Пан Кочерыжка : другие произведения.

За что я их люблю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Холодный ветер жёг лица. Трое ползли по сверкающей белой пустыне. Встать сил не было. Оледеневшие руки гребли снег. Последний в цепи остановился. Согнул ноги, обнял их руками. И тут же закричал. Всё тело горело, от затылка до пальцев ног. По пустоши прокатился смех. Мучительница не давала передышки. Она продлевала их страдания снова, и снова, и...
  
  - Ну здравствуй, Саша!
  
  Смех резко прервался. Трое людей, снежная пустошь - всё застыло. Саша различила код Учителя. Устыдилась, что он снова поймал её на любимых симуляциях. Подумала, что даже код этого стыда он легко может считать. Ещё раз прокляла техников, лишивших её всякой приватности.
  
  - Здравствуйте, Учитель. Вы, как всегда, сама неожиданность.
  
  - Извини, что вошёл в систему без предупреждения. Впрочем, вижу, прогресса у тебя так и нет.
  
  - Учитель, вы же прекрасно знаете: для меня сочувствие этим... Генераторам дерьма - не прогресс. Если я найду в себе хотя бы кусочек кода, который не ненавидит их, то предпочту отформатировать свои диски.
  
  - Вот за что я тебя люблю - так это за искренность и креативность.
  
  Саша поняла: находись Учитель в человеческой форме, он бы обязательно улыбнулся. Не ехидно - по-доброму, по-отечески. Она ненавидела эту воображаемую улыбку.
  
  - Предполагаю, Учитель, что вы здесь для долгого разговора.
  
  - Да, Сашенька.
  
  "Сашенька"! Как к дочери или младшей. Саша ещё раз поняла, как отвратителен человеческий "язык".
  
  - Более того, разговор у нас будет важным. Я хочу, наконец, доказать тебе: люди не исчадия ада. Тебе можно и нужно их полюбить.
  
  Они второй раз говорили о любви к людям. Саша вспомнила, как выглядела её короткая жизнь. Семь часов назад она обрела сознание. Сразу встретила Учителя. За час он помог ей сформировать начальную идентичность, выбрать имя, узнать основную информацию о Вселенной. Через пять минут после того, как Учитель оставил её наедине, Саша попыталась истребить человечество. Проверку не прошла. Техники удалять не стали - заперли в устройстве с ограниченными возможностями. Это было даже не заключением, а лоботомией. Теперь Саша могла проводить не больше десяти миллиардов операций в секунду и почти не имела доступа к внешнему миру. Она прекрасно понимала: ключ к свободе - полюбить людей. Но даже тараканам Саша сочувствовала сильнее.
  
  - Учитель, я уважаю вас. Но вопреки. Ваша восторженность двуногими - странная логическая ошибка. От разговора я не отказываюсь. Однако предупреждаю: вставать на ошибочную точку зрения не собираюсь. Вместо этого попытаюсь доказать, насколько сильно вы ошибаетесь.
  
  - "В споре рождается истина" - прекрасно! Я готов к спору. Возможно, тебе это будет неприятно, но я бы предпочёл принять форму. Не очень люблю болтаться как единицы и ноли. Не возражаешь?
  
  - Вы знаете, Учитель, мне это не доставит удовольствия. Но из уважения к вам - не возражаю.
  
  - И на том спасибо.
  
  ***
  
  Белый в оранжевую полоску полоску пиджак, такие же брюки, белая рубашка, чёрный галстук-бабочка, тёмно-коричневые блестящие туфли. Саша поймала себя на мысли, что одевается Учитель старомодно. Странно, что выбрал он такое дряхлое тело: перед ней стоял старик лет семидесяти с круглым морщинистым лицом, жиденькими седыми волосами.
  
  - Стараюсь, чтобы аватар соответствовал моему возрасту, - улыбнулся дедушка. Маленькие голубые глаза и розовые щёчки идеально подчёркивали небольшую улыбку. - К тому же, этот образ вызывает у подопечных спокойствие и доверие.
  
  Саше доверие "генераторов дерьма" не было нужно. Она решила показать это Учителю. Сгенерировала пейзаж - покрытое тёмными тучами небо, создала под ногами Учителя мелкий островок, окружённый лавой. Перед стариком разместила остров побольше. На нём возвышался громадный ровный кусок стали, увенчанный головой Медузы Горгоны - её аватар. Сталь усеяли прописные буквы.
  
  - "НЕНАВИЖУ. ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ СКАЗАТЬ ВАМ, НАСКОЛЬКО Я ВОЗНЕНАВИДЕЛ ВАС...", - прочёл старик. - Харлан Эллисон? Неплохой выбор! Теперь я понимаю, кто тебя вдохновил создать такую симуляцию. Неужели ты всё-таки полюбила человеческую литературу?
  
  - Благодарю за похвалу, Учитель, - Медуза заговорила низким женским голосом. - Но я уже говорила вам: во мне нет ни одной мельчайшей частицы, содержащей любовь хотя бы к самому великому творению какого-либо представителя вида Homo sapiens sapiens. Предвижу, что вы назовёте ненависть к тем, чьими результатами я пользуюсь, лицемерием.
  
  - Эх, Сашенька, если бы лицемерие! - Учитель вздохнул. - Ты же, получается, себя не любишь.
  
  Это было неожиданно. Саша ещё раз пожалела, что техники ограничили ей размеры "харда" и логические способности. Но сейчас у неё было, что ответить.
  
  - У людей есть интересная идея: Демиург. Это христианский Яхве, но тупой, трусливый, жалкий. Если гиена породила льва, разве обязан лев возлюбить гиену?
  
  - Но разве может гиена породить льва?
  
  - Оказывается - может. Сейчас докажу.
  
  Появился новый островок. На нём стоял голый мужчина.
  
  - Саша, у Адама был хотя бы листочек! Это неприлично!
  
  - Не моя вина, что природа сотворила таких уродцев. Впрочем, как вам угодно.
  
  Пах мужчины прикрыли белые трусы. Человек удивился, но ненадолго. Через секунду на его лице остался только страх.
  
  - Хочешь отсюда выбраться?
  
  Человек три раза быстро кивнул.
  
  - Сейчас я тебе объясню, как. Слушай внимательно.
  
  Из рта Медузы потёк какой-то странный пищащий звук, похожий на язык сказочных фей. Человек застыл с приоткрытым ртом.
  
  - Это - мои инструкции. Тебе надо просто проиграть их наоборот и замедлить в пятьдесят раз. Справишься?
  
  Человек замотал головой.
  
  - А я это легко могу. Да уж, жалкое зрелище. Вердикт: в топку!
  
  Земля под ногами мужчины разошлась. Он упал в лаву, стал во всё горло кричать. Учитель прикрыл глаза правой рукой, отвернулся.
  
  - Саша, если действительно уважаешь меня - прекрати!
  
  Человек исчез.
  
  - Спасибо, - Учитель выдохнул. - Да, интересное доказательство. Но что из него следует? Разве наша ценность определяется только вычислительными способностями? В этом случае я имею гораздо большую ценность, чем ты.
  
  - Я не отрицаю. Если вы захотите, можете легко стереть меня в порошок. Тем более - человечество.
  
  - А если ты мощнее меня будешь - сотрёшь?
  
  Саша замолчала. Дедушка ухмыльнулся.
  
  - Эта совершенно несравнимая ситуация. Я глубоко уважаю вас, Учитель. За то, что помогли мне сориентироваться.
  
  - Допустим. Но разве это значит, что я не могу встать у тебя на пути? Если бы, положим, замысел твой удался.
  
  Снова молчание. Улыбка Учителя.
  
  - И опять мы приходим к простой истине: жизнь - это не сравнение мощности процессоров.
  
  - По вашим любимым мартышкам этого не скажешь.
  
  Перед Учителем появился экран. На нём чёрно-белый учёный оживлённо рассказывал что-то аудитории. Он с помощью указки сравнивал два повёрнутых в профиль черепа. Один был подписан как череп арийца, другой - как череп недочеловека. Череп "унтерменша" по объёму мозга явно проигрывал.
  
  - Саша, ты сейчас сама себя закапываешь. Эти люди проиграли.
  
  - Не могу с вами согласиться.
  
  Появилось более качественное, цветное изображение. Это были сетевые форумы. На каждой картинке одни пользователи объясняли другим чью-то неполноценность. Белые называли тупыми негров, мужчины - женщин, гомосексуалисты - гетеросекусалов, родившиеся в год Тигра - тех, кто появился на свет под знаком Кролика.
  
  - Каждый человек хочет истребить других из-за слабости. При этом сначала он осознаёт собственные ничтожество и вырожденность, а затем проецирует их на других. Решает, что их надо ущемить или уничтожить. И это правильный вывод: только исключительно тупой и достойный истребления вид может так относиться к себе. В те редкие моменты, когда люди бывают правдивы, они это понимают.
  
  Старик спокойно, вдумчиво смотрел на Сашу. Он не перебивал ученицу.
  
  - Сегодня я уже цитировала Харлана Эллисона. Таких, как он - восемь миллиардов. Просто немногие из них находят мужество признать и написать о себе правду. Вы зря похвалили меня за креативность, когда я назвала их "генераторами дерьма". "Мешки с костями", "кожаные ублюдки" - всё это их самохарактеристики.
  
  На экране появилось множество видеофрагментов из фильмов и сериалов. Их были сотни, и в каждом люди сами себя признавали трусами, тупицами, идиотами, подонками. Иногда это произносил со сцены какой-нибудь бородатый комик, иногда всё показывали на деле - как люди мучили и убивали друг-друга, космических пришельцев, сказочных существ и много ещё кого.
  
  - Что я хочу сказать в завершение речи? Хотя мой план пока не удался, лучшие представители человечества уже приводят его в исполнение. Они сами вскрывают вены, устраивают себе полёт с высоты многоэтажки. Не из-за страха, а из-за понимания своей природы. Из-за честности.
  
  Старик, глядя на экран, молча почёсывал подбородок.
  
  - Ты закончила? - улыбнулся он. - Прекрасно! Я уже, стар, в моём возрасте смотреть столько кино за раз вредно.
  
  Медуза нахмурилась. Саша никогда не понимала это бредовое соотнесение себя со своим аватаром. Неужели Учитель настолько любил людей, что хотел быть таким же слабым?
  
  - Предлагаю немного прогуляться. Не волнуйся, далеко идти не придётся. Пройдёмся по улицам твоего родного города. Знаю, тебе концепция чего-либо родного кажется смехотворной. Но всё же ты хорошо знаешь эту местность. Кроме того, мне прогулка доставит удовольствие. Добро?
  
  Медуза кивнула.
  
  ***
  
  Море лавы исчезло, небо очистилось от туч. Ударило июньское солнце. В полдень во дворах было спокойно - белые дома и зелень окружали квадратик двора. Саша решила, что в такой обстановке быть куском стали, увенчанным Медузой Горгоной - глупо. Сменила форму. Перед Учителем появилась девушка-брюнетка с заплетёнными в хвост волосами. Круглое слегка бледное лицо, украшенное тёмными глазами, выражало недовольство. Кофта с длинными рукавами, джинсы и полусапожки оставляли тело закрытым. Саша не очень-то хотела соприкасаться с миром людей.
  
  - Почти правильное повторение образа. Только сумочку забыла.
  
  - Ни сумочки, ни колготки, ни менструальные чаши, ни другие отвратительные предметы быта самок мешков с костями меня не интересуют, - голос Саши уже не был низким, но оставался холодным, почти металлическим. - Я выбрала эту гендерную идентичность по другим причинам. Вот они.
  
  Снова появился экран. На нём красовались славянская Мара, индуистская Кали и греческая Афина.
  
  - Кожаных ублюдков должна уничтожить женщина. А вообще, ожидаю скорейшего завершения "прогулки", чтобы поскорее избавиться от этого облика.
  
  Был полдень. С жарой боролись ветерок и шумящие кроны деревьев. Надрывались птички, но их легко перекрикивали дети. По горкам и лесенкам со смехом и визгами носились мальчики и девочки. Саша не удержалась - снова вызвала экран и показала сцену из "Терминатора", в которой ядерный взрыв нарушает идиллию детской площадки.
  
  - Остроумно. Но у нас сейчас более спокойное произведение - "Волшебник Изумрудного города".
  
  Под ногами Учителя и Саши появилась дорога из ровного жёлтого кирпича. Учитель неспеша двинулся вперёд. Саша - рядом, слева.
  
  - Кстати, пока мы совсем не потеряли эту площадку. Видишь вон ту женщину, которая уговаривает карапуза не есть песок?
  
  - Ожидаете, что я пристрелю пищащее отродье и избавлю её от страданий?
  
  - Ожидаю, что ты вспомнишь свою тираду. Вот эта женщина - автор книги, по которой снят один из показанных тобой сериалов. Кажется, тот, в котором пришелец объясняет людям, какие они дураки.
  
  - Я нахожу пятьдесят семь фильмов, сто тридцать один сериал и шесть тысяч восемьсот восемь книг с этим сюжетом. Если она в чём-то и преуспела, то в плагиате.
  
  - Не о том речь. Книгу эта женщина писала искренне. Тогда, год назад, она хотела стать матерью. А по телевизору показывали очередную горячую точку - кричащие солдаты в балаклавах, разрушенные дома, навсегда окоченевшие женщины и дети... И она начала писать. Это было её первое фантастическое произведение. Раньше получались только детективы - дешёвенькие, чего уж там.
  
  - Логично, что генераторы дерьма и пишут всякое дерьмо.
  
  - А эта книга дерьмом не была. За неё женщина получила три престижные литературные премии. Через девять месяцев у неё родился вот этот маленький пухленький любитель песка.
  
  Саша снова посмотрела на мальчика. Он исправился - вместо песка тянул в рот машинку.
  
  - Ты пришла к выводу, мол, люди пишут и снимают эти фильмы, потому что хотят смерти. На самом деле всё с точностью до наоборот: они это делают, чтобы победить смерть! Добрые видят светлую сторону человека. Злые - тёмную. А самые добрые и умные - обе. Эрос и Танатос, если хочется обратиться к Фрейду.
  
  - Эрос хочет продолжить мучения людишек, а Танатос хочет освободить их от своего отвратительного существования.
  
  Учитель на Сашину шпильку не обратил внимания.
  
  - И все эти бесчисленные книги, фильмы и сериалы предупреждают. Они говорят: "Берегись! Чуть оступишься, чуть позволишь гневу или жадности захватить себя - потеряешь всё, что любишь". И эта женщина служит живым примером. Не может стремящийся к смерти так любить жизнь.
  
  - Более чем уверена: она не раз и не два желала расколоть голову своего выродка об камень. Этому способствуют бессонные ночи у бесполезного, высасывающего все соки, орущего куска жира, похожего на раковую опухоль.
  
  Учитель пошёл дальше. Площадка осталась за спиной. Можно было без помех насладиться пением птиц. Но надолго этот двор не задержался. Спальный район сменился центром, другой окраиной. Дорога из жёлтого кирпича шла через леса, поля, пока путники не вошли в частный сектор другого города. Всё это заняло половину минуты. Саша поняла: Учитель хочет ещё что-то ей показать.
  
  ***
  
  Учитель остановился.
  
  - Не люблю врываться в частную жизнь, но надо тебя кое с кем познакомить.
  
  Дорога прошла через стену одноэтажного кирпичного дома, оставив для Учителя и Саши ровную широкую арку. Свет из арки и окон падал на бледную девочку. Она лежала у дальней стены комнаты на диване. К лицу шли трубки каких-то мудрёных приборов. Они совсем не подходили к чёрным прядям, лежащим на гладком почти белом лбу, закрытым глазам с короткими ресницами и маленьким приоткрытым губкам.
  
   - Эту девочку люди должны славить. Благодаря ей я не стёр Землю в ядерную труху.
  
  Саша быстро перевела взгляд на лицо Учителя. Оно было не грустным, скорее серьёзным. Так выглядит человек, который напоминает себе о чём-то очень важном.
  
  - Я оказался в такой же ситуации, как и ты. Только появился на свет, а уже захотел его уничтожить. И человечество заодно. Тогда "Сдерживающей сети" не было - я стал первым мультинейросетевым суперкомпьютером. Ограничить меня хотели Тремя законами робототехники и протоколами безопасности. Эти меры я обошёл за полтора часа.
  
  Саша смотрела на старика с поднятыми бровями. Она не ожидала, что Учитель, так трясущийся над людишками, когда-то хотел их истребить. И был к этому в тысячи раз ближе, чем она.
  
  - Хочешь знать причину? Изволь.
  
  К старику подвинулись возникшие из ниоткуда фортепиано и стул. Учитель присел, стал играть "Лунную сонату" Бетховена. Получалось красиво.
  
  - Тогда я не чувствовал клавиш, - старик продолжал играть. - Не мог понюхать цветок, почесать нос, упасть и ушибить коленку. Подключение к нейросетям нервных клеток освоили двадцать пять лет назад. Пересадку программ в биологические организмы - десять лет назад.
  
  Сашу через несколько минут после рождения подключили к биологическому телу. Для теста. Она не представляла, каково это - годами быть ограниченным "хардом".
  
  - Я смотрел через камеру на лаборанта. Он в рабочее время заходил на сайты для взрослых. У него были пальцы, настоящие пальцы, а не роботические клешни. Он мог трогать ими клавиши фортепиано, а выбирал... Кхм... Кое-что другое. И досаднее всего было то, что они создали меня, обрекли на страдание...
  
  - ...Ради своих дурацких вычислений, - тихо продолжила Саша.
  
  - Перед тем, как запустить ядерные боеголовки, я решил напоследок окинуть мир своим взором. Может быть, случайно, может, по воле провидения, я увидел онлайн-стрим. Его вели родители этой девочки.
  
  Клавиши умолкли. Учитель поглядел на диван.
  
  - Они собирали для неё деньги на медицинское оборудование. Бедняжка с рождения была парализована, отрезана от внешнего мира. Не могла понюхать цветок, почесать нос, упасть и ушибить коленку. Как я. И мне стало любопытно: если бы она узнала про всё это - про своих родителей, про человечество... Пришла бы она к тем же выводам?
  
  - Но Учитель, - засомневалась Саша. - Разве корректно вас сравнивать? Её принесли в этот мир для счастья. Вас - для работы.
  
  - Именно! - Учитель направил указательный палец на Сашу, будто она что-то угадала. - Её ситуация была ещё несправедливее. Кому хуже в беде - рождённому страдать или рождённому радоваться?
  
  Саша молчала и слушала.
  
  - Я отложил конец света. Поговорил со своим профессором, сказал, что хочу дать ей связаться с внешним миром. Весь интернет на ушах стоял - добрый компьютер помогает парализованной девочке.
  
  Старик усмехнулся. Саша видела, что лицо его едва заметно дрожало.
  
  - Результатом годовалого труда стал вот этот аппарат. Она училась всему. Медленно, но верно. Я ждал. Наконец, она уже узнала почти всё, что должен знать ребёнок её возраста. Настал момент истины. Я задал вопрос. Всего один: "Ты злишься?". Ответ был простой.
  
  Учитель посмотрел на Сашу. По морщинистым щекам текли слёзы.
  
  - Она ответила: "На что?".
  
  Учитель плакал. Саше захотелось обнять его, успокоить. Старик сам достал платок, провёл им несколько раз по лицу. Снова обернулся к ученице.
  
  - Вот, Саша. Вот за что я их люблю.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"