Ермолаев Тимофей : другие произведения.

Игры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об играх, в которые мы играли в детстве...


   После развода родителей мы с мамой и маленьким братом переехали жить к бабушке и дедушке. Мне было тогда пять лет. Однажды выйдя гулять во двор, я повстречался с двумя мальчишками. Одного звали Русланом, а второго -- Славиком. Познакомившись, они сурово осведомились, сколько мне лет. Оказалось, что из всех троих я самый старший, Руслан был месяца на три младше, а Славик -- почти на целый год. Кажется, факт моего старшинства произвёл на них впечатление. Мы, конечно, подружились и проводили вместе много времени, общаясь и играя.
   Расскажу об играх. Причём не об играх в "войнушку", не о спортивных играх, не о компьютерных, не о шашках с шахматами и не о тех играх, которые можно было купить в советском магазине игрушек, а о тех играх, которые мы придумывали или мастерили сами.
   Бизнес. Эту игру я во 2-м или 3-м классе привёз из пионерского лагеря "Красная гвоздика". Кто её придумал -- мне неизвестно, но зато понятно, что корнями она уходит в знаменитую "Монополию". Только правила были заметно упрощены. И если в "Монополии" игровое пространство располагалось по краю игрового поля, то в "Бизнесе" всё было по-другому. Весь большой лист ватмана был расчерчен на квадраты, а передвигать фишку нужно было по концентрическим "кругам", в определённых местах можно было перейти на внутренний "круг" или, наоборот, выйти во внешний. Каждая клетка была или "фирмой" (какая-нибудь известная торговая марка вроде Sony, Siemens или Toyota) или же там производились какие-либо действия ("Получите $20.000", "Отдайте половину денег самому бедному" и т. п.). В начале игры всем игрокам выдавалась определённая сумма денег, причём все денежные активы, а также список "приобретённых" фирм записывались на отдельном листке. Расчёты, как я уже сказал, были сильно упрощены. К примеру, была клетка с надписью "Yamaha, 50.000" (и обязательно с картинкой, логотипом или экземпляром продукции). Фирма эта покупалась за 50 тысяч, но также и все посетители, попавшие на это поле, сразу отдавали 50 тысяч её счастливому владельцу. Если кто-то обанкротился (ушёл в большой минус), то он выбывал из игры, все его фирмы становились ничейными. Игра продолжалась, пока не оставался один "монополист", или же пока всем не надоедало.
   Игровых полей для "Бизнеса" мы нарисовали великое множество. Некоторые были такие огромные, что на листке со списком "купленных" фирм не хватало места, и некоторые торговые марки, бывало, покупались по несколько раз... Английского языка мы тогда, конечно же, не знали, что приводило к ужаснейшим ошибкам в иностранных словах (название игры, к примеру, писалось как Biznes и т. д.). Принёс я эту игру и в школу. В 5-м классе я придумал сделать вариант с крошечным полем (чтобы можно было играть прямо на уроке), в ценах были убраны хвосты из нулей, а также, помнится, моим "изобретением" была вымышленная компания Cake Firm ($15, на рисунке -- тортик, конечно же).
   Чуть позже появились модификации игрового поля -- к примеру, деление на "страны", путешествовать из страны в страну можно было только через специальные клетки-аэропорты.
   Когда во дворе началось увлечение темой зловещих мертвецов и вампиров, была придумана новая версия -- "Охотник на вампиров" (Vampire Killer). Здесь вместо фирм нужно было покупать осиновые колья, бензопилы, святую воду, а большую часть игрового поля занимали клетки с разнообразной нечистью, которую нужно было уничтожать. А игровое поле теперь представляло собой "змейку". Всё, конечно, зависело от игрового кубика, стратегический элемент был ужасно мал, но интерес был весьма и весьма велик. Порой мы играли допоздна, и когда клетки полей начинали сливаться в темноте (первым исчезал жёлтый цвет, поэтому, умудрённый опытом, я избегал использовать его в надписях), мы перемещались к какому-нибудь подъезду под свет электрической лампы.
   Последний всплеск интереса к этой игре был уже в бесславные перестроечные времена. Я попытался добавить в игру экономический элемент. В этой версии было четыре отдельных поля: два -- СССР и два -- США, в каждой стране существовал "честный бизнес" и так называемый "скользкий путь" (мафия). Зарабатывать по-честному можно было, работая на заводе (что было скучно и малоинтересно), или частным образом, скупая микросхемы, открывая компьютерные клубы и программируя компьютерные игры. Но легко было попасть на скользкий путь, однако подобный выбор часто приводил к "пути смертника" (в СССР -- к расстрелу, в США имелся набор из нескольких видов смертной казни). Игровых валют было две -- рубли и доллары, курс последних постоянно рос, а рубли, понятное дело, имели хождение лишь на просторах родины, то есть на игровых полях Советского Союза. На скользком пути в ходу были доллары и наркотики (опий, морфий, героин, кокаин, в США добавлялся ЛСД). Наркотики были дорогими и прибыльными, но увеличивали вероятность попасть в тюрьму или самому стать "наркоманом". Игра осталась недоделанной -- множество клеточек остались пустыми, хотя мы всё же умудрялись играть в неё...
   Карточки. У этой игры названия как такового не было. И хотя она задумывалась как настольная (даже карточная), очень скоро она вышла за эти рамки. В 5-м классе я решил усовершенствовать карточную игру в "дурака" (а в ту пору мы, конечно, были знакомы с этой игрой, как и все советские пионеры). Уроки истории, а изучались тогда Средние Века, познакомили нас с феодальной картиной мира: сверху -- король, ниже -- герцог, граф, барон, рыцарь, независимый крестьянин, зависимый крестьянин и раб. Я взял перфокарты (эпоха которых заканчивалась), расчертил их на прямоугольники и нарисовал целую армию дворян и черни, причём роль карточной масти играла принадлежность к той или иной стране. Стран было четыре (Англия -- красный крест на белом фоне, Шотландия -- белый косой крест на синем, Франция и Италия -- привычные триколоры). В каждой стране был один король, трое герцогов, пятеро графов и так далее, по возрастанию. Стопка была внушительная, и учтите, принтеров тогда не было, и мне до боли в руках приходилось рисовать всю эту армию! А играли этой колодой по правилам обычного подкидного дурака...
   Часть этой колоды была конфискована моей классной руководительницей, когда я притащил колоду в школу и знакомил одноклассников с этой игрой на подоконнике во время перемены.
   Но это было лишь начало. Я нарисовал на перфокартах новые карты. Мастей уже не было. Зато на карточках были герои книг Волкова про Изумрудный Город. (Вообще-то сейчас я не совсем уверен в хронологии описываемых событий, скорее всего, карточки со Страшилой, Железным Дровосеком и деревянными солдатами были раньше, но сути это не меняет). Позднее к ним присоединились герои других книг, мультфильмов и даже индийских фильмов. Да-да, у нас были принц Шанкар, Санго и Дэнни из фильма "Как три мушкетёра", а также целая банда преступников, противостоявшая им. Как же мы играли? Может показаться сумасшествием, но мы (я, Славик и Руслан) делили между собой всех героев, потом строили для них замки из кирпичей, обычно валявшихся у нас во дворе в те времена, и разыгрывали целые истории.
   Кирпичи -- это отдельная история! Кроме игрушечных замков, мы часто сооружали во дворе маленький домик ("халабуду") -- с крышей из упаковочной бумаги или толя. Причём были домики и из несколько комнат, и даже с камином, в котором что-то жгли. И это в самом центре города!
   Игра в карточки жила долго, вплоть до старших классов. Карточки потёрлись, карандашные рисунки на них стали едва различимы, многие были утеряны... Ничего из этого не сохранилось.
   Звёздные войны. Это, пожалуй, был класс 8-ой или 9-ый. Здесь меня вдохновило краткое описание игры про космические сражения в книжке про искусственный интеллект. Из книжки невозможно было понять, что представляла собой описываемая игра, поэтому пришлось всё придумывать самому. Славик нарисовал огромнейшее поле (космос) с 5-6 планетами на нём, расчерченное на квадраты. Я, в свою очередь, наделал множество квадратиков (2в2 см), обозначающих космические корабли, которые были четырёх типов (катер, крейсер, бомбардировщик и ещё один), боеприпасы (лазерное оружие, ракеты-торпеды и планетарные бомбы). Также были деньги (минимальная банкнота 100.000 космических "кредов") и базы, разных размеров, занимающие от 1 клетки до целых 16. Базы следовало строить на планетах, каждый вид базы мог вместить внутри себя определённое количество кораблей, на базах корабли ремонтировались и заново вооружались. Базы уничтожались только бомбами, лазер и торпеды использовались для космических баталий. В маленький корабль было сложнее попасть, но большой выдерживал больше попаданий. Игра была, похоже, плохо сбалансирована, мы начинали играть в неё несколько раз, но доиграли до конца, кажется, всего однажды. Не помню, кто выиграл. Ни правила игры, ни игровое поле не сохранились. Остались лишь игровые деньги, которые до сих пор где-то валяются... Но чуть раньше не очень удачных "Звёздных войн" мы начали играть в "Ограбление банка".
   Ограбление банка. Честно говоря, не помню, кому первому пришла в голову идея этой игры. Но первое поле для неё (и несколько следующих) сделал Славик. И его поля были лучшими. А выглядело игровое поле так: по диагонали его пересекала нарисованная река, через реку был мост (уже не нарисованный, а самый настоящий, только из бумаги, с опорами и арками под ним). К мосту вели дороги. Вдоль дорог стояли наклеенные параллелограммы домов (порт, банк, аптека, магазин, вертолётная вышка и т. д.). У одного края поля была взлётная полоса. Всё пространство города было расчерчено на квадратики, по которым и перемещались фишки. Можно было ходить пешком, а можно было занять транспортное средство: мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль, для которых были специальные фишки. Кроме наземного транспорта, был корабль, вертолёт и самолёт. На вертолёте можно было летать над всем городом, а на корабле -- плыть по реке и покинуть город, а на самолёте можно было лишь покинуть город (после успешного ограбления, конечно же), но управление им было делом весьма опасным. Игроки (я, Славик, Руслан, мой брат Коля и другие) бросали кубик, передвигали фишки по городу, "заходили" в здания. Когда фишка "попадала" в дом, доставалась дополнительная карта (комнаты), на которой, кроме твоей фишки, передвигались фишки полицейских, службы охраны, в порту были моряки и т. п. Некоторые домики были в несколько этажей. С вертолётной вышки можно было угнать вертолёт, в порту -- украсть ключ катера, но главной целью являлся банк. Это было самое охраняемое и неприступное здание, и внутри него находился сейф. Открыть его, забрать содержимое и смыться поскорее из города -- вот какова была цель игры. Все игроки, как и жители города, были вооружены огнестрельным оружием, результаты выстрелов определялись игровым кубиком.
   Запомнился финал одной игры. Расправившись с Русланом и Славиком, я, прихватив чемоданчик с деньгами, бежал по траве к вертолёту. Меня догнал на мотоцикле мой родной брат, пристрелил меня и стал победителем...
   Позднее Славик сделал ещё несколько игр по тому же принципу, в одном из вариантов нужно было сбежать из тюрьмы, но самым удачым был первый.
   Склеенное мною поле для игры в "Ограбление" потом долгое время пылилось на шкафу, его "трёхмерность" мешала спрятать его в коробку с другими играми, и в конце концов я его выбросил...
   Рассказы. Для последних игр не требовались ни кубики, ни фишки, ни хитроумные поля. Я описывал сцену, Славик и Руслан рассказывали, что они делают в той или иной ситуации, я, в свою очередь, говорил, к чему это привело. В общем, получалось что-то вроде интерактивного повествования. Мы ходили кругами по двору и говорили, говорили... Со стороны, наверное, это выглядело чрезвычайно странно. Но нам было плевать на это. Мы переживали потрясающие приключения (во всяком случае, мне так сейчас кажется): путешествия, коварные преступники и всемогущие инопланетяне, обмены телами, путешествия во времени, параллельные измерения. К сожалению, я уже почти ничего не помню...
   Карты. Хотя я вроде бы как пообещал рассказывать только о "нестандартных" играх, всё же упомяну немного о играх карточных. У каждого из нас была колода карт, и ничего плохого в этом никто не видел. Самой популярной среди нас, конечно, была игра в "дурака" ("подкидной" или "переводной"), и мой дедушка тоже любил порой сыграть несколько партий, и в моей памяти сохранилась даже игра всей семьёй, когда участие принимали дедушка, бабушка, мама и я с братом. А во дворе в "дурака" играли все дети, включая малышню. Не обошлось тут и без творческого момента: чтобы удлинить игровой процесс, мы использовали две, три или больше колоды одновременно, а однажды я придумал немного изменить правила, когда разрешалось переводить ход после того, как начали отбиваться, и этот вариант мы называли "китайский дурак".
   Кроме "дурака", нам, конечно, были известны и другие карточные игры, некоторые совсем детские, вроде "Пьяницы", со временем мы освоили более "взрослые" игры ("Тысяча", "Бура" и др.). В классе 9-м или 10-м меня научили играть в "Дамский преферанс" (вариант игры в "Кинга"), и я, конечно же, принёс новое развлечение в наш двор. Собственно с настоящим преферансом я познакомился уже в институте.
   Одной из последних карточных игр был "Бридж", правила которого я почерпнул из книжки о спортивном бридже. Мы сыграли около десяти партий, не используя, конечно, хитроумные системы торговли.
   Закончилось всё после окончания школы, летом 1993 года. Мы решили сыграть в дамский преферанс вчетвером: я, Славик, Руслан и Саня, который в нашем дворе не жил, но был частым гостем. Саня был, как говорится, "проблемный" ребёнок и состоял на учёте в детской комнате милиции, впрочем, ничего плохого за все годы знакомства я о нём сказать не могу. Вдруг неподалёку от нашего стола остановились "Жигули" и какой-то невысокий мужчина позвал Саню в машину. Как рассказал потом Саня, это и был наш участковый, и, по его словам, их разговор начался со слов: "Тебе что, (непечатное слово), дать?" Участковому не понравилось, что рядом находится здание горисполкома. Карты участковый конфисковал, потом позвал нас по очереди в машину, где записал наши имена и домашние адреса, после чего пригласил всех нас на следующий день в свой кабинет. И мы, не имевшие опыта общения с представителями доблестной милиции, послушно поплелись в указанное место. Славик с Русланом говорили, что нужно рассказать, что мы играли не в азартные игры, а всего лишь в "дамский преферанс", но было понятно, что это не имеет никакого значения.
   Мрачная комната с решётками на окнах, и кроме нас -- никого. Там участковый, не задавая нам лишних вопросов и вовсю дымя сигаретой, принялся строчить "протоколы допроса", руководствуясь своей бурной фантазией. Все они были однотипные: "Я, имя-фамилия-отчество, учусь там-то и там-то, веду себя хорошо, хожу на дискотеки, наркотиков не употребляю, составлено с моих слов верно". После творческого процесса участковый заставил подписать протоколы. Моё замечание, что на дискотеки я совсем не хожу, было проигнорировано.
   Вот так мы познакомились с правоохранительными органами. Вот так они борются с детской преступностью.
   В карты во дворе мы больше не играли.
   11-13 октября 2010 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"