Среди гениев эпохи Ренессанса одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума, его научные предвидения, замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство - все это повергало в изумление уже его современников, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV-XVI веков. Сокровенные размышления Леонардо да Винчи явились учебником мудрости для многих великих людей прошлого. Слава великого итальянского мыслителя уже при жизни была такова, что европейские монархи соревновались за право предложить ему службу у себя при дворе.
Детство
Леонардо да Винчи родился в городке Винчи между Флоренцией и Пизой 15 апреля 1452 года. Он был внебрачным сыном нотариуса синьора Пьеро да Винчи и местной крестьянки, которые не прожили вместе ни дня. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились без предубеждения, поэтому мальчик воспитывался в семье отца и не страдал от каких-либо притеснений.
Пока Леонардо жил на родине, его воспитанием занимались бабушка с дедушкой и дядя. Отец в его жизни практически не участвовал, так как жил во Флоренции, где женился на женщине, равной себе по социальному статусу.
В возрасте 14 лет в столицу Флорентийской республики к отцу переехал и Леонардо. В этом городе сложились его интересы, были накоплены его первые знания. В 1466 году Леонардо был отдан здесь в обучение к известному живописцу и скульптору Андреа Верроккьо.
Обучение
Обучение в мастерской продолжалось в течение шести лет. Ученикам запрещалось прикасаться к краскам до тех пор, пока они не освоят прочие техники, от рисунка до ювелирного искусства. Этот перечень включал также овладение навыками изготовления панно, мастик, растирания красок, работы пером и всеми инструментами скульптора. Главным методом обучения было копирование произведений античного искусства, которые тогда становились известными благодаря проводившимся археологическим раскопкам. Кроме того, Верроккьо в своем обучении одним из первых стал делать акцент на изучении человеческой анатомии. Занятия проходили в госпиталях, где ученики, исследуя трупы, осваивали тонкости строения человеческого тела. Позднее Леонардо самостоятельно совершенствовался в этой области, о чем свидетельствуют его многочисленные анатомические рисунки, сохранившиеся до наших дней.
Среди учеников Верроккьо Леонардо да Винчи практически сразу показал себя как самый талантливый. К концу учебы ему представился случай продемонстрировать это на деле. Мастер получил заказ на картину "Крещение Христа" и по традиции часть работы передал ученикам. Леонардо доверили написать фигуру одного из ангелов, свидетелей крещения Спасителя, другого же стал писать сам Верроккьо. Когда работа была закончена, превосходство ученика над учителем стало очевидным. Ангел в исполнении Леонардо, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, явно принадлежал кисти уже сложившегося мастера. В 1472 году да Винчи закончил свое обучение и был записан в цех флорентийских художников.
В поисках славы
При помощи отца Леонардо открыл в 1478 году свою первую мастерскую и получил первые заказы. Однако жизнь во Флоренции и занятия исключительно живописью не удовлетворяли полностью амбиций молодого художника. В эти дни он записал для себя слова Данте: "Двигаться по пути к славе - не на перине нежиться. Кто проживет свою жизнь без славы, тот оставит после себя на земле след, подобный струйке дыма в воздухе, пене на воде..." С самых юных лет Леонардо привлекали инженерные задачи. Он много времени посвящал разработкам различных машин и технических устройств, планировке оросительных и судоходных каналов.
В 1482 году да Винчи покинул Флоренцию и перебрался в Милан, где правил воинственный герцог Людовико Сфорца, двор которого имел репутацию третьего по важности двора в Европе. Сфорца не ограничивался только присоединением новых территорий. Как мудрый правитель, он стремился завоевать и сердца своих подданных, обрести славу и благодарную память потомков. Для этого он прибегал к помощи художников, призванных восхвалять его заслуги, увековечивать память о нем произведениями искусства и новыми постройками.
Чтобы добиться благосклонности правителя Ломбардии, Леонардо направил ему письмо, которое было, по сути, рекламным текстом, презентующим достижения художника в различных областях. В эти годы Милан вел войну с Венецией. И девять пунктов письма художника были посвящены военным изобретениям, которые должны были, по его мнению, заинтересовать миланского властителя. "Пресветлейший государь мой, - писал Леонардо, - увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки тех, кто почитает себя мастерами и конструкторами военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я, без желания повредить кому другому, светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты и предлагая их затем по своему усмотрению, когда позволит время, осуществить с успехом в отношении всего того, что вкратце, частично, поименовано будет ниже". Лишь в последнем пункте письма да Винчи упомянул свои достижения в архитектуре, скульптуре и живописи: "Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как зодчий в проектировании зданий, общественных и частных, и в проведении воды из одного места в другое. Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины. Сходно и в живописи - все, что только можно, чтобы поравняться со всяким другим, кто б он ни был".
Миланский период
В Милане Леонардо да Винчи прожил 17 лет. Он был зачислен в состав коллегии инженеров герцога. Даже в документах этого периода он именуется в первую очередь "инженером", а потом "художником". С первых же месяцев своего пребывания в Милане Леонардо вплотную занялся всеми отраслями военной техники. Кроме того, одним из основных его занятий в этот период было устройство придворных празднеств. Так, вскоре после свадьбы племянника Моро и внучки неаполитанского короля Леонардо, по отзыву современника, "с великой изобретательностью и искусством" устроил "парадиз" - рай, где небо было представлено в виде колоссального круга, божества каждой планеты описывали предначертанные им пути и "с пением стихов появлялись перед молодой четой".
Живописный талант Леонардо также оказался востребованным. По заказу Людовико Сфорца художник написал два (из четырех ныне известных) женских портрета. Обе модели были возлюбленными правителя Милана. Портрет Цецилии Галлерани известен ныне как "Дама с горностаем", а изображение Лукреции Кривели - как "Прекрасная Ферроньера".
В 1495-1498 годах в доминиканском монастыре Санта-Мария делле Грацие, который герцог пожелал сделать своей родовой усыпальницей, Леонардо да Винчи написал один из своих бессмертных шедевров - фреску "Тайная вечеря". Эта роспись стала вехой в истории искусства Возрождения: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи всего Запада.
Массу времени и сил художник потратил на грандиозный, но так и не осуществленный проект. Свыше 10 лет он работал как скульптор и инженер над конным монументом, который должен был изобразить отца герцога Людовико - Франческо Сфорца. В 1491 году была закончена исполненная пластической мощи глиняная модель статуи в натуральную величину. Но технологии того времени, необходимые для осуществления замысла в металле, были крайне сложными, и создание памятника продвигалось очень медленно. Задуманный памятник так и не был отлит. В 1499 году Милан был захвачен французами, которые разрушили глиняный образец, а заготовленная для статуи бронза еще раньше была пущена на литье пушек.
"Мона Лиза"
После падения Людовико Сфорца Леонардо да Винчи на долгое время покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Риме (1513-1516). У себя на родине он работал над самой известной своей картиной - портретом "Моны Лизы". Мона Лиза (сокращение от "мадонна Лиза") была женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео делле Джокондо (отсюда пошло второе название картины - "Джоконда"). Когда мона Лиза впервые начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырех лет - по понятиям того времени, возраст, приближающийся к среднему. Первый биограф да Винчи Вазари писал: "Чтобы достичь такого совершенства в написании портрета Джоконды, изобретательный Леонардо, между прочим, употребил такое средство: пока мона Лиза позировала, подле нее постоянно находились певцы, музыканты и шуты, дабы постоянно поддерживать в ней приятное и веселое настроение духа и избежать утомленного, меланхолического выражения, почти неизбежного в портретной живописи. И действительно, Леонардо совершил настоящее чудо". Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Леонардо смотрит на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной и даже отвратительной. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает мона Лиза: веками мужчины смотрели на нее с восхищением, замешательством и еще чем-то, близким к ужасу.
"Осень" во Франции.
За долгие годы, проведенные в различных итальянских государствах, Леонардо так и не нашел общего языка со своими соотечественниками. Его увлечение механикой, анатомией и другими естественными науками, медленная манера работы над заказами, тяга к постоянным экспериментам не встречали понимания у заказчиков, в качестве которых, как правило, выступали городские власти или же богатые аристократы. В отличие от итальянцев значительный интерес к художнику проявлял французский двор. С 1506 по 1513 год да Винчи снова стал жить и работать в Милане, который в это время принадлежал французской короне и управлялся вице-королем Шарлем д"Амбуазом. Французские власти относились к Леонардо с большим почтением и считали, что его присутствие само по себе украшает миланский двор. Они предоставили художнику полную свободу действий, хорошо платили и не предъявляли слишком настойчивых требований. Не считая нескольких случайных поездок, он провел шесть лет в Милане, все больше погружаясь в свои научные исследования.
После того как в 1512 году на короткий период Милан снова попал в итальянские руки, Леонардо в последний раз попытался устроить свою судьбу на родине, на этот раз в Ватикане. Однако его покровитель при папском престоле Джулиано Медичи, брат папы, неожиданно скончался, не успев устроить дела своего протеже. С самим римским первосвященником художник взаимопонимания не нашел и в 1516 году принял предложение французского короля Франциска I окончательно перебраться на жительство во Францию.
В том же году да Винчи с несколькими учениками прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенный в ста шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа. Ему сразу же был присвоен титул "первый художник, инженер и архитектор Kороля" - без всяких условий, просто из уважения к его дарованию. Франциск отвел Леонардо апартаменты в уютной усадьбе Клу, находившейся рядом с дворцом, и часто навещал там 64-летнего художника.
Неизгладимое впечатление, которое Леонардо произвел на своего нового покровителя, засвидетельствовано записками Бенвенуто Челлини, двадцать четыре года спустя приехавшего на службу во Францию. В своих "Воспоминаниях" он пишет, что "король Франциск столь глубоко любил великие таланты да Винчи и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причем в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом".
Последние три года своей жизни Леонардо жил на покое, лишь изредка возвращаясь к занятиям. Одна его рука была парализована, так что о живописи не могло быть и речи. Но его по-прежнему интересовали инженерные задачи: сохранились два его гидрографических рисунка со схемами прокладки каналов в долине Луары. Возможно также, что он руководил закладкой фундамента огромной крепости, которую задумал строить Франциск I. Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. В описаниях мистерии, поставленной в королевском замке, присутствует механический лев, которого кто-либо, кроме Леонардо, вряд ли смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев (очевидно, приводимый в движение пружинами) сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собираясь на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.
О других занятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Он умер 2 мая 1519 года в возрасте шестидесяти семи лет.
Судьба архива Леонардо да Винчи.
После смерти Леонардо его ученик Франческо Мельци оказался владельцем "бесчисленного количества томов" рисунков и записей своего учителя. Он хранил их у себя дома, где в 1566 году их и видел Вазари, первый биограф великого художника. Мельци хранил бумаги и рисунки Леонардо в неприкосновенности и завещал их своему приемному сыну Орацио в полной уверенности, что тот будет обращаться с ними столь же бережно. К сожалению, Орацио этого не сделал, и вскоре бумаги Леонардо пошли нарасхват. Манускрипты и отдельные листы покупались, продавались, их крали, уступали за меньшую плату... В конце концов они разошлись по всему свету. Сегодня их можно встретить в Милане, Венеции, Турине, Мадриде, Париже, Виндзоре, Лондоне, в библиотеке графа Лейчестерского в Холкхэм-Холл. Небольшие фрагменты и отдельные страницы находятся в частных и общественных собраниях Соединенных Штатов Америки: в нью-йоркском музее Метрополитен, в коллекциях Джона Николаса Брауна и Роберта Лемана. Невозможно сказать, какая часть наследия Леонардо потеряна. Кое-что еще может быть найдено: например, в начале XIX века огромное количество страниц каким-то образом исчезло из хранилища Британской короны. Скорее всего, эти страницы не были уничтожены - их просто спрятали.
Интересно, что ...
...рост Леонардо да Винчи превышал 190 сантиметров.
...Леонардо был амбидекстром - он в одинаковой степени хорошо владел как правой, так и левой рукой. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
...в своих знаменитых дневниках Леонардо писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие "почерк Леонардо".
...однажды юный да Винчи работал над росписью щита, который должен был внушать страх каждому, наподобие головы Медузы Горгоны. "Для этого Леонардо в одну из комнат, куда не заходил никто, кроме него, натаскал хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, саранчу, летучих мышей и другие странные виды подобного рода тварей и из их множества, разнообразно сопоставленного, составил изображение некоего чудища, чрезвычайно страшного и жуткого".
...да Винчи виртуозно играл на лире. Настолько, что когда в суде Милана рассматривалось его дело, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
...Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге "О живописи" он писал: "Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой".
...в числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо "от Леонардо" - тонко нарезанное тушеное мясо с уложенными сверху овощами - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
...в Милане Леонардо да Винчи основал Академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела.
...один из биографов да Винчи, Джовио, пишет о том, что ничто не занимало так Леонардо, как труды над оптикой, что он "отдавал себя нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических изысканиях, рассекая трупы преступников" и т. д., причем, "изобретая многочисленные побочные вещи, он чрезвычайно нерадиво работал над одним определенным искусством и довел до конца очень мало произведений", что, "увлекаемый легкостью своего гения и подвижностью натуры, он постоянно изменял своим первым замыслам".
...в 1960 году на обратной стороне листа 133 "Атлантического кодекса"* нашли рисунок велосипеда, удивительно точно совпадавшего с выпускавшимися в свое время моделями. Это была сенсация! Предположили, что шедевр датируется 1500 годом. Однако спустя некоторое время выяснилось, что этот "проект" шутки ради нарисовал в самом конце XIX века один склонный к проделкам библиотекарь.
...в июне 2000 года в Мадриде в одной из записных книжек Леонардо, до того времени остававшейся неизвестной, был обнаружен детальный план пирамидального парашюта. Один богатый меценат уговорил английского парашютиста Адриана Никласа испытать изготовленный благодаря его спонсорской поддержке парашют, сконструированный в точном соответствии с указаниями Леонардо, за исключением лишь того, что вместо льняной ткани использовалось хлопчатобумажное полотно. Несущая поверхность имела арматуру из сосны и весила почти сто килограммов, в сорок раз больше современного парашюта. Несмотря на это, спуск осуществлялся благополучно, первые две тысячи метров были пройдены за пять минут, то есть достаточно медленно. Парашют работал! Однако в конце концов все же пришлось раскрыть современный парашют для завершения спуска, поскольку модель Леонардо была слишком тяжелой и в момент приземления могла насмерть придавить парашютиста.
_______________
* Атлантический кодекс - условное название свода рукописей Леонардо да Винчи. - Прим. ред.
Цитаты Леонардо да Винчи.
Жалок тот ученик, который не превзошел своего учителя.
Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью.
Истина - единственная дочь времени.
Когда в споре оперируют ссылками на авторитеты, то задействуют не ум, а, скорее, память.
Кто боится опасности, тот от нее и погибает.
Желающий разбогатеть в течение одного дня будет повешен в течение одного года.
Кто мало думает, тот много ошибается.
Движение - причина любой жизни.
Никакой процесс нельзя провести быстрее и проще, чем он проходит в природе.
Порицай своего друга наедине и хвали на людях.
Кто других обижает, тот себя не бережет.
Совета спрашивай у того, кто охотно признает свои ошибки.
Проще спорить в начале дела, чем в конце.
Если ты будешь один, ты будешь целиком принадлежать самому себе.
Мелкая причина порождает крупные развалины.
Живопись - это наука и законная дочь природы, потому что она порождена самой природой.
Кто не ценит жизни, тот ее не заслуживает.
Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь.
Если хорошо проведенный день - это день, который ты проспал в своей постели, то хорошо прожитая жизнь - это когда ты умираешь в своей постели.