В каждой деревне должны быть свой юродивый и своя кликуша.
Федор Шаляпин это Коля Басков. Зинаида Гиппиус - Лера Новодворская. Аркадий Аверченко - Витя Шендерович. В любом случае, и труба пониже, и дым пожиже.
Этот смысловой ряд, помимо прочих аллюзий, подчеркивает типичность, а не исключительность продуктов распада эпохи перестройки и гласности начала двадцатого века.
Демиург революции Троцкий - вот истинный символ Серебряного века, зеркало русской культуры периода распада. "Если долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя".
У товарища Троцкого сладкие, терпкие губы,
Выразительный рот, да еще леворверт в кобуре.
И вот-вот запоют у Кремля ерихонские трубы,
Отпевая шлимазла, что жил в местечковой дыре.
Он идет по прошпекту в унылом пенсне и ботинках.
Ни разруха, ни голод безродному псу не страшны.
Ночевал на Литейном у богини - буфетчицы Нинки,
Там и встретил под утро приход долгожданной весны.
Той весны, что свободу дала моисееву роду,
Разметав половодьем сиволапый мужицкий помет.
Он идет по прошпекту, пиная чужую природу,
В ожидании счастья и приятных по службе хлопот.
А тем временем в жаркой Испании маленький мальчик,
Из отцовского шкафа ледоруб потихоньку достал.
Он порезал слегка (мать не видела) собственный пальчик.
Не заплакал, но долго о чем-то неясном мечтал.
Серебряный век не есть продолжение золотого века русской культуры. Отравление "философией" Чаадаева, публицистикой Добролюбова, Чернышевского, Писарева, оглоушение "Колоколом" Герцена привело в конце царствования Александра Третьего к торжеству мещанства в прозе и декадансу в поэзии. Предпринимались попытки противостоять этому, поддержанному тогдашним СМИ и общественным мнением, течению - через структуризацию дворянской поэтики. Лесков в прозе, Гумилев в поэзии. Но мещанин, назвавший себя интеллигентом, непобедим. Блатняк Горького, юродство Короленко, сибаритство Шаляпина - все на деньги Саввы Морозова ничуть не противоречили списанному с Европы декадансу тогдашних верполозковых и дмитриевбыковых. Публика рукоплескала.
Современная нам ситуация заколачивания гвоздей в гроб русской культуры советского периода отличается только меньшим изяществом.
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Хамон, айфон и ипотека.