Аннотация: "Поэзия перестаёт быть искусством, когда она теряет своё назначение и высшую цель" Тамарович
Бог ничего не даёт взаймы и если поэзия существует, то это для чего-то нужно.
Она гораздо старше письменности, книгопечатания, читателя, критика и даже языка. Она стоит у начала человеческой истории, овеществляя неуловимую связь мышления, речи, человеческого сознания в божественную троицу человеческой культуры.
Если всмотреться в глубь этих невообразимых исторических тысячелетий, то пахнет оттуда такой плотной энергией словообразования и словоовеществления, что впору вровень им ставить лучшие методики массмедиа нашего века.
Человек среднего и верхнего палеолита обладал образным мышлением в не меньшей степени, чем наш современник и умел овеществлять свои виртуальные видения в картинах невероятной силы и, что интересует меня более всего - в музыке, танцах и шаманистических песнопениях.
Но слово было раньше изображения, оно есть предтеча всему и я предполагаю, что слово это было облечено в поэтическую форму.
Что даёт мне право делать такие предположения?
Начало человеческой речи лежит не в области передачи информации, но в рамках методики манипуляции другой особью в собственных целях. Праслово было не сообщением, но общением с целью получить желаемое.
Если говорить об абсолютном оружии в палеолитических сообществах ранних гоминид, то им было - слово, потому что именно с его помощью пралюди без приложения материальных средств, пользуясь только словом заставляли себе подобного сделать то, что противоречило интересам последнего - отдать своё чужому. И сделать это не под угрозой реального топора, но руководствуясь словесным указанием говорящего.
В основе этого механизма управления лежит очень сложный нейрологический процесс и я не ставлю своей целью его обьяснить. В конце моих лирических заметок есть небольшая библиография для тех, кто захочет расширить свои познания в этом и других, затронутых мною вопросах.
Должна сказать, что вся человеческая речь и проистекающие из неё искусства не утратила этой феноменальной способности по сию пору - внушать что-то в интересах говорящего.
Мы и говорим лишь для того, чтобы убедить. Лишите человеческое общение, либо информационное сообщение этого качества и оно превратится в ничто, в обезличенный и безразличный нам субстрат, в набор букв или звуков.
Только направленность речи на собеседника реального, либо мнимого делает её человеческой речью.
Итак, смею предположить, что речь в первую очередь существует для убеждения. Иными словами, для манипуляции чужим поведением/сознанием.
Это первая и главенствующая функция речи, языка, как её производного и в том числе поэзии.
Вторая функция речи - информационная, но и она, как я уже сказала опосредована идеей манипуляции корреспондентом.
Из указанного с необходимостью проистекает рассмотрение всех свойств поэтической речи, начиная с её первых праисторических явлений в связи с функциональной необходимостью её применения, как средства убеждения, манипуляции сознанием.
Все современные исследователи начал человеческой истории сходятся во мнении, что
проявления человеческой культуры в самых ранних стадиях её истории были связаны с религиознами культами. Собственно, сами эти культы были средством осознания окружающего мира, его познания и структуризации. Что здесь было первым, а что вторым, изначально ли прачеловек обладал волшебными свойствами своего воображения и анализа на его основе окружающей среды , либо они появились в результате каких-то мутаций мозговых структур пока что неясно.
Однако, если попытаться ответить на сакраментальный вопрос - чем же человек отличается от обезьяны, то получается именно этим - умением создавать виртуальное, воображаемое пространство. Вымышленный мир. Мир грёз, богов и интернета.
При этом, именно этот вымышленный мир и позволяет человеку удачнее всего структурировать мир реальный, приспосабливать его для собственных нужд и чувствовать себя в реальном мире, как дома.
К феноменам вымышленного мира, который наиболее значимо изменил реальный мир обитания человека можно отнести религию во всех её проявлениях, а ныне, это равноценный ей по силе воздействия, но не осознанный до сих пор в своей значимости - виртуальный мир общественного сознания - интернет.
На заре человеческой истории с помощью поэтического слова создавалась методика влияния одного индивида на другого, либо, что ещё лучше - на группу индивидов. Таким образом рождалась социальность, а уж она, в свою очередь, развёртывала эволюцию человеческого развития с энергией ядерного взрыва.
Давно замечено, что человек в группе наиболее подвержен влиянию ритма и звука в определенных тональностях. Далеко ходить за примерами не нужно. Любой рок концерт, религиозные собрания да и партийные съезды с совместным пением гимнов, подтверждает сказанное.
Праслово имело сакральную мощь потому, что прачеловек в силу нейробиологических свойств мозга был ему послушен. Оно сразу же было выделено человеческим сообществом в ранг священных, исключительных сущностей.
Кроме того, слово обладало необоримой силой виртуального знака, поскольку только при помощи слова мог как-то обозначаться невидимый и не воспринимаемый потусторонний мир духов, тотемических предков, богов и других подобных существ. И это стало возможно потому, что слово в его реальном значении или смысле находится в субъективном мире человека, в его сознании, в то время как изображение так или иначе привязано к действительности как воплощение образов предметов и явлений этой действительности в материале искусства. Отсюда проистекает безграничное могущество слова в выражении воображаемых миров, преодолении времени и пространства, развитии логического мышления и возникновении всех форм общественного сознания -- мифологии, религии искусства и науки.
Но поэтическое слово, имеющее в своём арсенале воздействий ритм, звуковой ряд, мелодику повторов было абсолютным оружием в области воздействия на сознание нашего предшественника.
Эти качества поэтического слова были немедленно использованы в нужных целях шаманами и всеми последующими религиями в человеческих сообществах любых времен и народов. Живы они и по сию пору во всех ипостасях воздействий одного человека на другого.
Итак, я смею утверждать, что назначением прапоэзии являлось, усовершенствованное до вершин абсолютного оружия, искусство внушения и манипуляции чужим сознанием с целью создания социально структурированного человеческого сообщества.
При этом возникли такая институция, как человеческая культура во всех её проявлениях - от религии до первого канала российского телевидения.
Но любая дорога ведет в двух направлениях.
Для того, чтобы усовершенствовать силу воздействия первым шаманам приходилось создавать шедевры ритмической и музыкальной речи и, смею предположить, что они были ничуть не менее прекрасны, чем наскальные рисунки на стенах пещеры Ляско.
Возникали встречные потоки развития - создание первых религий и необоримые изменений в самой речи, вызванные осознанием новых образов в окружающей действительности.
Используемая, как средство управления человеческим сообществом, поэтическая речь развивалась по законам языка, как оказалось единым для всех человеческих языков мира, но при этом, как любая поэтическая речь, сама моделировала окружающий мир своими словообразами.
И вот в этом я вижу её не менее важную цель в развитии человеческой культуры.
Поэзия, как таковая, начиналась, как средство манипуляции, но благодаря ей создан виртуальный мир человеческой культуры и он продолжает свою эволюцию в рамках человеческого языка.
Поэзия творит язык, она ощупывает окружающее пространство щупальцами образов и звуков, соотносит с ним свои невероятные метафоры, выплескивает в мир новые сравнения и даже слова и, вот вам чудо - мы можем спокойно представить себе флейту из водосточных труб, или лик века волкодава. Кому что по плечу.
Путешествуя из прошлого в настоящее, я предполагаю, что главной целью и задачей современной поэзии является созидание языка, а не следование каким либо канонам и правилам. Благодаря своим качествам и внутренним законам, она только и есть настоящей лабораторией и опытным полигоном современного человеческого языка, одновременно и его истинный храм, и деревенская кузница.
Поэтому ей не страшны колебания маятника читательского интереса, не пугает множество пишущих, не обескураживают массы избранных поэтов и отчаянные стенания критиков о чистоте поэтических рядов.
Она живет по своим законам, которые определены свойствами человеческого мозга и социальными условиями в куда большей степени, чем предполагают её апологеты и порицатели.
Ей угодны и те и другие, она творит язык, а он, как известно, не принадлежит категориям элит.
Литература для заинтересовавшихся вопросом.
Б.Ф Поршнев О начале человеческой истории
С.Лем Философия случая
С.Лем Мой взгляд на литературу
В.Вейдле Умирание искусства
Пьер Бурдье Поле литературы
Ю. Тынянов Литературный факт
В. Гумбольдт О мышлении и речи
Э. Сепир Речь, как черта личности
Р. Якобсон Лингвистика и поэтика
Л. Базарова К вопросу соотношения языка и культуры
А. Вежбицкая Понимание культур через посредство ключевых слов
Б. Уорф Отношение норм поведения и мышления к языку
Д.Дэвидсон Что означают метафоры
А. Леонтьев Язык как социальное явление
А. Леонтьев Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности
С. Старостин У человечества был единый праязык
Н. Марр К происхождению языков
С. Кацнельсон Язык поэзии и первобытно-образная речь
Е. Мелетинский Первобытные истоки словесного искусства