Аннотация: С согласия авторов публикуется история возникновения рока в Уфе.
Ринат Билялов
Игорь Налепин
УФА ROCK`N`ROLL 70-Е
Мне повезло, что моя юность пришлась на 70-е. Это здорово - такой калейдоскоп событий, ансамблей: Билл Хейли, Чеби Чакер, "ВеаНез", хиппи, "Кузнецы грома", "Энималс", "Спенсер Дэвис", Рустик с красной "Торнадо", джинсы по блату, которые мы с остервенением терли кирпичом, Развеев, "Крим", Джимми Хендрикс, парк им. Матросова, "Барды", "Агидель-71", "Led Zeppelin", радио "Маяк" - с 13.00 до 14.00 по воскресеньям "На всех широтах" с Татарским... Интересное было время, черт возьми. Информация как с другой планеты: - фестиваль рок-музыки в местечке Вудсток, 300 тыс. зрителей; - Элтон Джон на стадионе Уэмбли, 100 тыс. зрителей; - Джимми Хендрикс на концерте разбивает и сжигает свою гитару...
А у нас: Веселей, ребята! Выпало нам Строить путь железный, А короче БАМ!
Чуваки! Посмотрите! Вспомните молодость и покажите детям, какими мы были. Кстати, мы и сейчас будь здоров!
Когда идея приходит в голову нескольким людям, она материализуется. Банально, но факт - как неумолимо летит время... Слушая "Rolling Stones" и разглядывая фото юных лет, я с ужасом осознал, что все это уйдет вместе с нами. И страшно захотелось оставить что-то после себя, поделиться увиденным, показать и рассказать детям о нашей хипповой юности, вспомнить и почувствовать вновь аромат тех лет.
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие...
Ринат Билялов.
70-е - летнее утро.
"Пионерская зорька", город с чистым мокрым асфальтом, свежая, промытая дождем листва, из открытого окна PINK FLOYD "DARK SIDE OF ТНЕ MOON".
Покой на границах империи. Шокирующе короткие юбки. Простроченные золотистыми шелковыми нитками тертые джинсы SUPERRIFLE - "супервинтовка".
Виниловые диски в конвертах, близких к произведениям искусства.
Пять дисков - это уже коллекция. Мягкая обувь, китайские кеды.
Запрещенный Набоков. Изгнанный Бродский. Гитары на плечах, длинные волосы и море музыки.
70-е - утро мира.
Игорь Налепин.
НАЧАЛО
Рок-группы, а в советской интерпретации - ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), появились в России в начале 60-х годов и носили название "бит-группа", а музыка, которую они исполняли, - "big beat", или "большой удар". Как правило, их состав включал три гитары и ударные, иногда с добавлением электрооргана, называемого на музыкальном сленге ионикой.
Мое первое знакомство с музыкой этого стиля состоялось в середине 60-х годов, когда в Уфу с гастролями приехал ансамбль из Чехословакии под управлением Карела Дубы, в составе которого были две электрогитары, ударные и саксофон. Мой поход на концерт этой группы послужил поводом для полного переосмысления составов и самого стиля музыки того времени, поскольку ничего подобного мы не видели и не слышали. В основном к нам приезжали оркестры, которые исполняли джазовую, эстрадную музыку, то есть доминирующего звучания гитары не было. Это был первый ансамбль из услышанных мной, где основными инструментами были соло- и ритм-гитара в одном лице, бас-гитара, ударные и саксофон. На этом концерте, кроме собственных композиций, прозвучали и песни "Beatles", а в то время мы еще не знали, что это такое. Мой страстный интерес к этой группе привел к тому, что старшие товарищи Искандер Усманов и Аркаша Силантьев с великими предосторожностями переписали мне концерт "Beatles" "Please, please me", а Валера Письменный (гитарист первого состава "Кузнецов грома") дал переписать концерт группы "London beats", который ему прислали из Чехословакии. Я стал ярым фанатом этой музыки, а поскольку фирменных пластинок было недостать, подпольно переписанную музыку мы крутили на ламповых магнитофонах "Комета", "Яуза", "Днепро" и т.д., в основном ночами. Возникло непреодолимое желание научиться играть на гитаре и исполнять подобную музыку.
В то время мы еще не делали большого различия между "Beatles" и другими группами, но достаточно быстро, в 1966-1967 годах, научились различать "Beatles", "Roling Stones", "Animals" и еще несколько десятков групп* и определять стили музыки: кантри, рок, блюз. Тогда вся эта музыка объединялась под названием "big beat".
В Уфе в середине 60-х годов начали появляться ансамбли, которые так или иначе имитировали, пытались подражать западным группам и петь на английском языке. Первым из них был ансамбль "Эльфы", созданный Валентином Федотовым при БГУ. Впервые я услышал его в 1966 году в 91-й школе на вечере, посвященном 7 Ноября. Ансамбль состоял из пяти человек: три гитары, клавишные, ударные инструменты. На клавишных играл мой будущий товарищ Витя Степанов, на гитарах - Борис Родионов и Игорь Ефимов, на бас-гитаре - Сергей Горячев, на ударных - Валентин Федотов. Позже, при подготовке данного материала, выяснилось, что группа в этом составе выступила на уфимском телевидении в 1965 году. Встреча с ней оставила у меня неизгладимое впечатление и укрепила желание научиться играть на гитаре. Я стал настойчиво просить у отца гитару, и за 7 руб. 50 коп. отец купил мне ее в магазине "Мелодия" на ул. Коммунистической. Никогда не забуду ее запаха и как дрожали руки, когда я ее настраивал.
Мне очень повезло, что в соседнем классе учился Игорь Гатауллин, впоследствии известный и талантливый гитарист. Он стал моим первым учителем. До этого я занимался в музыкальной школе, овладев навыками игры на фортепиано. Игорь Гатауллин ввел меня в круг музыкантов, которые стояли у истоков рок-н-ролла в Уфе в конце 60-х годов. Но об этом позже.
Не найдя единомышленников в своей школе (а именно в школах начали появляться первые группы), я познакомился с несколькими ребятами, и мы в 1967 году создали во Дворце пионеров свой ансамбль для аккомпанирования местному коллективу бальных танцев. Дирекция предоставила нам ударную установку и электроорган "Юность", а электрогитары, которых в продаже тогда еще не было, нам приходилось брать у друзей только на выступления, репетировали на простых акустических. В состав нашего ансамбля входили, помимо меня, Миша Красильников гитара, Марат Резин - вокал, Алик Ишкинин ударные и Витя Степанов, мой кумир с того момента, как я увидел его в составе ансамбля "Эльфы", и с которым нас познакомил Анатолий Демидов, ярый пропагандист идей рок-н-ролла в Уфе. Самостоятельно выучив английский язык, он умудрялся различать более 250 лучших музыкальных англоязычных групп с большей частью их репертуара. Поскольку в то время был дефицит пластинок и просто записей, Демидов, протянув по своей квартире огромную антенну в виде спирали и пробиваясь сквозь мощнейшие электронные глушилки, ловил "Голос Америки", радио "Люксембург-Интернейшнл", ВВС и хит-парад "РОР-20", записывал на магнитофон и приглашал нас к себе на прослушивание. Таким образом, благодаря подвижнической деятельности Демидова, мы были в курсе всех музыкальных новинок того времени. Его даже несколько раз приглашали в КГБ, где проводили душеспасительные беседы, но наш стоик упорно продолжал дело Севы Новгородцева.
Четкого определения рок-н-ролла еще не было. Кто-то считает его основателем Элвиса Пресли, который все-таки как певец стоял несколько особняком от существовавших тогда рок-групп. Для нас символом рок-н-ролла был и остается Билл Хейли. А недавно журнал "Playboy" подтвердил наше убеждение в своей статье, посвященной 50-летию рок-н-ролла, отметив, что отцом и основателем его является "человек, который похож на парикмахера", - Билл Хейли, исполнивший свой знаменитый рок-н-ролл "Rock Round the Clock", что послужило началом рок-н-ролльного движения.
Итак, в 1967 году нами была создана группа. Дворец пионеров и рок-н-ролл - вещи плохо совместимые, и просуществовали мы, конечно, недолго. Но некоторые "ветераны" запомнились именно по Дворцу пионеров. В один из дней лета 1968 года, находившись не у дел, я познакомился с Аркадием Олимпие-вым, руководителем ансамбля при Уфимском НИИ нефти, который располагался на ул. Ленина, напротив парка им. Якутова. После недолгого общения и игры на гитаре Аркаша пригласил меня к себе в ансамбль играть биг-бит. Несмотря на то что он был ярым приверженцем джазовой музыки, в итоге все-таки мы стали исполнять поп- и РВ-музыку из репертуара "Beatles", инструментальные вещи из репертуара ансамбля "Shadows", джазовые композиции Рэя Чарльза. Иногда во время репетиций к нам в самоволку из музвзвода прибегал наш старший товарищ Фарит Саттаров - прекрасный саксофонист, человек-оркестр, и они с Аркадием Олимпие-вым и Валерой Вишёнкиным исполняли свои джазовые импровизации. Порой нас даже начинали мучить сомнения насчет выбранного стиля, но Фарит убегал дослуживать, а мы - репетировать рок-н-ролл.
На наши вечера потянулись люди, и мы стали очень популярными в Уфе. Я в то время учился в 9 классе. В состав нашей группы входили тот же Миша Красильников, на бас-гитаре играл Валера Вишёнкин, Боря Шевченко - на ударных, на саксофоне - Витя Ведерников, на клавишных - руководитель нашего ансамбля Аркадий Олимпиев, я играл на соло-гитаре и был вокалистом.
Отдельного рассказа заслуживает ансамбль "Кузнецы грома", возникший в 1968 году и объединивший очень интересных, талантливых музыкантов: солирующим гитаристом и певцом был Игорь Гатауллин, мой учитель, ритм-гитаристом и певцом - Валера Письменный, на клавишных играл Сергей Шайкин, Коля Гаранин - на бас-гитаре. Первоначально они обосновались при заводе "Прогресс", потом переехали в клуб "Спутник", где сейчас располагается филиал "Лукойл". Интересным совпадением было то, что их продюсером был Эдик Эпштейн. Мы шутили, сравнивая "Кузнецов" с "Beatles", потому что у "Beatles" продюсером был Эпстайн, а у "Кузнецов" - Эпштейн.
Благодаря организаторским способностям и неистощимой энергии продюсера эта группа состоялась, став первой уфимской группой, которая из подпольного существования пыталась выйти на профессиональный уровень. Изначально она играла, как и все мы, известные вещи "Beatles", "Shadows" В составе ее была великолепная солистка Валя Белоклокова, которая также исполняла вещи ведущих западных певиц. Эта группа в декабре 1968 года выступила на новогоднем концерте во Дворце спорта. Но для того, чтобы ездить с гастролями, нужно было разрешение Министерства культуры, которое возглавляла тогда Клара Габдрахмановна Тухватуллина. Как сейчас помню прослушивание, которое проводилось в малом зале филармонии. Были приглашены Клара Габдрахмановна, ведущие башкирские композиторы. Удивительной была реакция одного из композиторов - Хусаина Ахметова, который вскочил со своего места, зажал уши руками и с криками "Громко, это невозможно слушать!" выбежал из зала. Вердикт был убийственным: "Если вы хотите быть профессионалами, вы должны исполнять песни отечественных и местных композиторов, комсомольские песни, а если вы собираетесь выступать с вашим репертуаром, то дорога будет закрыта".
В связи с этим прослушиванием в ансамбле произошли серьезные изменения. Валера Письменный, как англоговорящий и воспринимающий рок-музыку только в западном формате, категорически отказался участвовать в дальнейшем проекте и ушел из коллектива. За ним ушел Коля Гаранин. Ребята были вынуждены набрать новый состав, сменить название, теперь они назывались "Романтики", что, конечно, не добавило им ни шарма, ни популярности. В ансамбле стали играть Игорь Ефимов и Борис Родионов, оба из "Эльфов". Но коллектив просуществовал недолго, поездив по городам Башкирии. Игорь Гатауллин уехал в Москву и небезуспешно продолжил свою карьеру в качестве солиста ансамбля "Веселые ребята", Сергей Шайкин уехал в Ленинград, Альтерман - в Молдавию. Таким образом первый рок-ансамбль Уфы "Кузнецы грома" исчез.
ВУЗЫ
В1969-1970 годах основное сосредоточение ВИА произошло в высших учебных заведениях нашего города. Это вполне объяснимо, поскольку вся интеллектуально развитая часть молодежи приходила продолжать свое образование в вузы. Наиболее ярким в этом плане был Уфимский государственный авиационный технический университет, в те годы - УАИ. Я отдаю дань этому университету объективно, поскольку на каждом факультете в период 1969-1975 годов был свой достаточно известный и значимый ансамбль. В 1969 году, после моего поступления на механико-технологический факультет, меня пригласили играть в группу, которую создал студент 3 курса Виктор Ахрамович. Итак, наша факультетская группа в первоначальном варианте состояла из пяти человек: ударник Толик Татьянцев, ритм-гитарист и солист Виктор Ахрамович, бас-гитарист Володя Уманский, на клавишных до нынешнего времени - мой друг Александр Рабчук. В таком виде наш состав предстал в 1969 году на вечере посвящения в студенты, где мы отыграли несколько вещей "Rolling Stones", "Брепсег 0ау|5 Сгоир", "Ап1та15". Студенческое сообщество очень тепло приняло нас, и в течение нескольких лет, пока Виктор Ахрамович не закончил университет и не ушел в армию, мы достаточно активно и плотно выступали. Хотелось бы отметить наибольшее наше достижение - мы стали лауреатами первого в Уфе студенческого фестиваля "Агидель-71", который проходил три дня, жюри возглавлял наш выдающийся композитор Загир Исмагилов. Организатором этого событийного мероприятия выступил Кировский райком ВЛКСМ и его первый секретарь Тагир Шайрахманов. Чтобы упредить возможные обвинения в нашем отступлении от рок-н-ролла, хочу сказать, что песни были исполнены нами из обычного репертуара - песня протеста Боба Дилана "Ответ знает только ветер" и композиция Пита Сигера "Если бы у меня был молот" - как всегда, на английском языке.
Помимо нас, в УАИ параллельно существовали еще несколько оригинальных ансамблей. Группа "Прометей" базировалась на факультете авиационных двигателей. Первоначальный состав этого ансамбля: Олег Шваб - гитара, Виктор Пенеров - бас-гитара, Владислав Тушин - ударные. Особенно выделялся Марат Юлдыбаев - наш выдающийся саксофонист, сейчас он проживает в Таиланде. Впоследствии В. Тушина, ушедшего в армию, заменил Алик Мустаев, очень колоритная личность и прекрасный ударник. Знаменитые вещи Эрика Клэптона я впервые услышал в исполнении этого ансамбля.
Группа электромеханического факультета "Ритм-68" (68 - видимо, год основания группы) уже в те годы начала исполнять вещи в стиле джаз-рок. Состав: саксофон - Жора Палтусов, ударные - Виктор Штейнберг, контрабас - Володя Еремеев, очень интересный, интеллигентный парень родом из Бразилии, солист - Анатолий Иванов, гитара - Рафаэль Уразаев, на клавишных очень короткое время играл Борис Левин, который потом уехал в Москву. Иногда (к сожалению, очень редко) к ним присоединялся скрипач Леня Баку-сов, очень доброжелательный и улыбчивый парень. После ухода Чванова солистом стал Рафаэль Уразаев, и в таком виде ансамбль просуществовал в течение нескольких лет.
В период с 1971 по 1975 год в УАИ были очень неплохие группы: "Второе дыхание", "Пилигримы", ансамбль под управлением С. Самохвалова, ансамбль под управлением С. Круля, где играл замечательный аккордеонист Коля Калмаков, а музыка исполнялась в стиле "польский рок". После 1975 года в моду вошла музыка в стиле диско, затем итальянцы, и число музыкантов, игравших в лучших традициях рок-н-ролла, значительно поубавилось.
Вторым по значимости в Уфе среди вузов стоял Нефтяной институт. Самым известным ансамблем были "Ступени", где играли прекрасные музыканты. Там я впервые познакомился с ударником Сергеем Пустернаковым (покойным ныне). На мой взгляд, это был один из лучших ударников, игравших в стиле рок-н-ролл и ритм-н-блюз. Состав "Ступеней": Александр Писарев - гитара, вокал; Николай Семенов - лидер, гитара; Саша Стахеев - гитара; Александр Полетаев - бас, вокал; Борис Вахильт - клавишные; Сергей Пустернаков - ударные. Эта группа часто выступала в кафе "Встреча", ставшем с момента образования в 1974 году культовым для молодежи. За несколько лет его существования многие уфимские рок-музыканты получили на этой сцене боевое крещение. Идея собрать молодежь во "Встрече" на углу улиц Зорге и 50 лет СССР - кафе, напоминающем современные рок-клубы, - принадлежа ла заведующему отделом Уфимского горкома ВЛКСМ Константину Максименко, с легкой руки которого на постоянную работу в качес тве рок-музыкантов были приглашены Рустем Каримов, Саша Тимофеев, Витя Степанов, Рустем Масленников и Таня Ишбулатова.
Уфимский медицинский институт был представлен прекрасной группой "Красные кресты", основанной в 1968 году Валерием Письменным, ушедшим из "Кузнецов грома". В первый состав вошли: Азат Юсупов - бас-гитара, Радик Курамшин - соло-гитара, вокал, Володя Суслов - ритм-гитара, Сергей Ширяев - ударные. Толя Гохберг - ведущий, Рамиль Аюпов - саксофон, Владимир Мехлис - клавишные. После ухода Письменного с 1968 года музыкальным руководителем стал Радик Курамшин, а художественным руководителем, или, как нынче говорят, продюсером - РаисТерегулов. В этот период произошли изменения в составе группы.
Вместо уехавшего в медакадемию А. Юсупова на бас-гитаре стал играть брат Радика Равиль Курамшин, а на ударных - Борис Шевченко, с которым мы вместе играли в УфНИИ. Видоизменяясь и трансформируясь, группа довольно активно выступала в Уфе и гастролировала по Башкирии, а в 1978 году тихо распалась. Ансамбль "Орфей", который заслуживает особого внимания, был основан на базе института искусств. Тягаться с ним было тяжело, потому что в его составе были профессионалы, учившиеся по различным музыкальным специальностям. Бывший руководитель этого ансамбля Володя Суханов сейчас профессор, завкафедрой народных инструментов. Другие ребята также посвятили себя артистической, преподавательской и иной деятельности, связанной с искусством. В ансамбле было мощное многоголосие и качественная музыка, за что мы их называли "уфимскими "Холейс". Эта группа стала лауреатом и завоевала диплом 1-й степени студенческого фестиваля "Агидель-71". Но поскольку музыкальная деятельность для членов группы была не столько сферой профессиональных интересов, сколько легким и приятным времяпровождением, "Орфей" просуществовал недолго. Ребята, закончив институт, разъехались. Саша Афанасьев, с которым мы учились в параллельных классах, уехал по распределению в Сибирь, где устроился актером театра, Володя Каширин тоже уехал, Миша Корнев (клавишные) отправился за границу еще в 70-е годы. Иными словами, на этом история ансамбля "Орфей" закончилась.
СВОБОДНЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Я постараюсь четко выдержать хронологию создания и существования рок-групп и отдельных музыкантов, потому что некоторые участники нашего проекта "5R" пришли в рок-музыку раньше, другие - позже.
Помимо институтских ансамблей, в Уфе существовало несколько прекрасных коллективов, которые играли на танцплощадках.
Их независимость от гастрольной жизни и отсутствие необходимости в прослушивании программ давали им возможность играть то, что они хотят.
Прежде всего, это группа "Бисквиты". Группа была создана в 1967 году из очень интересных ребят. Руководителем ВИА был Игорь Селюков (гитара), на барабанах играл Паша Панов, Игорь Сёмин был звукооператором, а вокалистом - Игорь Заболотнов, который запомнился еще и тем, что сочинял свои стихи (или делал переводы) на музыку известных групп, в частности он является создателем русскоязычного текста знаменитой песни группы "Animals" "House of the Rising Sun". Свой первый опыт игры в группе обрел и Рустем Масленников.
После ухода в армию Паши Панова, в 1969-1970 годах, группа играла в ДК "Спутник" в новом составе: Игорь Селюков - руководитель, гитара; Рустем Галиакберов - ударные; Женя Сергеев - гитара; Валера Насонов - клавишные; Фарит Саттаров - наш выдающийся саксофонист.
Надо отметить, что основная танцплощадка располагалась в парке им. А. Матросова, и именно она стала главной кузницей рок-н-ролльных кадров. Но, прежде чем перейти к подробному описанию музыкантов этой площадки, хочу рассказать о ребятах, игравших в ВИА парка "Нефтяник". Как известно, Уфа географически разделена на две части, соединенных одним из самых длинных в России проспектов, и черниковским ребятам было проблематично добираться до парка имени Матросова - без малого 17-20 километров. Невзирая на трудности, щупальца рок-н-ролльного спрута проникли повсюду, и парк "Нефтяник" стал рок-достопримечательностью Черниковки, или, как называли ее аборигены, Чикаго. Состав этого ВИА был ослепительным: лучший в те годы клавишник Юрий Шемагонов, Ренат Шамсутдинов (Чарли) - наш ответ Джинжеру Бейкеру, Фарит Резяпов (Фаритоша) - уфимский Джордж Харрисон, великолепный Саша Тимофеев и прекрасный музыкант Игорь Ефимов (экс-"Эльфы") - один из основателей уфимского рока. Руководил этим ансамблем замечательный человек и музыкант Олег Леонидович Дудинов, очень много сделавший для ребят и навсегда оставшийся в их памяти.
Возвращаясь к парку имени Матросова, хочу сказать, что популярность его была столь высока, что, по воспоминаниям А. Еремина, на площадку набивалось до трех тысяч (!) человек. История рок-музыки в парке имени Матросова связана с ансамблем "Барды". Аркадий Ерёмин, в будущем неизменный руководитель, создал его в 1970 году в первом составе: Аркадий Ерёмин - бас; Володя Уманский - ритм-гитара, вокал; Камиль Мухаметрахимов - гитара; Александр Жаворонков - гитара; Рустем Каримов - ударные. На их выступлениях можно было услышать вещи из репертуара "Santana", "Rolling Stones". В связи с естественной миграцией состав ВИА менялся, но неизменной, как идеи марксизма-ленинизма, оставалась колоритная фигура руководителя Аркадия Ерёмина. В этом ансамбле в разные годы попробовали себя многие музыканты, которые не стали профессионалами и, поиграв немного, отошли от рок-н-ролльных дел. Это прекрасные гитаристы Александр Кочетов, Анатолий Данилов и Саша Фалевич, Гера Якин и Рустем Галиакберов - ударные, Владимир Антышев - саксофон. На этой же танцплощадке после службы в армии начинал свою музыкальную карьеру выдающийся барабанщик Женя Чистяков. Все эти ребята запомнились своей преданностью рок-н-роллу и положительной энергетикой.
По-моему, все уважающие себя рок-нролльные группы прошли через игру на танцах. В силу своего положения группы были свободны от каких-то идеологических догм, на танцах необязательно было играть комсомольские песни отечественных композиторов. И естественно, молодые ребята 18_20 лет давали выход своей энергии и играли те вещи, которые со временем стали классикой рок-н-ролла и ритм-н-блюза.
Следующим шагом в эволюции группы "Барды" был ее переход в группу "Движение". Состав последней был таким: Рустем Каримов - ударные, Кочетов - гитара, в этот период к ним примкнули Саша Тимофеев - гитара, Юра Филиппов - бас-гитара и замечательный пианист Юра Шемагонов, который на данный момент проживает в Таиланде, а в 70-е годы стал одним из основателей и участников группы "Дустар", где играл не менее знаменитый мой сокурсник Марат Юлдыбаев.
Интересный факт: руководителем этого ВИА был наш известный певец Гена Родионов, который, для того чтобы получать хоть какието деньги за руководство ансамблем, был оформлен на должность пожарника.
Чуть подробнее о Рустеме Каримове.
После долгой работы на Севере (1976-1990) и в Таиланде (1995-1998) волею судеб Рустем эволюционным путем сменил неистовую деятельность ударника на размеренную жизнь клавишника и в этом качестве является участником проекта "5R". Но возвратимся в боевые 70-е.
Помимо этого ансамбля, были еще несколько коллективов, которые внесли свой вклад в рокн-ролльное движение нашего города. Очень интересным был ансамбль "Солнечные зайчики" под руководством Владика Свинтицкого, игравшего на соло-гитаре. Помимо него, в состав группы входили: Володя Ториков - басгитара, Саша Расщепкин - ритм-гитара, Роберт Хафизов - ударные.
Интересным был ансамбль с необычным названием "Наташа" в составе: Андрей Голубев - соло-гитара и вокал, который также являлся и руководителем этого коллектива, Слава Мухортов - ритм-гитара, Ринат Файзуллин - бас-гитара, Гера Якин - ударные. Ансамбль базировался в клубе ТРЗ в 1968 году, а в 1969 году перешел играть в ДК имени Салавата Юлаева. Продюсером этого ВИА был Коля Никишин, своего рода подвижник, который доставал инструменты, организовывал концерты и был своего рода "папой", так как был на несколько лет старше ребят. В1970 году после открытия ДК "Юбилейный" на его площадке был создан ВИА "Поиск". В первом составе играли Олег Луговой соло-гитара, Борис Смирнов - бас-гитара, Фарит Резяпов - гитара, Рафаэль Шахразиев - автор песен, Рустем Галиакберов - ударные и Валера Насонов - клавишные.
Последний, обладая очень характерным роковым вокалом, был, к сожалению, не востребован в те годы, как принято говорить сейчас - не входил в формат.
В 1971 году в ДК "Уфимкабель" был создан ВИА "Листья", который просуществовал в неизменном составе до 1975 года. В нем играли Сергей Привалов - соло-гитара, Андрей Демченко - ритм-гитара, Саша Махров - бас-гитара, Игорь Клоков - клавишные, Рашит Галиахметов - ударные. Руководителем ансамбля и вокалистом был Олег Шупиков.
В ДК РТИ с 1975 по 1977 год творила, выдумывала и экспериментировала группа "Азамат" В ее составе были: Олег Воробьев - ритм-гитара, Валерий Сычкарь - ударные, Салават Гильматдинов - соло-гитара, Саша Столбецов - клавишные, Юра Филиппов - бас-гитара и Асхат Насыров - клавиши, вокал. Хотелось бы особо отметить группу с простым, как грабли, названием "Юность", которая располагалась в ДК "Спутник". Руководителем этого ВИА был пианист Володя Берсенев, на бас-гитаре играл Саша Кириченко, гитара и вокал - Юра Филиппов, ударные - Алик Ишкинин, с которым мы начинали еще во Дворце пионеров. Отдельного разговора заслуживает соло-гитарист Саша Афанасьев. Это был действительно самородок, феномен, наш уфимский Джимми Хендрикс. Техника его исполнения поражала изысканностью. Было непонятно, откуда это взялось в простом парнишке с пожарки на ул. Ленина.
Было бы несправедливо не отметить еще один интересный ансамбль. Это ВИА "Звуки времени" под руководством нашего знаменитого саксофониста Фарита Саттарова. Группа была создана в 1971 году. Первый ее состав: Фарит Саттаров - клавишные, саксофон, Салават Гильмандинов - гитара, Борис Вахильт - ударные, Юрий Филлипов - бас-гитара, Сергей Трофимов - вокал. Состав менялся, и в 1974 году, ближе к концу существования "Звуков времени", в группу входили: Фарит Саттаров - руководитель, клавишные, саксофон, Лев Сорокин - вокал, директор группы, Сергей Шайкин - бас-гитара, Владимир Сидоров - ударные, Равиль Хисматуллин - труба и Ольга Селезнёва - вокал.
В конце 70-х среди уфимских музыкантов заметной фигурой был Валерий Бочкарёв - самобытный автор, вокалист со своеобразной манерой исполнения, обладатель характерного по тембру голоса и искусный бас-гитарист.
Несмотря на то что его карьера оказалась не продолжительной, музыкантам и слушателям он запомнился ярким исполнением, индивидуальностью, темпераментом и большим творческим потенциалом. В1978 году, после его возвращения из армии, вместе с Сергеем Рудым они создали группу "Возрождение". Ансамбль отличался интересным репертуаром и высоким исполнительским мастерством. Звуковую палитру обогащали скрипка Светланы Шолоховой, клавишные Николая Бутакова, гитары Рустема Ризванова и Николая Калинюка. Солистами группы были Альберт Акимов и Ирина Миронова. Каждый концерт "Возрождения" становился заметным музыкальным событием города.
Мне тяжело характеризовать все группы - их количество довольно велико, поэтому я бы хотел перейти на частные лица, которые являлись своего рода олицетворением рок-н-ролла и блюза в нашем городе.
Хотелось бы особенно отметить очень интересного действующего музыканта - бас-гитариста Юрия Филиппова. Это о нем современник сказал:
Во всех рок-группах без перекура
на бас-гитаре Филиппов Юра.
Он участник практически всех групп Башкирии и Тюмени и на сегодняшний день является аксакалом баса. Передавая свой бесценный опыт, музыкант руководит молодежной группой "Аспид", ставшей лауреатом рок-фестиваля "Ливень" в 2005 году. Самый молодой участник проекта "5R" Рашид Рамеев считает его своим учителем.
Очень интересными гитаристами были Рустем Масленников, Рустем Абдрахманов и Сергей Пешкин. Последний, будучи прекрасным исполнителем, является еще и отменным мастером, который сам изготовляет, доводит и ремонтирует гитары. Все мы, действующие музыканты, когда-либо прибегали к услугам Сергея. Как сказал участник нашего проекта Рашид Рамеев, все, к чему прикоснутся руки Пешкина, становится золотым.
Не могу не отметить еще одного интересного человека - Юрия Клецкова. Прекрасный музыкант-клавишник, игравший в ансамбле "Смутьяны" при заводе "Прогресс", он в 1971 году создал и довел до серийного производства усилитель "Гармония-70", который в те годы был прорывом в аппаратуре для современной музыки. За разработку и внедрение в производство этого аппарата автор был награжден серебряной медалью ВДНХ и вписал свое имя в историю уфимского рок-нролла. Кстати, до сегодняшнего дня некоторые музыканты используют этот надежный и неприхотливый аппарат.
Подробнее остановлюсь на одном из участников нашего проекта "5R" Рустэме Асанбаеве - на мой взгляд, выдающемся уфимском гитаристе. Как сказал поэт:
В 70-х с "торнадо" алой ворвался
Рустик в наш рок-н-ролл.
Весь поседел, остепенился,
но с рок-н-ролла не ушел.
Он первым стал играть музыку в стиле ритм-н-блюза - вещи Дж. Хендрикса и Б.Б. Кинга. Лично я с ним познакомился в 1970 году, когда он пришел к нам в УАИ поиграть со своими ребятами: на бас-гитаре - Володя Головачёв, на ударных - Сергей Барыкин. Первое, что меня поразило в этом парне, - его горящие глаза и хрипловатый голос. Он спросил: "Чуваки, можно мы поиграем здесь немножко?" - и вытащил из футляра гитару, первую фирменную гитару в нашем городе - "Торнадо" ярко-красного цвета. Только от вида этой гитары дрожь прошла по всему телу. Мы сказали: конечно, играй, даже не потому, что нам было интересно, как играет Рустэм, а хотелось услышать, как звучит его инструмент. Ребята прошли на сцену, они были моложе нас. Музыка была несколько непонятной, мы спросили, что это, они ответили, что Джимми Хендрикс. Оттого вечера у меня остались очень яркие впечатления: горящие глаза Рустэма Асанбаева, алая гитара и музыка Джимми Хендрикса. Затем наши пути несколько разошлись, и уже в процессе подготовки к изданию этого альбома, вспоминая годы боевые, выяснилось, что Рустэм в разные периоды играл с братьями Курамшиными, которые успешно выступали в ансамбле "Красные кресты", Володей Дворником, участвовал в группе "Барды" в один из ее периодов, а в конце 70-х годов был приглашен в группу "Калейдоскоп", организованную в ДК "Авангард" в составе: Геннадий Родин - бас, руководитель ансамбля, Володя Сигачёв - клавишные, Слава Елисеев - ударные, Гоша Бирюков и Игорь Демченко - вокал, флейта. Эта группа стала костяком будущей группы "ДДТ".
Следующий человек, участник нашего проекта, - Рафаэль Шмергельский. Поскольку он был несколько моложе нас, расцвет его творчества приходится на более поздний период. Я уже закончил институт, работал на заводе и немного отошел от активного участия в музыкальном движении. Но 1975-1977 годы я прекрасно помню - в кафе "Встреча" выступал ансамбль (к сожалению, названия у них не было), в котором играли очень интересные, колоритные ребята: Рафаэль Шмергельский, Володя Емелёв, Сергей Аринушкин, Саша Тимофеев, Рафаэль Аминов, Петя Быченко, Салават Батыргареев, Валерий Уманский.
ПЕВИЦЫ
Отдельного повествования заслуживают певицы, или солистки ансамблей, как их называли в те времена. Невозможно ни с ними, ни без них, по словам Дж. Байрона.
В 70-е годы было несколько любопытных исполнительниц: Наталья Тетерина (группа "Эльфы"), Ниля Гильманова, Лиля Загоруй и Ирина Шерстобитова (УАИ), Тамара Мелинг ("Красные кресты"), Ольга Селезнёва ("Звуки времени"), Валентина Белоклокова, которая солировала в разных ансамблях ("Кузнецы грома", "Красные кресты" и др.). Особо хочется выделить выдающуюся вокалистку Татьяну Ишбулатову. Это была настоящая рок-н-ролльная певица по голосу, по манере поведения, по стилю. Мы называли ее уфимской Дженис Джоплин. К сожалению, порядки того времени не дали полностью раскрыться этим талантливым девушкам, но мы, старики, будем помнить о них всегда, поскольку они - частички нас.
Подошел к концу мой небольшой рассказ. Я старался не забыть никого, но если вдруг такое случилось - извините. Тем, кто ушел от нас, - пусть земля будет пухом. Наступили иные времена, звучат другие песни, но старый добрый рок-н-ролл жив и будет жить, а то, что мы все-таки начинали, - этого у нас никто не отнимет.
Ринат Билялов.
Хиппи - это лейбл, навешенный на глубокий скрытый эволюционный процесс. На каждого босоногого хиппи в фенечках и цветах приходятся тысячи невидимых участников андеграунда, людей, чьи жизни настроены на их внутреннее видение. Тех, кто выпал из этой телекомедии.
Тимоти Лири, 1967.
Хипп - "знать, понимать". Хиппи - это тот, кто осознал, понял. Сами хиппи назвали себя "прекрасные, добрые люди"
Мощное духовное молодежное движение началось в середине 60-х годов и охватило весь мир. В начале 70-х волна докатилась до СССР. "Детям цветов" в стране Гипербореев было холодно и жутковато Нужно было быть внутренне очень свободным и сильным человеком, чтобы выдержать мощное давление системы. Через "добрых людей" в наш серый мир, отделенный от Запада проржавевшим "железным занавесом", попали идеи терпимости, бережного отношения к окружающим людям и природе. Они принесли с собой умную сложную музыку, литературу, свой язык, одежду - все элементы настоящей субкультуры. Рок-культура, которая начала развиваться в России в это время, во многом обязана хиппи. Они были ее самой подготовленной аудиторией. Именно поэтому мы сочли необходимым включить эти фотографии в альбом. Среди симпатичных длинноволосых юношей и девушек в цветастых восточных одеждах, увешанных фенечками и бисерными ожерельями, выделялись яркие харизматические фигуры: Стратей (Юрий Стратиев), Джимми (Урал Хазиев), Развей (Борис Развеев). Прогулка Развеева с поросенком по улице Ленина давно стала легендой как жест внутренней свободы и ироничный вызов обществу. (Кстати, его тут же увезли в кутузку вместе с поросенком.)
Под мощным давлением системы движение распалось и выродилось, оставив после себя ощущение счастья и горечи у тех, кто был внутри его и рядом.