2.4. Сосуществование закрытого и открытого обществ
Здоровое (разумное) соотношение открытости и закрытости - наверное, именно
в этом вектор совершенствования современного общества, нашего мышления и
всех систем, с которыми мы имеем дело. Сразу возникает вопрос, а каковы
критерии этого соотношения? Наверное, в каждом конкретном случае это
соотношение следует определять отдельно. Здесь трудно дать какие-либо
рекомендации.
Лично я считаю, что в случае неопределенности этого соотношения надо
отдать предпочтение открытости. Ошибочность такой ориентации приведет (и
приводит в моей жизни) к неминуемым издержкам и потерям, но не следует
забывать, что мы живем в неведомом нам мире. Создать себе уютный
изолированный от внешних воздействий мир и отсидеться в нем - нереально.
"Гром грянет" оттуда, откуда мы не ожидаем. Можно сказать "из вне". Надо быть
готовым к встрече этого "из вне" и не вести себя "как страус, прячущий свою
голову в песок".
Вопрос соотношения открытости и закрытости системы - это вопрос
благополучия и даже жизнеспособности системы. Исключительно закрытые
системы обречены на "само переваривание". Они, как правило, недолговечны.
Одна из целей этой статьи - дать представление о закрытом и открытом
обществах и развеять вражду между ними.
Сейчас никому в голову не прейдет разграничивать, к примеру, механику на
статику, кинематику и динамику как враждебные или исключающие друг друга
методы. Они дополняют друг друга. В обществе пока такое невозможно.
Мнимая враждебность или противопоставление открытого и закрытого
обществ - тому пример.
Между механикой, образом мышления и типом общества прослеживается
аналогия и параллелизм. Так в механике разделение на статику, кинематику и
динамику соответствует мышлению: статическому (органическому),
кинематическому (догматическому) и динамическому (критическому), которые,
в свою очередь, соответствуют обществам: органическому, закрытому и
открытому. Пока это примерное подразделение, но со временем, надо
надеяться, оно будет достаточно формализовано.
Использование явления рефлективности и ее развитие позволят создать
принципиально новое общество с новой формой мышления, а также обеспечит
образование новых разделов и направлений во всех естественных науках. Мы
сможем по-новому взглянуть даже на механику.
Открытое общество на фоне закрытого выглядит не эффектно. Нет
умопомрачительных бросков, опрокидывания целых государств или даже
регионов. Проблемы у открытого общества есть, но они должны решатся
заблаговременно. Дж. Сорос по этому поводу пишет: "Разрешение кризисов,
которые еще не разразились, не приносят лавров, а решать проблемы сложнее,
чем выявлять их.". Поэтому люди, из закрытого общества наблюдая за образом
жизни в открытом обществе, считают его незаслуженно хорошим. Дело в том,
что на достижение одного и того же результата люди в закрытом обществе
затрачивают несравнимо больше сил, энергии и средств чем в открытом.
В чем секрет такого расхождения? Наверное, в образе мышления,
доминирующем в обществе и являющимся общепринятым. Следует отметить,
что не думать - это тоже образ мышления. Он присущ закрытому обществу.
Закрытые общества именуют "странами дураков", не смотря на то, что и в них
можно встретить трудолюбивых и одаренных людей.
Открытые общества отличаются самой высокой производительностью и
эффективностью труда. К тому же в них, как правило, принято вознаграждать
результаты труда, в особенности, творческого. В закрытых же обществах
вознаграждается положение в обществе, а не труд, так как в таких обществах
принято считать, что положение соответствует затраченному труду. На самом
деле этот вопрос специфичен, и для каждого закрытого общества может быть
рассмотрен только в отдельности.
Реально, людям из закрытого общества нет места в открытом, и наоборот,
люди из открытого общества обречены в закрытом. Поэтому люди вынуждены
эмигрировать, чтобы переселиться из чуждого для них общества в свою среду.
Люди из закрытого общества, наблюдая за людьми из открытого - получают
пищу для сплетен, а люди из открытого общества наблюдая за закрытым
обществом могут испытать ощущение омерзения. В этом случае важным
является принцип добрососедства и взаимоуважения людей из разных систем.
Рефлексивность приводит к "броскам" в общественном мнении, в особенности,
в закрытом обществе, так как открытое общество стремиться не иметь своего
обобществленного мнения. Эти "броски" вызывают циклические повторения:
подъемы и спады во взаимоотношениях среди обществ. Им соответствуют,
например, "политика открытых дверей" или "железный занавес". Эти "броски"
особо ощутимы (до трагизма) для участников закрытого общества.
Взаимоотношения закрытого и открытого обществ могут иметь, в свою очередь,
закрытый или открытий характер: соответственно - "железный занавес" или
"открытые двери". Так складываются отношения стран - участников мирового
сообщества.
Все полезные новые мысли и открытия - продукт открытого (Сорос называет
критического) мышления и, присущего ему, открытого общества. Над их
реализацией успешно работает догматическое мышление (закрытое общество),
так как оно наиболее полно отвечает условиям реализации и самосохранения в
данный (конкретный) момент времени.
В конкретном деле бывает необходимо отказаться от совершенствования, как
абстрактного процесса, и перейти к конкретным действиям согласно
выбранной догме (курсу или направлению).
В ряде случаев, закрытое мышление, не приемлющее никакую критику -
является прогрессивным и единственно возможным. Это, когда мы находимся
во враждебной среде: дикая, непригодная для жизни природа, среди
сумасшедших (одержимых бредовой идеей или вообще без идейных), а также
при отсутствии среды обитания или общества как такового... На этом перечень
подобных ситуаций не ограничивается.
В перечисленных, да и во многих других, случаях не следует торопиться
отказываться от принципов закрытого общества, так как, в лучшем случае, это
заканчивается плачевно, а в худшем - гибелью. Мы не застрахованы от таких
случаев.
В свою очередь, дикая природа и сумасшедшие должны закрыться от всех
остальных. В противном случае сложится ситуация: кто кого одолеет (или
уничтожит), а в такой ситуации закрытое общество имеет подавляющее
преимущество перед открытым.
Наверное, не следует предполагать, что дикая природа, маньяки, а также
пустота или хаос, не имеют право на существование. Они должны находиться в
закрытых системах (обществах). Это важно для нас именно сейчас.
Человечество выходит из возраста, когда природа может существовать без
учета нашего желания. Хотя, у нас есть путь, при котором мы можем отказаться
от природы как от средства производства и сырьевого придатка для нас...
Есть формы и случаи, при которых критическое мышление возможно только в
закрытом обществе. Это, в первую очередь, касается ситуаций опасных для
человечества, но которые необходимо преодолеть.
Кроме этого критическое мышление, как основа открытого общества, оперирует
знаниями, формализованными до уровня законов и абстракций. Без этой
формализации передавать знания и пользоваться ими невозможно. Любая
формулировка или даже слово несет в себе ограниченность догмы, а
догматическое мышление уместно только в закрытом обществе.
Если нет проблем или люди договорились не обращать внимание на проблемы,
то открытое общество не нужно. Отдельные люди и целые государства могут
отказаться от решения текущих проблем и жить при этом за счет увеличения
внешнего долга или за счет распродажи всего что покупают.
В ряде случаев, это единственно возможное состояние, но оно не может
длиться долго. Развязка - необходима и неминуема. В таких случаях, закрытое
общество не должно растрачивать свое жизненное время и ресурсы бездарно,
оно должно правильно выбрать направление выхода из состояния закрытого
общества. В противном случае все это может закончиться трагедией. Такие
случаи можно назвать "очагами открытого общества".
Одной из задач открытого общества может быть поиск "очагов открытого
общества" на всех уровнях: от отдельных людей до целых государств, а также
улаживание без конфликтного их выхода в открытое общество. Это можно
назвать "повивальной функцией" открытого общества.
Все государства, ставшие по каким-либо причинам изгоями, вынуждены жить по
принципам закрытого общества.
Уместны ли принципы открытого общества в тоталитарном государстве?
Например, в государстве, где главенствует "власть закона". Допустима ли в
таких государствах неограниченная пропаганда идей открытого общества? Не
является ли такая пропаганда - кощунством? Не следует ли открытому
обществу, как более ответственному, позаботиться о целостности и
благополучии закрытых обществ? И как это возможно сделать?
Сейчас я не являюсь сторонником закрытого общества. Дело в том, что я -
изобретатель, исследователь и мне 46 лет. Закрытое общество для меня
прошлое: младенчество, школа, армия, конструирование и промышленное
производство. Но не исключено, что ослабев под старость в условиях:
дряхлости моего здоровья и рассыпающихся остатков моей жизни, при
вынужденной трудовой (непосильной) активности, я снова склонюсь к основам
и принципам закрытого общества.
Любая значительная инновация приводит к переоценке основных ценностей.
Для открытого общества это повседневность, а для закрытого - потрясение,
грозящее опрокинуть сложившееся равновесие. Из бережного уважения к
закрытому обществу не следует подвергать его участников риску
самоликвидации, не следует перед закрытым обществом раскрывать все
открытия цивилизации.
Закрытое и открытое общества должны быть взаимно удалены друг от друга
(разумно изолированы), но реальные общества имеют признаки обоих этих
обществ. В реальном сосуществовании между обществами бывает
неразбериха, кто есть кто и в каких случаях. Закрытое общество не
дееспособно без открытого, и ему необходимо сотрудничество и всесторонняя
торговля.
Если этот принцип нарушается, то ввиду жизненной необходимости закрытое
общество вынуждено воровать у открытого. Воруют, в первую очередь: идеи,
научные открытия и пионерские изобретения. Это не от того, что их нет в
закрытом обществе. Просто, в закрытом обществе нет институтов позволяющих
отличить научные открытия от необоснованной фантазии или бредовых идей.
Вот и приходится закрытому обществу воровать зачастую свое у других.
На уровне государств это приводит к разрастанию спецслужб, разведок,
дипломатических миссий и прочих воровских организаций. Честные люди,
ввиду обстоятельств, добросовестно выполняя своих служебные обязанности,
становятся ворами и жуликами. Так что вопрос взаимоотношений закрытых и
открытых обществ должен быть решен. Этим мы сделаем еще один шаг от
дикости к цивилизации.
Открытое общество - это вектор в нашей жизни от самого рождения до смерти.
Каждый из нас движется в направлении открытого общества, но это не значит,
что мы все там будем. От рождения до открытого общества и далее... все
пространство и время заполнено людьми. При этом без рождения... - закрытого
общества... - открытое общество не могло бы существовать. Открытому
обществу строиться было бы не на чем и не из чего.
Создается впечатление, что сторонники открытого общества преувеличивают
его значение. Наверное, такое преувеличение полезно, так как открытое
общество на Земле развито еще недостаточно. Эта недостаточность
ограничивает общечеловеческий творческий потенциал, который никогда не
был лишним.
И все же, открытое общество пока еще не самодостаточно. Оно нуждается в
элементах закрытого. С этим следует считаться.
Ключ к благополучию общества не в его открытости или закрытости, а в
приоритетах его членов, в том что движет людьми, в их доминирующих
интересах. Это то, что принято называть духовной ориентацией.
Не следует забывать, что живут не общества, а люди в них, и именно люди со
своим менталитетом определяют - каким быть обществу: открытым или
закрытым. Будут ли члены общества свободными людьми или рабами
(исполнителями). Будут ли они способны самостоятельно принимать свои
решения или у них будет вождь (любовь народа или диктатор), который будет
делать вид, что он ведет общество в "светлое будущее".
Если каждого человека спросить: "Для чего он живет?" - то, наверное, станет
ясно, что именно в этом кроется секрет соотношения открытости и закрытости
общества, так как многие люди не смогут ответить на этот вопрос, а некоторые
дадут такой ответ, что лучше его не знать.
Будет правильно, если каждый человек будет жить так, как он считает нужным,
но если человек не знает зачем он живет и как ему надо это делать, не знает и
знать не хочет. Выставить такого человека в открытое общество "эффективной
конкуренции" - более чем жестоко. Предполагать, что все люди склонны к
самостоятельности, ответственности и творчеству - сомнительно.
Открытое и закрытое общества не могут быть ни регрессивным, ни
прогрессивными. Каждое из них может иметь состояние благополучия и упадка.
На это есть особая причина. Есть мнение, что эта причина - нравственность
участников, но логико-математической зависимости между моралью и
долговременным успехом участников не выведено. Поэтому сейчас мы не
сможем пристально рассмотреть природу общества: открытого или закрытого.
Мы до сих пор не научились измерять и оценивать нравственность, а без нее
общество для нас - загадка.
Есть еще одно отличие между открытым и закрытым обществами, но упомянуто
оно только здесь, а не в начале статьи. Это отношение к первооткрывателям,
изобретателям и первопроходцам. Вроде бы они нужны всем, но как не похоже
они живут и заканчивают свою жизнь в открытом и закрытом обществах.
В открытом обществе с первооткрывателем происходит, что угодно, и они
являются полноценными членами общества.
В закрытом обществе первооткрыватели нужны только для обеспечения
общественных амбиций, которые честные и неглупые люди всерьез не
воспринимают. Более того, первооткрывателям и изобретателям в закрытом
обществе нет места. Место в закрытом обществе - это должность (звание, чин,
сословие, клан, каста, степень...). Нет должности - нет места в жизни.
В закрытом обществе изобретатели и первооткрыватели - понятия
неофициальные, тем более не должностные. Это естественно, так как
творчество не может быть должностной обязанностью. Творчество может
проявиться только при открытости в неведомое, а это уже за пределами
закрытого общества. В результате творческие люди в закрытом обществе
должны проживать и в нем, например, как граждане, и вне его, как бомжи -
одновременно.
Есть другой вариант судьбы изобретателя или первооткрывателя в закрытом
обществе. Если он является представителем привилегированной касты и не
занимается пионерскими разработками или эпохальными открытиями, то он
может нормально работать и создать серьезную конкуренцию своим коллегам
из открытого общества. Его успех в закрытом обществе будет мало зависеть от
его успехов как первооткрывателя. В закрытых обществах могут возникать
"мифические" или "мнимые" первооткрыватели, но это уже отдельный разговор.
Жизненный путь новаторов: изобретателей, художников, писателей и поэтов в
закрытом обществе - ужасен. Любая удачная деятельность приводит к
изменению взаимоотношений в обществе. Новатору нужно работать, чтобы
получить свой результат. Такая работа не предусмотрена существующими
регламентами, так как не имеет аналогов и не на что не похожа. Такого
закрытое общество допустить не может. Новатор выбрасывается из общества,
как правило, как бездельник или человек не способный соблюдать
элементарные нормы приличия во взаимоотношениях с людьми. Новатор
лишается семьи, всех родственных и дружественных отношений, и у него два
выбора:
- или преждевременно (те есть благополучно для него) умереть, или
- страдать и работать насмерть, находясь на дне общества в унижении и
презрении.
Есть другой путь - "сломаться", покаяться, встать в установленное для него
место в обществе и жить как все это делают. Но это уже будет не новатор.
Любая пионерская деятельность в закрытом обществе воспринимается как
ухищренное преступление, так как не сразу находятся законы по пресечению
такого рода "преступления". Даже незначительная инновация, пусть даже
местного значения в закрытом обществе - нонсенс.
Одному человеку преодолеть мнение общества и "постоянно держать круговую
оборону" - невозможно. В закрытом обществе исключительное значение имеет
любовь, которая способна в закрытом обществе основать свою общественную
ячейку.
Если в закрытом обществе состоялся талантливый художник, то это значит, что
рядом с ним кто-то был. И этот кто-то вместе с художником положил на алтарь
жизни всю свою жизнь.
Если бы в закрытом обществе удалось уничтожить любовь среди его
участников или хотя бы полностью компенсировать ее чем-либо, то такое
общество могло бы стать вечным. В закрытом обществе допустима только
одна любовь - это само закрытое общество.
Я могу сказать: "Не разрушайте общество, в котором вы живете", - но сказать:
"Не любите", - я не могу. Это мой невольный приговор под закрытым
обществом, при всем моем бережном и уважительном отношении к нему.
Разделение обществ по типу: открытое и закрытое - неполное и недостаточное.
По такому разделению мать с ребенком оказывается радом с армией
наемников. Уточнение типов обществ и их градация обеспечат выявление
прогрессивных (жизненно необходимых) и регрессивных (аморальных) обществ.
Не исключено, что среди открытых обществ могут существовать аморальные
образцы, но этот вопрос пока еще никто не рассматривал.
Перспективы сосуществования открытого и закрытого обществ
В закрытом обществе участники - люди покорные. В открытом обществе
участники - люди ошибающиеся (заблуждающиеся).
В первом случае, человек возглавивший общество обречен на разоблачение
и осуждение. Рано или поздно люди прозреют и разочаруются в
предложенной им государственной догме (или другом религиозно-
идеологическом суррогате), а также в их кумире (в закрытом обществе
правитель должен быть кумиром для всех участников, а если не так, то все
общество может преждевременно рассыпаться, правитель же должен
обладать целью и смыслом всего общества).
Во втором случае, люди будут играть со своей судьбой вслепую. Они
должны всегда выигрывать, но однажды они все проиграют. Это будет крах
открытого общества.
О всеобщем проигрыше в открытом обществе ни Карл Поппер, ни Дж. Сорос не
пишут. Наверное, они об этом даже не думают, но глобальный проигрыш всех
участников открытого общества вероятен.
Если удастся проигрывать регулярно и по мелочам, то это путь прогресса
открытого общества. После каждого такого проигрыша участники приобретут
опыт и знания, а также примут меры по совершенствованию общества и
коррекции своей ошибочности. Но один из крупных (глобальных) проигрышей не
оставит людям ни сил, ни времени на исправление и совершенствование.
Если принять меры по предотвращению глобальной ошибки, то это может
обернуться выходом в закрытое общество.
Участникам открытого общества следует выйти за рамки своего общества,
мирового сообщества, человечества и поискать ответы в области
безошибочности, непогрешимости и истинности. Это также может обернуться
закрытым обществом.
Открытое общество всегда должно представлять границы своего
распространения и глубину своего укоренения (основательности). Мнить, что
открытое общество является безграничным и абсолютным - ошибка. Открытое
общество ограничено также как и закрытое общество.
Если не обращать внимание на закрытые общества среди всех нам известных,
то мы обнаружим, что все наши открытые общества - закрытые.
Хороших результатов может достигнуть закрытое общество, если его участники
откажутся от своей ошибочности (они это уже сделали) и обратятся к
абсолютному, нечеловеческому, безошибочному управлению (абсолютной
доктрине). Естественно, что среди ошибающихся людей эту доктрину не найти,
но это еще не значит, что ее нет вообще.
Вопрос безграничного открытого общества и вопрос закрытого общества с
абсолютной нечеловеческой доктриной безошибочности - следует
рассматривать совместно, так как это, скорей всего, будет один и тот же тип
общества.
Науке такие безграничные и абсолютные доктрины неизвестны, но как ни
парадоксально, люди этими сверх знаниями пользуются на протяжении всей
своей истории. Пользуются и не задумываются, как они это делают. Если наука
не открыла эти знания, то это не значит, что их нет. Если этому не обучают в
университетах, то не значит, что люди этим не пользуются. Предполагать, что
мы понимаем как и за чей счет мы живем - тоже ошибка.
Не следует отчаиваться в нашем непонимании нашей жизни. Найдется
очередной первооткрыватель, который найдет и опишет очередной горизонт
нашей жизни, как, например, это сделал Дж. Сорос со своей рефлексивностью.
При всех достижениях науки не следует мнить, что мы понимаем как и почему
мы живем. Не следует также думать, что наше незнание в состоянии прекратить
нашу жизнь.
Следует научиться сознательно пользоваться всеми знаниями о нашей жизни, в
том числе, знаниями нам пока неизвестными. Такое открытие нас не удивит,
если нас уже не удивляет рефлексивность гуманитарных процессов.
Использование неизвестных для нас знаний происходит повсеместно и
очевидно. Если бы наша жизнь зависела только от наших знаний, то мы бы
мгновенно погибли. Рассматривая наши знания о нашей жизни, остается только
удивляться их ничтожеству и нашему завышенному самомнению.
Условия и знания о нашей жизни не ограничиваются только информацией и
навыками. Этого для устойчивого участия в жизни недостаточно. Нам еще
необходимы вера, надежда, любовь и многое другое, а эти понятия не имеют
сколь ни будь достаточного научного объяснения, к тому же они не имеют
корректного научного содержания. Видимо, поэтому невозможно научить всех
участников вере, надежде и любви...
Для участия в жизни нам необходимо "это" (не знаю что), о существовании чего
мы даже не подозреваем. Мы не знаем, что "это" такое и не знаем даже как
"это" называется. Но если мы "этим" пользуемся в нашей жизни, то нам
необходимо "это" делать осознанно и умеренно.
Не исключено, что многое из "этого" для нас недоступно и природу "этого" нам
не удастся раскрыть, но раз мы "этим" пользуемся, нам надо "это" делать по-
человечески.
Чтобы эта статья не показалась Вам рассуждением "ни о чем", попробую
привести пример из нашей жизни. Этот пример прост до вульгарности, но он
должен быть понятен.
Мы до сих пор не знаем всего о нашем пищеварении. Было время, когда мы
вообще ничего о нем не знали. Но мы пользуемся пищеварением на протяжении
всей нашей жизни. Так с людьми было всегда.
Наша жизнь не ограничивается только:
- пищеварением, о котором мы всего не знаем, а в наших организмах остается
много такого, о существовании чего мы даже не подозреваем, но наша жизнь
при этом не ограничивается только существованием наших организмов,
- есть много неизвестного и ответственного за нашу жизнь, которое находится
вне нас...
Ряд этих перечислений стремиться к бесконечности, нам неизвестной. В таких
условиях нам необходимо воздерживаться от категорических умозаключений
относительно всего, в том числе и о типах общества.
Вопрос открытого и закрытого типа общества остается открытым. Не
исключено, что такое разделение обществ является ошибочным и решения не
имеет. Об этом можно подумать, изучая запутанность взаимоотношений двух
типов обществ в нашей реальной жизни.
В заключении статьи интересно взглянуть на тип общества с позиций Альфреда
Норда Уайтхеда. Люди в своей деятельности придерживаются понимания и
шаблона, при этом первое соответствует предвидению, творчеству и
открытому обществу, а второе - рефлексу, шаблону и закрытому обществу.
Первое - это успех цивилизации, а второе - это ее продукт. Видимо,
разграничение между пониманием (мышлением) и шаблоном (алгоритмом
поведения) даст нам необходимое разграничение и определение открытости и
закрытости в обществе.
Дж. Сорос считает, что именно открытое общество должно стать
общечеловеческой ценностью, но, на самом деле, не успеет оно, при всей
своей необходимости и полезности, окрепнуть и повсеместно утвердиться, как
морально устареет. Будет предложена еще более прогрессивная концепция
общества с невиданным до сего дня оригинальным типом мышления. Сейчас
же вопрос в том, как быстро и качественно мы вооружимся этой, пока еще
замечательной, идеей открытого общества.
Задержанное общество
Карл Поппер дал интересное понятие - "задержанное общество". Как правило,
все закрытые общества являются задержанными. Наибольшее беспокойство
мирового сообщества на сей день вызывают задержанные общества в
исламском мире. Есть задержанные общества в среде бизнеса и обществе
США, но их участники тщательно скрывают эти явления.
Задержка в любом открытом обществе, как правило, оборачивается
сваливанием в закрытое регрессивное общество.
Наблюдая за историей Российской Империи можно назвать ее тугорослой
формой. Вечно молодая Россия никак не выйдет из состояния недоросля.
Отличительная черта России и ее общества - не в развитии эпохальных
доктрин, а именно в российской задержке. Если на это удастся обратить
внимание, то может возникнуть желание стать взрослой державой.
Задержанное общество из-за своей исторической невменяемости (в лучшем
случае безответственности и не зрелости) является очагом преступности и
извращенных злодейств. Именно извращенных (ухищренных) злодейств,
которые трудно сразу понять и даже трудно в это поверить.
Любые атаки на задержанное общество для его уничтожения - сомнительны.
Необходимо помочь задержанному обществу освободиться от "ядовитого
гормона", вызывающего его задержку. Представителями любого общества
являются люди - народы, которые имеют естественную способность и
потребность к репродукции. Убивать их бесполезно. Любой геноцид
сомнителен по своей природе и практически не эффективен.
Перепутать бандитов, сепаратистов, ваххабитов, фанатиков, террористов..., а
затем всех их свалить в одну "кучу", дать им консолидироваться перед лицом
их общего врага... - все это хороший повод для "развлечения" военных и
применения силы, не более этого.
Зло в обществах не надо объединять. Зло имеет хорошее природное качество -
аннигилировать с другим злом. При этом торжествует жизнь и успех разума.
2.5. Рефлексивное общество
Рефлексивное мышление может вызвать к жизни принципиально новый тип
общества, в котором преступления и наказания участников могут
отсутствовать. Эти процедуры будут заменены переездами, но это не будут
принудительные депортации или ссылки. Это будет, скорее, потребности самих
участников. Общество не будет этому препятствовать, а скорее всего, оно
будет этому способствовать, то есть упорядочивать взаимоотношения
участников между собой.
В рефлексивном обществе, при достаточно высокой ответственности
участников, будут отсутствовать государственные законы, армия, институты
семьи и даже социальная защита, а каждый участник, не способный жить
самостоятельно, будет спасаться от жизни в "клетке" закрытого общества или в
умеренных регионах открытого общества.
В рефлексивном обществе участники целенаправленно влияют на свое
будущее. Упадок такого общества может обернуться образованием закрытого -
магического общества, в котором участники утратят свою способность влиять
на будущее, но при этом будут продолжать ожидать результатов от своих
былых способностей. Не исключено, что известные закрытые магические
общества - развалины былых рефлексивных обществ.
Магическое общество - это не единственное, к чему может привести упадок
рефлексивного общества. Наиболее интересная тема не об упадке, а о
расцвете такого общества. Для этого необходима самостоятельная и
ответственная деятельность участников. Наверное, уже сейчас следует
предусмотреть выход из открытого общества в рефлексивное.
Не исключено, что секрет живучести и организованной стойкости современного
"международного терроризма" кроется именно в использовании ими
преимуществ рефлексивного общества, когда их участники совершенно
свободны друг от друга и лично ответственны за свое будущее в полной мере.
Довольно часто блистательные изобретения и научные открытия
использовались первоначально криминальным миром. Наверное, рефлексивное
общество - не исключение из этого печально ряда.
Рефлексивные общества могли возникать стихийно и кратковременно в США
среди пионеров освоения запада, а также в России в бандах и казачьих шайках
до проявления в них главарей и атаманов. Сейчас к таким формам
самоорганизации склонны сообщества ваххабитов. Например, при
формировании исламских военизированных отрядов, но до проявления в них
полевых командиров. Не исключены и другие аналогичные сообщества.
Не следует искать или стремиться к "чистой" форме рефлексивного общества.
Как и в случаях с открытым и закрытым обществами - "чистых" форм нет.