Страхов Анатолий Александрович: другие произведения.

Осторожно: балласт! (В. Сорокин, "Белый квадрат")

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa

  Осторожно: балласт! (В. Сорокин, "Белый квадрат")
  
  "Красная пирамида". Рассказ вполне тянет на черновик раннего Пелевина. И будь текст доработан (зачем понадобился шпанёнок в тамбуре?), пирамида красного рева вполне могла бы занять место рядом с бубном Верхнего мира. Впрочем, если целью автора было поупражняться в самообзывании героя ("дуроплезиус", "говномесиус"), то она явно достигнута: в потоке извергнутых героем пустых слов вдруг возникло одно магическое, которое инициировало появление всеведающего Бороула. Но и это не привело ни к чему, ибо герой живёт духовно слепым, а прозревает лишь умирая.
  "Ржавая девушка". Самый сбалансированный рассказ сборника. Но уровень - подростковый.
  "Поэты". (Осторожно: балласт!) Текст можно расширить за счёт добавления новых поэтических цитат. Текст можно сократить за счёт удаления ряда поэтических цитат. Текст - жвачка из "серебра". Смысл - на уровне "Ржавой девушки".
  "Белый квадрат". (Осторожно: балласт!) Коллективный наркотрип как сюжетный ход не нов даже для Сорокина. Так, в "Дне опричника" дружина наслаждается "рыбками". Можно искать в подобных пассажах глубинный смысл, а можно считать, что это гадко. Но важно другое. Если в "Дне опричника" сам автор работал с текстом, пытаясь создать нечто - по-сорокински - оригинальное, то в "Белом квадрате" вся сцена выглядит словесной халтурой. Переключение читательского внимания на торгующего "палёным" мёдом Сашу не повышает градус читательского интереса. Автор, возможно, и убеждён, что простые люди именно таковы, но вот убедить читателя сложнее. Финал (зэки с песней маршируют по Красной площади) вызывает лишь недоумение: в 90-е подобные образы вдалбливались в сознаниe людей не хуже, чем ранее - догмы истмата. И уж если автор считает, что грядёт новая эпоха лагерей, то и говорить об этом ему нужно по-новому.
  "Ноготь". Гастрономия и дефекация в одном флаконе - такое Сорокин уже проделывал. Но здесь внимание фокусируется не на самих процессах, а на людях, которые, показывая за праздничным столом анусы, пребывают в состоянии морального распада, морального апокалипсиса. Застолье заканчивается побоищем, жить после которого тем, кто выжил, невозможно. И это обман, в который автор вводит читателя, потому что невозможно жить не после того, как хозяева поубивали своих гостей Фраерманов, а после того, как за столом стали показывать друг другу анусы и была озвучена идея подтирать попу пальцем. В финале сын хозяев убегает из квартиры родителей, убегает в тапочках и встречает человека, который ест беляш на вокзале, а не сидит за праздничным столом, и чей ноготь на оттопыренном мизинце явно указывает на то, что пальцы этого человека - не для подтирания попы.
  "Фиолетовые лебеди". Ещё один апокалиптический сюжет, на сей раз под соусом магического реализма. В момент, когда будет явлено знамение апокалипсиса, можно легко про... прозаниматься сексом. Но этому мгновению предшествует длительная, многословная сатира на полоумного схимника, причем в представителях "нашей дорогой общественности" нетрудно узнать известных публичных персон (в повествовании автор делает явный акцент на образе белоусого). В очередной раз возникает Россия-пустышка, до которой, по большому счёту, никому нет дела. Даже тот, кто должен охранять Россию, прохлаждается на яхте в Ионическом море.
  "День чекиста". (Осторожно: балласт!) "Я вдруг понимаю, что совершенно безнаказанно могу делать с Верой Харитоновной что угодно". Вокруг этой фразы, определяющей психологию будущего чекиста, собственно, и построен рассказ, сильно вспученный балластом. Потому как реплики совокупляющихся пионервожатых читать скучно.
  "В поле". (Осторожно: балласт!) В романе Набокова "Приглашение на казнь" есть сцена, когда в камеру к приговорённому Цинциннату подсаживают его палача, так что в результате разыгрываемого фарса пaлач и жертва должны предстать женихом и невестой. У Сорокина нечто подобное: актёры, разыгрывающие перед зрителями Мейерхольда и Родоса, затем занимаются групповым сексом с гримёршей. Проводя параллель между этими актами, приходишь к выводу, что в обоих случаях совершается свальный грех: духовный перед зрителями и плотский в постели (описание второго раздуто звукоподражательным балластом).
  "Платок" (Осторожно: наибалластнейший балласт!!!) Тот случай, когда даже не хочется доискиваться до возможного смысла, сокрытого автором в тексте. Рассказ выглядит откровенной халтурой: трагичная история странной девушки представлена через наркотрип её бывшей одноклассницы.
  В четырёх рассказах Сорокин пускает текст вразнос: два раза - во время совокупления, по одному разу - в момент смерти и во время галлюцинаций. Увы, но частота применения приёма свидетельствует об отсутствии у автора стремления к изобретательности. В сборнике нет рассказа, который действительно удивил бы своей оригинальностью (пусть и эпатажной). Осталось впечатление, что всё написано - и издано - ради гонорара.

Популярное на LitNet.com LitaWolf "Жена по обмену"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Научная фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Н.Лакомка "(не) люби меня"(Любовное фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) М.Олав "Мгновения до бури 3. Грани верности"(Боевое фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 5: Янтарный единорог"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"