XXI век, век высоких технологий, по-иному расставляет смысловые акценты. То, что совсем недавно считалось главным в этой жизни, постепенно обесценивается. Слова "семья, дружба, честь, уважение" становятся для молодого поколения если и не пустым звуком, то уж во всяком случае, не тем, к чему надо стремиться. На вопрос о том, что является показателем высокого жизненного статуса, ответ (в общих чертах) звучит приблизительно так: "Ну... это, типа, реальная хата, клевая тачка, бабла побольше, и чтобы чиксы всегда были рядом!" O tempora, o mores!
Музыкальное искусство также, без сомнения, переживает определенный кризис. "Знающие" люди возразят: "Какой же это кризис? Ведь вокруг - огромное количество молодых, перспективных музыкантов!"
Вот именно! ОГРОМНОЕ количество! В Китае вообще каждый третий - "музыкант". Однако задайте себе вопрос - можем ли мы выделить хотя бы десяток композиторов и исполнителей нового поколения, обладающих самобытностью? Тех, кто вдохнул что-то свое в музыку? Без сомнения, техническая сторона исполнительства взлетела до таких высот, о которых выдающиеся виртуозы прошлых столетий не могли мечтать - играют всё, в любых темпах, любой аппликатурой... Но часто в душу слушателя после концерта закрадывается странное и страшное сомнение, что МУЗЫКИ НЕ БЫЛО...
Британский пианист Фредерик Кемпф - один из тех музыкантов, после выступления которого у слушателей еще могут появиться слезы восхищения. Заняв III место на XI Международном конкурсе имени Чайковского, он по сути победил, так как ЕДИНСТВЕННЫЙ из всех участников завоевал любовь слушателей. После объявления о том, что Фредерик Кемпф получает Третью премию, а Денис Мацуев - Первую, зал несколько минут свистел и топал ногами. К сожалению, как и в случае с нашим гимнастом Алексеем Немовым, "народный глас" услышан не был.
Кемпф родился в 1977 году в Лондоне (его отец - немец, мать - японка). Начав заниматься музыкой в возрасте 4-х лет, он помимо фортепиано освоил скрипку, гитару и флейту. В 8 лет он исполнил Концерт A-dur Моцарта (KV-414) с Лондонским Королевским филармоническим оркестром. В 1992 году Фредерик победил на ежегодном конкурсе Би-Би-Си, блестяще исполнив Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Ну, а в 1998 году, на конкурсе Чайковского, он раз и навсегда влюбил в себя русскую публику...
25 января Большой зал консерватории был полон. Иначе и быть не могло, ведь в Москву с recital приехал "Федя" (так наши слушатели ласково "транспонировали" имя британского пианиста). Интерес, безусловно, вызвала и та программа, которую Кемпф привез в Россию: партита e-moll И.С.Баха, Чакона d-moll Баха-Бузони, Соната N2 Шопена и Соната N2 Рахманинова. Сплошные шедевры! Исполняя музыку такого уровня, музыкант просто обязан обладать не только всесокрушающей техникой, но и поистине космической музыкальностью. Каждая нота этих гениальных сочинений известна любому, кто имеет к музыке хоть сколь-нибудь малое отношение.
...Он вышел на сцену стремительно и порывисто. Низкий поклон публике. Лицо сосредоточено и напряжено. Бурные аплодисменты мгновенно стихли, стоило только Кемпфу сесть за рояль. Секундная пауза... и он, словно лев, набросился на клавиатуру! Нет, это совсем не та Партита, к которой вроде бы все давно привыкли. Ни малейшего намека на аутентичное исполнение, никаких "париков и клавесинов"! Музыка полна страсти, боли, истинной романтики. Токката, аллеманда, куранта, ария, сарабанда, гавот, жига следуют друг за другом. Педализация скупа и прозрачна, все голоса прослушиваются абсолютно ясно и четко. Словно кто-то очень близкий рассказывает нам историю своей жизни: не кричит, не пытается переспорить или что-то доказать. Он просто очень уверенно говорит нам о том, что было, что будет... И мы верим ему.
Но что это! Что за страшные удары сокрушают только что воздвигнутое здание? Подождите, да ведь это опять Бах, ведь это звучит его Чакона в обработке Бузони! Но как далек ее характер от характера партиты. Словно ворота ада раскрылись перед нами, и мы видим те нечеловеческие пытки, которые ждут всех грешников. Пульс все жестче, звучность все мощнее - тысячи колоколов бьют все громче и громче!
И вдруг - оазис. Светлая средняя часть - воспоминание о былом, островок надежды и веры в счастливый финал. Может, можно обмануть смерть и жить вечно? Нет! Лавина, шторм, камнепад смели все на своем пути; последний гвоздь вбит в крышку гроба, и нет больше ничего...
Второе отделение концерта "открыла" Соната b-moll Фредерика Шопена (да-да, та самая, с похоронным маршем). Драматичная I часть в трактовке Кемпфа стала своеобразным прологом, предвестницей последующих коллизий. Скерцо (II часть) - битва, лязг клинков, ружейные выстрелы, но звучит еще голос любви, пусть приглушенно, но ведь звучит... Однако III часть сокрушает последнюю надежду. Это траурное шествие. Героя больше нет.
Об исполнении Фредериком Кемпфом III части сонаты хочется сказать отдельно. Без сомнения, это был ЛУЧШИЙ МОМЕНТ ВСЕГО КОНЦЕРТА. Настолько проникновенной темы в среднем разделе автору этой рецензии слышать еще не доводилось. Идеально (!) ровные фигурации левой руки, "качающие" на себе нежную мелодию. Абсолютно гениальный звуковой баланс, найденный музыкантом, помог невероятно точно передать идею гениального польского композитора. Музы в этот миг были на сцене...
Финал сонаты ("ветер над могилой героя"), однако, явно не дотянул до уровня Marche funebre. К сожалению, он больше был похож на виртуозный этюд a la Паганини-Лист, что чуть смазало общее впечатление.
Соната N2 Сергея Рахманинова (b-moll) завершала основную часть программы. Трехчастный цикл был преподнесен Фредериком Кемпфом необычайно целостно, органично, "единым монолитом"! Вот оно, ЧУВСТВО ФОРМЫ, которого часто так недостает современным виртуозам. Бурные аплодисменты, море цветов... Ну разве мог пианист не порадовать достопочтенную публику еще немного!
На бис были исполнены "Утешение" Листа (Des-dur) и фантазия Горовица на тему гимна Соединенных Штатов. "Душераздирающая" и "пальцераздирающая" пьесы (да простит мне читатель такую вольность в обращении с "великим и могучим") вызвали подлинный восторг у аудитории, и она долго не хотела отпускать со сцены своего кумира.
Однако tempus edax, как говорили римляне. Рано или позд- но всему приходит конец. Концерт закончился. "Страждущие" получили автографы, фотографии на память. Фредерик не обделил своими внимание никого и чрезвычайно терпеливо отработал и эту непростую постконцертную часть. Глядя на него можно увидеть просто человека, который играет на рояле. Однако автор рецензии (да простит меня вновь уважаемый читатель) глубоко уверен в том, что этот человек знает, как можно разговаривать с Богом. И низкий ему поклон за то, что частицу этого дара он щедро отдает каждому из нас.