Митрополит Кирилл прочитал, можно сказать, блистательную лекцию
( От результата диалога политического мира с Церковью будет зависеть наше будущее, http://kreml.org/news/119753962?user_session=87a8fdb4bbcab569c0fa814b56b6f6ac ).
C содержательной стороны, она во многом представляет собой по существу пересказ его исторического доклада на Х Русском соборе.. Но по форме ... Ему удалось- и именно в связи с этим можно говорить о блистательности - нечто из высшего: соединить христианскую в ее православном варианте идеологию, взятую без каких-либо искажений, и вполне секулярную форму изложения. Идея самостеснения, то есть центральная христианская идея( "реализовывать свободу в системе нравственной ответственности" -это и есть идея христианского самостеснения )- подана как общекультурная задача, как насущная идеология самоспасения России и всей европейской ( в широком понимании ) цивилизации. Вот вам готовый наследник нынешнего президента, если, конечно, последний все-таки рискнет за оставшиеся два года и в рамках действующей конституции через фактическую передачу правительству всех президентских собственно управленческих функций существенно сместить политическую ответственность президента из области управления в. область идеологии( об этом подробнее здесь- http://vsurikov.ru/newkurs.htm ) Понятно, что это вариант чисто теоретический. По многим причинам и в частности потому, что м. Кириллу на время своего президентства пришлось бы снимать митру. Но фигура митрополита Кирилла точнейшим образом ( с точки зрения текущих и перспективных национальных интересов России) задает направление, в котором нужно искать приемника. Может быть не в восьмом, а 12-м году.
Лекция демонстрирует, что по счету гамбургскому митрополиту Кириллу нет сейчас в России равной ему политической фигуры.
То, что он высказал в своей лекции наилучшим образом коммутирует с курсом, проводимым президентом Путиным и является вполне адекватной экстраполяцией этого курса года так до 16- 17. Для такой лекции весьма и весьма была бы уместна аудитория федерального собрания с приглашением всех функционеров высшего и среднего звена из президентской Администрации и правительства. И всех губернаторов поголовно - на эту выучку..
На фоне этой лекции по меньшей мере странными выглядят все реплики недоумения и недовольства, которые замелькали сразу же после выступления м. Кирилла на Х Соборе. Ну ладно такие эксперты по идеальному, как насельники "Эха Москвы ". Но и люди, явно склонные к глубокомыслию, демонстрируют порой просто поразительную потерю остроты зрения. В качестве примера приведу две публикации. Н.Струве, ( http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=5904&issue=166 ),
к примеру, явно не заметил, что м. Кирилл говорит вовсе не от лица некоторой социальной структуры под названием церковь, а от лица Церкви, структуры цивилизационной, единственной к тому же на сегодня, что последовательно отстаивает определяющую роль ИДЕАЛЬНОГО в человеческом миросозерцании, поддерживает, подпитывает энергией все более ослабевающее, свертывающееся поле этой идеальности.. Совершенно не чувствует этого нюанса и высокомудрый эксперт Г. Павловского В.Глазычев (По чему звонит колокол?, http://www.russ.ru/columns/stolpnik/121924242?user_session=37e65083f4065acbde72bb1c4fff0623) - он хотя и не упоминает доклада м. Кирилла, но явно находится под его впечатлением.