Нет-нет, сегодня пойдет рассказ не о дрессированных животных! Но ведь укрощение - это способность обуздать кого-то, сдержать негативное проявление чего-то. Разве вы удивляетесь, читая в газетах и журналах о том, что пожарные - укротители огня, гидростроители - укротители рек, а полиция - укротитель бандитизма? Оказывается, есть и техника, которую тоже нужно "держать в руках", потому что без надежного присмотра человека она начнет извергать огонь и, выбрасывая в небо красивые фейерверки, может и вообще взорваться.
Интересные факты:
Гудронатор - машина для равномерного разливания под давлением нагретых органических вяжущих материалов на основе гудрона (битумов, дёгтя) во время строительства или ремонта путей. Если гудронатор является самоходной машиной, то он называется автогудронатором.
Температура битуминозных вяжущих материалов в автогудронаторе - 160 градусов Цельсия. При такой отметке отлично запекается мясо, плавится оргстекло, легко поддается руке ювелира холодная эмаль и начинает подвергаться стерилизации медицинское оборудование.
За тридцать лет работы один машинист автогудронатора выливает на трассу более 7500 тонн органических вяжущих материалов. Это при условии, что ежедневно по одной тонне. А ведь бывают "горячие деньки", когда освобождается вся цистерна вместимостью три с половиной тонны. Трудно представить такой объем? Тогда возьмем для сравнения газобетонные блоки, которые, к тому же, легче кирпича. Таких блоков нужно сложить не меньше 400 тысяч! А это - небольшой поселок примерно на триста домов.
***
Когда озорной вихрастый мальчишка по имени Володя вперые прикоснулся к рулю грузовика, на котором работал его старший брат, он еще не осознавал того, что этот день станет началом его дороги в будущую профессию. Правда, уже тогда он почувствовал приятное тепло от старенькой машины, кажется, это был ЗИЛок, примерно так, как это бывает при знакомстве с необузданным вороным, который доверился своему будущему хозяину.
Тайная любовь к технике, присущая многим мальчишкам практически любого поколения, постепенно перерастала в привязанность. Мечта обретала реальные очертания, и Владимир по фамилии Лукьянович, получив удостоверение механизатора, освоил бульдозер, а потом - и бетоновоз.
Тогда, в середине 80-х, в Выселках была ДСУ-14, на основе которой и появилось гораздо позже современное ООО "Дельта" по строительству мостов и тоннелей, надземных и подземных автомобильных дорог. Сюда ровно тридцать лет назад и пришел молодой Владимир Лукьянович. Да так и остался. Как прикипел.
- Владимир Васильевич - один из наших опытных работников, - отзывается о нем главный механик предприятия Виктор Шматков. - Получить допуск к такой технике сможет далеко не каждый обычный водитель - нужно уметь не просто "крутить баранку", но и выполнять механизированные работы на технологически смежной или родственной машине, после чего уже обязательно пройти профессиональную подготовку.
Виктор Петрович подробно рассказывает об условиях допуска, а это и навыки наполнения цистерны автогудронатора через горловину, насосом через приемный трубопровод, насосом через трубопровод выдачи, опорожнение цистерны автогудронатора, монтаж и демонтаж оборудования для этой операции, перекачивание битуминозных вяжущих материалов минуя цистерну и многое другое. А сколько существует и других требований! Начиная с правил дорожного движения и включая перечень положений по охране труда, противопожарной, промышленной и экологической безопасности! Вот и получается, что машинисту автогудронатора приходится укрощать свою технику!
У Владимира Лукьяновича автогудронатор смонтирован на шасси ЗИЛа. Так что под руками руль такой же машины, что когда-то была у его брата. С виду это обычная цистерна, но сколько возможностей заложено у этой специальной дорожной техники! Без нее практически невозможно проложить дорогу с твердым покрытием.
А как слушается автогудронатор своего хозяина! За все годы работы не было практически случая, когда бы управление техникой вышло из-под контроля и случилась бы если не катастрофа, то хотя бы досадный казус. А это и есть показатель высокого качества укрощения!
Сложный, но оправданный допуск к технике отсеивает слабых, профессионально неподготовленных водителей. Скорее всего, именно поэтому коллектив дорожных строителей год от года стареет. Со слов Виктора Шматкова, сегодня их средний возраст держится на отметке 45 лет. А ведь мог бы быть и моложе - эта работа по сравнению со многими другими высокооплачиваемая. С другой стороны, в коллективе нет слабаков и нытиков, людей с вредными привычками.
- Оглядываясь назад, что можете сказать о своей профессии? Вы удовлетворены своим выбором? Насколько ощущаете себя человеком состоявшимся? А может быть, еще не все реализовано и есть какие-то задумки?
Я обращаюсь с такими вопросами к Владимиру Лукьяновичу, пытаясь понять, счастливый ли он человек - человек труда, и на самом ли деле является кузнецом своего счастья.
- Да! Конечно же, я счастлив. Профессию освоил давно, так что могу сейчас поделиться опытом. Но ведь когда-то и сам учился! И даже независимо от этого возникают в работе нестандартные ситуации, когда лучше не принимать скоропалительного решения, а посоветоваться с другими. Вы уже видели, какой у нас слаженный коллектив!
На часах 7-00. Раннее утро. Мы беседуем с Владимиром Васильевичем, а к нам с шутками подходят его коллеги. Настрой у всех действительно оптимистический, буквально через несколько минут рабочие выедут на строительство федеральной трассы Р217 "Кавказ", на один из участков дороги за Тихорецком.
Мой собеседник улыбается:
- А у нас здесь все любят пошутить.
- И вы тоже?
- А как без этого, если живу в микрорайоне "Веселый"?
У Владимира Лукьяновича дружная семья не только на работе. Дома его тоже ждут - жена Ольга, с которой вырастил двоих детей - сына Александра и дочь Любовь, и четверо внуков. А еще его ждет любимый огород. У хозяина теплые руки, и не только потому, что согреты горячим битумом - душевное тепло куда важнее. Потому и родится добрый урожай помидоров и баклажанов, свеклы и болгарского перца... Да разве все перечислишь!
Как летят годы! Трудно представить, что прошло уже 55 лет с того времени, когда семья Лукьяновичей переехала в Выселки из Белоруссии, и 30 лет с того дня, когда паренек по имени Владимир был принят в рабочую семью дорожных строителей.