Сухачевский Олег Валерьевич : другие произведения.

Беринг в Воронеже

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краеведение. Воронеж и Воронежская область. О начале службы известного мореплавателя Витуса Беринга.


     Сухачевский Олег (С)1996

                            Беринг в Воронеже

     Командорские острова, Берингов пролив... Эти названия с дет-
ства знакомы нам из школьного курса географии. И имя того, с  кем
они связаны - знаменитого мореплавателя капитана-командора  Виту-
са Беринга, известно в нашей стране каждому школьнику. Но все  ли
знают, что маленькая страничка биографии великого  путешественни-
ка связана с Воронежем?

                                *  *  *

     Летом 1704 г. адмирал русского флота Корнелий Крюйс путешес-
твовал по Европе, однако цель его путешествий была не в  увеселе-
нии. Всего лишь семь лет назад нищим, никому не известным капита-
ном, он покинул Амстердам, а теперь по всему видно, что он на ко-
не! Русский царь недаром послал его в такое путешествие, умный  и
профессиональный мореплаватель, Корнелий Крюйс должен  был  наби-
рать по всей Европе для молодого русского флота боцманов,  матро-
сов, констапелей, коков, штурманов, поручиков, командиров и капи-
танов, а сам вид его и биография выходца из Норвегии, лучше  все-
го свидетельствовали о том, что на службе  в  России  иностранцев
ждут чины и награды.
     Крюйс произвел впечатление, о его карьере, влиянии  и  жало-
ванье заговорила вся голландская столица. Мореходы  всех  мастей,
стран и вероисповеданий повалили к Крюйсу, мечтая о счастье в да-
лекой России, однако адмирал был не глуп, он прекрасно знал,  что
русский царь не дает денег и должностей за здорово живешь и впол-
не может, в случае чего, попотчевать дубинкой. Ему еще  предстоит
в 1713 году предстать перед царским судом за  упущение  шведского
флота, однако и сейчас он знает, что Петр скор на расправу.  Что-
бы избежать этого, он серьезно подходит к делу и лично беседует с
каждым кандидатом на службу русскому государю, отбирая далеко  не
всякого, отсеивая дилетантов и авантюристов.
     Как-то в кабинете Крюйса появился высокий плечистый  молодой
человек с круглым загорелым лицом. Он сказал, что зовут  его  Ви-
тус Йоннансен Беринг, по национальности он датчанин,  родился  12
августа 1681 года в датском городке  Хорсенс,  что  на  побережье
Ютландии. Родители его происходили из обедневшего, но знатного  и
уважаемого дворянского рода, отец его был таможенником. Семья Бе-
рингов была многодетной, детство будущего путешественника  прохо-
дило в одном из датских фьордов, среди моряков, мальчики  плавали
на один из островов на самодельных лодках и вся окружающая обста-
новка готовила их к морской службе.
     Жизнь не очень-то баловала молодого жителя Дании. Из Голлан-
дии он, в должности простого матроса, на одном  из  амстердамских
кораблей в 1703 году ходил в Ост-Индию (так тогда европейцы назы-
вали Индию и часть Южной и Юго-Восточной Азии). Служба  в  нидер-
ландской Ост-Индской компании и далекое заморское путешествие го-
дичной продолжительности не принесли ему ни  чинов,  ни  большого
жалованья. Кроме морских знаний и неоценимого опыта, он не приоб-
рел ничего и был по-прежнему  беден  и  малоизвестен.  Однако  мы
знаем, что в том же 1703 году Витус Беринг окончил  в  Амстердаме
морской кадетский корпус, который считался в те времена лучшим  в
мире и получил офицерское звание. Вероятно, плавание в  Ост-Индию
было чем-то вроде практики для будущих  офицеров  и  именно  этим
объясняется несоответствие офицерского звания и  матросской  дол-
жности.
     Так или иначе, но Беринг  был  профессиональным  моряком,  а
Европа была  слишком  насыщена  представителями  этой  профессии,
здесь Берингу никак не светила ни карьера, ни  слава.  Теперь  он
решает попытать счастья в далекой северной стране.
     Беринг сразу понравился Крюйсу, ему импонировала  прямота  и
внимательный неулыбчивый взгляд молодого датчанина. Из спокойной,
вдумчивой беседы, неспешных и взвешенных  ответов,  Крюйс  понял,
что перед ним достаточно опытный мореход и  обратил  внимание  на
ряд качеств молодого человека, очень ценных для морской  карьеры.
Адмирал решает принять Беринга на русскую службу.  Таким  образом
судьба нашего героя совершает резкий поворот, который  сулит  ему
великую славу, но Беринг, естественно, никак не предполагает это-
го. Когда молодой моряк пересекал границу загадочной  России,  он
еще не подозревал того, что этой земле суждено стать  его  второй
родиной и что его прах будет покоиться в ней...
     Как мы уже писали, это событие, касающееся пока  только  Бе-
ринга и, может быть Крюйса, произошло в  1704  г.,  однако,  есть
сведения, что Беринг появился в российском флоте уже  в  1703  г.
Как бы то ни было, но вскоре он был принят на  службу  в  молодом
русском флоте в чине унтер-лейтенанта. Этому званию  ближе  всего
соответствует современное звание мичмана.
     Как и в наше время, этот чин был невысоким,  XII  класса  по
петровской "Табели о рангах" 1722 г., но, тем не менее,  считался
самым младшим офицерским, что давало право на русское дворянство.
Правда, право это было узаконено лишь в 1721 году, но  этим  ука-
зом лишь закреплялась долголетняя практика  присуждения  наиболее
достойным людям дворянских титулов. Петр знал,  чем  можно  прив-
лечь талантливых иностранцев и русских, заставить их  служить  не
за страх, а за совесть, это всегда оказывало положительное  влия-
ние на их отношение к службе. "Новоиспеченным" дворянам  давались
участки на завоеванных Россией землях, таким образом русский  са-
модержец убивал нескольких зайцев: утверждался на новой  террито-
рии, укреплял границы и не распылял старые государственные владе-
ния. Витус Беринг становится членом благородного русского дворян-
ского сословия, одним из "птенцов гнезда Петрова", и хотя дворян-
ство его пока только личное, не потомственное, но он уверен,  что
все зависит от него... Молодой моряк полон энтузиазма  и  уверен-
ности в своих силах.
     Двадцатитрехлетний Витус Беринг был назначен  на  офицерскую
должность, командиром небольшого судна, которое выполняло неброс-
кую, но очень важную и ответственную работу -  доставляло  лес  с
берегов Невы к острову Котлин, где по приказу  Петра  создавалась
морская крепость Кронштадт, охраняющая молодой Санкт-Петербург. К
несчастью, нам мало что известно о жизни и работе Беринга до 1727
года. Видимо он честно трудился и  сумел  произвести  впечатление
даже на такой простой и рутинной работе, раз уже в 1706 году  был
произведен в лейтенанты русского флота.
     Обычно, для получения следующего звания,  кандидату  полага-
лось прослужить три-четыре года, но Беринг сокращает этот  проме-
жуток в несколько раз, получив за два года три должности последо-
вательно: унтер-лейтенант, корабельный секретарь и лейтенант! Ко-
нечно, скорее всего, быстрое продвижение Беринга по  службе  было
вызвано суровым временем Северной войны, но нельзя сбрасывать  со
счетов и личных качеств нашего героя. Бездарному человеку вряд ли
удалось бы выдвинуться во время боевых действий, война - не  вре-
мя для бесталанных!
     Беринг вовсе не был беззастенчивым  карьеристом,  как  может
быть вы подумали, чины ради чинов никогда не прельщали его,  нао-
борот  его  прямота,  неуживчивый  характер  и  конфликты  с  на-
чальством, вызванные привычкой  резать  правду-матку,  отмечаются
всеми исследователями жизни этого мореплавателя, и если уж он су-
мел при таком темпераменте добиться столь бурного служебного рос-
та, то мы вынуждены будем признать его  незаурядные  командирские
качества. Историки отмечают что Беринг был на  хорошем  счету  за
отличное знание морского дела, исполнительность и честность.  Они
в один голос утверждают, что В.И. Беринг был одним из самых обра-
зованнейших моряков своего времени, прекрасно знал мореходную ас-
трономию, навигацию, картографию и другие морские науки, а  такие
офицеры высоко ценились Петром.
     Обнищавший дворянин из забытого богом  ютландского  городка,
не имевший ничего, кроме своей шпаги и чести, но ставший в  дале-
кой и неласковой России морским офицером  и  русским  дворянином,
лично знакомым с царем, Беринг прекрасно понимал, кому он  обязан
своим возвышением и поэтому особенно ценил то, что ему досталось.
Современники отмечают быстрые успехи лейтенанта  Беринга  в  рус-
ском языке, вскоре он свободно говорит по-русски, чем мог похвас-
таться далеко не каждый иностранец. В большинстве случаев,  инос-
транные офицеры, прослужившие на русской службе помногу лет,  так
никогда и не выучивались русскому языку и вынуждены  были  объяс-
няться с подчиненными через переводчиков или с грехом пополам  на
ломаном русском. Нет смысла говорить о качестве такого  "командо-
вания", Беринг поступил мудро, изучив русский  язык,  он  показал
свое серьезное отношение к службе и  получил  преимущество  перед
другими иностранцами-моряками.
     Видимо где-то в эти годы  он  окончательно  решает  навсегда
связать свою судьбу с Россией, принимает православную веру и  на-
чинает зваться в крещении Иваном Ивановичем. В те  времена  стро-
гие обычаи не позволяли жениться на русских женщинах иностранцам,
некрещенным по православному обряду, поэтому мы  можем  предполо-
жить с довольно большой степенью вероятности, что  именно  в  это
время Беринг обрел супругу, скорее всего русскую подданную, что и
явилось причиной для перемены конфессии.
     Беринг продолжает службу в русском военном флоте. Он  выпол-
няет важные поручения,  лично  даваемые  российским  самодержцем,
следит за передвижениями шведов в Финском заливе и в 1711 году, в
числе лучших офицеров русского флота, наконец появляется в  Воро-
неже.
     В этом году Турция нарушает "вечный мир" с Россией и  высту-
пает на стороне Швеции. В январе  1711  года  крымский  хан  Дев-
лет-Гирей, вассал турецкого султана, прорвался к Харькову.  Тата-
ры планировали двигаться дальше к  Воронежу,  разрушить  Воронеж-
скую верфь и уничтожить Воронежский флот. Россия вынуждена прини-
мать меры для охраны своих южных рубежей, в Воронеже с новой  си-
лой разворачивается строительство военного флота, а Петр I с  ар-
мией выступает к реке Прут. В Азовском  море  должен  действовать
флот, который строился на Воронежских верфях.
     Известно, что в наш город Беринг приехал в марте 1711  года,
скорее всего из Санкт-Петербурга и, судя по  всему,  находился  в
Воронеже в течении месяца. Берингу уже тридцать лет, он имеет чин
капитан-поручика (это уже IX класс). Чин этот тоже не был особен-
но высоким, но благодаря ему Беринг получает право на потомствен-
ное дворянство. Согласно петровскому закону,  "все  обер-офицеры,
которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки  суть
дворяне и надлежит им дать  патенты  на  дворянство".  Отныне  не
только он, но и его дети будут иметь  право  называться  русскими
дворянами!
     Забегая вперед, мы должны сказать, что  потомки  Беринга  не
посрамили славу своего предка. Внук Беринга по имени  Христиан  в
1794 г. на корабле "Слава России" повторил поход своего  деда  на
Дальнем Востоке.
     Однако, несмотря на продвижение в чинах, очевидно  служебные
дела капитан-поручика обстоят не блестяще, т.к. Витус Беринг наз-
начается капитаном очень небольшого корабля - свежепостроенной на
Рамонской верфи шнявы,  которой  было  дано  загадочное  название
"Таймолар" (Петр был охоч до  непонятных  иностранных  словечек).
Как известно, шнявой в петровские времена назывались  легкие  па-
русные корабли, предназначенные для разведочной и посыльной служ-
бы, имевшие на вооружении от 14 до 18 пушек малого калибра.  Есть
сведения, что судно, которое получил под командование молодой ка-
питан-поручик, имело даже меньше орудий, чем обычно ставилось  на
шнявы, их было всего восемь. Длина этого корабля была около 60-ти
футов (18 метров), ширина - 16 футов (4,8 м). Под командой у  Бе-
ринга было 54 человека, а именно: 5 иностранцев и 20 русских боц-
манматов и матросов, 2 пушкаря, 2 плотника, 1 лоцман и сверх  то-
го еще 24 человека офицеров, унтер-офицеров и солдат.
     Петр отдал распоряжение  для  пополнения  Азовской  флотилии
весной отправить в Азов из Воронежа годные  к  плаванию  корабли,
таким кораблем был "Таймолар". Эскадра, куда входили 70-ти пушеч-
ные линейные корабли "Старый Дуб" и "Спящий Лев", а  также  56-ти
пушечный линейный корабль "Черепаха", отплыла из Воронежа в апре-
ле того же 1711 г. Сохранились сведения, что в том году "река Дон
малыми разливами прошла", вода была невысокой, но  тем  не  менее
Беринг с честью сумел выполнить возложенную на него задачу.  Про-
ведя по сложному мелководному руслу Воронежа и Дона  свое  судно,
он благополучно прошел весь маршрут и прибыл в Азов в составе со-
лидной эскадры.
     19 июля 1711 г. шнява "Таймолар"  приняла  боевое  крещение.
Под Таганрогом появились турецкие галеры, им навстречу вышла рус-
ская эскадра. Завидев мощные русские корабли, в том числе и "Тай-
молар" под командованием капитан-поручика Витуса Беринга,  турец-
кие гребные суда не решились принять бой и  предпочли  уклониться
от сражения.
     Больше на "Таймоларе", да и вообще на южных рубежах  России,
в бой Берингу вступить не пришлось, судьба кампании 1711 года ре-
шилась не на морском театре военных действий. Армия Петра  потер-
пела тяжелое поражение в трагически  неудачном  Прутском  походе,
русский царь был вынужден заключить с противником невыгодный  мир
и отдать плоды того, что было завоевано потом и кровью.
     1-го августа 1711 г. генерал-адмирал Ф.А. Апраксин, находив-
шийся при флоте, стоявшем в Таганрогской бухте, под командой  уже
знакомого нам К.И. Крюйса, получил царский указ, в котором  пове-
левалось: "В силу трактата, через  сиятельнейшего  Мегмет-пашу  с
его султанским величеством заключенного, город Азов с землями его
области, взятыми в прошлой войне, отдать обратно туркам, а  ново-
построенные укрепления разорить." Этот указ был исполнен в  нача-
ле 1712 г., часть судов Азовского флота отвели вверх по  Дону  до
Черкасска. Старый корабль под названием "Шпага"  был  сожжен  "по
ветхости", а самые лучшие и новые корабли, построенные в  Вороне-
же, Петру было жалко и он задумал провести их  вокруг  Европы  на
Балтийское море. Для выполнения этой задачи царь  назначил  самых
лучших офицеров русского военно-морского флота, в том числе и Бе-
ринга. Но турки воспрепятствовали проходу русской  эскадры  через
Босфор и Дарданеллы. Тогда Петр продал эти  корабли  со  всем  их
вооружением и такелажем Турции за хорошую  цену.  Вероятно  после
этого Беринг вернулся на Балтику.
     Видимо царь был доволен успехами капитан-поручика в командо-
вании шнявой "Таймолар", это маленькое  суденышко  оказалось  для
Беринга счастливым, потому что у  него  начинается  полоса  удач,
царь скоро дает нашему герою поручение провести из Копенгагена  в
Кронштадт корабль "Перл", а из Белого моря в Ревель вокруг  Скан-
динавии корабль "Селафаил", а затем назначает его командиром  са-
мого крупного русского 90-пушечного линейного корабля "Лесное".

                                 *  *  *

     Витусу Берингу еще суждено было великое  будущее  и  мировая
слава, когда он в чине капитан-командора в 1725 г. выполнил  одно
из последних распоряжений Петра Великого и возглавил две экспеди-
ции в Тихом океане, но в Воронеж, насколько нам известно, он  ни-
когда больше не возвращался.
     В наше время возвращаются  исторические  имена  и  названия,
связанные с историей города. В Воронеже очень много улиц, назван-
ных именами людей, никогда даже не бывавших в городе. А вот  ули-
цы, названной именем великого мореплавателя нет... Нет ни  памят-
ника, ни бюста, даже мемориальной доски. Это понятно, ведь  почти
ничего от тех времен ни уцелело. Поэтому  тем  более  бережно  мы
должны относиться к своей истории, к нашим корням. Было бы  очень
неплохо в год 300-летия русского  флота,  вспомнить  о  человеке,
деяния которого во славу России известны всему свету  и  увекове-
чить его славное имя в названии одной из городских улиц.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"