Создателев Александр : другие произведения.

Обзор кинофантастики, часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение разбора фантастических фильмов "ближнего прицела".
    "Я, робот" (2004; США, Германия), "Гаттака" (1997, США), "Титан" (2018; Великобритания, США, Германия, Испания), "Она" (2013, США), "Пассажиры" (2015, США), "Пара из будущего" (2021, РФ).

  Обзор кинофантастики, часть 2
  
  Продолжение разбора фантастических фильмов "ближнего прицела".
  
  1. "Я, робот" (2004; США, Германия)
  
  Фильм с Уиллом Смитом в главной роли окупился в мировом прокате, но не в главном для его создателей американском.
  
  Посмотрев киноленту ещё в подростковом возрасте, я воспринял её тогда как сказку, от и до. Лишь в последние несколько лет в содержании стали видятся черты будущей реальности.
  
  Ведь во время выхода фильма андроиды были очень ограниченными экспериментальными машинами, роботы-собаки - очень дорогой игрушкой, а разработки компании Boston Dynamics предназначались для военных. В практическом плане роботы применялись на сборочных конвейерах или исследованиях в труднодоступных для людей местах.
  
  Первыми ласточками был андроид-гимнаст Atlas в 2013-м и робот для складов Stretch в 2021-м от той же Boston Dynamics; впрочем, первые полноценные роботы-грузчики для японского внутреннего рынка были представлены одной местной малоизвестной фирмой ещё в 2015-м. Чуть позже Маска о разработке роботов-андроидов для выполнения рутинных трудовых задач объявило ещё несколько компаний; просто он сделал это первым, "застолбил" это направление своим Оптимусом.
  
  Примечательно, что в самом фильме, во время личного разговора в кафе сыгранного Смитом детектива Спунера с его начальником в новостном ролике в качестве года основания фирмы назван 2020-й.
  
  Несмотря на появление полноценной материальной базы для сюжета, в нём есть пара существенных недосмотров.
  
  Почему никто из людей - обывателей и полицейских - даже не может допустить мысли о возможном взломе роботов? Преступность явно не искоренена, но неужели среди криминального элемента не нашлись талантливые хакеры? Неужели среди сотрудников корпорации не нашлись мошенники или злопамятные личности, готовые использовать свои знания и допуски ради личной наживы или мести? Пока никто не придумал идеальную, стопроцентную компьютерную защиту, да и проверка соискателей не гарантирует однозначный отсев потенциальных "паршивых овец". Детектив Спунер рассматривает поначалу всерьёз только версию робота-убийцы, а все его знакомые просто глупо подсмеиваются над его параноидальной настороженностью.
  
  А вот момент с разоблачением в кульминации получился неплохим, ответ на вопрос, кто был главным злодеем и какова его мотивация - вполне неожиданным, во время первого просмотра мне он даже показался очень оригинальным, хотя уже тогда мог быть банальным.
  
  2. "Гаттака" (1997, США)
  
  Смотрю это кино с удовольствием, потому что вижу в главном героя себя. Парня с плохим здоровьем, но мечтающим о космических полётах.
  
  Говорят, что специалисты НАСА назвали картину одним из наиболее достоверных фантастических фильмов, но ряд действий и решений главного персонажа выглядят нелогичными до безумия.
  
  Как можно с таким здоровьем поступать в пилоты? Ведь превосходное здоровье от кандидатов требуют не просто так. Выдержит ли Винсент нагрузки, не откажет ли сердце в неподходящий момент? К сожалению, в фильме не показывают испытаний в барокамере и центрифуге. А в конце ленты главный герой смотрит в иллюминатор, будучи пристёгнутым к креслу, но не в скафандре, а... строгом деловом костюме. Ну, абсурд же...
  
  Ему было бы верней поступать инженером-разработчиком в конструкторское бюро... только вот даже такой путь ему заказан. В фильме демонстрируется, что из-за результатов сделанного ещё при рождении по образцу крови генетического анализа его ещё ребёнком не хотели брать ни в детский сад, ни позже в школу; в колледж - даже по направлению от какой-нибудь компании - он тоже не поступил.
  В результате единственная должность, которую он смог получить - уборщик.
  
  Какая глупая несправедливость.
  
  Генетический детерминизм в сочетании с успехом генетической инженерии - рождением через ЭКО детей с улучшенной наследственностью.
  Во время выхода фильма и некоторое время после по поводу этого возможного сочетания шли ожесточённые споры.
  
  С конца 2010-х идейное наполнение фильма становится всё более актуальным. Ведь, к сожалению, всё ещё существуют политические течения, придающие слишком большое значение генетической наследственности. И лишь оторванные от жизни люди не слышали о технологии CRISPR/Cas9...
  
  Ещё одной примечательной чертой фильма является визуальное оформление - стилизация под дизайн 1950-60-х годов и представления того времени о будущем. В этом аспекте фильм идейно перекликается с рассказом "Континуум Гернсбека" "киберпанка" Уильяма Гибсона, в котором он фактически обвиняет всю предыдущую американскую фантастику, фантастику 1930-1970-х в фашизме.
  
  Говорят, что у фильма должна была быть сцена перед титрами с именами знаменитых людей и названиями их болезней, в основном генетически обусловленных. В их числе был и знаменитый физик Стивен Хокинг. Он, кстати, был поборником развития генной инженерии; он надеялся, что развитие генетики позволит лечить такие болезни как та, от которой он страдал. Через пять лет после его смерти был введён в обиход после успешных клинических испытаний первый подобный препарат против БАС. В апреле 2023-го Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) в ускоренном режиме одобрило препарат "Qalsody" с действующим веществом тоферсен - антисмысловыми олигонуклеотидами РНК, которые блокируют экспрессию мутантного гена SOD1, снижая накопление мутантной супероксиддисмутазы, ответственной за развитие бокового амиотрофического склероза.
  
  В год выхода фильма НАСА как раз запустила на орбиту связку "Кассини-Гюйгенс" для изучения спутника Сатурна - Титан. Аппарат добрался до пункта назначения в декабре 2004-го. "Гюйгенс" благополучно спустился на поверхность этой луны. "Кассини" совершал обороты вокруг гиганта ещё более 12 лет, для исследований сближаясь с его лунами и кольцами. В апреле 2017-го по команде с Земли на остатках топлива зонд направился к Сатурну; 15 сентября того же года аппарат вошёл в атмосферу гиганта и сгорел в верхних слоях.
  
  3. "Титан" (2018; Великобритания, США, Германия, Испания)
  
  С предыдущей лентой в подборке этот фильм объединяет цель будущего путешествия - Титан - и существенная роль конкретного научно-технического направления в сюжете - генетики.
  
  А вот идейный посыл лежит в совсем других плоскостях - сохранение человечества и цивилизации в условиях глобального потепления.
  
  Из подписи в начале фильма мы узнаём, что действие разворачивается в недалёком будущем - 2048-м, через 30 лет от времени выхода.
  Последствия катастрофы уже вовсю проявляются по всей планете. В начальной сцене главный герой, Рик Янссен, смотрит новостной выпуск с изображением охваченного песчаной бурей мегаполиса и утверждением диктора, что Лос-Анджелес оставлен людьми как и Венеция ранее.
  Позже, на презентации военного интернационального, в рамках НАТО, проекта, некий профессор Коллингвуд заявляет, что уже значительная часть мира заброшена или раздираема войнами за ресурсы, и скоро половина суши станет непригодной для жизни людей.
  
  Выход нашли в переселении людей... но не Марс, а как раз на Титан.
  
  Решение, на мой взгляд, спорное.
  Да, есть атмосфера и жидкая среда... Но температуры намного ниже. Да и как насчёт энергии для выращивания пищи и работы техники, учитывая низкую освещённость и почти полное отсутствие большинства химических элементов?
  Есть ветер, можно взять с собой ветряки и ядерный реактор, но где взять для них материалы, если поверхность этой луны состоит в основном из водяного льда?
  
  Частью проекта оказывается переделка человеческого тела под местную среду... Допустим, даже автотрофный способ питания придумали встроить. Только вот как насчёт техники?
  
  Поначалу фильм воспринимается как производственная драма и популяризаторское произведение. После первой смерти - смерти одного из подопытных - начинается нагнетание тревоги.
  Окончательно настрой ленты меняется, когда жена главного героя узнаёт про предыдущие, неофициальные группы подопытных; по сути, только тогда она по-настоящему понимает, насколько её муж рискует - все они погибли на той или иной стадии экспериментов. Её доверие к профессору подорвано. Параллельно Коллингвуд получает негативную критику от консультантов из НАСА.
  
  Но самое интересное - оказывается, что участникам программы вживлялась ДНК неких живых существ, обитающих на Титане. Сама процедура генетической модификации уже развившегося организма, по крайней мере частично, уже возможна; но перенос инопланетного материала возможен только при единой биохимической основе с земной жизнью.
  
  А затем проблемой становятся местные военные, которые после пары случаев нервных срывов и учинённых на взводе расправ видят в модифированных людях опасных зверей...
  
  Почему этот откровенно второразрядный (ограниченный прокат в англоязычных странах и выход сразу на носителях в Германии) фильм в подборке? В главных ролях два известных актёра - Рика сыграл австралиец Сэм Уортингтон, ранее исполнивший главную роль в "Аватаре" и роль Маркуса, человека и киборга, в четвёртом фильме про Терминатора, а научного руководителя проекта, профессора Коллингвуда - именитый британский актёр Том Уилкинсон; его я видел лишь в эпизодических ролях в первом фильме серии "Час пик" с Джеки Чаном и четвёртом - серии "Миссия невыполнима" с Томом Крузом, а у него были и крупные работы - "Вечное сияние чистого разума", "Бэтмен: Начало", "Шесть демонов Эмили Роуз". Не говоря о ещё нескольких знакомых лицах - даже смог вспомнить, где их видел...
  
  Кое-какое научное обоснование у фильма есть, но оно очень спорное. Негативные последствия потепления климата сильно преувеличиваются, как и будущие возможности космонавтики. Через четверть века без малого, оставшейся до указанного времени, ни погодные катаклизмы с другими стихийными бедствиями не изменят настолько кардинально мир, ни полёт к системе Сатурна не будет таким быстрым - туда и обратно за два года.
  
  Ещё бредовый момент - трансформация включает себя изменение диапазонов слышимости звуков и голоса, но при этом профессор не предусмотрел специальной техники или средства коммуникации при достижении финального этапа. Рик тоже хорош - он голыми руками искалечил и убил несколько человек, участвовавших в его задержании.
  
  Удивляет, что главного персонажа фильма отправили в миссию, несмотря на причинённые им смерти. Но, если задуматься, то вышестоящее руководство или просто куратор этого проекта решили проявить милосердие - у Рика и его жены явно были статус и связи наверху - и прагматизм - не выкидывать же готовый результат.
  
  4. "Она" (2013, США)
  
  Авторов этого фильма с Хоакином Фениксом и Скарлетт Йохансен в главных ролях можно поздравить за наиболее точное попадание в ближайшее будущее.
  
  Геймификация обучения, продвинутые компьютерные системы с нейросетевыми ИИ, которые способны поддерживать разговор и вообще казаться полноценными личностями... Инженер Google поверил, что у чат-бота LaMDA есть сознание. Бельгиец совершил самоубийство после 6 недель общения с чат-ботом Eliza на экологические темы.
  
  И цифровые двойники известных людей, созданные на основе текстов, аудио и видеозаписей.
  Есть чат-бот, разговаривающий голосом Смоктуновского. В музее Дали во Флориде с помощью технологии дипфейк создали общающуюся с посетителями видеозапись художника.
  
  Разве что в реальности пока ещё люди пишут программы...
  
  Как они смогли это предвидеть тогда, когда это было неочевидным? Великий незаметный переход в области ИНС - как в плане архитектуры и алгоритмов обучения, так и в объёме данных для обучения и просто обработки - произошёл в 2014-2015 годах. В это время я учился на 2 курсе, и наш молодой, лишь на семь лет старше нас, студентов-бакалавров, преподаватель скептически отозвался о перспективах нейронных сетей, нечёткой логики, логического и функционального программирования.
  
  Впрочем, вызывает недоумение профессия главного героя - сочинитель личных писем для других людей. Ведь ещё даже до всемирно известной системы ChatGPT существовали большие языковые модели, способные писать длинные связанные тексты. То есть работа Теодора должна была быть заменена подобным сервисом ещё на начальных этапах апробации и внедрения данной технологии.
  Конечно, можно предположить, что его услугами клиенты пользовались по привычке; ещё один возможный вариант - ретрограды и просто люди, не желающие или не умеющие пользоваться передовой техникой, обычно пожилые (сужу по своим старшим родственникам и знакомым) или неопытные, очень юные. Частично последнее предположение подтверждается упоминанием в числе трудов Теодора переписки дедушки и внука.
  Второй вариант - операционные системы с таким ИИ как Саманта (как раз озвученная Йохансен) были ещё новинками, и Теодора в ближайшем будущем ждёт сокращение...
  
  5. "Пассажиры" (2015, США)
  
  Фильм с Крисом Праттом и Дженифер Лоуренс в главных ролях хоть и является более-менее твёрдой фантастикой, но обилие... не столько технических ляпов, сколько глупых моментов, без которых сюжет вовсе не состоялся бы, удручает.
  
  Начнём разбор с первой сюжетной вехи - прохождение поля астероидов в начале фильма. Учитывая демонстрируемую значительную плотность потока, вызывает вопрос, почему нельзя было обойти его? Корабль ведь летает не в первый раз по заданному маршруту, ведь так? Тогда на этом участке не должно было возникнуть никаких проблем. Ведь при такой гигантской скорости - половина световой - каждый камешек будет представлять собой бронебойный кинетический снаряд. Что, кстати, представляла собой защита корабля? Сначала кажется, что впереди у конструкции щитом служит какое-то силовое поле, скорее всего электромагнитное. Но потом вспоминаются плазменные окна из научпоп-книги "Физика невозможного", что кажется более правдоподобным. В конце концов, скорость работает в обе стороны - стена плазмы вполне могла раздробить небольшой объект. Но в тот момент попался слишком большой булыжник...
  
  Так вот, сотрясение корабля вызывает сбой в капсуле инженера Джима Престона, сыгранного Крисом Праттом, раньше времени запускается процесс пробуждения; как позже оказывается, дело было в поломке чипа таймера. Почему он сломался? Это моральный износ или только следствие вибрации? В первом случае получается, что корабль достаточно старый для возникновения поломок, во втором - возникает вопрос, почему используется такое ненадёжное оборудование, поскольку в наше время для космоса подбирается электроника с не самой высоким быстродействием, но с повышенной отказоустойчивостью.
  
  Ещё два странных момента - отсутствие в капсулах функционала введения в гибернацию, означающее невозможность повторного погружения в анабиоз в случае пробуждения значительно раньше запланированного, и единственность АвтоДока на корабле с более чем пятью тысячами человек. Второй факт можно сравнить с наличием одного фельдшера или санитара на пять тысяч человек. Даже если в экипаже предусмотрен врач, а среди пассажиров тоже могут быть медики, всё же в случае серьёзной аварии, с массовыми жертвами...
  А в целом это даёт - вместе с репликой третьего участника событий, старшего по палубе Маркузе - ощущение чрезмерной самоуверенности создателей и владельцев корабля, считающих его неуязвимым, прямо как... в случае с "Титаником". Впрочем, сравнение с морскими судами звучало и в самом фильме.
  
  И всё же - какой возраст корабля? Особенно с учётом произнесённого старпомом?
  Он говорил, что он каждый раз после периода гибернации чувствует себя плохо, периоды отхождения проходят у него тяжело. Сколько же раз он погружался в анабиоз, когда он родился и поступил на службу, учитывая, что путешествие от Земли до колонии или наоборот занимает 120 земных календарных лет, а в обе стороны, соответственно, все 240?
  
  К тому же, комплектация корабля не выглядит сильно продвинутой. Интеллект большинства машин на борту, судя по их скудному запасу лексики, то есть небольшому количеству стандартных ответов, крайне ограничен. Именно поэтому этот фильм попал у меня в подборку лент о ближайшем будущем - из-за довольно примитивной, частично устаревшей по нашим меркам обстановки на космическом корабле, за исключением "умного" троса скафандра, дроида-бармена Артура и некоторых других элементов.
  
  Конечно, можно объяснить техническую отсталость непродуманностью сюжета или предположить сознательный ретрофутуризм, но я предпочту считать этот корабль очень старым, построенным ещё на заре межзвёздных полётов, одним из первых удачных, с первым безаварийным рейсом, экземпляров. Ну, или всё же построенным задешёво по принципу "и так сойдёт". А может, и то, и другое одновременно. Потому что фильм понравился, но как начинаешь его разбирать... Картина сыпется. Хотя мне попадалась заметками с указанием в комментариях пары отличий фильма от первой версии сценария, в частности, катапультирование гибернационных капсул и существования банка генетического материала пассажиров корабля. Так что возможно банальное упрощение сюжета в силу ограниченности съёмочного бюджета.
  
  Вызывают вопросы и отрывки из воспоминаний о прежней жизни на Земле, которые мы слышим от главных персонажей вживую и на записях.
  
  Аврора рассказывает о своём отце-журналисте. Она говорит, что тот был военным репортёром... Но где? И кто с кем и за что воевал? Получается, что единого руководства на Земле до сих пор нет, в беседе также упоминаются доллары - в контексте того, что колонии на других планетах принадлежат частным корпорациям и приносят им баснословные прибыли. За счёт чего?
  
  Джим наименее информативен, через него мы узнаём, что перенаселённость и загрязнённость окружающей среды сочетается с чрезмерным богатством - раз вещи заменяют, а не чинят. Неужели корпорации везут руду и иное сырьё на Землю с других планет, на которых организуют шахтёрские посёлки?
  
  Но больше всего удивляют упоминания Авророй Нью-Йорка с Гайд-парком и поездок её отца в Антарктиду. Ладно, некоторым существующим парковым ансамблям три c половиной столетия, почему бы городскому парку, существующему уже полтора, не просуществовать ещё пятьсот? Но Эмпайр-стэйт-билдинг, который изображает подаренная Джимом статуэтка? И какая может Антарктида при глобальном потеплении? Если не целиком, то, как минимум, западная часть континента уже должна была растаять. А шельф вряд ли остался целым, наверняка он был уже изрыт плавучими бурильными платформами, извлекающими нефть, газ и руду.
  
  Ещё кое-что можно предположить - судя по тому же дроиду-бармену, наблюдается большой прогресс в области ИИ, который должен проявиться в росте автоматизации труда и значительному сокращению рабочих мест. Увы, об этом в фильме нет никаких упоминаний, и точно определить уровень достижений в данной области техники невозможно.
  
  Также соглашусь с мнением о неудачности прямолинейного повествования. Фильм действительно вызывал бы большую эмоциональную вовлечённость игрой с ожиданиями и добавлением загадочности, если начать фильм с пробуждения Авроры, а демонстрацию жизни Джима на корабле в одиночестве показать флэшбеком. Этот интервал я бы поставил после объяснения Джима по трансляции, включив в него от сцены с тряской пассажирского отсека до... Остальные измышления по этой теме были бы совсем спойлерными.
  Аврора, кстати, и вправду как-то легко принимает на веру рассказы Джима о себе, не выказывая никаких подозрений - ни по поводу того, когда он очнулся и чем он занимался, ни по поводу причин преждевременного пробуждения.
  
  6. "Пара из будущего" (2021, РФ)
  
  По сути, фильм - мелодрама, и фантастическое допущение - вполне добротное, почти научное, без всяких специальных приспособлений, просто природное чудо - "квантовый переход через пространственно-временной континуум" - лишь служит способом высказаться на тему отношений и брака. Хотя мораль и простая, но и немаловажная. Быть честными друг с другом и не поступать эгоистично.
  Есть в сюжете даже некая сказочность; и объяснение перемещения, и условия возвращения в своё время главным персонажам объяснил некий пастух, оказавшийся в том же поле и позже стоявший на мосту, когда главные герои после первой, наполовину успешной, попытки изменить свою судьбу собрались в обратный путь. Он как будто специально появился в нужном месте и в нужный момент, чтобы заставить их попробовать снова... Кто же этот пастух на самом деле?
  
  Конечно, представление 2040 года с рассказом о ряде событий будущего в фильме тоже присутствует. В будущем по фильму в стране внедрён социальный рейтинг, а валютой служат некие энергорубли. Замена живых актёров и животных в театрах, цирках и зоопарках голограммами. Массовая безработица в целом - перед театром мы видим манифестацию и слышим их лозунги: "Вернём людям работу"... Упоминаются таксисты, врачи и учителя. Александра (сыгранная Ароновой) встречает у входа подругу и коллегу, которой посоветовала обратиться по поводу синяка под глазом от мужа в службу по защите женщин, на что та ответила, что муж там и работает. В эпизоде столкновения постаревшего Евгения, сыгранного Буруновым, с полицейскими в нашем времени он заявляет о "конце полицейского государства" примерно через 10 лет, а также крушении Бреттон-Вудской финансовой системы (прекратившей своё существование на самом деле ещё в 1976-м) и возвращении золотого стандарта. Если учитывать всё это вместе, то получим просто смесь страхов и надежд обывателей разных взглядов, совокупность текущих на момент создания ленты ожиданий от будущего.
  
  Насчёт социального рейтинга и энерговалюты ничего сказать не смогу, а по поводу замены людей системами ИИ - вполне.
  
  Конкретно в медицине нейросети уже успешно используются для диагностирования заболеваний, прежде всего обработка рентгеновских снимков и гистологических образцов. Также большое поле для автоматизации представляет общая хирургия; давно существуют роботы, запрограммированные под выполнение стандартных рутинных операций. Последние представленные публике роботы-андроиды могут похвастать уже способными выполнять множество разнообразных действий руками-манипуляторами. Так что наиболее уязвимыми категориями среди медиков являются одновременно и наиболее массовыми - медсёстры, фельдшеры, терапевты и рядовые хирурги.
  
  А вот подспорьем в образовании - профессиональном и высшем - стали в последние время онлайн-курсы с возможностью самостоятельного обучения или учиться из дома, без необходимости в регулярном посещении специального заведения. Но о замене в школе живого учителя машиной и речи не идёт. Пока чат-боты не настолько надёжны, чтобы им безоговорочно доверять...
  
  Беспилотные такси на автопилоте действительно уже существуют, но их всё равно отслеживают операторы с возможностью дистанционного управления. Полноценный самодостаточный автопилот для наземного транспорта всё ещё остаётся дорогим и сложным для реализации, прежде всего из-за высокой стоимости некоторых элементов (радаров и лидаров) и несовершенства систем распознавания образов. Тем не менее, беспилотные автомобили могут появиться на дорогах уже в ближайшие годы, хотя разбирающиеся в теме люди называют сроки в 5-10, а то и 15 лет.
  
  Если цирки без животных могут стать повсеместными из-за давления зоозащитников, то вот зоопарки, а тем более театры с голограммами абсурдны. Ведь в последние идут не просто ради зрелища, а для зрелища реального; обычное изображение в виде рисунка, фотографии или кино можно увидеть в любое время через Интернет. Вдобавок зоопарки имеют ещё научно-прикладные функции, в их числе изучение строения тела и повадок животных, сохранение и восстановление редких видов.
  Если в театре мы из экономии заменим живых актёров на голограммы, то почему бы не заменить ещё и декорации голограммой? Почему бы вообще не поставить один проектор, транслирующий одно общее изображение? Тогда мы просто получим трёхмерное кино.
  
  В реальности, среди требований бастовавших американских сценаристов и киноактёров был запрет на использование цифровых двойников - дипфейков - и генерацию сценариев с помощью языковых моделей.
  А художники посылают иски в суд для запрета использования своих работ для обучения ИИ.
  
  От недавних достижений робототехники уже пострадали... работники сборочных цехов, а скоро потеснят грузчиков, а затем и курьеров. Кто действительно пострадает от нейросеток, так это офисные работники, переводчики и журналисты. Значительная часть аналитики и просто бумажной работы будет передана специальным программам, а с написанием текстов уже неплохо справляются языковые модели.
  
  Рингтон на мобильнике Жени - меткое попадание не только в тему. В беседе с представителями органов он называет своим годом рождения 1995-й, а эта песня Насырова вышла в 1998-м. Она мне, его одногодке, и самому нравится - это музыка детства, она, как говорится, "на подкорке".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"