Степанов Александр Фёдорович : другие произведения.

Первые жертвы первой воздушной катастрофы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
 []
  
  Первая в мире воздушная катастрофа с человеческими жертвами произошла всего через два года после того, как человек впервые оторвался от земли, не подпрыгивая, применив для этого воздушный шар.
  Примечательно, что первый взлетевший и стал первой жертвой воздухоплавания. Небо оказалось весьма жестоким и мстительным по отношению к тому, кто осмелился его покорить.
  Жан-Франсуа Пилатр де Розье - вот имя этого Икара XVIII века. Химик, изобретатель, математик и физик. Возможно, он совершил бы гораздо более значимые открытия, чем те, что успел - но его сгубила страсть к приключениям, на современном языке - тяга к экстремальным видам спорта.
  
 []
  
  Как только он узнал о том, что есть возможность подняться в небо, то сразу загорелся этой идеей настолько, что поразил до глубины души тогда ещё не обезглавленного короля Людовика XVI своей смелостью. После первого полёта нескольких животных в корзине монгольфьера он настойчиво требовал, чтобы ему дозволили занять их место в следующем опыте.
  Людовик, будучи королём робким, нерешительным и, в целом, очень человеколюбивым, со своей стороны предлагал использовать в качестве первых аэронавтов преступников, приговорённых к смертной казни, в обмен на помилование. Но те наотрез отказывались: никто из 253 смертников не мог решиться на такой ужасный, по представлениям французского человека того времени, опыт над собой. Они предпочитали гильотину полёту на воздушном шаре, хотя среди них было множество отчаянных сорвиголов, совершавших преступления, требовавших недюжинной смелости. Но все вокруг были уверены, что человек, поднявшийся над землёй выше колокольни, умрёт в страшных мучениях от недостатка воздуха, а Господь Бог истребит всю его родню за желание возвыситься и живым попасть на небеса, подобно пророку Илие или самому Христу.
  На де Розье смотрели как на безумца, в какой-то момент король даже начал сомневаться - а не вольнодумец ли он и такой же разбойник, даже более страшный и отпетый, чем приговорённые к смерти изверги Франции, раз так рвётся занять их место? Но 29- летний учёный достойно возразил его величеству на такого рода сентенции, что в случае удачного опыта, если взлетевший окажется жив, место в учебниках мировой истории должен занять не разбойник, а человек благородного происхождения, во славу Франции и короля, способный представить миру свою Родину во всём блеске величества её дворянства.
  Если же такой человек погибнет, - заявлял Розье, - то и смерть во имя науки человека благородного послужит лишь большей славе Франции во всём мире, знатные люди которой могут подавать пример всем лишь своей одной решимостью...
  Уже на следующий день весь двор уговаривал Людовика... не лететь первым! Как знать - если бы король был потвёрже в своих намерениях, может быть, и не случилось бы французской революции, хотя бы в силу уважения народа его смелостью.
  
 []
  
  Но короля отговорили, а вот Пилатра начали уже почти принудительно готовить к такому полёту: от души надеясь, что все слухи о страшной смерти на высоте окажутся правдой. Придворные уже поняли, что Людовик, немного остыв и отказавшись лететь первым сам, теперь обязательно заставит это сделать кого-нибудь из них.
  В итоге осенью 1783 года Жан-Франсуан Пилатр ДеРозье сначала взлетел один (к сожалению, дата этого полёта не была зафиксирована), чтобы доказать, что с неба на землю можно вернуться и живым. Потом он проделывал это вместе с неким Жиру де Виллетом. А несколько погодя, когда осознание того, что можно взлететь и не умереть, и сесть после этого просто на землю, а не снова в Бастилию, стало привычным, на полёт решился и маркиз д`Арланд. 21 ноября 1783 г. шар с двумя людьми поднялся аж на 24 метра. Это вызвало восхищение и ликование людей просвещённых, несмотря на то, что диаметр самого шара (15,5м) был лишь на 9 метров меньше достигнутой им высоты. Именно эта дата и считается днём первого полёта человека.
  Заодно это вызвало и страх парижской черни перед неизбежной карой господней для всего города. Не исключено, что именно этим обстоятельством и воспользовались для раскрутки брожения умов тогдашние вольнодумцы, затевавшие свергнуть короля и устроить демократию.
  Так или иначе, чернь убедилась в возможности божьей мести смертным грешникам за летание по небесам, когда Розье в возрасте 31 года, на пару с механиком Роменом, попробовал поставить своего рода рекорд, впервые добравшись по воздуху до Англии.
  В этом первом международном рейсе воздушный шар, наполненный наполовину дымом, а наполовину водородом, всё-таки загорелся и упал на скалы 15 июня 1785г.
  В наше время уже не принято совершать такие глупости, как наполнять полость воздушного шара гремучим газом. Современные аэронавты используют гораздо более безопасные и удобные газовые горелки, а сами шары выполняются из лёгких, прочных и огнеустойчивых материалов, что, безусловно, значительно снижает возможность подобных воздушных катастроф.
  
 []
  
  А первому аэронавту досталась двойная слава: и как человеку, первому покорившему небо, и как первому, ставшему жертвой воздушной катастрофы.
   Опубликовано на Табула Раса 24.ру
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"