Старостина Лариса : другие произведения.

Записки непутёвого менеджера, глава 3 начало

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Глава III.
  Журнал "Автомобильный обзор".
  
  - Дима, привет, это Лика из "Рынка автомобилей". Как живёшь? - бодрым голосом щебетала в трубку Лика.
  - Да вроде бы всё нормально. А как ты?
  - Да, так, - неопределённо ответила Лика и, не желая тянуть мёртвого за пупок, сразу поинтересовалась: - Вам сотрудники в журнал не нужны?
  - А как же "Рынок автомобилей"? - удивился Дима.
  - Я ушла оттуда.
  - Что так?
  - Не сложились отношения с начальством.
  - А, - неопределённо протянул Дима, по голосу которого чувствовалось, что он усиленно о чём-то размышляет. - Я должен кое с кем посоветоваться, - сказал он. - Давай я перезвону тебе завтра.
  - Хорошо, - согласилась Лика.
  Дима позвонил утром.
  - Привет. Я обо всём договорился. Подъезжай в наш офис где-нибудь часикам к трём. Да, и вот ещё. Я не предупредил тебя о самом главном: у нас уже всё поделено.
  - Это как?
  - Ну, клиентура вся более-менее приличная уже распределена между нашими менеджерами. Тебя это не смущает?
  - Прямо-таки вся и поделена? Неужели ничего не осталось?
  - Всякая мелочь.
  - Постараюсь что-нибудь наскрести, - оптимистично заявила Лика.
  Редакция "Автомобильного обзора" располагалась на Волгоградском проспекте в высотном здании недалеко от метро. Офис с более-менее приличным ремонтом состоял из 6-7 помещений: комната менеджеров, зал макетчиков и редакторов и кабинеты начальников. С последней категорией граждан там был явный перебор. Лика даже сначала запуталась в количестве громких должностей. Генеральный директор, его заместитель, исполнительный директор, финансовый директор, коммерческий директор, хозяин проекта, главный редактор, его заместитель, креативный директор и это ещё было далеко не всё.
  Хорошенько присмотревшись к коллективу, который в основном состоял из мужчин разных возрастов, Лика, наконец, поняла, что львиная доля начальников была формальной или, если сказать проще, "дутой", но это не мешало им задирать нос и смотреть на прочую "мелочь" свысока.
  Настоящих же руководителей у этой лавочки было всего лишь два. Лика каким-то внутренним чутьём улавливала исходящую от них угрозу. Объяснить это чувство было очень сложно, но почему-то казалось, что если произойдёт что-то, что придётся этим людям не по нраву, то "мало несчастному не покажется" и сделано это будет отнюдь не законными методами. Хотя кто думал про какой-то там закон в то "мутное" время? Про него и сейчас-то не шибко вспоминают.
   Одним из действительных боссов этой конторы был генеральный директор Сергей - высокий, статный, можно даже сказать, красивый мужчина лет тридцати пяти с приятным, баритоном, в котором, однако, чувствовалась "сталь". У него Лика прошла формальное, относительно дружелюбное собеседование и была допущена к работе.
  Другой босс, а может даже и хозяин, (он так и назывался: "хозяин проекта") на всякую ерунду, типа рядовых сотрудников, внимания не обращал. Этот толстый средних лет мужичок смотрел на окружающих с высокомерным призрением (как, впрочем, поступает каждый выбившийся из грязи в князи нувориш). Каждый месяц он исправно снабжал автомобильный журнал статьями и интервью, чаще всего не имевшими к автомобильной теме никакого отношения. Хозяин, как известно, барин.
  В этой его деятельности, кроме высвечивания себя любимого в интервью с известными личностями, была ещё одна практическая задача. Дело в том, что в отличие от царёвского журнала, который был чисто рекламным, это издание называлось рекламно - информационным, то есть на рекламу в нём отводилось только 40% площади. И все эти фокусы проводились с целью минимизации налогов.
  Ещё один начальник - финансовый директор, небольшого роста, довольно благожелательный мужчина с тихим голосом, никакой реальной властью над сотрудниками не обладал и не стремился к этому. У него, как и у выше перечисленных господ, тоже был собственный кабинет, что оправдывалось тем, что он имел дело с живыми деньгами. Он принимал у менеджеров - агентов выручку и выдавал заработанные проценты.
  Остальным "боссам" приходилось ютиться в общей комнате с не титулованными коллегами - менеджерами. Это была как раз та самая "дутая" категория начальников, которая, как и "простые смертные", зарабатывала свой хлеб "выдаиванием" клиентов на рекламу.
  Общая комната, надо отметить, была оборудована очень скромно - десяток столов, несколько телефонов и факс - самый главный из рабочих инструментов агента того времени. Ведь звонок к новому клиенту было необходимо "закрепить" отправкой прайс-листа.
  В основном все работавшие в редакции мужчины, соблюдая негласный этикет, были облачены в строгие деловые костюмы, а также практически все они имели недоступные в то время, громоздкие чёрные мобильные телефоны. Последние, как выяснилось позднее, были получены по бартеру на рекламу.
  В этой редакции все менеджеры работали на "вольных хлебах", то есть зарплаты они не получали, и соответственно никто не заставлял их сидеть в конторе целый день. Но, несмотря на такой вольный график, вся агентская братия находилась в офисе с утра до вечера. Они выезжали к клиентуре и снова возвращались на работу, где честно прозванивали потенциальных рекламодателей. Они также тщательно сверялись с общей базой клиентов журнала, чтобы, не дай Бог, не увести заказчика у кого-либо из коллег. Этот факт был похвальным. Ведь это же жутко не справедливо, когда ты клиента "окучивал", а снимать с него сливки будет кто-то другой.
  С радужным чувством, что ей несказанно повезло, Лика приступила к работе. Первым делом она тщательно изучила довольно внушительную клиентскую базу и с огорчением обнаружила, что многие её рекламодатели по "Рынку автомобилей" были закреплены за здешними менеджерами. Это означало, что в этом журнале ей работать с ними уже было нельзя. Следующим неприятным известием стало то, что те из её клиентов, которые не попали в здешнюю базу, оказались по своему статусу совершенно не пригодными для этого издания. Им были не по карману здешние долларовые расценки, а круг покупателей их товаров не входил в целевую аудиторию "Автомобильного обзора".
  Но Лика быстро взяла себя в руки и решила, что упорным трудом обязательно наработает себе приличную клиентскую базу. И со свойственным ей пылом и азартом продолжала работать.
  Постепенно всплывали всё новые неприятные моменты. Оказалось, что бартерными сделками здесь разрешалось заниматься далеко не всем. До этой деятельности здесь допускался лишь круг избранных товарищей.
  - Не беда, - убеждала себя Лика и продолжала обзвон потенциальных рекламодателей.
  Но досадные моменты не переводились. Во-первых, на более чем дюжину активных менеджеров четыре городских телефона было явно мало, и Лике всё чаще приходилось вести обзвон клиентуры из дома. А во-вторых, из-за того, что многие фирмы имели несколько официальных названий (перерегистрация обычно проводилась с целью ухода от налогов), возникала путаница и Лика частенько влезала к рекламодателям, с которыми уже работали её старшие коллеги. За что, естественно, она получала "по шапке".
  Причём бывало так, что эта фирма была уже брошена ведшим её менеджером, а звонок Лики пробуждал у её руководства интерес к журналу, но и в этом случае "проснувшегося" клиента необходимо было "вернуть" прежнему хозяину. А Лика снова получала взбучку от руководства и упрёки в том, что прошёл уже целый месяц, а она так и не принесла журналу дохода.
  - Но и расходов от меня тоже никаких, - рассуждала про себя Лика. - Ничего, у меня всё равно всё получится! - убеждала она себя.
  Стоит упомянуть, что сразу же по приходе в журнал, её, как нового сотрудника, вдруг принялся опекать один из "дутых" начальников, носящий титул исполнительного директора. Низкорослый, толстый, круглолицый, напоминающий женщину, господин Сеньков решил поделиться с Ликой своими давно не работающими клиентами, которых "щедрой" рукой передал ей в виде груды помятых, потёртых и исписанных его каракулями визитных карточек.
  Поглядев на Лику взглядом "родного отца", он напутствовал её на работу знаменитой фразой из "Золотого телёнка".
  - Пилите, Лика, пилите, - с усмешкой сказал он, - они золотые!
  - Да, конечно, - вежливо улыбнулась его "подопечная", а про себя подумала: - Что же ты, дорогой, золотом-то почём зря разбрасываешься?
  Упорный труд, в конечном итоге был вознаграждён - Лика сумела раскрутить клиента на 25-ти долларовую строчку, а значит, она уже могла рассчитывать и на первый заработок, который здесь начислялся как 10% с принесённой суммы. Больше здесь не давали, так как расценки на рекламу в этом журнале были высокие, а значит, была опасность того, что менеджер - агент заработает неприлично много. Этого хозяева журнала допустить никак не могли.
  Хотя, "дутые" боссы, подмяв под себя самых крупных рекламодателей, получали здесь неплохо. Тот же Сеньков "держал" мерсовскую фирму, которая ежемесячно выкупала первую страницу обложки. Так что даже 10% с этой суммы хорошо грели ему душу.
  Первая радость и жиденькая похвала вскоре сменилась начальственным раздражением, когда Лика стала регулярно "приносить" в журнал строки.
  - Что ты нам мусор всякий сюда таскаешь! - возмущался тот же Сеньков. - У нас всё-таки солидный журнал, а не помойка!
  - Так это те клиенты, которых вы сами мне дали, - попыталась возразить ему Лика. - У вас же они и вовсе не работали!
  - Это не имеет значения, - проворчал Сеньков. - Нечего забивать наш журнал всякой дрянью!
  Лика ещё упорнее взялась за работу. Она носилась по Москве как электрический веник, наведываясь с журналом во все те немногочисленные места, до которых не успели дотянуться длинные руки её новых коллег. Надо сказать, что таких мест на карте города оставались сущие единицы. Даже порой уж самые "помоечные" рекламодатели и то оказывались записаны за кем-либо из её сослуживцев, действовавших по принципу "не съем, так понадкусываю!".
  Вскоре, в середине июля Лике улыбнулась крупная, как казалось ей, удача. Она сумела затащить в журнал фирму, торгующую автомобильной косметикой, правда за это пришлось дать клиенту солидную скидку. Довольная собой Лика, обсуждала последние детали сделки по телефону из офиса, а рядом прохаживался Сеньков и чуть ли не в трубку ей бурчал всякие пакости.
  - Опять притащила в наш журнал всякую ерунду! Да ещё и полцены сбросила! Это вообще клиент не нашего уровня!
  - Ну всё! Ты меня достал свиная харя! - не на шутку рассердилась Лика, и повела с рекламодателем следующий разговор. - Ой, вы знаете, Зоя, - громко на весь офис объявила Лика, - нам придётся отказаться от сотрудничества с вами, только что наше руководство сказало мне, что ваша фирма не подходит для нашего солидного журнала.
  Не ожидавший такого поворота событий Сеньков, сразу же сбледнул с лица и мгновенно выхватил у Лики телефонную трубку.
  - С вами говорит исполнительный директор журнала "Автомобильный обзор", - самым вежливым тоном защебетал он. - Лика молодой сотрудник и она просто неправильно что-то поняла. Мы, конечно же, рады видеть в нашем журнале любых клиентов. В общем, мы с вами обо всем договорились, а теперь я передаю трубочку Лике. Всего наилучшего.
  - На, - сунул он Лике телефон, - и больше так не делай!
  - То-то же, испугался! - злорадно подумала Лика, глядя на нервно подёргивающуюся красную физиономию Сенькова. - Я уверена, что мне бы влетело за срыв сделки, но и ему бы тоже мало не показалось. Только в отличие от меня, он к начальственным оплеухам был не привычный.
  Здесь, пожалуй, стоит описать ещё несколько сотрудников редакции, чтобы не сложилось ложного впечатления, что единственно колоритной фигурой был лишь один Сеньков. Ну, взять хотя бы отца и сына Складниковых. Пенсионного возраста папаша носил почётный титул заместителя генерального директора и хранил вид гордый и неприступный. Его отпрыск - прыткий молодой человек лет 22-24 в очёчках тоже посматривал на окружающих коллег свысока. Он много суетился, создавая впечатление бурной деятельности, и не менее активно подмазывался к начальству, в чём, надо отметить, весьма преуспел - Сергей брал его с собой на какие-то важные стрелки (бизнес - встречи во времена становления российского капитализма) и в баню. Но юный Складников не собирался останавливаться на достигнутом и упорно выбивал себе титул креативного директора, который сам же себе и выдумал. Оно и верно, поскольку креативщик - это по-нашенски, по-простецки - выдумщик. Вот он и начал с того, что выдумал себе должность. Молодец. Так и надо. С такой хваткой, он, наверно уже ушёл очень далеко, если, конечно, не прибили по дороге. Всякое ведь случается.
  Нынче же, как зайдёшь на кладбище, а там с дорогих надгробий взирают на посетителей молодые ребята с суровыми лицами борцов за капиталистическую собственность. Пришибли родимых при делёжке жирного пирога, с которого им только на памятник и досталось. Ведь, как известно, у гроба карманов нет.
  Следующей заметной особой был некий господин Длинноруков. Невысокого роста, крепенький субъект, который тоже носил очки. Он активно претендовал на титул коммерческого директора. С Ликой у него постоянно возникали трения, так как именно в "его" фирмы, чаще всего заброшенные, и влезала не в меру трудолюбивая барышня и получала, уже ставшую родной, нахлобучку.
  В начале августа неожиданно позвонил Царёв.
  - Как живёте, девушка? - начал он ласковым тоном Чеширского кота.
  - У меня всё хорошо.
  - До меня дошли слухи, что ты трудишься на "Автомобильный обзор"?
  - Да, работаю потихоньку.
  - А в "Рынок" возвращаться не собираешься?
  - Я даже и не знаю.
  - Зайди ко мне завтра часиков в шесть, поговорим.
  Царёв и его двоюродный брат встретили Лику весьма любезно.
  Тянуть долго не стали и сразу же выложили перед ней пачку честно заработанных ею денежек, которые вроде как поначалу и прикарманили. Но тут делать нечего - пришлось отдавать, а иначе разговор и не заладился бы вовсе. А так ничего - помаленьку пошло, поехало.
  Лика, чего греха таить, денежку уважала, особливо ежели, эта монетка была честно заработанная. А про другую какую, она и не помышляла, и не надо ей чужого, лишь бы своё отдавали вовремя и без "усушки". С чем в то время было ох, как туго. Теперешнее время оставим без комментариев.
  Так вот, а беседа потекла о следующем. Стал Царёв Лику обратно в свою контору заманивать. Видно понял, что честными да трудолюбивыми сотрудниками разбрасываться грех, то есть не грех, конечно, так как это библейское понятие сейчас не в обиходе, а невыгодно. Это наиболее правильная формулировка.
  - Я тут тебе несколько заказов заготовил, - наимилейшим тоном ворковал Царёв. - Позвони на известный тебе авторемонтный завод и постарайся "выкрутить" у них по бартеру изотермический фургон для КАМАЗа, а ещё для фургона на "Бычке" нужен холодильник. Только паршивых не бери. Я здесь набросал пару известных марок, - он протянул листочек с названиями автомобильных холодильников. - Попробуй сагитировать кого-нибудь из них.
  - Хорошо я постараюсь, - не стала кочевряжиться Лика.
  Да и не было у неё резона вставать в позу. Деньги вернули и предложили конкретную работу. Правда теперь и здесь она тоже должна была трудиться на "вольных хлебах". Ну ломало Царёва платить зарплату за сидение в офисе. Кстати и её бывшие коллеги Лена и Маша тоже перешли на такую же форму трудовых отношений.
  Теперь Лика работала на два журнала. Носилась по Москве и предлагала прайсы на два издания. Да, в общем, ничего особенного. Миллионы агентов так и работают, собирая рекламу сразу в десяток изданий.
  Царёв, кстати, ничего против "Автомобильного обзора" не имел. По барабану ему было. Так как журналы, как уже было сказано раньше, целевыми аудиториями не пересекались. И вообще, где агент хочет, там и работает.
  В "Автомобильном обзоре" Лика не стала распространяться о возвращении себе прежнего места работы, справедливо рассудив, что это не их дело. Да и вообще вся эта команда напыщенных гусаков стала ей надоедать. И с рекламой в этом журнале дела шли не очень-то хорошо.
  Лика со свойственным ей пылом и азартом взялась за "выкручивание" на рекламу фургона и автомобильного холодильника. Это было действительно интересно. Особенно её поразило то, что и авторемонтный завод и фирма, торгующая холодильниками, охотно согласились на эту сделку. Они готовы были отдать реальный, пользующийся спросом товар за довольно сомнительную рекламу в непрезентабельном журнальчике. Вот ведь какая ерунда!
  Лика чувствовала себя самой настоящей прохиндейкой когда "разводила" на самый крутой холодильник одного из руководителей представительства "Т. К.".
  - А вам в холодильнике функция обогрева не нужна? - вежливо поинтересовался приятного вида мужчина средних лет, глядя на Лику преданными собачьими глазами.
  - Это мне надо с руководством посоветоваться, - во избежание недоразумений, Лика всегда при возникновении спорных ситуаций звонила Царёву.
  - Ну здравствуй, девушка, - поприветствовал Лику начальник всё тем же тоном Чеширского кота. - Как идут дела?
  - Всё замечательно! Вам обогрев в холодильнике нужен?
  - Валяй, бери, коли предлагают!
  Правда при оплате сделок вместо вежливого и сладкоголосого кота в душе Царёва возникала зелёная и скользкая жаба, которая делала его голос скрипучим, взгляд колючим, а поведение упёртым.
  Все эти метаморфозы проявились в полной мере, когда Лика пришла получать заслуженное вознаграждение за фургон.
  Перед этим полдня у неё ушло на сопровождение этого громоздкого груза, который на тягаче по тридцатиградусной жаре пилил по пробкам через всю Москву.
  Довольная собой Лика со всеми документами на фургон явилась в кабинет начальства.
  - Здравствуйте, - с порога выпалила она и сразу же почувствовала, что её искренняя щенячья радость абсолютно не вяжется с мрачным расположением духа начальства.
  В кабинете находились Царёв и его двоюродный брат, которые едва кивнули на Ликино приветствие.
  - Проходи, садись, - буркнул Царёв и сделал вид, что занят просмотром каких-то очень важных бумаг.
  Вскоре, выдержав начальственную паузу, он снова удостоил Лику взглядом.
  - Ну, что там у тебя?
  - Вот, принесла вам документы на фургон.
  - Давай сюда.
  Он едва взглянул на бумаги и, обратившись к своему брату, сказал:
  - Женя, выдай ей 2 800 рублей.
  В этот момент Лика поняла, что происходит гнусный обман.
  - А почему 2 800? - искренне удивилась она. - Ведь фургон стоит 40 000 рублей и десять процентов с этой суммы - 4 000 рублей. (доллар в 1997 году стоил 6 рублей).
  - Фургон не может столько стоить, это ошибка, - скрипуче - ворчливым голосом ответил Царёв и вызывающе посмотрел на Лику.
  - То есть как это ошибка? - не собиралась сдаваться последняя. - Эта цена указана и в рекламе этих самых фургонов, которая, кстати, размещена в нашем журнале, и в договоре - он и вовсе лежит перед вами.
  - А я говорю, что цена завышена, - упёрся рогами Царёв.
  Ситуация уже стала напоминать театр абсурда.
  - Андрюш, да ладно тебе, - подал голос двоюродный брат. - Фургон действительно стоит 40 000 рублей.
  Царёв, видимо, не ожидал такого предательского поступка со стороны родственника и бросил в его сторону испепеляющий взгляд.
  - Считай, что тебе повезло, - буркнул он Лике.
  Здесь вспоминается фраза из одного старинного анекдота: "Ложки-то серебряные нашлись, но осадочек после всего этого остался неприятный", но на тот момент в "Обзоре" дела обстояли ещё хуже.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"