Всхлипывающие, кашляющие и скрипящие звуки заехавшего в гараж автомобиля сделали совершенно ненужным комментарий смущённого водителя:
- У меня тут проблема...
Седоволосый механик откинул капот и долго рассматривал внутренности машины. Периодически работник сервиса хмурился, качал головой, тарабанил пальцами по кузову, присвистывал и хмыкал.
- Совсем плохо? - беспомощно поинтересовался владелец автомобиля, пытаясь вычислить по соотношению звуков, мимики и жестов механика, во сколько обойдётся ему ремонт.
Механик хмыкнул в очередной раз и вместо ответа проорал куда-то вглубь мастерской:
- Эй, посмотришь?
К машине, неторопливо вытирая испачканные в масле руки об синий комбинезон, подошёл мастер. Бегло поприветствовал клиента, взглянул в нутро автомобиля и присвистнул. Затем оба специалиста склонились над двигателем и начали перекидываться непонятными словами:
- Ни фига себе оксигенация!
- Диверсификация эукариот началась...
- Эдиакарский период, пипец...
- Без пяти минут кембрийский взрыв...
Звучало всё это ужасно дорого. Так по крайней мере показалось клиенту, который жалобно потребовал "перевести" диагноз на понятный язык.
- Запущено, придётся повозиться, - объяснил механик. - Видно давно не пользовались машиной, а поставили в тёмном сыром месте, - он кивнул, верно истолковав опущенный взгляд водителя как подтверждение своим словам и продолжил:
- Вот тут, - указал на какой-то шарообразный элемент двигателя, - атмосфера образовалась. А здесь... и здесь - проблемы ещё хлеще. На этой детали - степень загрязнения на уровне цианобактериальных матов.
Мастер поморщился и поправил:
- Похоже, а может уже и кое-что покрупней, невооружённым глазом не определить, но у нас есть приборы для детальной диагностики.
- Насколько всё это серьёзно? - спросил клиент с беспокойством в голосе.
- Ну, загрязнения в этой стадии, конечно, негативно влияют на ходовые качества автомобиля - вы и сами слышали, как хрипел мотор, но, в принципе, они не критичны. Однако вы же понимаете - полтора-два миллиарда лет, и у вас под капотом будет настоящий зверинец. Помнишь того, с зелёным шариком на третей орбите от центрального нагревательного элемента? - обратился механик к коллеге.
- Такое не забудешь! - хохотнул мастер. - Сырость развёл - хоть выжимай! Динозавров ему какой-то знакомый охлаждением вывел, но прочая органика только посмеялась над таким профанским ремонтом. Пометался он, поискал, а в конце - к нам.
- А вам удалось починить? - спросил клиент, почему-то стесняясь спросить напрямую, сколько стоило шаманство профессионалов растяпе-владельцу, очень напоминающему его самого.
- А то! - гордо отозвался мастер. - Мы единственные обладатели патентованного средства со стопроцентной гарантией успеха.
Клиент мысленно добавил нолик к уже вычисленной сумме и, вздохнув, робко предложил:
- А может в моём случае достаточно термообработки?
Механик презрительно хмыкнул.
- Другие сервисы применяют нагреватели и криогенику, с излучениями экспериментируют, а клиенты всё равно к нам приезжают. А почему? Да потому что клин клином вышибают. Если загрязнение достигло органического уровня, то только органикой его и выведешь.
- Да, я читал рекламный буклет. Вы используете, кажется, каких-то хомосапинсов, нет? А как именно действует это... средство?
- Деталями не поделимся, - хохотнул мастер, - сами понимаете - это секрет фирмы. Но в целом - разрушительный потенциал у этих организмов обалденный. Стоит высадить небольшую колонию на загрязнённое место, и хомосапинсы тут же начинают медленно, но верно ломать, крушить и уничтожать. Относительно скоро, примерно через два-три миллиона лет - ну, точный срок зависит от степени загрязнения - они уничтожают всю органику на поверхности и разрушают атмосферу. Это приводит к испарению ненужной влаги. Но, самое главное, и это, без ложной скромности просто гениально: побочным результатом их жизнедеятельности является самоуничтожение.
- И что - двигатель будет снова чистым?
- Остаются минеральные отложения, копоть и порой лёгкий радиоактивный фон... В общем - ерунда, один раз тряпочкой протереть, и двигатель будет как новенький.
- А если они выживут? Как потом этих сапинсов выводить? - больше всего водителя волновало, не предстоит ли ему ещё более дорогостоящая возня.
- Исключено, - уверенно заявил мастер, - до практического применения их несколько лет испытывали в лабораторных условиях. Не зависимо от исходных условий, конечный результат был один и тот же. Автоликвидация вложена в их геном.
- Ну, если другого выхода нет, хорошо, - согласился владелец машины и, с тоской во взгляде, потянулся за бумажником. - Когда можно будет забрать машину?
По нетерпению, горящему в скупом взгляде, опытный мастер легко определил, что автомобиль водителю нужен срочно.
- Начнём прямо сейчас. Через пять-шесть дней... Скажем - чтобы наверняка - приезжайте в воскресенье. Мы вообще-то не работаем, но я буду в мастерской.
Клиент поморщился, мысленно добавляя к цене накидку за срочность, и неохотно потопал в направлении кассы.
Мастер кивнул деловито, выудил из хаоса сваленных на столе инструментов бинокулярный микроскоп и телескопическое квадратное зеркало. Затем распорядился:
- Посвети-ка мне сюда.
Механик рутинно клацнул цветными выключателями и придвинул лампу поближе к открытому капоту.
- Да будет свет! - сплюнул он.
Насвистывая весёлый мотив, мастер принялся за работу.