Аннотация: История России переплетается с историей маленькой семьи: бабушка, мама, внучка.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: МОЖАЕВЫ
ТАМБОВСКИЕ ГЛАВЫ
Глава 1. Дикое поле
"Дикое поле" -- звучит нормально. "Дикое поле" -- обычно звучит. Но если вслушаться, если вдуматься, не все с этим звучанием гладко. "Поле", -- каким оно по-русски бывает? Бескрайним, ровным, хлебным, гречишным... Все как будто взгляда человеческого ждет, рук умелых да сильных. Какое же "дикое"? Дикими у нас степь бесплодную, зверя лютого да человека неприкаянного называют. Про поле -- "чистое" говорят, "раздольное".
Расступался густой туман,
Расстилалось широко поле.
Запахать бы его, да нет сохи,
А была бы соха, -- нет пахаря,
И кручинилась земля-матушка,
Что слезой, росой умывалася.
Утереть бы слезу, да некому,
Лишь туманы, густые, душные
Все печали возносят трепетно
К небесам премудрым, преласковым.
Столько земли в том Поле, нетронутой, не приласканной, -- виданое ли дело?! Да ведь одной земли для хозяйства мало. Ей работник нужен, а работнику -- защитник. Вот и жались мужики к городам да крепостям, а те -- к Новгороду.
А что Новгород? Новгород не хлебородством, -- торговлей велик был. Со всей Руси товары к нему стекались, со всех сторон купцы заморские съезжались. А вот земля урожаями не баловала, постоянного ухода требовала. Оттого всяк вершок со тщанием урабатывали и духов как след задабривали. Да видно, плохо задабривали, что беда за бедой посыпались: то сухмень, то ливни да заморозки, то землю трясет, то солнце средь бела дня гаснет... В городе мор начался, бесхлебье, -- люди на Волгу и подались. Там просторы другие: земли и воды всем хватает.
Вот ушкуйники новгородские,
Кто в ладьях, кто в долбленках-лодочках,
Кто с товаром да ратной свитою,
Кто с сумой да с пустой утробою,
Все по Волге шли, повдоль берега:
Кто искал себе места торгового,
Кто спасался от голода лютого;
Где одни находили пристанище,
Там другие шли себе далее,
Но от Волги уйти не думали,
От кормилицы-благодетельницы.
Как присмотрят место, -- обустраиваются. Кто побогаче дело заводит, торг открывает, -- ему от реки уходить глупо. Кто поскромнее в работники идет, хозяина себе ищет, с другими мужичками сговаривается. Человекам во множестве жить способнее: и веселей, и спокойнее. Но слаб человек, слаб и ко греху удобопреклонен. Где одни честностью да терпением невзгоды одолевают, -- другие на хитрость да жадность полагаются, а то и вовсе воровские мысли вынашивают. Которые в добродетели устоять умеют, -- тем от людей почет и уважение, а которые в соблазны нечестивые впадают, -- тем осуда и недоверие. Это дело ясное. Да как ты сразу все угадаешь, чтобы добрую душу приветить, а злочинную отвратить. И без разбойников неспокойно в Поволжье. Пустынно да неспокойно.
Вот из ханств степняки-кочевники
Ястребами, пыльными бурями
Возлютуют, взовьются, вскинутся,
Поле вмиг одолеют ровное,
Чтоб разграбить, сжить, сдушегубствовать,
Ни детей, ни жен не жалеючи,
Возвращаются с новой добычею
Иль до смерти едва не убитыми
В свои гнезда раны залечивать.
А над полем -- стенанья горькие.
Плачь-оплакивай, земля-матушка,
Изнапащенных, обездоленных,
Искалеченных, полоненных!
Долго от них на Руси покоя не было. Против князей русских и с чарами, и с подличанием, и с оружием выступали. Но сколько ты ни хитрозлобствуй, сколько соседей ни ссорь, ни стравливай, -- рано или поздно они же против тебя и объединятся. А пока ты по чужим землям гостейничаешь, дом без хозяина остается, и уже не соседи, а свои же, домашние, в распрях тонут. Словом, как были ханства в силе, не до земледелия им было, не та жизнь, чтоб поля боронить да каши варить, а как ослабли, -- тем более не до хлебопашества стало. Всё за власть спорили, пока и вовсе могущества не лишились. Разве на город какой приволжский, на склады да пристани с набегом обрушатся, да ведь такими вылазками хорошенько не проживешь и людей против себя настроишь.
Только ханства успокоились, Речь Посполитая взволновалась: как бы ей земли русские, пустынные да бескрайние, за собой на века оставить.
Вот из дальней Польши ли Франции,
В жупане из сукна диковинна,
Господин хороший поезживал,
На коне сидел не по-нашенски,
На просторы смотрел прищурившись,
Где какой ручеек ли, всхолмие, --
Все на карту себе записывал,
Чтобы знали в Польше ли Франции,
Что пустынно здесь, дух погибельный,
Не поля, чтоб пахать да сеять их,
Не земля, чтобы жить да множиться.
И не стало поле широкое
Помогать господину хорошему,
Отвратило неведомой силою:
Ни к чему тебе тут поезживать,
Ни к чему тут искать-выискивать,
Возвращайся-ка ты, родименький,
То ли в Польшу, а то ли во Францию.
Мсье Боплана такой поворот дел не слишком расстроил. Человек он был хотя и военный, и ляхам служил, но все-таки человек. Душа французская, небось, домой просилась, туда, где при Дворе на клавесинах и лютнях музицировали, а самый угрюмый голоштанный капитан пехоты на последний экю кружавчики покупал, чтобы к форме, к шляпе или воротнику, пришпандорить.
А тут -- поле, поле, поле... Неухоженное, однообразное, угнетающее бескрайностью и безлюдьем. Хоть день, хоть неделю, хоть пеш, хоть верхом иди, -- те же унылые виды, те же пыль да грязь под ногами, нет бы тропочка хоженая попалась! Так в картах и написал: место пустынное. По-латыни "Loca deserta". То есть никак не назвал. Так и ушли его карты в Речь Посполитую. Это там русские земли польскими объявить торопились. Это там "Loca deserta" в "Дикое поле" превратилось. Это там решено было, что коли европейское величие от кочевников защищать, где как ни в Поле заграждения строить: захочет убивец "в гости" сунуться, -- до городов европейских не достанет, а коли голову на подступах сложит, -- не жаль ни его, ни земли пустынной. И приказали поляки мсье инженеру места подходящие под рвы да крепости приискивать.
И надо сказать, молодцом этот мсье оказался: крепостей несколько заложил. А что пшекам служил, -- какой с чужестранца спрос, если свои же, русские князья да бояре Польского короля на Московский престол чуть было не возвели. И тут Господь упас. Сначала русские ополченцы помогли, -- боярам и господам пановным хорошенечко все объяснили. А вскоре и вовсе ослабла Речь Посполитая. Тут-то мсье Боплан на родину и отбыл. Земли описал, крепости заложил и отбыл.
Широка ты, земля привольная,
Да не с каждым гостем приветлива,
Вот и нет тебе утешения
От заблудшего да заезжего.
Лишь туманы, густые, душные,
Все кручины твои баюкают,
Все печали возносят трепетно
К небесам, премудрым, преласковым.
Все-то видят они, все-то ведают,
Всякой грусти найдут утешение.
Не печалуйся, земля-матушка,
Отряхни свои слезки жемчужные,
Уж идут к тебе гости званые,
Уж несут тебе дары чудные.
Впереди -- мужи светоносные,
Сердцем чисты, умом богомыслены,
Божьей милостью, крестной силою
Путь творят для идущих-следующих.
По лесам и пещерам, не славы ради, а по благословению Божию, заселяли Поле иноки-чернецы. Чуть пройдут, -- часовенку поставят, и сами при ней остаются.
Местные к ним как зверьки присматривались, -- страх как хотелось узнать, что за люди невиданные, с чем прибыли, а ну как с виду только такие мирные? Узнать хотелось, а напрямую спросить боязно было, а порой и языка русского не знали. Но уж со временем и смелости набирались, и знакомились, и побеседовать заходили, и даже в гости к себе приглашали. Мнихи, добрые души, и шли. Возвращались, увы, не все, не всегда. Гости гостям рознь: от одних -- почет и радушие, от других -- коварство злочинное.
Но дела Божьего этим не остановишь. И где какого инока погибель настигала, -- новый храм вставал, новые чернецы Господа прославляли.
Вслед за ними -- чины государевы,
Чтоб смирять смутьянов-разбойников,
Да солдатики, буйны головы,
И в бою, и в веселье удалые.
На освоение Дикого поля казенных средств отпущено было немного, -- откуда их много после разорений и междоусобиц. Главная надежда на землю: небось, всех прокормит. Солдатики ж, плоть от плоти мужицкой: землю увидят, сами смекнут, как ее пользовать, -- у них крестьянская наука в душе написана. Сотники да стольники, -- где умом, где кнутом поспособствуют. А чтобы жизнь быстрее затевалась, в крепостях торговлю заводили. Тут уж и местные жители страхи свои забывали, -- мед, рыбу, дичь, скотину разную на базар везли.
Крепость за крепостью вставала, город за городом, а земля все лежит оброшена. Что полкам да приказам на прокорм отвели, -- тем раздолья бескрайнего не уймешь. Решили всех желающих пригласить.
Первыми дворян позвали: заселяйте, засевайте, хозяйства налаживайте, -- вам прибыток, столице спокойствие. Те нос воротят: у нас дела государственные! нам судьба при дворе оставаться, царю служить, а земли пахать -- мужичьи заботы. Уж их так и сяк уговаривали, но только тогда дело сдвинулось, когда жалование десятинами выдавать начали. Запишут слуге государеву надел в глуши неведомой, -- в Диком поле, а то по соседству, -- вот и думай, как с ним управиться, и себе, и семье достаток добыть. И не пожалуешься, и не откажешься, -- одно оставалось: крепостных на места засылать, может, и немного сделают, но будет с кого спросить.
Потом об остальных, всякого роду и звания, вспомнили. Чего только ни обещали, как только ни заманивали! Тамбовский воевода новоприбывшим по пять рублей подъемных платил, -- небольшой семье как раз отстроиться да на год пропитаться хватит. Изблизка-издалека пришли некоторые: кто из казенных крестьян, кто из староверов, случалось, и сбеглые.
А последним шло племя мужицкое,
Не смотри, что вразброд да потиху,
Ему тайны такие ведомы
Про печали твои, земля-матушка, --
Не заметишь, когда утешишься,
От тоскливой дремы пробудишься,
И такое явишь благоплодие,
Что взликуют силы небесные,
Благодать ниспошлют некрадомую,
Только радуйся, изобильная!
Потчуй, матушка, утешителей!
Да насытятся от щедрот твоих!
Да восхвалят благость премногую!
Много тогда землевладельцев в этих краях объявилось, да немногим Поле тайны свои открыло, потому как тайны эти мало умом, -- их руками, спиной, всей кожей прочувствовать надо, и каждый день утверждать, раскрывать, чтобы благодать Божия не оставляла. И если ненастье случится или сухмень с пожарами, -- опять же отступаться нельзя. Земле после всех нестроений забота еще нужнее. И забота, и молитва, и защита. Иначе не та это земля, которая человека прокормить захочет, и не та, за которую человек Бога отблагодарит.
Глава 2. Деревня Белая
Можаи, крестьяне крепостные, на тамбовщину с отчаяния подались. Семейство большое, человек поболе двадцати. Хозяйство тоже немалое, -- и вмиг все погорело. Хорошо, сами живы остались. А жить-то чем? Да и где жить? Помогай, Господи!
В ту пору князь-батюшка и предложил невесть куда ехать, с ничего да сызнова подниматься, денег хороших на всё про всё обещал. На то у барина свой резон был. Дали ему жалование землями под Тамбовом, на самой границе Дикого поля; и десятин немало, и места благопотребные: справа -- большак снизу вверх, от Савалы на Тамбов идет, слева река, ниже отвода -- обитель женская на берегу реки стоит, от нее дорога вправо, к большаку тянется, сысподу надел княжеский окаймляет... Но глушь-то, глушь какая! Ее ж обустроить надо, земли расчистить, под севы разные расписать, под пары да пашни определить, и чтобы во дворе на всякую нужду строений хватало. А какой из князя землевладелец, когда он всю жизнь в переходах да гарнизонах? Тут особый разумник нужен, который в сельское рассуждение войти умеет. Да ведь такому и платить хорошо придется, и довериться вдруг нельзя. Ну, как плут подвернется? Задаток возьмет, а сам сбежит. Думал-думал князь-батюшка, и решил на Можая понадеяться, -- ходоком на новое место послать и всем семейством там посадить. Пусть присмотрится, приживется, глядишь, и присоветует что.
Мужик этот на особом положении у князя состоял. От деревни в стороне жил, считай на выселках, но в сходах участвовал исправно, всякую страду или когда беда придет, -- тяготы наравне с другими брал. Нрав имел степенный, ровный, надежный, к Богу -- благоговейный, к людям -- уважительный, к старине -- почтительный. Вот только смиренности не добирал. Чтобы с равными или малыми заноситься -- такого в помине не бывало, однако и с высшими не принижался, будто места своего не понимал. Грамоте зачем-то выучился и детей выучил, -- на что это мужику? И на все-то ему смекалки хватало. С приказчиками и то спорить не боялся. Бывало, слушает, кивает, а все на своем стоит. За то и бит был, и наказан не раз, но нрава своего не переменил.
Вот и решил барин: коли любо мужику особняком держаться, ему что в глуши, что на выселках, -- все одно где жить. И плутовать не с руки, -- с детями да бабами далеко не убежишь, а мужики в семействе головастые, трудов не боятся. Оттого Можаями и прозвали, что все им под силу. А тут пожар этот... Князь с уговорами тянуть не стал: "решайся, голубчик, решайся. Не захочешь по доброй воле, -- эдак и на каторгу угодить можно, и семейство без головы останется". Однако ж и самому барину от такой суровости пользы бы не было. Земле-то уход нужен, а не распри человеческие. Да и добрым был князюшка; князь -- добрым, Можай -- понятливым, потому и согласился на глушь тамбовскую, и никогда о том не пожалел.
Пока ехали, -- к новым местам присматривались да по старым вздыхали. К счастью, дорожные хлопоты не давали загрустить совсем. Обозным поездом идти -- сплошные злоключения. Постоялый двор лишь однажды попался, да и тот холодный, грязный, голодный, стряпня безвкусная, овес -- мокрый, подгнивший, местами сплошная солома. Потом уж где придется ночевали: то у мужичка какого на сеновале, а если погода была, -- так и в чистом поле под телегами, как цыгане устраивались.
Зато по дороге каких только сказок не наслушались: про князя эрзянского Цефкса-Соловья; про мокшанского богатыря Илейку Муромца; про чувашей, у которых небо на четырех столбах лежит, и на каждом столбе гнездо, в каждом гнезде по утке. А у хальмгов что ни сказка, -- всё один по одному: стрелы, лягушка, свадьба. Тут бы в пору заскучать, да уж народ такой веселый, -- сколько ни пересказывают, каждый раз как в первый счастливому завершению радуются.
Слушали Можаи, слушали... Мужики только хмыкали недоверчиво, детишкам представлялось, что едут они волшебные места расколдовывать. А бабы -- у этих разум легок, а сердце мягко, -- наберутся разного, потом уж по-своему про Иванов-дураков (кто б сомневался!), про Поле чистое да Бабай-Агу сказочки плетут. Так и ехали.
Едва на место прибыли, опять кручиниться некогда, -- вышку ставить надо. Бабы с детьми, спасибо сестрам-инокиням, в обители расположились, а мужики за дело взялись. Вышку возвели, сарай с навесом поставили, -- тут и жены к хозяйству вернулись. А мужики снова в трудах: одни общую избу строят, другие за путевой дом для барина принялись, третьи к земле примериваются: где корчуют, где рыхлят, а где уж и сеют. И все до холодов успеть стараются, чтобы зимой под открытым небом да с пустыми закромами не остаться. Долго ли, коротко, а князев дом на славу вышел. Просторный, теплый, с тесовым навесом. Тут и сам хозяин-батюшка пожаловал, чтобы с отводчиками дела покончить, название имению дать, да про урочище одно, про Белый камень решить.
Было там такое. Ниже княжеского отвода бесхозным лоскутом от монастырской дороги на несколько верст вниз лежало, снизу лесной речушкой окаймлялось. И хоть и граничило с землей обители, но сестры за него не брались, -- уж очень неровное. Азорские мужички... (деревня Азорово много ниже княжеского отвода за ертеем, так они речушку лесную называли, с другой стороны от почтовой дороги стояла) Азорские мужички тоже не знали как подступиться, -- непривычны к хлебопашеству были, -- с огородов да коневодством жили, охотой промышляли. А тамбовским властям от Белого камня -- одно беспокойство: что как поселятся там люди сомнительные! Вот ежели бы помещик какой себе взял, -- и земле присмотр был бы, и властям облегчение.
Его сиятельство, как сельской идиллией ни пленялся, лишних забот себе не желал, от урочища отказаться думал, да Можай попросился на пустоши этой с семейством поселиться.
Князь только диву дался, но в мужицкие рассуждения входить не стал, с властями обо всем договорился, имение Новоспасским назвал, урочище за собой записал, под проценты в пользование Можаю тут же и передал, но с условием хозяйское имение трудами не оставлять и за новосельцами, по прибытии их, присматривать, пока от князя доверенный управитель не пожалует, литургию в монастырском храме отслужил и отбыл.
А Можай в Белый камень отправился место под двор столбить. Уверенно направился, решительно, а потом словно отяжелел, оробел, -- шаг грузным, медленным сделался. Не верилось Можаю, что въяве все происходит. Уж больно место то непростым было, с историей. Вернее, с легендой.
Давным-давно, еще и обитель не встала, и задолго до этого, жили в этих местах три инока. С утра до ночи в молитве и трудах пребывали. Господа пламенно любили. Любовью своей всех и вся освещали. Люди к ним и тянулись: добрые и злые, здоровые и больные, простые и не очень, словом, всякие.
Однажды пригласили их в племя далекое -- не то к бусурманам, не то к язычникам, -- погостить пригласили. Стали братья советоваться кому идти. Путь неблизкий, тернистый предстоял. Решили инока помоложе отправить. Собрали его в дорогу, о подарках для гостей не забыли, сообща молитву справили, юношу проводили, сами к делам вернулись и стали брата ждать.
Вот дни за днями идут, а брата все нет и нет. И спросить -- вдруг кто видел? -- не у кого. Непогоды в те дни разыгрались, люди и звери по дворам запрятались. Братья разволновались, мысли дурные от себя гонят, совсем покой потеряли. Решили на молитву встать и до тех пор молиться, пока Бог весточки не пришлет. Говорят, три дня стояли. Встали, когда птаха в хижину влетела, о стены биться, бедная, начала.
Поймали братья птичку-невеличку, похотели на волю выпустить, выглянули за дверь, -- а там все тихо, небо ясно, травы стоят не шелохнутся. Обрадовались иноки, птаху на куст травы посадили: лети, куда хочешь. А та только крылышками встряхнула, чуть перепорхнула да тут же снова села, и на братьев косится, будто за собой зовет. Те и пошли.
Привела их птаха к большому серому камню, -- был там такой, словно со дна морского кто поднял да посреди чиста поля поставил. Смотрят, у камня чернец молодой лежит. Подошли ближе, увидели, что упокоился брат их. Застонали иноки, заплакали, хворост собирать стали, чтобы тело юноши к хижине перенести да похоронить по-божески. А как вернулись к покойному, -- показалось им, что шевельнулся он, восподвинулся. Колени у них подогнулись, руки сами крестное знамение сотворили да сложились молитвенно. Так и застыли мнихи, глаз с покойного не сводят. А тот словно сиянием изнутри наполняется, и сияние это ввысь устремляется, пламенем светлым в воздухе переливается, и голос из него -- инока погибшего голос -- ласковый, негромкий:
-- Не горюйте, братия, - говорит. -- О прахе моем не заботьтесь, Господь уже позаботился. Убили меня люди злые, да Господь не оставил. Вынес тело мое к вам, братия, на травы мягкие уложил, чтобы попрощаться нам. Радуйтесь же, братья! В вере нашей вместе пребудем! Бога любите, приходящих во Имя Его принимайте, в милости никому не отказывайте, и не в чем нужды знать не будете. До глубокой старости доживете, а там и невесты придут.
Внимали ему чернецы, очи их слезами благоговейными наполнялись и уж не видели ничего. А как утих голос, отерли братия глаза свои, смотрят, -- а нет уже тела, а валун тот -- белый-белый стоит, и тихо, бездвижно кругом. Лишь птаха маленькая в травке ныряет: в листве незаметная, зелененькая, только крапинки золотистые мелькают. А скоро и она из виду пропала.
Братья те и вправду до глубокой старости дожили. А как уж трудно им по хозяйству стало, женщина одна около них поселилась. Не простая женщина, из богатых, породы нерусской, но веры православной, -- за братьями приглядывала, со снедью помогала и все инока молодого как сыночка родного оплакивала, хотя только по рассказам о нем и знала. Она же и храм поставить придумала, благословения испросила, мужичков наняла. Только первые венцы положили, -- тут и другие жены притекли. С них-то обитель и пошла.
Слушал Можай, слушал (любил он о праведниках да благочестивцах слушать), и сердце его волновалось. Это тебе не сказки, -- это о душе человеческой, чистой, которая образ и подобие Божие. И тут же смущался своих волнений: а ну, как не правда все, а он и поверил, как дите неразумное! а ежели, наоборот? все так и было, а он усомнился по маловерию... И чтобы сомнения разъяснить, решил он про камень тот поболее вызнать. Сестры и об этом охотно поведали.
Слух о том камне широко разлетелся. Такой диковинный был. Мало что белый, -- с прожилками причудливыми, будто буквы на нем неведомые написаны, а то и словеса, только прочесть некому. Слава о нем далеко разошлась. Однажды чуть не из Москвы баре приехали, ходили-ходили, смотрели-смотрели, и решили громадину с собой увезти. А камень-то тяжеленный был. Артелью несколько дней к реке тащили. Пока волокли, люди со всей округи попрощаться с ним приходили. Плакали, причитали, потом вестей ждали: где-то он встанет. Да так ничего не дождались.
Поговаривали, камень тот в болоте утоп. А скоро молва пошла, что, процветет то место, откуда камень взят, процветет да под воду уйдет, морем станет да заболотится. Только это уж от тоски пустословили, -- по Камню скучали. Что им на память-то осталось? Балка безжизненная? -- сколько лет на краю монастырского хозяйства бесплодной яругой лежит. В половодье размывается, в засуху выжигается.
Можаю снова одних слов мало, -- захотел рытвину ту собственными глазами увидеть. Сестры к самому месту и отвели.
Осмотрел Можай овраг, оглядел окрестности, прислушался к сердцу, -- думал, сразу и про легенду, и про смятения свои поймет, -- а в душе тихо: ни тревог, ни сомнений, ни смутной печали. Да и вокруг покойно все, безмятежно. И понял он, что тоска совсем отступила: и о будущем думать не страшно, и о прошлом не больно, -- будто новое дыхание открылось, будто бодрости прибавилось, и силы в душе столько стало, сколько и в молодости не было. А что земля неровная, -- чепыжник да осыпи, да норы кой-где, -- зато приволье какое! Тут тебе и отстроиться места хватит, и десятин поболее прежнего взять можно, и ертей-ручеек, и лесок приречный под боком: и рыбы, и зверя -- всего вдоволь будет.
Со временем новосельцев в Белой прибавилось. Избы новые, крепкие встали, люди все степенные, добрые, работящие подобрались. Вместе поля урабатывали, колодцы рыли, сады заводили, ветряки ставили, дороги торили, гать через речушку новили, землями прирастали.
А земли, земли какие! Плодородные, рыхлые, щедрые! Не земли -- благословение Божие! Бывало, утром туман ослабнет, оседать начнет, солнышко по колокольне, по крышам брызнет, Можай на крыльцо выйдет, кругом оглядится, шапку снимет:
-- Благодать Божия нисходит, -- говорит и крестится на церковку монастырскую, на восток, на солнышко. -- Уважить ее надо, удостоиться! -- и кланяется трижды, и теми же пальцами, что крестное знамение в воздухе творил, землю гладит; и ни богатырем, ни святым себя не мнит; трудник он, земле-матушке трудник, и Богу верный работник. -- Спаси, Господи, не остави ны заступлением Своим!
Господь и не оставлял. Земля щедро одаривала новосельцев, и князь радехонек был: процветало его Новоспасское и доход приносило немалый. И Можай в накладе не остался. Как время пришло, -- за подъемные рассчитался и о процентах не забыл. Князь, по великодушию своему, чуть вольную ему не выписал, тем более что к тому времени управляющего из тамбовских мещан нашел, но побоялся без прежнего помощника остаться. И только почуяв близкую кончину, отпустил его барин. Заслужил уж.
Воля никак не переменила Можая. Так на земле и трудился, на своей да княжеской, и обители помогал, и житие свое со тщанием творил. На месте яружки, что от Белого камня осталась, цветник развел, рябинку-красношарку посадил, рядом лавочку поставил. В последние дни частенько там сиживал, говорил, ко встрече с иноками готовится. Ко Господу тихо отошел, безболезненно, как и подобало чистой душе.
Так укоренились Можаевы на тамбовщине, так или почти так передавалась эта история из уст в уста. Уже и годы прошли, и разрослось семейство можаевское, по городам, по весям разъехалось. Но как праздник какой, -- народу в Белую съезжалось столько, что в монастырской церкви ступить негде было, и все-то тамбовщину родиной считали. Взрослые детишкам про Белый камень, про Яружку, про вышку рассказывали. Только верить в эти истории все трудней и труднее было, -- так изменилась Белая.
От ветряков у монастырской дороги и до самого ертея ровными разноцветными лоскутами расстелились ее поля и пашни. А сам ертей, как его расчистили, так в настоящую речку превратился, вместо гати мост встал. Двумя-тремя верстами ниже моста, как раз напротив Азорки, -- постоялый двор расположился. Тоже кто-то из Можаевых держал. А уж как там дешево, сытно да вкусно кормили, -- это вам любой скажет, кто хоть раз в тех краях бывал!
Глава 3. Герасим
Дабы не отвлекаться на выяснение родственных связей и не путаться во множестве частичных и полных тезок, сосредоточим внимание на жизни одной-единственной можаевской семьи.
Уже в царствие Александра I люди это были вольные, из хлебопашцев, достатка невеликого, однако же крепкого, трех сыновей имели. Имея в виду поведать историю младшего из них, Ивана, расскажем сначала о старших, Герасиме и Тихоне.
Оба родились до войны с Наполеоном, оба учились в княжескому дому, считай наравне с княжичами: те же учителя, те же предметы, только кашей березовой поболе кормили. У младшего Ивана, -- он после пятнадцатого года на свет появился, -- учителя и учебники попроще, не в пример братневым были.
Впрочем, все трое смекалистыми, бойкими росли и молодцами как на подбор: глаз карий, волос темный, прямой и жесткий, кость широкая, шаг тяжеловатый, притом быстрый, нрав упрямый. Но пути им разные вышли.
Герасима город Тамбов приворожил.
Правду сказать, немногим тогда этот город от села отличался. Дома все больше деревянные, соломой крытые. Которые сгорали, -- пепелища после себя оставляли, ворон да галок кормили. На улицах -- вонь; под ногами -- месиво; крыс -- как мурашей в муравейнике. Вот и передвигались тамбовчане вперевалочку, не спеша. Не спеша и жили за своей крепостной стеной, как в заколдованном царстве.
Казалось, даже Французу проклятому этого покоя не нарушить. Уж на что город возмутился его нашествием: пожертвования собирал, ополченцев созывал, самого Федора Федоровича возглавить дружину губернскую приглашал, -- но стар был контр-адмирал, отказался, командовать ополчением другого поставили; рекрутов сверх набранных столице не понадобилось; вот разве беженцев из центральных губерний приютили да лазареты для раненых устроили. В остальном весь героический порыв к привычной суете свелся, к поставке провианта, фуража, сукна, подвод с лошадьми. А там и война закончилась. И вернуться бы городу к привычной, мирной дремоте, -- а он, наоборот, будто просыпаться начал.
"Гости"-то, из беженцев, разъехались, да пленные остались: корми их, одевай, устраивай. А их вон сколько: французы, немцы, поляки, итальянцы, испанцы! Враги, конечно, хотя и люди. И прощения им нет -- почто русских убивали? и жалость смутная -- куда от нее денешься? -- сидят на чужбине, языка родного не слышат, по душам поговорить не с кем, сидят, о судьбе своей гадают, а где-то их матери плачут; и что за счастье было в чужую страну лезть? Да и сами пленные, как хмель сражений поутих, звон речей да мечей поулегся, -- все более на человеков походить стали: работы ищут, русскому языку навыкают, хозяйства какие-никакие заводят, женятся... И жизнь словно оживает, и воздух прозрачней, свежее становится, и какой только речи не звенит над игриво смеющейся Цной!
Тогда же губернатор новый в городе завелся. Улицы мостить взялся, чистоту в городе наводить, даже о цветниках не забыл. Тамбовчане приободрились, годы державинского правления вспомнили, с его чтениями народными, пьесами театральными, с первой в России провинциальной газетой. Ободренные достопамятным прошлым, о лучшем будущем заговорили, об искусствах и науках рассуждать начали. В 1818 году сам Александр I в город пожаловал и всем весьма доволен остался. После того и менять что-то в местных порядках кощунством бы было. Это уж все благонадежные жители так чувствовали.
Что до лиц подозрительных, -- с ними местные власти не церемонились: ежели мужик провинится -- в ссылку отправляли, ежели мещанин или купец недоброе содеет -- в мужика обращали. А для особ высокородных, в крамоле замеченных, в империи, слава Богу, особое отделение имелось, чтобы рядового чиновника от сложностей деликатного свойства избавлять.
Можаевы у местных властей на хорошем счету состояли. К слугам государевым без благодарности не подходили, всякие приносы принося приносили, к тому же с постоялого присовокупляли, преданностью вере православной известны были, да еще в знакомстве с хозяевами Новоспасского состояли.
Возможно, все это и позволило Герасиму стать совладельцем небольшой типографии. А то навыдумывал народ, что местные власти печтаников не любят! А власть, она покой беречь должна, от смуты охранять и ежели какой старообрядец или студент непотребное напечатал, -- как же тут печатный станок не изъять. Это уж прямая обязанность, а никакой не страх. Да и почто Герасима бояться?
Он хоть человек и молодой был, а в рассуждениях не спешил, знал, мысль -- ее временем испытать надобно: добрая, сколько ни проверяй, мудрости не утратит, а дурная, чуть подождать, -- и всю свою скверну явит, споры с раздорами посеет и дальше поскачет легковерных с толку сбивать. Зато "Апостолом" федоровским, да и самим Иваном Федоровым (из русских первопечатников) безмерно восхищался: пятьсот страниц с лишком -- и ни одной типографской ошибки! Не иначе Сам Бог труженика Своего благословил, а через него -- тех его единотрудников, что за дело свое перед Господом ответ нести готовы. Против такого Герасима-печатника какие могли быть возражения? Такому -- только наилучшие пожелания и несколько страниц строгих предписаний. Но кто перед Богом живет, -- того человеческими установлениями не испугаешь.
Герасим и не испугался. И в дело быстро вошел. К заведению строг был, с совладельцами честен, с властями обходителен, с читателями уважителен, к традициям почтителен, со словом осторожен. Скоро многими приятельствами обзавелся. Со студентами, издателями, литераторами, книгоношами, благодетелями, -- с кем только не познакомился. С мужской половиной более, хотя из женской тоже некоторые были. Особенно читательница одна приглянулась.
Проживала она с пожилой дамой, лекарской вдовой и хожатой прислужницей, долгое время в ученицах ее состояла. Потом уж сроднились одинокие души, ни дать ни взять тетушка с племянницей, -- и жили, и зарабатывали вместе. За доброту, за чуткость и бескорыстие большим уважением в городе пользовались. Молодые люди каждую из них на свой лад почитали.
О покойном супруге тетушки много легенд ходило, о том, как простым людям помогал, с чиновниками непреклонен был, взяток не брал и не давал, оттого никаких капиталов не нажил и умер в бедности. Вспоминали его с восторгом, воздавая должное его вдове.
А вот о сиротке говорили снисходительно, как умные о глупых, сильные о слабых. Что французский знала, -- после 1815-го этим на тамбовщине никого не удивишь. На немецком как на родном говорила? Так ведь и тетушка немецких кровей, -- вот и воспитала преемницу. А уж та, пока за больными ходила, по-всякому наловчилась: хоть по-мокшански, хоть по-чувашски, хоть по-калмыцки. И говорить умела, и слушать. Что читала много, -- а что ей еще делать? Этой бы сиротке жениха приличного! Да где ж бедной девушке, одинокой, простосердечной да умненькой, ровню найти? И приданного всего -- нрав послушливый да душа чистая.
Как у них с Герасимом что сложилось, -- того история не сохранила, а только со временем о свадьбе заговорили. Невеста уж так расцвела, что и скрыть невозможно. Как бы ни опускала она глаза, как бы ни кутала личико в платок, -- люди улыбались, заметив взволнованную и зазорливую в своем счастье девушку.
Но в Белой невесту Герасима сомнительной сочли. Можаевскому семейству, от природы здоровому и многоплодному, трудно было понять совершенную ее одинокость. Пожары, мор, смерти внезапные -- это понятно, это всегда так было. Но чтобы совсем безродная... С кем тут сговариваться? А без сговора что за свадьба? Кто ее к алтарю поведет? Тетушка? Так она по названию только тетушка. Хороша невеста!
"К тому же мещанка из посадских. Велико счастье! -- рассуждал старик-Можаев. -- Может, и дело люди говорят, что живет девица по заветам матушки-Екатерины, в науках, ремеслах и художествах упражняется, да много ль от тех упражнениев толку? И ленива, небось, как все городские. У них ведь как: поработал -- отдохни, устал -- полежи, а чтобы каждую минуту в делах пребывать: за разговором кухарить, по двору проходя сорняки сдернуть, что-то устроить, наладить, -- так уже не умеют. А на что мужу ленивая жена?" И как только сына не удерживал, -- такое упрямство в нем обнаружил, прямо скажем, можаевское, что вынужден был согласиться, чтоб единство семейное соблюсти.
Сговариваться о свадьбе, и в самом деле, пришлось с тетушкой. Та только рада была поспособствовать, и даже приданное обещала -- успела кой-что подкопить. О том лишь грустила, что под конец жизни одна останется. Однако ж молодые того не допустили, при себе на положении всеобщей тетушки жить предложили. С тем и квартиру новую подыскивать стали.
И только молодые обвенчались, в новый дом перебрались, только понесла молодая ребеночка, -- молва по городу поползла, что с юга, с Астрахани холера идет, людей как косой косит. Ежели до тамбовщины дойдет -- беда будет! Движение перекроют, вся торговля встанет, сиди, кукуй: не от заразы, так от голода сдохнешь.
Герасим по знакомым побежал, слухи от правды отделить пытался, по части медицины узнать поболе желал, и на весь город предупреждение напечатать намеревался. Только кто ему на это добро даст? Местная власть свою заботу о процветании имеет. А тут мужик, хоть и грамотный, и благонадежный, а все мужик, -- не ученый, не из столицы гость, -- место свое знать должен.
Да и что газета? Слухов и так довольно! Костры вон повсюду жгут, чад стоит, -- никакая зараза не выдержит! Другое дело, что в городе неразбериха, и от гари дышать нечем, -- но тут уж каждый сам себе средство изобретает. Кто из города едет, кто на заговоры да травы уповает.
Герасим не столько за себя, сколько за жену переживал. Ей бы на свежий воздух, подальше от волнений, под присмотр тетушки -- об одном, о дитятке думать. Вот и предложил обеим в Белую отправляться. Вдова лекарская сразу наотрез отказалась: "Стара, -- отвечала, -- чтобы от смерти бегать, а здесь, глядишь, пригожусь еще". Молодая, хоть и скрепя сердце, но ради ребеночка согласилась.
В Белой ее встретили сдержанно. Больно было Можаевым, что невестка сына в городе оставила, с собой не привезла. И то сказать, норов у Герасима был еще тот! Уж какие дела его в Тамбове держали, -- видно, покрепче семейных уз оказались. Долго старик-Можаев сердился, выговаривал кому-то за свою боль, за неустройства человеческие, чем пугал матушку-Можаеву. Та испуганно крестилась, от бранного слова мужа удерживала и Господа усердно молила, чтобы старика ее простил, а сыночка-Герушку и жену его, и всех Можаевых, и народ всякий во здравии сохранил, и чтобы хворь эта бесовская поскорей стороной прошла.
Но... не прошла. Многих выкосила: ни бедных, ни богатых, ни молодых, ни старых, ни докторов с учеными -- никого не пощадила. Тетушку унесла, да и Герасима прихватила. И ладно бы от заразы умер, так ведь от руки человеческой погиб.
А случилось так.
Как пришла беда в город, всех подозрительных: больных, простуженных, пьяных, уставших -- всех фельдшеры да цирюльники хватать стали и без разбора в бараки специальные свозить. А там и лечить не лечили, и домой не пускали. Вот и выходило, что помирать людей увозили. Те, конечно, сбегали. Кому ж помирать охота?
Оттого и сидели многие по домам, как могли хоронились, на знахарей да лекарей надеялись. Первые чесноком, уксусом, обкуриваниями разными пользовали -- только б до слез пронимало. Вторые меж собой сговориться не могли: кто кровь пускал, кто холодные примочки ставил да постное масло прописывал, а более всего хлорной известью обтираться советовали.
Тут столица еще мороки подкинула. Посты особые выставить приказала, и чтобы каждому входящему или въезжающему в губернию по две неделе на тех постах на карантине высиживать. Мужику-то без дела что сидеть, когда можно караульному заплатить и иди себе. Но уж воза груженого или скотину -- хоть умри, не пропустят.
Вот и пошло-поехало: лавки с рынками опустели, цены взлетели, повсюду поджоги с грабежами начались. (Тогда ж и типография Герасимова погорела.)
Местные власти видели все да отмалчивались, им от столицы кроме приказов дурацких, -- помощи никакой. Тогда же разговоры нехорошие появились, будто от властей да ученых все беды и есть. Вот однажды собрался народ да заявил: "Нет у нас никакой холеры, а что до смерти люди болеют, -- всегда так было. Шума бы не устраивали и жили бы как и прежде. Так что снимайте свои караулы, разбирайте бараки, а кто противиться будет, тот, значит, подлый вредитель и есть". Губернатора в заложники взяли, чтобы чиновники послушнее были. А если кто возражал, -- силой молчать заставляли. Три дня безобразничали, пока жандармы в дело не вмешались, порядок не навели.
В той-то смуте и погиб Герасим, за то что добрым словом людей урезонить пытался, к порядку и здравомыслию призывал. И не он один, -- несколько их было, друзей-товарищей, которые смерть нежданную приняли. И от кого? не от врагов-неприятелей, не от супостатов чужеземных, -- от своих же, тамбовских, тутошних. А чего добились? Холера, пока до столицы не добралась, да своего не забрала, бушевала, не утихала. Там уж естественным порядком все успокоилось. Через год зачинщиков и душегубцев наказали. Только погибших этим не вернешь.
Можаевы-старшие с виду совсем в стариков превратились. Почему-то особенно больно им было, что не болезнь это, а злодей проклятый сына у них забрал. Будто будь это холера, -- родительскому сердцу легче было бы.
Молодая, уже вдовой, сыном, Мишенькой, разрешилась и вместе с Можаевыми жить осталась. Перешла для удобства в крестьянское сословие, всему быстро навыклась, с сестрами из обители хорошо сдружилась, и все-то про церковку в память о Герасиме мечтала.
Глава 4. Тихон
Среднего брата, Тихона, другая блажь обуяла.
Едва исчислять научился, -- покоя от него не стало. То к батюшке с вопросами лезет: а почто у нас овса столько, а ячменя эстолько. Тот про жито, про корма буркнет: отстань, мол, -- так Тиша к матушке бежит: а колико чего сеяно было и колико чего урожайного снято. И цифры разные записывает, шепчет над ними, складывает, вычитает... Старик-Можаев, хоть и ворчал, да радовался, -- хозяин растет. Даже в училище сельскохозяйственное его определил (спасибо Герасиму, оплачивать помогал). Как окончил Тишка училище, отец за "вумные" разговоры принялся: покажи-ка силу, наука. А парня на сказки вдруг потянуло: то мандарины в теплице выращивать мечтал, то павлинов разводить. Вот тебе и штука, вот и думай, как малого на землю вернуть.
На то время у хозяина Новоспасского нужда в человеке явилась. Точнее сказать, не у самого хозяина, -- у брата его. Брат тот в Воронежской губернии проживал, и хотя сам чинов тоже княжеских был, хозяйство свое самолично вел, журналы специальные читал, в переписке с видными заводчиками и с самим Андреем Тимофеевичем Болотовым состоял и даже хозяйство Орловых -- и при Алексее Григорьевиче, и позже, при дочери его, Анне Алексеевне, -- не раз осматривал. При этом умел свои знания на деле применить. Недаром экономия его, хоть и меньше тамбовской была, а доходу поболе приносила. Однако, занедужило Его воронежское сиятельство. Врачи европейский климат прописывали, а ему хозяйство оставить было не на кого. Вот и искал человека, чтоб не пил, не воровал, мужикам спуску не давал и хозяйские установления соблюдал; пока человека в дело введет, пока сам лечиться будет, -- года на два службы искал.
А тут Тихон, -- грамотный, всему обученный, как и все Можаевы честный, в пьянстве и драках не замеченный. Чего еще надо? К тому же у Их тамбовского сиятельства насчет Тихона своя мыслишка была: от Новоспасского доходов все меньше и меньше, имение того гляди убыточным станет, а вот ежели бы Тихона, да после воронежской службы, да к себе в имение поставить... И чем выгодней представлялось князю задуманное предприятие, тем больше сомнений вызывал юный возраст самого Тихона: а ну как мужики паренька слушать откажутся? хватит ли у него силенок супротив них пойти? С этим к Можаевым и пожаловал.
Тихон, выслушав предложение, выказал совершенную готовность и даже охоту к службе в Воронеже. Батюшка Можаев хоть и достаточно крепок был, чтоб семью без Тихона поднимать, а на душе заскребло: для кого ж он о Белой печется, коли птенцы так и рвутся гнездо родительское оставить. (Герасим в то время о своей типографии более, чем о родной деревне заботился.) Но тут уж давняя верность семейству княжескому верх взяла. Коли прошлым повязаны, так нечего и развязываться. Да и Воронеж этот -- на время только.
А как по Тамбову холера пронеслась да Герушку оплакали, батюшка-Можаев и счастлив был, что Тиши беда не коснулась. В Воронеже и порядку более сохранялось, и болели меньше.
Вот время прошло, -- вернулся Тихон взрослым, деловым и решительным: сам вопросами задавался, сам ответы себе находил, из Петербурга арифмометр Однера выписал, тут и батя не нужен стал, -- сам-один исчислял, колдовал, расписывал и однажды так подытожил, что ежели те земли, что у Их сиятельств, хозяев Новоспасского, облогом супротив Белой лежат, в наем взять, да все пшеницей засеять (дело по тем временам новое), да хорошего покупателя на урожай найти, то через два-три года прибыток такой составится, что дом в Саратове или в Царицыне, словом, у самой Волги купить можно будет. А там и торговля другая. А коли к тому еще крупорушкой обзавестись...
-- Ну-ну, -- не спешил восторгаться батюшка. -- Здесь растить, там продавать... Толково. Ты сам-то к земле аль к торговле намерений больше имеешь?
-- Я-то? Я управляющим к князю пойду, -- уверенно ответил Тихон.
-- Вона как!
-- А что? Он уж сколько раз звал! Вот и пойду. И князю угодим, и денег получим. Плохо ль?!
-- Отчего ж плохо? Коли б ты в крепостном звании был, аль в долгах, а то инвалид какой, -- отчего ж княжеской экономией не заняться? А то ведь молодой, здоровый, свободный! Хочь так живи, хочь в купцы иди. А будешь как дворовый. Зря что ль предки наши волю себе отыскивали?
-- Эка важность! У графа Орлова крепостные получше нашего сиятельства одеваются, -- кивнул Тихон в сторону Новоспасского, -- по заграницам на хозяйский кошт по полгода живут. Крепостной конторщик перстня царского запросто удостоиться может. Вот такая воля по мне. А твоя воля что? Землю пахать да назём раскидывать?
-- А хочь и пахать... -- квакнул Можаев-батюшка. -- Ты вот про графа сказал, про конторщика... Оно хорошо, когда перстень, а ежели голодом заморят или задерут до смерти?
-- Тише вы, про смерть-то, -- вмешалась матушка-Можаева. -- Накличите... Мало вам Герушки.
На глазах ее выступили слезы, и сын с отцом осеклись, чтоб не растравлять горьких воспоминаний.
В холеру говорили знающие люди, что хворь эта от самого человека рождается, потому как иначе ей взяться неоткуда. То есть потому человек ею и болеет, что он человек. Будь он, например, дичью или скотиной -- там и болезни птичьи да коровьи. От стерви и падали чаще всего приключаются.
Другие говорили, что мор этот от малюсеньких животных приключается, но мало кому в это верилось. От такусеньких тварей может ли столько бед быть?! Объясняли, что тварей этих много в человеке собирается. "Да если б их много было, неужто не разглядели бы. Гнус и тот как собьется в тучи, разве слепой не увидит, -- задумывался батюшка-Можаев. -- А ежели и вправду? ежели есть такие букашки, что могут в человека влезть, бесстыдство и злобу в душе посеять? Может, они еще какие беды в себе несут? Может, и к Тихону забрались уже мошки злочинные? -- и все внимательнее приглядывался отец к сыну, и порой чудилось ему, что слышит он дыхание этих тварей и страшно становилось старику. -- Спаси, Господи! не остави ны заступлением Твоим!"
Воронеж не просто изменил Тихона, и не в том дело, что возмужал парень вдали от дома. Душа его будто переродилась, жестче, холодней стала. На Белую как на условие задачки смотрел: к лошадке любимой как прежде не бежал; собаку, с которой мальцом играл, походя пнул под брюхо и дальше как ни в чем ни бывало пошагал; про крестьян да наемных работников: "другая сила нужна, -- говорил, -- машинная, механическая". На братца, на младшего, Ваньку несколько дней как на червяка какого-то косился (тот от Тиши, большого да взрослого, глаз отвести не мог, -- все-то он знает, все его слушают! а картуз какой! из черного крепа, с лаковым козырьком, со шнурочком шелковым по жесткому канту), наконец, подозвал однажды братца:
-- Ну-с, молодой человек, расскажите-ка, сколько это четырежды семь будет?
Ванька хоть и не ждал экзамена, взялся считать, -- может, картуз примерить дадут:
-- Семь да семь -- четыре надесять. Четыре на память, един в уме держи, -- крепко загнул он мизинчик, краснея от стараний. -- Четыре да семь -- един надесять. Един на память, един в уме держи, -- загнул он безымянный пальчик. -- Да еще один...
-- Что ж это вы, юноша? Складываете... Да еще на пальцах? -- прервал его Тихон. -- Другой бы давно ответил и молодцом был. А вы воздух ковыряете. Как же вы радикс из бисурсолида исчислять предполагаете, ежели простейших правил до сих пор изучить не изволили...
Ванька от такой тарабарщины даже не обиделся, -- растерялся. Разжал ладошку и уставился на нее, будто ожидал увидеть там нечто небывалое, хотя бы тот же "радикс", о котором Тихон говорил.
-- Вот-вот, и будете руки тянуть... Как христорадец... -- криво усмехнулся Тихон, да вдруг такую затрещину братишке отвесил, что звон от нее по всему двору пошел.
Ванька будто ослеп на миг, даже слезы выступили, но это уж скорей от обиды, чем от боли. Бывало, перепадало ему, к примеру, за яблоки соседские. Будто своих нет. Но вот так, запросто, -- этого Ванька понять не мог. Можаевы, конечно, среди людей жили. Знали, что по-разному в домах бывает. У казаков, говорили, много бьют, среди городских подлинные изверги встречаются, у Тингаев, богатеев азорских, розгой поучить любят, -- там это вроде обычая. А Можаи людей берегли, понимали: хороший работник сыт и здоров должен быть. Голодный да битый много не наработает. Тут подумаешь, прежде чем руку-то поднимать.
-- Буде, -- одернул старик-Можаев, с укором взглянув на Тихона.
-- А что? Как есть говорю, -- учительским тоном ответил тот.
Но уж извиняться не стал.
Тихон все-таки устроился в Новоспасское, -- сначала помощником управителя, потом вместо него. Вскоре имение князя в гору пошло, выросло и хозяйство Можаевых. Они и впрямь записали за собой земли через дорогу от Белой, засеяли их белыми хлебами, а как урожай сняли -- продали быстро и выгодно. Скоро рядом с перекрестьем монастырской дороги и тракта, со стороны пшеничных полей, место под церковь в память о Герасиме отвели. Пока строительство шло, вдова за работниками приглядывала, кормила их, стройку охраняла, да и сама рядом с церковкой прижилась. Там же ей с сыночком-Мишенькой избушку малую поставили. А Белая -- меж обителью и церквой (в народе ее "Герасимом" прозвали) как в благодатных объятиях оказалась.
А вот мира в доме поубавилось. Все заметней отдалялся Тихон от родительского уклада, все грубее огрызался в ответ на отцовские увещевания. А уж к молитве как охладел, -- о том старики-Можаевы даже думать боялись, хотя слышали, что есть такие, которые без Бога жить не боятся, но чтобы сын... И все-то оправданий ему искали: по молодости красуется, дурень, в разум никак не войдет.
А разум-то неплохой был, и насчет земли правильно подсказал, и про крупорушку хорошо придумал, и князь им не нахвалится. Вот только мужики княжеские управляющего стороной обходят. Уж больно строг -- задержек с недоимками не прощает, штрафы живодерские выписывает, да и рука у парня тяжелая. Но Тихону до всего этого и дела нет. Сидит себе с утра до ночи с карточками, списками какими-то. Тетрадь толстенную, красную для себя завел, всю расчертил, вензелями разукрасил, и на первой странице эдак торжественно написал: "Тетрадь сию для исчислений употреблять надлежит, дабы сочтено было великое и малое, в продажах и куплях, в мерах и весах и во всякой цене, и во всяких деньгах, во всех царствах всего мира".
Стариков-Можаевых эти слова не на шутку встревожили, -- будто и вправду все одинаково сочтено может быть и измерено; эдак и великого ничего не останется. Но уж в дела Тишины не лезли, чтобы сына не раздражать.
А скоро Его сиятельство позвал Тихона в Петербург, чтоб уж там навыкался местным порядкам. Не с руки князю столицу ради тамбовщины лишний раз покидать, когда подходящий работник есть. Тихон будто того и ждал, и, несмотря на воздыхания матери и ворчание отца, сразу ответил согласием, будто стариков и спрашивать не собирался. Пришлось им сына на разлуку с отчим домом благословить, чтобы хоть небесные заступники упасли его от бед и соблазнов, которыми город готов одарить любого простачка из далекой деревни.
Но Тихон в столице быстро освоился, со временем, с разрешения Его сиятельства, мещанский билет купил, дело завел, пару лавок открыл, потом и невесту себе нашел, замечательную своим приданным и совершенной кротостью. Обо всем этом старики-Можаевы из сыновних писем узнавали. Читали да хмурились. И все в гости ждали: ждали, когда Тиша невесту привезет, чтобы познакомиться, ждали, когда уж помолвка состоялась, ждали, что молодые за благословением на венчание приедут. Но молодые все не ехали... Наконец, Тихон известил стариков-Можаевых о состоявшемся венчании, известил небольшим письмом на дешевой бумаге, щедро разрисованной завитушками, и предложил, буде в том нужда, останавливаться у них на квартире за меньшую, чем в гостиницах и доходных домах плату.
Смотрели Можаевы на клочок бумаги, крутили его так и сяк, батюшка плечами пожимал, матушка слезы утирала, Ванька-малец, на стариковы волнения глядя, разреветься готов был, оттого гусём ходил-хорохорился и обещал батюшку с матушкой, когда в силу войдет, сам в столицу свезти и во дворце вместе с царем поселить.
-- Тогда что! -- трепал паренька по головке родитель. -- Тогда, мать, и горевать некчем. Вона какой заступник растет!
Глава 5. Иван и Аксинья
За Иваном Можаевым, в отличие от его братьев, особых увлечений с талантами не водилось. И хотя человеком он был крайне порядочным, однако, несомненно, провинциальным. Но именно такого искала графиня N, дабы разрешить одно недоразумение деликатного свойства... Однако, все по порядку.
Иван всем сердцем, самой кожей чувствовал, как горько переживали старики потерю Герасима, как тяжело отпускали Тихона; чувствовал и старался быть им крепкой опорой, чтобы тем и волноваться не о чем было: сиди себе, отдыхай да на цветики любуйся, -- словом, все свои мысли вокруг семейного устроения держал. А ежели знает человек чего хочет, и пожелания его благие да крепкие, то и Бог ему в помощь.
Учили Ваньку никакие не учителя, -- инокини приходящие да тетка, вдова Герасимова, по Почаевским церковным азбукам учили. И ведь сумели разум его к познаниям так расположить, что скоро Ванятка и сам себе учение устроить умел, за книгами да тетрадями ровно студент какой просиживал. (Тут и Герасиму спасибо, -- пока жив был, неплохую библиотеку составил: книги разные, журналы, карты, даже гравюр несколько.) Смущался батюшка-Можаев, видя сыновнюю тягу к учению. Казалось ему, -- из-за нее, из-за учености этой, Герасим с Тихоном от дому отбились. Но Ванечка, на счастье отцово, никуда не рвался, Белую больше жизни любил, прошлое почитал, отца с матерью слушался, тетке-вдове, да и всей родне чем мог помогал. Словом, совершенным Можаевым рос: к Богу -- с благоговением, к людям -- с уважением, к старине -- с почтением.