Страхов Анатолий Александрович: другие произведения.

Осторожно: балласт! (В. Сорокин, "Белый квадрат")

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa

  Осторожно: балласт! (В. Сорокин, "Белый квадрат")
  
  "Красная пирамида". Рассказ вполне тянет на черновик раннего Пелевина. И будь текст доработан (зачем понадобился шпанёнок в тамбуре?), пирамида красного рева вполне могла бы занять место рядом с бубном Верхнего мира. Впрочем, если целью автора было поупражняться в самообзывании героя ("дуроплезиус", "говномесиус"), то она явно достигнута: в потоке извергнутых героем пустых слов вдруг возникло одно магическое, которое инициировало появление всеведающего Бороула. Но и это не привело ни к чему, ибо герой живёт духовно слепым, а прозревает лишь умирая.
  "Ржавая девушка". Самый сбалансированный рассказ сборника. Но уровень - подростковый.
  "Поэты". (Осторожно: балласт!) Текст можно расширить за счёт добавления новых поэтических цитат. Текст можно сократить за счёт удаления ряда поэтических цитат. Текст - жвачка из "серебра". Смысл - на уровне "Ржавой девушки".
  "Белый квадрат". (Осторожно: балласт!) Коллективный наркотрип как сюжетный ход не нов даже для Сорокина. Так, в "Дне опричника" дружина наслаждается "рыбками". Можно искать в подобных пассажах глубинный смысл, а можно считать, что это гадко. Но важно другое. Если в "Дне опричника" сам автор работал с текстом, пытаясь создать нечто - по-сорокински - оригинальное, то в "Белом квадрате" вся сцена выглядит словесной халтурой. Переключение читательского внимания на торгующего "палёным" мёдом Сашу не повышает градус читательского интереса. Автор, возможно, и убеждён, что простые люди именно таковы, но вот убедить читателя сложнее. Финал (зэки с песней маршируют по Красной площади) вызывает лишь недоумение: в 90-е подобные образы вдалбливались в сознаниe людей не хуже, чем ранее - догмы истмата. И уж если автор считает, что грядёт новая эпоха лагерей, то и говорить об этом ему нужно по-новому.
  "Ноготь". Гастрономия и дефекация в одном флаконе - такое Сорокин уже проделывал. Но здесь внимание фокусируется не на самих процессах, а на людях, которые, показывая за праздничным столом анусы, пребывают в состоянии морального распада, морального апокалипсиса. Застолье заканчивается побоищем, жить после которого тем, кто выжил, невозможно. И это обман, в который автор вводит читателя, потому что невозможно жить не после того, как хозяева поубивали своих гостей Фраерманов, а после того, как за столом стали показывать друг другу анусы и была озвучена идея подтирать попу пальцем. В финале сын хозяев убегает из квартиры родителей, убегает в тапочках и встречает человека, который ест беляш на вокзале, а не сидит за праздничным столом, и чей ноготь на оттопыренном мизинце явно указывает на то, что пальцы этого человека - не для подтирания попы.
  "Фиолетовые лебеди". Ещё один апокалиптический сюжет, на сей раз под соусом магического реализма. В момент, когда будет явлено знамение апокалипсиса, можно легко про... прозаниматься сексом. Но этому мгновению предшествует длительная, многословная сатира на полоумного схимника, причем в представителях "нашей дорогой общественности" нетрудно узнать известных публичных персон (в повествовании автор делает явный акцент на образе белоусого). В очередной раз возникает Россия-пустышка, до которой, по большому счёту, никому нет дела. Даже тот, кто должен охранять Россию, прохлаждается на яхте в Ионическом море.
  "День чекиста". (Осторожно: балласт!) "Я вдруг понимаю, что совершенно безнаказанно могу делать с Верой Харитоновной что угодно". Вокруг этой фразы, определяющей психологию будущего чекиста, собственно, и построен рассказ, сильно вспученный балластом. Потому как реплики совокупляющихся пионервожатых читать скучно.
  "В поле". (Осторожно: балласт!) В романе Набокова "Приглашение на казнь" есть сцена, когда в камеру к приговорённому Цинциннату подсаживают его палача, так что в результате разыгрываемого фарса пaлач и жертва должны предстать женихом и невестой. У Сорокина нечто подобное: актёры, разыгрывающие перед зрителями Мейерхольда и Родоса, затем занимаются групповым сексом с гримёршей. Проводя параллель между этими актами, приходишь к выводу, что в обоих случаях совершается свальный грех: духовный перед зрителями и плотский в постели (описание второго раздуто звукоподражательным балластом).
  "Платок" (Осторожно: наибалластнейший балласт!!!) Тот случай, когда даже не хочется доискиваться до возможного смысла, сокрытого автором в тексте. Рассказ выглядит откровенной халтурой: трагичная история странной девушки представлена через наркотрип её бывшей одноклассницы.
  В четырёх рассказах Сорокин пускает текст вразнос: два раза - во время совокупления, по одному разу - в момент смерти и во время галлюцинаций. Увы, но частота применения приёма свидетельствует об отсутствии у автора стремления к изобретательности. В сборнике нет рассказа, который действительно удивил бы своей оригинальностью (пусть и эпатажной). Осталось впечатление, что всё написано - и издано - ради гонорара.

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Кристалл "Покровитель пламени"(Боевое фэнтези) В.Коновалов "Чернокнижник-2. Паразит"(ЛитРПГ) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) А.Алиев "Проклятый абитуриент"(Боевое фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) В.Коновалов "Чернокнижник-3. Ключ от преисподней"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"