжется у меня с колючками и травами. Или это просто тропы и ничего про опыт прошлой жизни? [И это - стоит бездорожья, и окопов, и всех потерь, и морочных скитаний под солнцем сентября, в преддверье тьмы] - фраза более чем странная. Если до этого имела места неплохая пейзажная лирика, то в этом предложении появляются необъяснимые ни до, ни после факты: "бездорожье", "морочные скитания" и, особенно, "окопы". Какая связь между окопами и Меганомом? Что этим хотел сказать автор? Непонятно. [Надмирье дышит изначальной правдой] - излишний (ИМХО) пафос фразы, в сочетании со словотворчеством и не самой удачной пунктуацией, сделали финал шибко мудреным, претендующим на глубокую философию, которой там, на мой взгляд, нет.
Техника - в целом понравилась. Топорщится фонетикой [точнаиньсйань] и [фприддверьи]. Расстроили рифмы финальной строфы: [открыть-быть] - слабовата, но даже не в ней дело, [правдой-прав был] - рифмуется в данном случае основа однокоренных слов, что мне видится далеко не лучшим решением, особенно, для финала.
148
Каневский А.Сезонные контрасты
Ноябрьский день - печальная картина.
Опали листья, птички улетают.
А между тем в далекой Аргентине
В полях весенних кактус расцветает.
Все передохли мушки и козявки,
Медведь забрался в зимнюю нору,
А в этот час в Австралии на травке
Счастливые резвятся кенгуру.
На холода я больше не в обиде.
Ведь мир из двух составлен половин.
Как раз сейчас в весенней Антарктиде
Залез на самку радостный пингвин.
Народы мира, укрепляйте дружбу!
Пусть жизнь порой бывает и грустна -
Немножко вот переживете стужу,
А там, глядишь, и к вам придет весна.
Осень - прямым указанием месяца [ноябрьский день], описанием типичных ее признаков в первых половинах первой и второй строфы и удачным противопоставлением весны в южном полушарии. Пока это единственный автор, который пошел по этому оригинальному пути.
Философия - несмотря на легкость жанра и ироничную основу, текст имеет философскую подоплеку - процессы в природе уравновешены не только во времени (смена времен года), но и в пространстве: любое пробуждение природы скомпенсировано увяданием в противоположном полушарии.
[Медведь забрался в зимнюю нору] - строка слегка смущает (ИМХО): более привычное название зимнего лежбища медведя - берлога, хотя, это тоже нора. В остальном до четвертой строфы все шло вполне мажорно. Но финал подкачал. Во-первых, обращение [народы мира] - слишком обобщающее, ведь в данный конкретный момент речь идет о народах северного полушария, и то, лишь проживающих севернее тропика. Во-вторых, призыв [укрепляйте дружбу] - как манная каша с киселем на встрече выпускников, особенно, после картинки с пингвинами. В-третьих, катрен перегружен незначащей лексикой [пусть... порой... немножко вот... а там, глядишь...]. В общем, не хватило у Ивана-царевича... ой, то есть у автора немножечко терпения, чтоб достойно завершить начатое.
Техника - в полном порядке. Смущает лишь полностью женские рифмы в первом катрене, что сбивает при чтении второго, где четные строки с мужской рифмой. В дальнейшем проблем нет, но, на мой взгляд, такие модификации лучше бы проявили себя в финале, а не в завязке.
149
Антонов А.А.Октябрь. Лето на излёте.
***
Октябрь. Лето на излёте.
Его прощальный поцелуй
Ложится в поле. Вы плывёте
Среди волнующихся струй.
И тишина плывёт над вами.
Пустыми баржами тепла
Растоплен день. Над островами -
Синеет купол из стекла.
Сквозь сон минувшего прошла
Судьба неслышными стопами.
Далёким эхом за собой
Предчувствий сонмы увлекая,
Остановившийся покой
Мечтами прошлыми смущая.
Осень - коллизия какая-то. Если верить календарю, то [октябрь] - второй месяц осени, и тема, как бы раскрыта, но автор зачем-то утверждает, что еще [лето на излете]. Если уж говорить терминами баллистики, то это, скорее, "рикошет" лета.
Философия - особо не уловил. Скорее - настроение, которое, в целом, передать удалось. Разве что [сквозь сон минувшего прошла судьба неслышными стопами] вносит некоторый философский антураж.
[Его прощальный поцелуй ложится в поле] - не могу себе представить, о чем речь. [Пустыми баржами тепла растоплен день] - сюрреализм какой-то. [Над островами] - в поле? [Синеет купол из стекла] - какой приземленный образ - стекло, что может быть обыденнее и искусственнее? Финальное четверостишье, обозначенное предложением, таковым не является: нет ни подлежащего, ни сказуемого, зато - два деепричастных оборота. Да и фразеологически автор в финале перемудрил. Получилась вычурная бессмыслица (ИМХО).
Техника - без каких-либо серьезных замечаний. Не убежден в целесообразности развития второго четверостишья в шестистишье, обычно такие приемы используются в финале.
150
Руна Ю.Обижаются листья
***
Обижаются листья
И шуршат от обиды,
Безотказно распяты,
Разбиты.
Я иду как живая,
Но не помню, где запад,
И у ног притаилась
Слякоть.
И глаза не открыты,
Но я помню дорогу -
Это листья мне шепчут
И боги.
Это ветер в деревьях
Поминает ушедших,
Зажигает им звезды-
свечи.
Я пойду по дороге
До того перекрестка,
Где горят эти свечи-
звезды.
Загадаю желанье
В заколдованном месте
И уйду - всё исполнит
Ветер.
Осень - неоднозначно, распятием, разбитием листьев. И если по первому глаголу никаких вопросов нет, то по второй видится не столь удачным в части описания осенних листьев.
Философия -таковой не обнаружил. Попытка передать внутреннее состояние ЛГ имеется и она вполне реализована.
[Обижаются листья и шуршат от обиды] - однокоренные слова в одном предложении - не лучшее поэтическое решение. На кого (что) листья обижаются, непонятно. Если выбирается такая экспрессивная форма очеловечивания листьев, должно быть хоть какое-то объяснение, особенно, если фраза вынесена в заголовок. [Безотказно распяты] - характеристика в форме наречия подобрана (ИМХО) неудачно. Смысл фразы получился следующим: на просьбу всех листьев, которые попросили, чтоб их распяли, не поступило ни одного отказа, все заявки были выполнены. Или на запрос на распятие ни один лист не отказался? Ни в том, ни в другом случае причин для обид нет. [Как живая] - что означает сей фразеологизм, непонятно. Фраза в целом - исполнена в стиле абсурд, а ля "летели два крокодила: один - на север, другой - зеленый - сколько лет ёжику?" [И у ног притаилась слякоть] - вновь (ИМХО) неудачный образ. Кто-то может притаиться только в статическом состоянии: в данном же случае "затаившийся" образ привязан к ногам ЛГ, который двигается. Тут разве что заменить "иду" на "стою": сюр останется сюром, но логика со слякотью будет восстановлена. Либо можно продолжить сюр "и за мной увязалась слякоть", да мало ли вариантов. [И глаза не открыты] - и правда [как живая]. [Но я помню дорогу] - "не помню"-"помню" - опять неудачная перекличка с предыдущей строфой. [Это листья мне шепчут и боги] - что "это"? Какие "боги"? [Ветер... зажигает им звезды-свечи] - спорный образ: связь между ветром и свечением звезд - не просматривается. Предпоследняя строфа удалась лучше других, появилась надежда на удачный финал. Но финал получился скомканный по сюжету. [В заколдованном месте] - отличное объяснение читателю. Что за желание загадал ЛГ? Как его исполнит ветер? Впору бодрым голосом после стихотворения пускать анонс: "Какое желание загадала героиня? Что за странное таинственное место, где происходят чудесные события сериала? Кто он, этот незнакомец, ветер? Как ему удастся выполнить сокровенное желание героини? Хотите все это узнать? Смотрите в следующих сериях саги "Обижаются листья II".
Техника - в целом понравилась. Укороченная четвертая строка придет отчетливость ритмике, как бы подводит итог каждой строфе. Жаль, что длина ее не получилась постоянной: в первой и третьей строфах к стопе "приклеивается" безударный слог. Стоит обратить внимание и на фонетику [шуршатот обиды... и у ног... притаилась слякоть... заколдованном месте...].