ДИРЕКТОР МУЗЕЯ, подруга актрисы, дама без возраста, бывшая актриса
НАРОДНАЯ АКТРИСА, прима театра 45-50 лет.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ, любовник народной актрисы, молодой человек 30-35 лет.
Горожане, они же работники телестудии, они же танцоры. человек 8-10.
Наши дни. Столица региона РФ, где-то в Сибири.
АКТ I.
Сцена 1. Музей краевого театра Драмы и комедии.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ (Вытирает пыль с картин, бюстов, при этом, разговаривая с ними). О великий Мэтр, Жан Батист Мольер, я помню аншлаги на спектаклях 'Мещанин во дворянстве'. Зал стоя рукоплескал ему! (Нежно целует один из портретов, смахивает слезу). О, мой Журден! (Читает отрывок из монолога Ириды):
Я томлюсь, меня страданье губит,
Меня ваш строгий взгляд пронзил, как острый меч.
Когда вы мучите того, кто вас так любит,
Сколь вы страшны тому, кто гнев ваш смел навлечь!
(Звонит телефон). Да, господин директор. Нет, господин директор. Уборщица провожает сына в армию. Порядок навожу сама.
Кто? Губернатор в нашем театре! Простите, а как его звать.
Откуда же мне знать, если их тепереча назначают. Бросил трубку, как всегда.
(Входит Народная Актриса).
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Привет подруга! Все холишь и лелеешь предание старины глубокой.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Здравствуй дорогая, с приездом! Одну минутку, уже заканчиваю (продолжает вытирать пыль).
НАРОДНАЯ АКТРИСА(Подходит к своему портрету самому большому в центре комнаты), (раскачиваясь на цыпочках, задумавшись, произноситпо слогам).
Ми-ну-та! Ты не знаешь, зачем человеку в непознаваемом круге вечности делить время на бесконечно малые сегменты - годы, месяцы, дни, часы минуты и секунды? Ведь у Творца этого ничего нет, нет даже вчера или завтра, - у него все слито в единое целое - 'Ныне и во веки веков'! (Крестится, но очень торопливо, и продолжает). Деление времени, дорогая моя, измерение человеком величины своих страданий, не более того. Сама посуди, время безжалостно и состоит из одних потерь: близких, здоровья и, главное, красоты! (Бережно гладит ткань своего портрета).
ДИРЕТОР МУЗЕЯ. Тебе, чтобы ее потерять надо лечь под нож пластического хирурга.
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Я предпочитаю лежать на рельсах в роли Анны Карениной и в постели мачо, типа Машков! Но, увы! В этом доме таких нет, а они, ( показывает на мужские портреты) уже далече!.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. А тот модный тележурналист, я знакомила вас на презентации, правда хорош?!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Ты о мальчике по имени Вова! Он для меня плохой любовник и непутевый сын в одном флаконе. Оставим это......
Я теперь намного старше?! (Кивает на свой портрет двадцати летней давности).
ДИРЕТОР МУЗЕЯ ( стоя на лестнице, вдыхает аромат прически народной актрисы). Судя по запаху, то да!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. (Ведет носом) Пахнет розами!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Вот и я о том же. Вычитала в журнале, что 15 мужиков в возрасте от 20 до 60 ответили одинаково, что возраст женщины после 50 они угадывают по запаху. Мы благоухаем Розами!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. (Громко). На погосте!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Заметь, не я заговорила о времени.
НАРОДНАЯ АКТРИСА. 'Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?' - Твой любимый Гоголь. И вот, тоже для тебя любимая подруга. (Роется в дамской сумочке). Господи, легче отыскать иголку в стоге сена, чем найти здесь что-нибудь нужное!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Для этого надо выкинуть, все ненужное!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. А зачем тогда таскать везде пустую сумку?! Нашла, твои любимые Монпансье. (Достает металлическую банку леденцов).
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Ой, подруга, как ты молодец, бла-го -дарю! (Целует в одну щеку и в другую, слегка касаясь губами).
(Ставит чайник, достает чашки, печенье, мед) Судя по тому, как ты роишься в сумочке на дороге образуется пробка, если тебя останавливает сотрудник ДПС.
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Я сама прошу полицейского найти мои права, и при этом говорю, что не вижу дальше собственного носа. (Весело смеются вместе).
Рассаживается за столом, и пьют чай. Беседуют.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Ну, как прошли кинопробы, а потом море. Или наоборот, ты не очень загорела, но выглядишь потрясающе!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. В Ялте мучилась с банальной ангиной, и на неделю раньше уехала на съемки. Там, все как всегда. Актёры забывают слова, постоянно сбивается фокус, ломается аппаратура, у оператора несварение желудка - со всем этим приходится бороться молодому режиссёру. А что делать?! Досталь уже не зовет, а Михалков тем паче. Сериалишко, так себе, о страшных испытаниях, выпавших на долю героини.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Мне иногда кажется, что чем больше насилия и жестокости на экране, с тем большим количеством несправедливости простой человек может смириться в повседневной жизни.
НАРОДНАЯ АКТРИСА. А ты не чистоплюйствуй, дорогая! Актрисе, даже народной, тоже хочется кушать, а в сериалах сегодня неплохо платят.
ДРЕКТОР МУЗЕЯ. (Вздыхает). Видимо ты права, но служение Мамоне загубит русскую душу. Кого будешь тогда играть на сцене? Подлить чаю!?
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Спасибо, от чрезмерного сладкого у меня в животе просыпается Везувий. А я и сейчас играю шопоголиков на сцене, а на даче, Любовь Андреевну Раневскую. (Задумчиво.) Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. . . .А русскую душу загубить невозможно. (Читает в зал).
Я русская, а это значит:
Во мне мятежная душа,
Меня не купишь за копейку
И не продашь за три гроша.
Я русская, а это значит:
На шее православный крест,
Любовь дал Бог, даст Бог удачи.
Но, главное, была бы честь!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Браво, ты по праву прима нашего театра. (Медленно повторяет). Я русская, а это значит: Во мне мятежная душа......Кто автор, этих замечательных строк? Пастернак или Бродский?!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Ты все о великих прошлого! Нет, стихотворение написано современной поэтессой Светланой Ковалевой, познакомилась с ней на юбилее Надежды Бабкиной.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Пока есть такие поэты, мы живы, но и жить хочется тоже достойно!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Да, ладно, подруга, оставим сантименты для пенсии. После отпуска, все театральные сплетни узнаю последней! Что нового в этом серпентарии? (Усаживается за стол).
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. (Пьет чай из блюдца с леденцами). Капля таланта - может оказаться одновременно огромной дозой не только успеха и любви, но и яда. Здесь ты права. Увы, сегодня моя дорогая, о вас молчат!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Тогда о ком же говорят?!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. О новом Губернаторе!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. И кто его будет играть, не уже ли этот бездарь Усопников, а впрочем поделом, как живем, того и играем. Но, как решились поставить самого Камю в этой дыре или новое прочтение Гоголя в апологии текста с Нью - Городничим?!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. (С усмешкой). Где сцена, а где жизнь, сам черт не разберет за столько лет! Ревизор идет в Тюзе! 'Осадное положение' Камю играть сегодня, можно прийти в голову режиссеру после месячного запоя! (Громко). Гу-бер-натор вновь назначенный к нам для управления краем, реальный мужик, а не герой водевиля, и будет он завтра в нашем театре!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. (Ставит чашку на стол, встает и говорит в зал). Коль так, простите даму за принципы, но зомби-ящик я не смотрю, компьютером не разумею, газет не читаю. 'Оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим!' - Мой любимый Альбер Камю. Видимо поэтому, новый кремлевский помазанник начинает с театра, а не с пилорамы или коровника!
Сцена 2.
Зал телестудии. Овальный стол. Слева камера, оператор. Справа в глубине рассажены горожане.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Добрый вечер. Сегодня в субботней программе 'Наш регион' полковник ВДВ, доктор политологии, и Губернатор Таежного края, Вячеслав Семенович Рус---ский.
Входит Губернатор, аплодисменты. Садится. Его изображение крупным планом подается на экран. Сцепив пальцы в ладони, он подносит их к носу, упершись локтями в стол, внимательно изучает зал.
ГУБЕРНАТОР. Добрый вечер!
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Если позволите, начнем! По традиции первый вопрос телезрителю. Алло, говорите. Мы слушаем вас.
ГОЛОС. Почему снова варяг из Москвы в губернаторы, своих что ли нет?! (Зал слышит гудки).
ГУБЕРНАТОР. В первую очередь ваш покорный слуга солдат, для него приказы Президента страны не обсуждаются. Во-вторых, ученый, тема моей докторской диссертации: 'Управление политическими конфликтами', поэтому не боюсь и прямых выборов, если бы они проводились на территории края.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Господин Губернатор, срочная служба в горах Афганистана, военное училище, Нагорный Карабах, Ангола, другие горячие точки, Академия генштаба, советник премьер министра; говорили о господине Русском, как о мэре олимпийского Сочи, и вдруг далекая Сибирь! Что случилось? Стали жертвой интриг и подковерной суеты, так присущей чиновникам.
ГУБЕРНАТОР. Вообще-то: 'Где родился, там и пригодился'. Деревенька наша Листвянка, в тридцати километров отсюда, исчезла с карты России, как и многие деревни сегодня. Мой прадед пришел в Сибирь пешком по столыпинской реформе и обосновался на этой земле, от него и пошел крестьянский род Русских в Сибири. Дед вернулся с фронта в родные места. Не прошло и полвека, как я вернулся домой (смеется).
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. По моему убеждению, настоящих крестьян в Сибири сегодня нет, есть предприниматели, пытающиеся предпринимать с землей и ее плодами хоть что-то, но есть и безработные пайщики земли, которую пропивают свои наделы, богатым людям из надвигающегося на деревню города. Без земли нет хозяйства, исчезают соответственно и деревни.
ГУБЕРНАТОР. В ваших словах есть доля истины. Листвянка тому подтверждение. Но только доля, истина за трудолюбием, преданностью земле и, простите за пафос, любовь к малой родине. И это главное, остальное организация производства и возрождение традиций и культуры.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. То есть вы собираетесь в краткосрочной перспективе восстановить сельское хозяйство и, тем самым спасти село!?
ГУБЕРНАТОР. Как сегодня это сделать моментально, рецептов нет ни у кого. Но Листвянка будет восстановлена, в этом сомнений нет.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. За деньги краевого бюджета?
ГУБЕРНАТОР. Дом, в котором рос, заново отстрою сам, на личные сбережения. Думаю, моему примеру последуют земляки. (Зал студии аплодирует).
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Вы бывший кадровый офицер.
ГУБЕРНАТОР. Среди нас бывших не бывает!
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Извините, вы офицер, звание полковник. Мы не солдаты, администрация не штаб, всех вместе, почти более двух миллионов, как собираетесь управлять таким количества народа.
ГУБЕРНАТОР. Люди не являются ни беспомощными объектами, контролируемыми силами окружения, ни совершенно свободными существами, которые могут делать все, что им вздумается. Соответственно управлять всеми в соответствии с Законом.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Закон суров, но это закон!
ГУБЕРНАТОР. Все верно, но демократические ценности превыше всего.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Позвольте, что тогда вам не нравилось в бывшем губернаторе? Вот уже был демократ!
ГУБЕРНАТОР. Отвратительное холопство и безответственное барство - данность власти сегодня. Господин Певцов не исключение.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Сейчас очень популярна фраза: 'Если ты не миллионер, значит лузер'. Как вы к ней относитесь?
ГУБЕРНАТОР. Отрицательно к тем, кто ее произносит и к тем, кто богатеет не вместе с Россией, а за ее счет!
(Присутствующие на студии аплодируют).
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. В чем вы видите свою роль Губернатора в столь сложных экономических условиях, в котором оказался регион?
ГУБЕРНАТОР. Задача любого государственного деятеля не в создании рая в отдельном регионе, а в предотвращении ада в стране.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Вячеслав Семенович, благодарим за содержательный разговор. И перед тем, как закончить передачу традиционный блиц-опрос.
Что для вас означает слово Свобода.
ГУБЕРНАТОР. Свобода, прежде всего ответственность моя и ваша, ответственность всех, а не привилегии.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Вы по убеждениям коммунист, коли им были, или демократ коим стали?
ГУБЕРНАТОР. Советский офицер-демократ - всё равно, что остяк - банкир, поэтому я в центре.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Ваше любимое занятие.
ГУБЕРНАТОР. Охота.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Ваше семейное положение?
ГУБЕРНАТОР. Разведен. Остальное, без комментариев.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Напомню, в гостях был Губернатор нашего края Вячеслав Семенович Русский. (Пожимают руки). Рекламная пауза. Оставайтесь у экранов!
(Голос за сценой в рекламной паузе): Клуб, место, где вас научат быть элегантными. Звучит вальс. Молодые пары в бальных костюмах грациозно кружатся по сцене.
Сцена 3.
Музей театра Драмы и комедии.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ (Выключает телевизор). Сильный мужик, штучный экземпляр.
(Входит НАРОДНАЯ АКТРИСА. Она в гриме и яркой одежде главной героине по книге Софи Кинселлы "Шопоголик на Манхэттене").
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Снова поругалась с Главным. Настаивает на том, чтобы я играла дуру, но он не учитывает одного: 'Женщину, даже одержимую страстью к магазинам, так просто не победить!'
У тебя есть выпить?
ДИТЕКТОР МУЗЕЯ (Наливает ей бокал вина). Не расстраивайся, завтра все изменится, я скажу, да так и скажу новому губернатору: 'Коммерциализация культуры доканает театр!'
НАРОДНАЯ АКТРИСА. (Ей в тон, продолжает, кланяясь в пояс бюсту Чехова). А на Вас, дорогой Антон Павлович, пора объявить мораторий. Окупаемо сегодня легкоусвояемое зрелище, типа эротического мюзикла 'Влечение трех сестер'.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ (Страстно). Пьесы Чехова должны ставиться через много лет и теми людьми, которые прочитают его впервые, и не будут знать никаких других постановок.
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Брось подруга, зрителю нужен драйв от ощущений (показывает на свой костюм), и пока народ гогочет в зале, мы получаем премию из внебюджета.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ (Устало опускается на стул). Это не верно, ужасно, и разрушает настоящую драматургию, в которой за простыми словами подтекст - всегда оставаться Человеком! Я обязательно скажу об этом новому Губернатору . . . . .
НАРОДНАЯ АКТРИСА (Обнимает подругу за плечи) Воевать с ветреными мельницами бесполезно, культура всегда финансировалась по остаточному принципу.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ (Разливает вино по бокалам). Он не мельница, а настоящий полковник!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Кстати, навеяно твоим настоящим полковником. Рассказать?!
ДИРЕКТРИСА МУЗЕЯ. Непременно, а то поссоримся на литературной почве. У тебя же перерыв. (Пытается наполнить бокал актрисе).
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Все больше не наливать. (Кладет дольку шоколада в рот и переворачивает бокал). Слушай и не перебивай. Однажды мы с соседкой, настоящей торгашкой, да-да, той самой Феклой, сидели на даче - по-бабьи: с водочкой, солёными огурчиками и Аллой Борисовной Пугачёвой, которая орала из динамика про то, "...какой был мужчина! (Поет)/Ну, какой был мужчина!/Ну, Настоящий Полковник!..." (Поют вместе, смеются).
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. (Начинает разливать чай) По какому случаю, и почему без меня?!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Мне срочно нужны были деньги на ремонт бани. А ты была у дочери в Германии.
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ (Смеется) И к вам подкатил тот военный пенсионер.
НАРОДНАЯ АКТРИСА. У него сердце и молодая жена! У нас с Феклой родилась идея коммерческого проекта, селекции нового огуречного сорта, потому что мы обе были на мели. Догадайся с трех раз, как решили назвать новый сорт огурца?! Ра----з...
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ Ой, мамочки! Настоящий пол-ков-ник!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Молодец, вечером идем в кафе, угощаю! Столь двусмысленное и похабное название могла придти в голову только двум дебелым пьяным русским бабам - и она нам пришла!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Фекла замечательная дачница. Не сомневаюсь, что у нее прекрасные семена, но ты здесь причем?!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Дальше всё было совсем просто. Пакетики с обычными сортами огуречных семян получили новое имя 'Настоящий полковник' и разместились под стеклом одного магазина. Я, как Великая актриса, поведала о новом чудо-сорте в телевизионной передаче 'Наш край. Так вот, после этой передачи толпы дачников, бросились искать расчудесную диковинку. А когда нашли в том самом магазинчике, естественно, с огромной радостью выкладывали за пакетик обычных огуречных семян сумму, в десять раз большую! Представляешь успех нашего с Феклой предприятия!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. (Покатывается со смеху. Поднимает и кладет трубку звонившего телефона. Машет руками). И вас за ягодицы взяли с поличным! Все, умираю!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Ничто не вечно под луной, как писал Мастер. Дачному сезону конец, пора снимать урожай! Наши "полковники" оказались самыми обычными огурцами, и никакого супер-мега урожая у дачников не наблюдалось, в том числе у тещи начальника полиции . . . .
(Голос с динамика): Шопоголиков просьба вернуться на сцену!
ДИРЕКТОР МУЗЕЯ. Все иди-ди, зовут-с, для пополнения внебюджета! (Вытирает слезы от смеха).
НАРОДНАЯ АКТРИСА.(Запевает).
Ах, денежки,
ваше нежное шуршание
Приводит сердце в трепетание,
Вы лучше самой лёгкой музыки
Приносите покой.
(Выходит и сталкивается вбегающим журналистом).
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ. Всем привет! Милые дамы, привет, я только что с эфира (жадно допивает чай), вы знаете кто он?!
НАРОДНАЯ АКТРИСА. Он был романтиком от пят и до волос,