Максимка - это замечательный мальчуган, двух с половиной лет от роду. Он с любопытством и огромным интересом смотрит на мир широко раскрытыми карими глазами. Это уже вполне сформировавшаяся личность, насколько своеобразная, настолько и непредсказуемая.
С учетом веяний времени, родители записали Максимку на курсы французского языка во Французский культурный центр. В этом Центре решили провести эксперимент - начать обучение языку малышей с двух-трех лет. Новшество оказалось очень популярным, если вначале была только одна экспериментальная группа, то через год их стало уже три. Учащимся как раз одной из этих групп и является Максим.
Конечно же, обучение проходит по специальной, облегченной программе, в виде игры, с просмотром мультфильмов, разучиванием песенок и стихов. В группе четыре юных курсанта, кроме Максима это: Сережа, Аня и Лена. Максим сразу же понял всю важность момента и очень серьезно относится к занятиям. Он быстро выполняет задания, тогда как однокашники на редкость задумчивы и часто отвечают невпопад. Энергия в Максимке просто бурлит, он не может больше минуты усидеть на одном месте. В нетерпении пытается помочь коллегам, хочет как-то ускорить их мыслительный процесс, но не всегда при этом использует джентльменские методы, то толкнет, то ущипнет, то банально отберет наглядное пособие или игрушку. Это не остается без внимания преподавателя, а дети жалуются своим родителям. Мама регулярно проводит с Максимом нравоучительные беседы о том, что нельзя драться, особенно нельзя обижать девочек. Он согласно кивает головой и торжественно обещает больше никогда и никого не трогать. Малыш очень старается выполнить обещание, но, к сожалению, это не всегда ему удается.
Максимкина страсть к электронным устройствам проявляется и здесь, он моментально выключает все, что только можно выключить и до чего он только может дотянуться: ноутбук, DVD, телевизор, свет. При этом успевает забежать и в соседние аудитории и там что-нибудь выключить. Такая активность с первых же занятий сделала Максима знаменитым, его группу теперь так и называют - "группа Максима". Популярности добавило и его, свойственное молодым людям, неравнодушие к красивым молодым девушкам. В параллельной группе преподает как раз такая особа. Однажды Максим, по обыкновению первым сделав задание, выглянул за дверь аудитории, посмотреть, что же там происходит, и увидел, как по лестнице спускается красавица. Малыш с явным интересом посмотрел на нее и скромно так предложил:
- Тетя, а мозит пойдем, погуляем?
Не оставляет Максим без внимания лиц слабого пола и в своей группе. Как-то раз перед занятием он своим платочком начал протирать Анин стульчик, но девочка не оценила его галантность и забрала стул. Максим естественно не ожидал такой неблагодарности и в сердцах слегка толкнул Аню, но этого оказалось достаточным, чтобы она заплакала. Вот так всегда с этими женщинами, никогда не поймешь, чего им нужно.
Максим первый помощник преподавателя. Часть занятия дети проводят в аудитории, а часть - на свежем воздухе, на лужайке. Для этого выносят коробки с игрушками. Все дети берут коробку вдвоем, Максим - целую коробку несет один. Выходит на крыльцо и кричит:
- Тетя Дина, сними его (это он так говорит о себе в 3-м лице).
Первое французское слово, которое выучили дети, было - эскарго, то есть улитка. Почему начали именно с "улитки", так и осталось непонятным, видимо это какая-то современная обучающая технология.
Одновременно с Максимом азы французского постигают и все окружающие его родственники, за исключением тети Тани, знающей язык в совершенстве и мамы, помнящей его еще со школы и института. После эскарго последовали другие слова и выражения: лё лу (волк), ляпан (зайчик), урс (медведь). Но и само собой разумеется: жо мо пель Максим, бонжур, аревуар и так далее.
Для закрепления полученных знаний все, надо не надо, спрашивают:
- Максим, а как будет по-французски улитка?
- А как будет волк?
- А медведь?
Если Максим расположен к разговору, он говорит правильно, если не очень расположен, на все вопросы отвечает одинаково, например, "лё лу", или так: "никак не будет это по-фланцузски". Иногда он сам берется экзаменовать окружающих:
- Бабуль, а как будет бабочка по-фланцузки?
Как-то Максим с дедушкой повторял азбуку, в ней каждая страница посвящена одной букве и иллюстрирована соответствующим рисунком: А - ананас, Б - барабан и т.д. Дошли до буквы Д. Максим уверенно говорит:
- Это буква Д, - и показывает на рисунок домика, - а это ля мезон*.
- А почему тогда буква Д?
- Потому что это ля мезон.
Мама Ани рассказала:
- Аня играет в куклы около телевизора, вдруг с экрана произносят имя: "Максим". Аня сразу оживляется и говорит: "Мама, мама, а у нас на эскарго тоже Максим есть". Так, с легкой руки Ани теперь эти занятия по французскому языку все называют - уроки эскарго.
* дом (фр.)
Спасение котенка
Было замечательное весеннее утро. Максимка с бабулей как обычно вышли на прогулку. Во дворе они заметили у дерева какую-то незнакомую женщину. Она взволнованно бегала вокруг, смотрела на ветки и кого-то звала. Бабушка с внуком подошли поближе, присмотрелись и увидели на дереве маленького серенького котенка. Тот сжался от испуга в комочек и жалобно попискивал. Бедолага залез на дерево, а обратно - никак, боится. Конечно, как здесь пройти мимо, и Максимка со спутницей тоже стали уговаривать котенка спуститься вниз. Взволнованную женщину вдруг осенило:
- Надо найти какую-нибудь палку, чтобы по ней он мог спуститься.
Все дружно бросились на поиски орудия спасения. В первых рядах естественно был Максим. Он подбирал все попавшиеся палочки, даже те которые были чуть больше спички, подбегал и протягивал их женщине:
- Вот, тетя, возьми палку...
Но ничего подходящего так и не нашли. Потом добрая женщина предложила:
- А давайте в магазине попросим веник...
Они направились в соседний магазин, впереди процессии бежал Максимка со словами:
- Я сам, сам возьму веник.
Но и веник не помог.
Тут к группе спасения подошла девочка лет двенадцати с мамой. Максим на время потерял интерес к котенку и обратился к девочке:
- Девочка, девочка, а почему ты не пошла на школу?
Но та лишь надменно взглянула на малыша, не удостоив его и словом.
Максим решил изменить тактику:
- А вон на дереве кошка сидит и не может слезть.
- Это не кошка, а котенок.
Гордо ответила девочка, и они с мамой удалились по своим делам.
Бабушка потянула Максима за руку:
- Пойдем, нам еще в магазин надо.
На обратном пути они встретили уже знакомую женщину, она радостно сообщила:
- А мы котенка спустили. Подошел какой-то молодой человек и снял его с дерева. Я даже предложила ему денег, но он отказался. Очень хороший человек.
Бабушка с внуком тоже обрадовались столь благополучно закончившейся спасательной операции.
Теперь, каждый раз, когда они проходят мимо того дерева, Максимка озабоченно спрашивает:
- Бабуля, а где котенок?
Максимка и машины
У Максима много различных увлечений, к некоторым он быстро охладевает, тут же появляются новые. Но есть у него одна настоящая страсть, которой он не изменяет, можно сказать с младенчества - автомобили.
Он с двух лет знает практически все марки, определяет их и по бамперу и по багажнику. Не один раз вступал с взрослыми в спор, по поводу той или иной модели и почти всегда выигрывал. И все это притом, что ни у отца, ни у ближайших родственников автомобиля нет. Но есть знакомые водители, которые отвозят Максима к бабушке с дедом. В автомобиле он всегда усаживается на заднее сиденье посередине, чтобы в промежуток между двумя передними сиденьями видеть водителя и наблюдать за всеми его манипуляциями. Мало того, что он виртуозно повторяет все движения, он еще и голосом имитирует все сопутствующие звуки, например, звук включенного поворота. Очень похоже он изображает звучание сирен пожарных машин:
- Пампо, пампо!
и полицейских автомобилей:
- Виу, виу!
Доехав до дома, знакомый водитель иногда берет Максимку на колени и разрешает немного порулить. Надо видеть с каким блаженством мальчуган крутит баранку.
Максим постоянно чем-нибудь рулит. Несмотря на то, что ему уже не раз покупали игрушечные рули с музыкой, всевозможными звуковыми и световыми сигналами, он частенько использует в качестве руля подручные средства: крышки от кастрюль, вешалки для одежды, мобильные телефоны.
С Максимом очень не просто гулять. Вот идут они с дедом по тратуару, Максим по обыкновению чем-нибудь рулит. Вдруг он останавливается, как вкопанный.
- Максим, что такое?
- Лёня, ты разве не видишь, загорелся красный свет.
И хотя светофор предназначен для машин, а не для пешеходов, они терпеливо стоят, ждут, когда загорится зеленый.
В три года его любимой книжкой было пособие для школьников по правилам уличного движения. Он ее знал практически наизусть, все дорожные знаки, сложные автомобильные ситуации. Когда его укладывали спать, он вместо сказок просил почитать именно эту книгу.
Лёня нашел ему в интернете каталог автомобилей всех ведущих марок, с их фирменными значками и со всеми моделями. Можно выбрать марку, затем понравившуюся модель и ее уже внимательно и подробно рассмотреть. Заглянуть в салон, осмотреть место водителя и пассажирские места, открыть багажник и капот. Максим с удовольствием изучает каталог и полюбившие ему модели. Очень интересно наблюдать за ним в этот момент. Он что-то приговаривает, восхищается, восторгается:
- О, какая крутая коробка передач! А вот радио, а это что такое, навигатор? А это компьютер? Лёня, а это как включается? О, какие здесь сидения! Лёня, смотри! Я когда вырасту, такую куплю себе машину! Я буду за рулем, рядом со мной сядет Света, а сзади Лёня, мама и папа.
С возрастом у него меняются пристрастия. Совсем маленьким он гулял как-то с мамой, вдруг увидел огромный серебристый джип. Максим остановился и смотрел на авто во все глаза. И как мама не тянула за руку, не сдвинулся ни на шаг. Водитель стоял рядом. Увидев такой интерес, он предложил малышу посидеть в машине за рулем. Излишне говорить, как рад был Максим. С того дня он требовал, чтобы купили серебристый джип. Родственники бросились в игрушечные магазины на поиски автомобиля. Вскоре в автопарке малыша появилось несколько заветных машинок. Потом почему-то Максиму вдруг стали нравиться мусорные машины, наверное, из-за их необычной формы. Затем он полюбил БМВ, "ламборжини", Феррари... Сейчас у него в фаворитах джип "Орландо", стоящий у соседнего подъезда.
У Максима огромное количество игрушечных машинок, много радиоуправляемых и коллекционных моделей. Но больше всего мальчуган любит играть простыми автомобильчиками. Он долго может катать их по дивану, одновременно озвучивая сложную дорожную обстановку: сигналит, говорит, какой загорелся цвет у светофора, сообщает о наличии бензина и желании водителя пообедать. Очень радуется, когда кто-то составляет ему компанию. Чаще всего он привлекает для этого дела деда Лёню. Выдает ему две-три машинки, себе берет несколько, и они начинают гонки...
В квартире у Лёни и бабули Светы у Максима есть большая детская машинка, на которой можно ездить, отталкиваясь от пола ногами. Он ее называет "мой любимый голубой БМВ". Машина замечательная, у нее есть и руль, и спидометр и багажник. Но этого Максиму показалось мало, все-таки он видел, как настоящие машины оборудованы. Пришлось заняться неотложным тюнингом. Он заставил деда приклеить скотчем к рулю радиоприемник, телескопическая антенна которого очень удачно имитировала переключатель коробки передач. Максим собрал все брелоки в доме и навесил их на руль. Теперь это был уже практически автомобиль мечты. Максим гоняет на ней по всей квартире, заезжая даже в малодоступные места: кладовку, ванную, кухню. Однажды бабуле Свете понадобилась мясорубка. Но та оказалась без рукоятки. Лёня со Светой сбились с ног в поисках. Потом вспомнили, что накануне был Максим и заезжал на своем БМВ на кухню. Решили заглянуть в багажник, где и обнаружилась пропажа. Теперь, когда что-то теряется, они первым делом проверяют багажник Максимкиного автомобиля.
Несмотря на весь блестящий тюнинг, Максиму показалось, что чего-то не хватает. О, да, магнитофон! Ведь по радио не всегда передают хорошую музыку, а в настоящих машинах постоянно звучат красивые песни. Выход нашелся быстро. Лёня приклеил к рулю свой мобильный телефон, в котором было много музыки. Максим быстро разобрался с содержимым, и теперь мог при желании включать свои любимые мелодии. Из них он отдавал предпочтение незабвенным Beatles. Дед был доволен, его музыкальные вкусы передались внуку. Больше всего Максиму нравится композиция "Мишель". Он очень проникся историей песни, посвященной французской стюардессе, погибшей при спасении пассажиров. Он с чувством пересказывал всем эту печальную историю. Было занятно наблюдать за ним, когда он включал "Мишель", останавливал машину и замирал, вслушиваясь в гениальную мелодию. Его взор затуманивался и уносился куда-то вдаль, туда, где летают большие самолеты с героическими стюардессами.
Максимка и компьютер
У Максимки с грудного возраста тяга к электронике. Да, сейчас, они такие, дети компьютерного века.
Сначала, когда ему было около двух лет, он залезал на колени к деду, работающему за компьютером, и требовал дать ему мышку. Потом так освоился, что хотел работать уже самостоятельно. Прогонял деда:
- Лёня, дай я сам поработаю, - приносил диванную подушку, клал ее на стул и усаживался сверху.
Первое, что он освоил, это включение и выключение компьютера. Приезжая к деду с бабулей, он сразу же включал "компьюнтел". Потом ждал, приговаривая:
- Вот, сейчас, он только заглузится.
Но если работал дед, то стоило ему чуть-чуть отвлечься, как следовало неминуемое наказание - выключение компьютера.
На первых порах Максима интересовали только картинки, которые дед специально собирал для него в отдельную папку. Здесь были котята, собачки, разные другие животные. Он выбирал какого-нибудь симпатичного котенка, потом увеличивал его колесиком мышки до максимального размера, потом уменьшал, потом снова увеличивал. Еще Максим любил рассматривать свои фото, на которых он в зоопарке, в парке, на стадионе, в бассейне.
Также ему нравилось просматривать почту деда на разных сайтах. Он прекрасно разбирался в ключах, паролях. Открыв папку "Входящие", он говорил:
- Лёня, а у тебя три новых письма, - или, вздыхая, - нет, ничего нет.
Потом он увлекся играми. Причем очень быстро вникал в суть, поэтому все время просил скачать ему новые игры. Отец приносил ему с работы на смартфоне новые игры, задействовал он и других родственников: дедушек, бабушек, тетю. Мигом разбирался с любым мобильным телефоном и смартфоном, с планшетом, ноутбуком. Родители даже стали опасаться, как бы эта страсть не повлияла на его здоровье. Но скоро он охладел к играм. Но продолжал работать, как он говорил, на компьютере деда. Здесь у него на рабочем столе была своя папка. В нее он помещал понравившиеся файлы, картинки, фото, отсканированные собственноручные рисунки.
Еще у него были файлы в Word, которые он называл "мои письма". В них вставлял геометрические фигуры, перемещал по странице, растягивал и сжимал их, заливал разным цветом. Все это перемежалось строчками случайно набранных букв и цифр. Их-то он и называл письмами. Постепенно Максим стал складывать из букв слова, сначала простые: мама, папа, баба, деда, потом все сложнее. При этом беспрестанно меняя шрифты и их размер. В короткое время он виртуозно освоил эту программу.
Максим никогда не успокаивается на достигнутом. Когда же что-то не получается он очень настойчиво привлекает к решению задачи окружающих. Как-то Лёня захотел порадовать внука, нашел ему где-то картинку со смайликом, который сидел в закрытой стеклянной банке. Видимо ему там не очень нравилось, и он упрямо бился головой (она же туловище), безуспешно пытаясь выбраться. Максиму стало жалко смайлика, и он решил его освободить. Но как ни бился, ничего не получалось, крышка не поддавалась. Пришлось звать деда:
- Лёня, помоги мне спасти смайлика, открой банку.
Но и дед не справился с задачей. А Максим не успокаивался, надо, во что бы то ни стало выручить это улыбчивое существо. Пришлось идти на хитрость. Лёня нашел по отдельности в интернете смайлика и банку. К банке подрисовал крышку. Все картинки перенес на слайд в PowerPoint, а там уже было просто поместить смайлика в банку и также просто вытащить оттуда. Проблема была решена к величайшей радости Максима.
Вот так, обучая внука, повышает свой уровень и дед.
У него поразительная память, стоит только раз взглянуть на рабочий стол компьютера, он сразу замечает изменения, появление новых папок, файлов, значков. Так он обнаружил значок программы-переводчика PROMT:
- Лёня, а что это у тебя такое?
- Это переводчик, специальная программа, позволяет перевести слово с одного языка на другой, например, с русского на английский.
- А как он работает?
- Вот, смотри.
Дед запустил программу, показал все шаги. Максим тут же захотел проверить работу программы самостоятельно.
- Лёня, я хочу перевести на английский язык слово "заяц".
- Давай. Напиши в этом окне это слово.
Максимка по буквам написал слово.
- А потом, что делать?
- Нужно нажать на значок перевода.
- Я понял, понял.
Уже после одного показа Максим сам переводил слова в ту и другую сторону. Хотя конечно ему на первых было сложно с чтением команд, слов, особенно на английском языке. Но сначала он видимо запоминал компьютерные команды: "войти", "выйти", "открыть", "закрыть" и другие чисто визуально, а возможно и интуитивно.
Недавно Максим заинтересовался сканированием. Нарисовал очередную картину и потребовал ее отсканировать, чтобы послать тете во Францию. Очень внимательно смотрел за всеми манипуляциями деда. Следующий рисунок уже сканировал сам. При этом вошел в свойства сканер и подтрегулировал яркость, контрастность и цветовую гамму.
Дома у Максима свой хороший ноутбук. Но он редко его открывает, только когда хочет поиграть в игры. Как-то дед был у него в гостях. Максим попросил:
- Лёня, ты открой мне новый файл. А то они мне не открывают.