Старцев Леонид Григорьевич : другие произведения.

Наши маленькие друзья и большие враги

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  leogristar@gmail.com
  Старцев Леонид Григорьевич
  

Наши маленькие друзья и большие враги

  
  Жили-были папа - Алексей Петрович, мама - Светлана Сергеевна и их дочь - Ириша. Папа работал в Научном институте в микробиологической лаборатории. Он занимался научной работой и писал диссертацию. Мама преподавала в медицинском институте. Ириша училась в школе в первом классе. Она была очень любознательной девочкой и всегда старалась помогать папе в его научных делах. Когда он располагался за столом со своими журналами и карточками, она усаживалась рядом, брала свой альбом и тоже что-то там писала и чертила. Если мама звала обедать, Ира, не отрываясь от своих записей, озабоченно отвечала:
  - Мама, сейчас, я только статью допишу...
  Как-то Ирочка пришла из школы и прямо с порога огорошила отца:
  - Папа, а Нина Михайловна сказала, чтобы ты пришел в школу.
  - Ну и что ты там натворила?
  - Ничего я не натворила, - девочка обиделась, - просто она сегодня записывала, где работают наши родители. Теперь каждую субботу к нам будет приходить какой-нибудь родитель, и рассказывать про свою работу. Первым Нина Михайловна тебя записала.
  - И почему я? "Чуть что, так сразу Косой..."
  - Потому что моя фамилия по алфавиту первая и у тебя работа, она сказала, интересная.
  - Ну ладно, раз надо, значит надо. Но я должен обсудить с Ниной Михайловной некоторые детали.
  Учительница встретила Алексея Петровича радушно.
  - Не пугайтесь, мы решили познакомить детей с разными специальностями, как говорится из первых рук.
  - Но я микробиолог, научный работник. Что я могу рассказать детям, им это разве интересно? Да и вряд ли они что-нибудь поймут.
  - А Вы постарайтесь рассказывать доступно и попроще. И потом, современные дети на удивление развитые. Интернет, телевидение делают свое дело, и как мы видим, не всегда - черное. Ирочке, наверное, рассказываете, вот и другим детям расскажите.
  - Хорошо, я понял. А сколько у меня будет времени?
  - Целый урок, вместо внеклассного чтения. В общем, ждем Вас в следующую субботу на четвертый урок.
  Давно уже Алексей Петрович так не волновался, даже когда выступал на заграничных конференциях. Ведь дети - особые слушатели, это он знал по своей дочке. Если им не интересно, они не будут делать заинтересованный вид, а прямо так и скажут: "Скукота!". Всю неделю он готовился к уроку. Читал специальную литературу, стараясь переложить информацию на доступный детям язык. Составил план и подготовил иллюстрации.
  Перед уроком Нина Михайловна представила Алексея Петровича. Попросила детей вести себя потише и, дав слово гостю, села за последнюю парту. Дети не обратили поначалу никакого внимания на Алексея Петровича, продолжали разговаривать, смеялись, даже затевали потасовки. Как же учителя справляются с этим вечным праздником непослушания, подумал он, и немного растерялся. Но взял себя в руки и громко сказал:
  - Дети, вот вы сейчас шумите, а вокруг вас кишмя кишат микробы!
  Моментально наступила тишина.
  - Да, да, мы все окружены микробами. Они в воздухе, в воде, на земле, на ваших партах и руках. И как бы мы не старались, полностью от них избавиться невозможно.
  Класс насторожился, дети пристально разглядывали парты, друг друга, свои руки, как будто старались увидеть этих злосчастных микробов.
  - Чтобы нам дальше продолжить разговор, давайте сначала определимся, кто такие микробы. Кто знает?
  Дети зашумели:
  - Я знаю!
  - Я, я!
  - Я скажу!
  - Давайте еще вот о чем договоримся. Раз у нас такой серьезный разговор, то и будем вести себя соответственно. Кто захочет ответить или спросить, поднимет руку. А когда получит слово, скажет, как его зовут. Я ведь не всех еще знаю. Хорошо? Так кто хочет сказать нам, кто такие микробы?
  Поднялось несколько рук.
  - Вот эта девушка.
  С третьей парты встала девочка с косичками и тихо сказала:
  - Лена. Микробы, это такие зверушки, как маленькие монстрики. Я по телевизору видела. Они еще во рту бывают и...в унитазе.
  Дети захихикали. Кто-то крикнул:
  - У Ленки в туалете монстры живут!
  Все засмеялись.
  - Спасибо, Лена, садись. Ты все правильно сказала, молодец. Действительно, микробы, это мельчайшие, невидимые простым глазом существа. Их можно увидеть только с помощью специальных приборов - микроскопов. Микробы - самые древние живые организмы, они первыми возникли на нашей планете больше семисот миллионов лет назад. Потом уже появились растения, рыбы, птицы, животные и, наконец - человек. Микробы, или микроорганизмы, широко распространены в природе. Они обнаруживаются, как я уже говорил, в воздухе, воде, почве, пище, на окружающих нас предметах, на поверхности и внутри нашего тела, у насекомых и животных. Их находят в жарких пустынях и во льдах Антарктиды, на дне морей и океанов, глубоко под землей, и даже в космосе. Если бы не было микробов, не было бы жизни на Земле, не было бы и человека. Если взять вес существующих на Земле микроорганизмов, то он будет в тридцать раз больше суммарного веса всех остальных живых существ: рыб, птиц, животных и людей.
  - Я хочу спросить!
  - Да, пожалуйста.
  - Я Славик. А вот если хорошо кормить микроба, он может вырасти большим, ну например, как кошка?
  - Спасибо, интересный вопрос. Нет, к сожалению, а может быть и к счастью, микробы не могут вырасти больше своего микроскопического размера. Да и другие животные, обычно, не бывают крупнее, чем им положено природой. Вот взять кролика, сколько его не корми, он никогда не станет, таким же большим, как слон.
  Микробы все очень разные, существует огромное количество их видов. Их можно разделить на три большие группы: бактерии, вирусы и грибы. Бактерии бывают разной формы: в виде шариков - кокков, которые могут образовывать скопления (стафилококки) или цепочки (стрептококки), и в виде палочек, прямых или изогнутых.
  В организме взрослого человека содержится почти целый килограмм микроорганизмов. Особенно много их в кишечнике. Это нужные для здоровья микробы, они составляют нормальную, то есть полезную микрофлору человека. Она играет очень важную роль в жизни человека. Нормальную микрофлору считают даже отдельным органом, наряду с сердцем, легкими, печенью, почками. К наиболее важным нормальным микробам относятся лактобактерии и бифидобактерии. У здорового человека они содержатся в основном в кишечнике. Эти микроорганизмы очень полезны, так как уничтожают вредные микробы, проникающие в организм с пищей. Еще они помогают пищеварению, вырабатывают витамины и другие полезные вещества. Если их у человека мало, или нет совсем, человек начинает себя плохо чувствовать, у него болит живот, может появиться аллергия, заболевания кожи. Поэтому нужно следить за состоянием нормальной микрофлоры, употреблять больше специальных продуктов. В магазинах продаются кисломолочные продукты: кефир, йогурты, ацидофильное молоко, бифидок и другие, которые содержат живые лактобактерии и бифидобактерии.
  Славик заволновался и начал с соседом что-то бурно обсуждать. Потом потянул руку.
  - Славик, у тебя вопрос?
  - Значит, мы с йогуртом едим живых микробов? Все, больше никогда не буду его есть.
  Класс забурлил одобряюще, некоторые даже зааплодировали.
  - Ну и зря, Славик, йогурт это очень вкусный и полезный продукт. А если ты совсем не хочешь касаться микробов, тогда тебе придется отказаться и от творога, и от сыра, и от брынзы.
  - А почему?
  - А потому что при их изготовлении также используются микробы.
  Но продолжим наш разговор. Кроме полезных микроорганизмов существуют, как вы знаете, и вредные микробы. Они способны вызывать инфекционные заболевания человека, такие как: коклюш, дифтерия, менингит, дизентерия, пневмония и другие. Некоторые из них, например, чума, сибирская язва, холера, могут привести даже к смерти. В древние времена от эпидемии чумы погибало население целых городов и стран.
  Вредные микроорганизмы попадают в организм человека в основном через легкие при дыхании, или через рот, при еде грязными руками. Поэтому очень важно мыть руки перед едой. Но не просто слегка их ополаскивать, а мыть тщательно, с мылом и горячей водой. Если намылить одни раз, то с рук смывается только половина микробов, а если два раза, то уже все вредные микробы.
  - А можно мне сказать?
  - Давай Славик!
  - А я вот видел по телевизору, что есть такое специальное мыло, которое убивает все известные микробы.
  - Да, есть такое мыло. Но я не советую им пользоваться. Как ты Славик правильно сказал, это мыло убивает все микробы: то есть и вредные, и полезные. А полезные микробы, которые населяют кожу, в том числе и кожу рук, не дают возможности развиваться вредным микробам. А если мы убьем нормальных микробов с помощью Славикиного мыла, кожа окажется беззащитной перед вредными микробами, а значит без защиты будет и человек. Славик, ты понял?
  - Да, понял, как не понять. Скажу сегодня маме, чтобы никогда больше не покупала вредное мыло.
  - Вот и хорошо. Я и другим советую рассказать про это мыло своим родителям.
  Ребята, а вы знаете, что такие заболевания как ангина и язва желудка вызываются бактериями, поэтому они являются заразными? А кто знает, что такое "язва желудка"?
  Славик опять потянул руку.
  - Славик, мы тебя слушаем.
  - У моего дедушки язва желудка. Это когда болит желудок и надо пить специальные лекарства.
  - Молодец, правильно! А кто еще слышал про это заболевание?
  Рук явно прибавилось. Послышались голоса:
  - У моего папы язва!
  - И у моего!
  - И у моей бабушки!
  - Ну, достаточно. Если даже допустить, что кто-то из вас ошибается, все равно получается много. Наукой доказано, что язву желудка вызывают особые бактерии, которые называются хеликобактерами. Они похожи на спиральные палочки. Эти микробы сначала попадают в рот, потом через пищевод - в желудок. Здесь они поселяются и начинают размножаться. При этом хеликобактеры повреждают слизистую оболочку - стенку желудка и на ней постепенно появляется ранка, или язва. На язву действует пища и желудочный сок, и человек ощущает сильную боль. Чтобы вылечить язвенную болезнь, необходимо принимать специальные препараты, которые уничтожают эти бактерии. Такие препараты называются антибиотиками. Существует много разных антибиотиков, и каждый из них действует только на определенные виды бактерий. Кстати, многие антибиотики получают с помощью микробов, то есть, с микробами борются сами микробы. Так что, дети, у кого родственники страдают язвенной болезнью, расскажите им о хеликобактерах и посоветуйте обратиться к своему доктору, чтобы он назначил специальные антибиотики. За две недели такого лечения можно полностью избавиться от хеликобактеров и таким образом, излечиться и от язвы желудка.
  А теперь давайте поговорим немного о вирусах. Вирусы, это тоже микроорганизмы, но они гораздо меньше бактерий, примерно в тысячу раз. Еще такая особенность вирусов - на них не действуют антибиотики. Вирусы, также как и бактерии, вызывают инфекционные болезни. Вы, конечно, тоже слышали о них. Кто-нибудь может назвать пример вирусного заболевания? Так, молодой человек на первой парте.
  - Я Дима. Вирусное заболевание - грипп.
  - Молодец, правильно! А откуда ты знаешь про грипп?
  - Я по телевизору видел рекламу, там говорили про прививки и про вирус гриппа, и еще называли какие-то буквы и цифры.
  - Действительно, существует много различных вариантов гриппа. А как мы уже знаем, антибиотики не действуют на вирусы, поэтому при вирусных заболеваниях используют другие лекарства. Например, как сказал Дима, вакцины. Важно, что эти лекарства не только лечат заболевание, но и помогают в их профилактике, то есть не дают человеку заболеть. Массовые заболевания гриппом, или эпидемии гриппа, обычно бывают зимой. Поэтому вакцину против гриппа применяют осенью, заранее. Человек, получивший эту вакцину, обычно не заболевает, а если и заболевает, то болезнь у него протекает гораздо легче, чем у непривитых, то есть у невакцинированных людей. Еще вирусы вызывают корь. Наверное, некоторые из вас уже переболели этой болезнью. Кроме того, они являются причиной гепатитов, оспы, СПИДа и других инфекций.
  Мы обсудили бактерии, вирусы, еще у нас остались грибы.
  - А грибы большие, их можно увидеть и без микроскопа. Они в лесу растут, я собирал.
  - Славик, мы же договаривались поднимать руку.
  Речь идет не об обычных грибах, а о микроскопических. Они делятся на плесени и грибы-дрожжи. Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе, а также в промышленности при изготовлении хлеба, вина, пива. Среди грибов также имеются возбудители заболеваний человека и животных. Славик нам уже сказал, что не хочет есть продукты, приготовленные с помощью микроорганизмов. Тогда ему придется еще отказаться от хлеба и булочек. Потому что при выпечке хлебобулочных изделий используют пекарские дрожжи. Их кладут в тесто, дрожжевые клетки начинают активно размножаться и выделяют много углекислого газа. Газ способствует поднятию теста и появлению пористости хлеба. В том, что батоны и булочки, которые мы едим, такие мягкие и душистые, заслуга этих самых дрожжей - микробов. Ну, что Славик, булочки тоже не будешь есть?
  - Да я пошутил, - смутился мальчик. Все дружно захихикали.
  - Так-то будет лучше.
  Но это еще не все. Сейчас даже и представить себе нельзя, как можно жить без микробов. Они необходимы в производстве лекарств, тканей, бумаги, моющих средств, спирта и других, очень нужных для человека товаров. Микроорганизмы используются также для очистки сточных вод, для борьбы с вредителями растений, для получения полезных ископаемых.
  - Как это, они что ли землю копают? - Опять поинтересовался неугомонный Славик.
  - Нет, не думайте, что микробы каким-то образом выкапывают руду, затем ее перерабатывают и получают нужное вещество. Это происходит с помощью сложных химических реакций, с которыми вы познакомитесь позже, в старших классах. В результате этих реакций, микробы переводят металлы из руды в раствор, а уже из раствора выделяют чистые металлы. Микробы помогают людям добывать золото, медь, никель, кобальт, цинк, а также нефть.
  Тут раздался звонок. Нина Михайловна встала и подошла к Алексею Петровичу.
  - Ну как дети, понравился вам урок про микробы?
  - Да, понравился, - хором ответили первоклашки.
  - А вы все поняли?
  - Да! Все!
  - Тогда давайте поблагодарим уважаемого Алексея Петровича за очень интересную и полезную беседу.
  - Спасибо! Спасибо!
  - Тогда все свободны.
  Повторять не пришлось, дети моментально собрались и с шумом выбежали из класса.
  Нина Михайловна еще раз поблагодарила гостя:
  - Очень интересно! Кстати, я и для себя кое-что почерпнула. Спасибо, что пришли.
  Через несколько дней Ириша сказала папе:
  - У нас в классе все только и разговаривают о микробах. Я даже и не знала, что ты такими интересными вещами занимаешься.
  - А ты думала, чем я занимаюсь?
  - Я когда к тебе раньше приходила, ты всегда со своими сотрудниками около института листья граблями собирал.
  - Но это же субботники были. Ты что же думала, что это и есть моя работа? - Папа засмеялся.
  - А мама, по-твоему, что делает на работе?
  - Не знаю, когда я к ней прихожу, они там всегда только чай пьют.
  - Ну, ты даешь! Мама преподавателем работает, студентов учит, а я, как ты уже знаешь, микробиолог. Надо будет взять тебя на каникулах в лабораторию, показать разные микробы. Хочешь посмотреть?
  - Да, да, конечно. Ура!
  - Ириша, все забываю спросить. А кто к вам придет на внеклассный урок в эту субботу?
  - Не знаю, Нина Михайловна вроде говорила, Борькин отец. Он на мясокомбинате работает.
  В субботу Ира пришла из школы разочарованной.
  - Ну, что, как там работают на мясокомбинате?
  - Не знаю, Борькин отец не пришел, он передал, что очень занят.
  - Конечно, это только научные работники бездельничают и ерундой занимаются...
  На весенние каникулы папа взял Иришу к себе на работу. Познакомил с лабораторией,
  показал, где и как выращивают микробы, как они выглядят под микроскопом, как определяют их чувствительность к антибиотикам. Ира смотрела восторженно, так ей все было интересно.
  - Папа, мне у тебя очень понравилось, я, наверное, когда выросту, буду микробиологом.
  - Поживем, увидим. Чтобы стать микробиологом, надо хорошо учиться.
  - А я итак хорошо учусь.
  Закончились весенние каникулы, началась последняя четверть. Однажды Ира сказала папе:
  - А ты знаешь, больше ни один родитель на дополнительный урок так и не пришел. Все дети вспоминают твое выступление и говорят, вот было бы здорово, если бы твой отец снова пришел, еще нам что-нибудь интересное рассказал. И Нина Михайловна сказала, чтобы я поговорила с тобой, может быть, ты еще когда-нибудь придешь?
  - Не знаю, может быть и приду.
  Папа немного подумал и сказал:
  - А что, расскажу вам про иммунитет, как он помогает человеку бороться с вредными микроорганизмами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"