Степная Елена : другие произведения.

Игра?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    на конкурс персонажной критики

   Рассказ Доманчук Натальи Анатольевны "Город игр" http://zhurnal.lib.ru/d/domanchuk_n_a/gorodigr.shtml был прочитан мной еще в далекие времена второго конкурса критики. И еще тогда возникло желание написать статью. Но природная лень не дала ходу творчеству. И я бы по-прежнему просто продолжала "хотеть " написать свое мнение, если бы сегодня утром нечаянно не прочла критическую статью на этот рассказ Леонида Заварзина ( http://zhurnal.lib.ru/l/leonid_z/kritika_2.shtml ) а накануне вечером странного объема, я бы даже не сказала, статью, а, быстрее, реплику Луппо Игоря Владимировича ( http://zhurnal.lib.ru/l/luppo_i_w/wetta.shtml ). Возникшее желание не согласиться с прочитанными критическими работами и заставило меня взяться за клавишное перо моего любимого компа.
   Цель моей статьи? Наверное, не разобрать по косточкам и по буковкам написанное и, даже, не оценить сюжет и, тем более, не разжевывать читателю, что ХОТЕЛ сказать автор.
  Я хочу поделиться со всеми, что в этом рассказе увидела я - простой читатель, женщина, человек, который прикоснулся в жизни ко многому.
   Надеюсь не стоит объяснять особо почему я решила речь вести о Ветте -единственном Главном Герое рассказа? Или все-таки чуть-чуть остановиться на этом?
   Во первых, потому, что только Ветта делала поступки. Только она принимала решения. И рассказ именно о ней - о девочке, не принявшей свою судьбу.
   Во вторых, моментом, который мог бы подпасть под определение "поступка" у молодого человека было только желание подчинить себе девочку.
   Если внимательно прочесть рассказ, приостановиться в восприятии окружающего мира и на миг закрыв глаза, вдохнуть воздух того времени .. того подьезда ... той квартиры, в которой жила Ветта то сразу возникает ощущение прикосновения к трагедии.
   Как может себя чувствовать девочка, подросток, почти женщина когда о ней и ее семье можно все рассказать в одном абзаце :
  " Она была из неблагополучной семьи, как у нас любили говорить. Её отец часто входил в запои, нигде не работал и поговаривали, что он связан с криминальным миром, мать тоже была любительницей спиртного, работала дворничихой и мыла подъезды."
   Это не могло вызвать гордости и желания прилагать силы жить в этом, предложенном ей судьбой, мирке. Была ли у нее возможность, что-то изменить вокруг себя? Теоретически возможно. Но давайте посмотрим правде в глаза - я не встречала подростка, сумевшего переломить образ жизни родителей или исправить материальное положение семьи...
   И еще ни в коем случае нельзя забывать, что девочка росла "очень красивой. Я бы даже сказал необыкновенной" , а красивые женщины ,даже будучи еще совсем юными, знают о своей красоте и о силе этой красоты, что тоже налагает очень сильный отпечаток на формирующуюся личность.
   Как в этом выжить формирующейся личности ? Выжить и не сломаться? Выход один - отстраниться. Что и пытается сделать Ветта даже в мелочах. Хотя в ее мире мелочей нет - все очень значимо. Каждый эпизод и каждая деталь гиперболизированы - потому что нет выбора. У нее такое же имя как и у матери, "но, наверное, боясь быть хоть в чем-то похожей на мать, она называла себя Веттой.". Вот Вам первый и самый яркий пример желания не быть тем, кем ее делает судьба. Второй протест против судьбы -"Она училась на отлично, красиво рисовала, была очень опрятной." Она спорит с жизнью. Она прилагает много силы , чтоб не быть частью того , что вокруг нее.
   Только силы неравные в этой борьбе . Перед нами по сути - очень гордый подросток , с комплексами по поводу своей семьи и бесконечным отчаянием. Потому , что будучи интеллектуально развитым человеком, Ветта не могла не видеть разницы между своим положением в обществе и положением других подростков и не осознавать , что в данный момент от нее ничего не зависит. Она ни с кем из сверстников не общается. И не потому , что гордая , а из чувства самосохранения, от желания уберечь себя от возможных насмешек и унижений , что могло бы ее окончательно сломить даже в собственных глазах.
  "Девчонки одноклассницы побаивались её, а она держалась холодно как с ними, так и с мальчишками. Я знаю, что несколько девчонок пытались склеить с ней дружбу, но она все "Выходи вечером во двор" пресекала фразой: "Я занята". А мальчишкам вообще не давала никаких поводов даже просто подойти и заговорить." Это был единственный доступный ей способ защиты.
   Не хочется говорить о гормонах, либидо и сексуальном формировании Ветты. Это само собой и как положено, и как у всех. Но вот проявление этого ... В подростковом возрасте, в начальных периодах на первый план выступает, все таки, не половое влечение, как таковое, а необходимость иметь друга - любимого , надежного , просто того, кто поймет и будет рядом ... Это необходимость. Как и где найти такого друга Ветте?. Естественно, что при отсутствии эмоционального общения и контактов в классе и во дворе со сверстниками, это очень трудный вопрос. Ветта его решает с помощью секса. Простое решение. Но не стоит обвинять в бездушности, и звериных оргиях. Наверняка, все окружающие ее молодые люди были ею давным-давно проанализированы и оценены на подсознательном уровне . И смею предположить, что ни один раз она сожалела , что не может просто так , как все другие одноклассницы , подойти, заговорить, улыбнуться. И были у нее симпатии, а может и любовь, к главному герою. Но, в силу сложившихся стереотипов общения в классе, она просто не могла этого проявить. Ведь вся дальнейшая трагедия подтвердила, что Ветта отдала однокласснику не только тело, но и душу. Он был единственным человеком, которому Ветта позволила приблизиться к себе. И иметь другого на роль любимого она не планировала. Она попыталась склеить свою судьбу с тем, кто первым дал ей почувствовать себя человеком ,от которого не отвернутся. Ей другой не был нужен. Она была очень цельной и преданной натурой.
   Как то не сказала о главном. Об игре и ее истинном смысле.
  Для меня смысл игры в отречении от себя. Это сила слабости героини ... Или наоборот слабость силы ... Все это не важно . Мои определения не важны . Важно то, что девочка не приняла свою судьбу, не хотела с ней смириться, но идти наперекор судьбе тоже не смогла, она просто отказалась принимать участие в собственной жизни. Откуда в ней это неверие в себя не знаю. Методом своей борьбы она избрала игру. Раз от своей воли не зависело ничего главного в жизни ( с точки зрения Ветты), то мелкие подачки от судьбы ей не были нужны. Она не ценила жизнь. А обманчивое чувство, что она заменила судьбу на игру по собственной воле и, таким образом, презрела судьбу, давало ей чувство самоуважения. Это чувство было основой того, что еще держало ее в этой жизни.
  Смерть Ветты логична. Рассчитывать на хеппи-энд при таком раскладе не приходится и, честно говоря, просто рассказ потерял бы смысл.
  Все мы по жизни хоть несколько раз играли с судьбой в жребий. И вспомните - это всегда были моменты слабости, нерешенности, незавершенности ...невозможности понять и принять решение. Все мы пытаемся увидеть знаки, подаваемые нам судьбой. Но мы при этом пытаемся вписаться в русло, правильнее лечь... А чего хотела Ветта ? Она просто не хотела в этом цирке, именуемом Жизнь, принимать участие ...
  
   Как автор отнесся к своей героине? По- моему, с болью.
   Как я отнеслась к героине? С пониманием и горечью. С чувством вины перед молодыми и юными чьи жизни только расцветают, а души уже отреклись...
   Как и чем им помочь ?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"