Аннотация: Сапожки по ножке...Очерк из серии
"Сделайте нам красиво"...
М о д а
САПОЖКИ ПО НОЖКЕ
И
ТУФЕЛЬКИ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ...
Перефразировав известное выражение "встречают по одежке", можно сказать, что встречают и "по обувке"... Вряд ли кто станет спорить с аксиомой, что обувь - неотъемлемая часть нашего гардероба. И с тем, что обувь- это то, на что мы всегда обращаем вним ание, оценивая того или иного человека, что назыается, "с ног до головы"...
Сегодня мы хотим рассказать о московском дизайнере Ирине Деркач, которая по праву считается признанным Обувных Дел Мастером ...
"Ну просто так сложилась судьба,"-скажет собеседница при встрече, объясняя выбор профессии.
Но так ли просто? Вообще-то дома её серьезно готовили к занятию художественным творчеством. Особенно дед -заслуженный художник РСФСР С.А. Лучишкин, с которым внучка, начиная с шестого класса средней школы ходила писать этюды... Но вместо художественного училища она тайком от всех подала документы в ... Текстильный институт, в душе мечтая о работе модельера. Таких мечтающих тогда набралось более сотни на одно место...Еще более ошарашивающим моментом для членов её семьи после абитуриетской неудачи стало поступление на московскую фабрику детских игрушек "Кругозор" в качестве... швеи. Ирина шила тогда одежду для не очень "придирчивых клиентов" -кукол и пупсиков. На фабрике она поступила на "рабфак", а оттуда - в институт Легкой промышленности на факультет конструирования изделий из кожи. И в момент начала ее студенчества еще совсем не ясно было, кем она станет.
Вопрос из детской считалочки -"сапожник, портной - кто ты будешь такой?"- оставался открытым. Но были педагоги, которые советовали студентке серьёзно заняться обувью. И она вняла тем советам...И после окончания института в 1989 году пришла в качестве художника-модельера на обувную фабрику им.Г.В.Муханова. В тот момент там по совместному проекту работали итальянцы. " У них было чему поучиться",- вспоминает сегодня Ирина.
Потом Ирина какое-то время работала на предприятии по производству детской обуви.
Именно к этому моменту относится ее коллекция обуви "Маленькая Москва, с которой она успешно выступила на Неделе Российской Моды-92.
Потом было еще много разных интересных начинаний, конкурсов, коллекций. Взять хотя бы, к примеру, отрытие м астерской по ремонту дорогой обуви и одежды. Сама жизнь настоятельно требовала появления подобного завдения на рынке товаров и услуг. Об оэтой мастерской ходили легенды, как выяснилось, и не только в Москве. С нею связан забавный эпизод, случившийся с Ириной в Америке...Как-то Ирина с супругом,будучи в Америке, встретили одного московского знакомого, эмигрировавшего туда,но часто бывающего в российской столице. И он вдруг им стал рассказывать, как однажды ему пришлось обратиться в обувную мастерскую где-то в Новых Черемушках Он был ошарашен всем- и интерьером помещения, и обслуживанием, и выполненным ремонтом...Ирина слушала приятеля, а потом рассмеялась : "Да ведь ты рассказываешь мне про мою же мастерскую"...
Сегодня Ирина Деркач - известный в России дизайнер обуви.. Она занимается производством, создает модели обуви для коллекций дизайнеров одежды, работает с индивдуальными заказами. Она делает обувь для звезд эстрады, театра, подиума. Среди ее клиентов- Ирина Аллегрова, Лариса Долина, Диана Гурцкая, Лика Стар, Светлана Лазарева, Сергей Ефремов... От театра Романа Виктюка она получала заказы на изготовление изящных женских лодочек... 42-43 размера...
-Мне нравится выполнять какие-то необычные, порою "экзотические" заказы,- рассказывает Ирина.- Для модельера Виолеты Литвиновой я делала ботинки в виде "носорога" с забавными складочками на физиономии...Для Шуры - разнообразные сапоги, в которых он выступает на публике и которые должны работать на его имидж...
Кто-то вдруг просит выполнить ботинки в восточном стиле, и так рождается нечто, похожее на обувь из сказки о Старике Хотабыче... А однажды пришла дама, которая принесла сапоги "от Версаче" стоимостью полторы тысячи долларов и попросила чуточку расставить их в голенище...
Понятно, что в других местах,куда она обращалась, никто не брался за работу...
- "Расставить" Версаче невозможно, это кощунство,-говорит Ирина,- Но и заказчицу можно понять: ей-то хочется носить обновку. Остановились на таком варианте- сапоги пришлось укоротить, а из оставшейся кожи я сделала маленькую дамскую сумочку...
Один модельер-обувщик изрек однажды, что "обувь - это транспортное средство без двигателя, двигателем является человек".С этим трудно не согласиться. При всей своей кажущейся простоте обувь - вещь совсем не простая. Мы хотим чувствовать себя в ней комфортно. Хотим также,чтобы она при этом была красива. Обувь должна быть еще экологична. И гигиенична. А также - отвечать определенным требованиям врача-ортопеда...Вот сколько слагаемых. Далеко не всегда изделия, которые мы приобретаем, соответсвуют всем этим показателям. Вот почему в одних туфельках мы можем бегать целый день и чувствовать себя,словно в домашних тапочках, а иные - хочется сбросить с себя и идти босиком...
Особый разговор ,конечно же - обувь ручной работы, сделанная по заказу, по индивидуальной колодке. Добавим к этому еще и творческое вдохновение, и высокохужожественное исполнение, что и отличает студию Ирины Деркач( хотя то,что она называет студией, вполне могло бы назыыввться Домом моды, но ,как говорит сама дизайнер, он не любит "громких" названий).
-Меня всегда умиляет, как показывает модельеров в "мыльных" сериалах с их нескончаемой пустой болтовней,- смеется Ирина. Надо хотя бы раз увидеть меня в спецодежде в цеху с деревянной колодкой и молотком в руках...В реальной жизни все гораздо проще...
Впрочем, сериалы смотреть ей некогда. Её ежедневная городская суета перемежается с размереными выходными в подмосковной Барвихе, где она живет. В доме с садом и цветами, за которыми она любит ухаживать.. На них она переключается и отдыхает с семьей. Ну, а что касается "девушки с колодкой и молотком",- я думаю,что и на фоне их Ирина отлично смотрится. Высокая, стройная, хрупкая и фотогеничная - она не раз сама выступала в роли модели, когда приходилось демонcтрировать свои изделия, начиная от обуви и заканчивая одеждой с аксессуарами.
Сегодня Ирина Деркач работает в двух основных направлениях: Обувь и аксессуары, а также - одежда (кожа, мех). Ее специальный показ на Неделе Высокой Моды в Москве имел большой успех, как,впрочем, и многие другие, предшествующие показы...
Матеиралы,которые использует в своей работе модельер, самые разнообразные: кожа, гобелен, замша, плащевая ткань, кружево, сетка, бархат, мех кролика, стриженной ондатры, куницы, норки,соболя...
--
Очень люблю использовать в изготовлении и обуви и одежды модный и экологичный гобелен, причем московского производства,-делится секретами Ирина.- А вот прочее сырье - в основном из Италии. К сожалению,- добавляет дизайнер.
Интересны и названия, которые она дает своим коллекциям: "Незабываемые шестидесятые", "Барышня-Крестьянка", "Раскаленный лёд", "Дикая Орхидея", "Наши в городе"...
Опыт дизайнера обуви и одежды Ирина соединила со своим интересом к теме 20-х годов ушедего века в коллекции под названием "Привилегия". "Мне нравится сдержанная роскошь. В милой старомодности маленьких шляп, заниженной талии и рукавах "летучая мышь" я вижу тенденции будущего". И в то же время она говорит: "Так приятно быть молодой, дерзкой, немного легкомысленной и уверенной в себе"...Позволять быть себе разной - не в этом ли привилегия женщины?
Не так давно Ирина выполняла заказ для невесты из далекой Шотландии, котороя выходила замуж за россиянина. Свадебным нарядом стал костюм из белой кожи, а на ножках у невесты были туфельки, расшитые натуральным жемчугом, в которых та, надо полагать, ощущала себя настоящей принцессой...
Хорошо это или плохо, но замечено, что современные женщины становятся всё выше ростом. А это значит ( по простому закону физиологии), что размер ноги их соответсвенно увеличивается. И не редки случаи, когда сегодня у представительниц прекрасного пола размер этот зашкаливает за "сороковой". Кто-то из них просто не может подобрать себе нужной обуви, кого-то не устраивает то,что есть в м агазине, а кто-то мечтает о своем "хрустальном башмачке", хоть и размером не вышел...Мечтать не запретишь. Тем более, когда знаешь, что есть мастер, который может воплотить эту мечту в реальность...
Давно известно, что "сапоги дожен точать сапожник", а "пироги печь пирожник". И если САПОЖНИК нстоящий, то слово эт о надо писать с большой буквы...