Суржиков Роман: другие произведения.

Обзор "Блэк Джек - 2016" с полуфиналом

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полуфинал добавлен ниже обзора второй группы


   Что же есть на "Блэк-Джеке-2016"?
  
   Я прочел 69 рассказов второй группы и увидел следующее.
  
   Весьма распространены рассказы-констатации: их сюжет очень мало проявлен, а весь текст сводится к сообщению некоторого фантастического факта. Папа стал зомби, но дочка его все равно любит. Внутри девочки живет демон. Внутри сапера живет демон. Человек дружит с акулой. Человек дружит с домовым... и т.д. Иногда изложение балует живостью (Нафаня и Пидкасистый), но рассказы этой категории все же смотрятся довольно скудными, поскольку все их содержание легко сводится к одной фразе.
  
   Немалое количество невразумительных рассказов: происходит черте-что, читателю следует запастись терпением, напрячь интеллект, воскурить галлюциногенных благовоний и разгадывать рассказ, как головоломку. ("Вам пиры", "Крысолов", "Без Ноя", "Я тебя вижу", "Мой мир", "Запись", "Карантин" и т.д.).
   Сия категория делится на 2 подвида: рассказы, в которых неясна развязка ("Я тебя вижу", "Крысолов", "Банка", "Запись", "Заповедник"); и более суровый вариант - рассказы, в которых неясно в принципе, что происходит ("Вам пиры", "Карантин", "Мой мир").
  
   Следующий вид - чернуха. Таковой на конкурсе весьма немало. Растекается на подвиды:
   - просто себе чернуха ("Железяка", "Судья Морт", "Улица без имени")
   - чернуха умная, с идеей ("Инфокалипсис", "Универсальный аргумент")
   - чернуха циничная, вызывающая желание вымыться после прочтения ("Красивая кошка, уродливый кот", "Оформитель")
   - чернуха невразумительная - сие есть дивное пересечение с предыдущей категорией рассказов: сюжет неясен, но читать мерзко ("Вам пиры", "Карантин", "Крысолов");
   - ультра-чернуха: "Счастье" - оно, как бы с идеей, но творящееся зверство ее затмевает; у Шекли эта идея как-то человечнее изложена;
   - есть и один удивительный случай: светлая чернуха - дело дрянь, но чувства от прочтения возникают светлые; конечно, я говорю о рассказе "25 мая".
  
   Далее - юмор.
   Его много, и он тоже делится на подвиды.
   Наиболее плачевный из подвидов - ерничанье, дешевый стеб. Объектом для оного выбирается тема изначально глубокая и пафосная, выворачивается наизнанку, описывается с базарными шуточками-прибауточками и предъявляется читателю: смешно же! Постебемся над драконами и принцессами: дракон - молодчага, а принц - козлина, быдло ("Благородное воспитание"). Над рыцарями и девами: нафиг оно надо - спасать этих дев? ("Герои проходят мимо"). Над раем и адом ("Глоток совести"). Над христианством в целом ("Неподдающиеся"). Банальнеший прием, многократно избитый. Однако должен отметить, что по задумке своей и "Благородное воспитание", и "Глоток совести" весьма неплохи, несут интересную идейную нагрузку, в "Благородном воспитании" героиня даже обладает характером (что редкость для БД). Отчего авторы облекли свои достойные задумки в такую дешевую форму?.. Загадка.
   Другой подвид юмора - забавный рассказ-шутка без особых претензий: "Пора валить", "День победы", "Зомбариум", "Рыбалка на Омеге", "Французские имена". Нацелены на то, чтобы вызвать позитивные эмоции у читателя, и таки справляются с этой задачей. Читаются легко и с удовольствием, с улыбкой. "Зомбариум", к тому же, предлагает свежий и любопытный взгляд на зомби, а "День победы" вносит элемент сатиры на злободневную реальность. "Французские имена" несколько тусклее: они - обманка. Автор описывает фантазии писателя, а потом еще и стирает сюжет и начинает заново. Мол, все, что ты, читатель, прочел - это полная ерунда...
   Рассказ "Великое дело" - тоже юмор: гротескная притча. Преподносит неслабую идею, хотя несколько портит ее концовкой. Последний абзац как бы намекает, что супермэну таки было чего ждать, и это скрадывает основной смысл.
  
   Отмечу, что практически все авторы категорий "чернуха", "непонятки", "юмор" почти не стараются писать художественно. Изложение либо просто разговорное, либо разговорное с утрированным нагнетанием чего-нибудь (жестокости, отчаяния или стеба - смотря по настроению рассказ).
  
   Следующая интересная категория - атмосферные рассказы. Обнаруживать такие тексты радостно, читать - приятно. Они развертывают яркую, ощутимую картину того или иного мира, позволяют погрузиться и прочувствовать. Сюда относятся: "Non plus ultra", "Ковчег спящей красавицы", "Дорога Кунди", "Забытая рукопись", "Беспредел". Каждый из названных, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки. "Non plus ultra" великолепно передает настроение, показывает захватывающую и увлекательную страницу истории Земли. Фантастика здесь даже не главное. "Ковчег спящей" - просто-таки Алисино Зазеркалье по концентрации абсурдных и потрясающих образов; хотя жаль, что концовка так грубо оборвана. "Дорога Кунди" - смелый эксперимент по описанию негуманоидной формы жизни, причем с оттенком философской метафоры. Несколько скуден по насыщенности образами, но это простительно для такой сложной почвы. "Беспредел" - отличная НФ в старых добрых традициях: космические полеты, динамичный сюжет, лихая завязка, интересная идея. "Забытой рукописи" слегка не хватает глубины... а может, характеров. Можно заменить Пушкина на просто абстрактного поэта (а "Онегина" - на некую гениальную рукопись) - и ничего не поменяется. Стало быть, характер Александра Сергеевича в рассказе опущен. Однако атмосфера, качественные описания мира вполне присутствуют.
  
   Далее - рассказы-идеи. Их сюжет целиком служит передаче некой мысли, что, на мой взгляд, несколько обуживает, уплощает текст.
   В некоторых случаях, впрочем, такие рассказы выходят достойными ("Алтэ Захен", "Новый закон") - за счет оригинальности идеи и качества подачи.
   Другие - хуже ("Самбади", "Звезды становятся ближе", "Дознание", "Последние минуты", "Неизбежность", "Невольный посланник"). События почти не разворачиваются, характеры героев не передаются, автор стремится к единственной цели - сообщить читателю идею. Порою кажется, автор не знает, чем вообще наполнить свой текст вплоть до последнего абзаца, когда, наконец, уже можно будет высказать мысль прямым текстом. "Коррупция - это плохо". "Сквозь дырку в пространстве могут прилететь инопланетяне". "Иногда происходит такая хрень, что нужно вмешаться и разрулить". "Супердобро может стать суперзлом". Собственно, автор хочет сказать только это - главную идею. Весь остальной текст ему в тягость.
  
   Обширная категория - рассказы-приключения. В противовес предыдущим, здесь идея не особо важна, зато сюжет динамичен и увлекателен.
   Лучшие представители этого класса балуют не только приключенчеством, но и атмосферностью (упомянутые выше "Non plus ultra", "Беспредел", "Ковчег спящей красавицы"). Либо - приключенчеством в комплекте с интригой ("Внутри меня").
   Иные ограничиваются только динамичными событиями, без художественной речи и безо всяческих тайн ("Кишка, башка и дрель", "Цой жив", "Последняя песня", "Железный напарник", "Ворона", "Перекресток мести"). Общая беда: бесцельность. Зачем это происходит?.. Зачем автор это пишет?.. Зачем читатель это читает?.. Нечто развлекательное есть в таких текстах - но и только. Впрочем, нет. В "Вороне" есть также оттенок Эдгаровской Алановской жути... жаль, что герой так и не выклевал себе глаз. А в "Цой жив" - хорошая история происхождения имени.
   Особняком стоит "Маатта клакья кутта". Единственный на конкурсе случай удачного использования длинного диалога. Весь рассказ состоит из двух с половиной диалогов, но события развиваются очень живо, легко раскрывается предыстория и характеры, доносится идея.
   "Становление" - попытка достичь того же эффекта, но менее успешная. Здесь герои безлики, а диалоги вялы.
  
   Есть и такая категория: рассказы, которые, в сущности, не рассказы. Этюды, зарисовки, пропаганда - но не рассказы. Ярчайший представитель: "Мы услышали сигнал Атом". Не то инструкция о поведении при ядерной угрозе, не то антивоенная агитка (причем крайне унылая и скучная). Также сюда относятся "Осколки луны". Лишь с натяжкой могут быть признаны рассказами "Мой человек" и "Нафаня и Пидкасистый".
  
   Напоследок хочу упомянуть три рассказа, парадоксальных настолько, что ни в какие категории не укладываются. (И "парадоксальный" в данном контексте - отнюдь не похвала.)
  
   "Релакс"
   У попа была собака... Поп нашел на пирсе яхту. Прокатился, отдохнул, бортовому компьютеру сказал: "Хочу на берег и все забыть". Попал на берег, все забыл. Поп нашел на пирсе яхту... До крайности неуместная закольцовка. О чем вообще этот рассказ? О том, как идиот раз за разом выбирает одну и ту же яхту из множества и всякий раз зачем-то приказывает компу: "Сотри мне память"? Что случилось с миром, со всеми остальными людьми? Чего добивается герой? Почему не пытается совершенно ничего узнать?.. Кажется, он действует с единственной целью: закольцевать сюжет. Потому что прикольно.
  
   "Меня зову Греггори"
   Рассказ о кромешно неадекватных людях.
   Жена смотрит в зеркало - видит там чужую квартиру и незнакомца. Рассказывает мужу, муж говорит: "Отнесу зеркало в магазин, поменяю. Наверно, бракованное".
   Оказалось не бракованное. Видать, неладно у жены со здоровьицем. Повели ее к доктору, доктор говорит: "Что-то с вами не то... но вы потерпите, само пройдет".
   А незнакомец из зеркала тем временем пишет на стекле: "ироггерГ тувоз янеМ". И женщина денек размышляет: "Что же значат эти непонятные слова???!"
   Далее в том же духе. Развязка неясна, как и идея, как и то, с какой радости эти двое влюбились друг в друга сквозь зеркало.
  
   "Не торопись, а то опоздаешь"
   Что за сумасшествие! Человек после тяжелой болезни стал ценить каждую минуту и торопиться жить. ИМЕННО ПОЭТОМУ он на целый год запирается в какой-то дурацкой капсуле! Покидает свою любимую, мать, сотрудников, бизнес на ЦЕЛЫЙ ГОД - от большой любви к жизни, видимо. Потом что-то у него оторвалось, где-то заклинило... Но почему конструкторы капсулы не вынули его через год? Почему любимая не запаниковала? Как вышло, что он провалялся в капсуле столетие?
   И что с их возрастами? У мужика успешный бизнес, а его отец уже умер. То есть, мужику уже лет сорок. Заболев, он сильно вспоминает девчонку, которую любил. И тут мы выясняем, что девчонке этой - семнадцать лет. То бишь, если он любил ее уже какое-то продолжительное время, то влюбился он еще в девочку-подростка, лет этак тринадцати-четырнадцати. Хм.
   Автор очень грубо поработал топором, чтобы отесать жизнь персонажа и пригнать ее к идее сюжета.
  
  
   Общим счетом, я расставил оценки в таких количествах:
   семерок - 5
   шестерок - 7
   пятерок - 7
   четверок - 15
   троек - 12
   двоек - 14
   единиц -9
  
  
  
  
   А вот и полуфинал!
  
   Что ж, полуфинал "Блэк Джека" определенно порадовал меня. Среди сорока пяти рассказов есть немало достойных, и даже ряд весьма достойных.
  
   Начну с самого приятного - тех текстов, которые выделяются сочетанием двух достоинств. Интересная фантастическая идея сочетается с метким, живым, динамичным изложением; видны характеры действующих лиц, вызывают сопереживание. Сюда отнесу: "Маатта клакья кутта", "Non plus ultra", "Переезд", "Жена воина", "Супергерой", "Ненужный персонаж", "Беспредел".
   Особенно яркой эмоциональностью, живым сопереживанием к героям выделяются "Переезд", "Non plus ultra", "Жена воина". После этих рассказов остается глубокое послевкусие.
   "Супергерой", хотя и мрачен по сути, однако затрагивает весьма непростую дилемму, выстраивает весьма драматичную ситуацию, дает нетривиальную и честную, очень такую человеческую развязку.
   "Ненужный персонаж" великолепно написан, читается так, будто смотришь кино, но немного страдает из-за двусмысленности развязки (погибла ли героиня до прослушивания или после?.. строго говоря, и то, и другое возможно).
   "Беспредел" - масштабно развернутый фантастический мир с интересной идеей.
   "Маатта клакья кутта", как и прежде, прекрасен лаконичностью и меткостью диалога.
  
   Следующей ступенью идут рассказы, которые также цепляют и запоминаются: не сочетанием достоинств, но одним, зато ярким.
   "Создатель", "Дорога Кунди" переносят нас в нетривиальный мир чужаков, не-гуманоидов. Авторы успешно решают крайне непростую задачу: показать существ, мало похожих на нас.
   "Зомбариум" - отличная остроумная шутка на тему зомби-апокалипсиса. Нетривиальное отношение к зомби и факту их наличия. От зомби много пользы, на самом-то деле! Их можно выращивать на продажу.
   "По обоюдному согласию" - хорошо, умно раскрытые взаимоотношения жизни и смерти. Смерть сближает... смерть делает человечнее... смерть отделяет важное от неважного... И героиня меняется на протяжении текста, что редко и ценно.
   "Кафе "Оптимист" - очень и очень атмосферный текст. Тривиальная идея, но преподнесена великолепно. Роботы здесь обладают характерами куда более узнаваемыми, чем в иных рассказах - люди.
   "Кеб добряк" и "Пути неисповедимы" - весьма гуманистичные рассказы: глубокая и человечная идея, при этом очень недурно написаны. "Кеб добряк", правда, не вполне фантастика: ровно таким же изувеченным душою Кеб мог вернуться с любой земной войны, не нужно тут ни будущее, ни параллельный мир.
   "Признание" - также очень человечный рассказ, взывающий к сопереживанию. Но запоминается больше не идеей, а самой атмосферой пира во время чумы. Автору, правда, стоило бы сменить название: совершенно не запоминается. Мне раза четыре пришлось заглядывать в текст заново, чтобы все-таки запомнить: "Признание" - это об этом.
  
   Две неплохие шутки - без большой глубины, но сделанные с умом и чувством юмора: "Еще одна планета", "Счастье всем". На вопрос: "Чем мы хуже "Зомбариума"? - отвечу следующее. "Зомбариум" необычен: нетривиальные события в нетривиальном мире. Плюс само изложение в нем - искрометно.
  
   Далее - рассказы, технично и живо написанные, но чуть менее запоминающиеся - в виду нехватки того или иного.
   "Растущие вглубь", "Санитары пустоши", "Тилигент хренов", "Божич", "Наша длинная секунда", "Рассказ о любви" - хорошие тексты, но чего-то им, к сожалению, не достает. Либо идея недовыражена, либо сюжет недожат, эмоции недпроявлены... Например, "Божич" и "Тилигент хренов", мне кажется, просто не помещаются в 12кБ. Мало такого объема, чтобы развернуть предложенную идею. Потому "Тилигент" ощущается обычным постапокалипсисом, хотя умом и понимаешь, что он глубже обычного; а "Божич" - едва успел показать экспозицию, как уже пришло время давать развязку.
   "Санитары пустоши" - прекрасная игра с речевыми моделями, но недостает идеи. Неужели это рассказ о том, что у кого пушка мощнее, тот, значит, и цивилизованней? Выглядит так, но не верится. Кажется, должно быть глубже. "Растущие вглубь" и "Длинная секунда" - наоборот, идея высказана, а сюжет практически не развивается.
  
   Теперь придется перейти к тому, что порадовало меньше.
   Имеется ряд текстов, написанных неясно зачем. Какую выразительность, какую фишку, изюминку хотел передать автор?.. Вроде, как бы, без серьезных дефектов, но о чем?.. зачем?
   "Калимба в форме черепахи", "Спасти кролика", "Французские имена", "Вне рекламы", "Die zaubermelodie", "Клака"... если в предыдущей категории не хватало чего-то одного для полного успеха, то здесь недостает всего понемногу. Чуть недостаточно эмоций, чуть - сюжета, чуть - раскрытия идеи... В итоге после прочтения почти не остается впечатления: ни хорошего, ни плохого.
  
   Это, впрочем, не худший вариант. Ведь далее следуют тексты, основательно испорченные тою или иной авторской ошибкой.
   "Читатель" - сугубо девочковое сочинение. Главная героиня ниегошеньки не сделала, но она все равно очень клевая, потому что дефффочка!
   "Идиллия" - китч... Может, китч в иных обстоятельствах был бы неплох, но на конкурсе, где в преноминации каждый второй рассказ и так был китчем (вне желания автора)... Постебаться-то у нас все могут - это хлебом не корми. А вот так, чтобы без стеба, чтобы по правде цепляло...
   "Инфокалипсис" - отличная идея... сильно испорченная чернухой и показом сквозь призму мировоззрения психа. Теряется самая суть: уже не ясно, мир ли это свихнулся, или только главный герой?..
   "Благородное воспитание" - аналогично, отличная идея, подпорченная неуместным ерничанием.
   "Очень маленькая дверь" - занятная задумка о развилках, но зачем же было строить рассказ на плоском и бородатом анекдоте? "В женской сумочке находится дверь в параллельное измерение..." С тем же успехом можно начать рассказ словами: "Возвращается муж из командировки..."
   "Улица без имени" - чернуха. В отличии от, скажем, "Супергероя", который тоже чернуха, "Улице" недостает меткости, драматичности, напряженности. Автор хотел сделать триллер, но получился, скорее, треш.
   "Бетонная кошка" - то ли бездомная девочка, то ли бездомная кошка... насылает то ли проклятия, то ли еще чего... ее пытаются не то изловить, не то усыпить... а у нее не то девять жизней, не то одна... Нечто смутное, мало выразительное.
   "Killroy was here" - никакая это не фантастика. От слова "совсем". Идея: рисовать бредятину - это круто, это и есть новое слово в искусстве.
   "Голоса в тишине" - ага, генетически бракованный человек дружит с инопланетной коровой. И что из этого? Сей факт преподносится, как главная идея, кульминация. Меж тем, это даже не завязка, а только экспозиция.
  
   И, напоследок, полная печаль.
   "Рождество" - все друг друга мочат в честь рождества. Ни мысли, ни сюжета, ни красоты речи... одна чернуха.
   "Судья Морт" - аналогичное ощущение. "Улица без имени" - в ней хоть идея есть...
   "Пропащий" - Зачем писать понятно? Можно же намешать всякой невнятной лобуды в стиле постмодерна - будет круто! Читатель ни черта не поймет? Да кому он нужен - читатель этот! Не для него же пишется!
   "Канава" - весь рассказ - как один вопль: суки инопланетяне! Смотрите, уроды, куда тарелку сажаете! Ааа, гады!
  
   В целом, оценки я выставил в таком количестве.
   Единиц - 3
   Двоек - 7
   Троек - 8
   Четверок - 9
   Пятерок - 4
   Шестерок - 7
   Семерок - 7
  
   PS Авторы рассказов "Оформитель" и "Теория разумного эгоизма" уже знают мое мнение об их произведениях. Но отмечу, что обоим этим текстам в полуфинале поставил оценку выше, чем в преноминации. Потому, что оба рассказа хорошо запомнились.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези) В.Пылаев "Видящий-3. Ярл"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Последняя петля 3"(ЛитРПГ) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) А.Калинин "Игры Воды"(Киберпанк) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) В.Казначеев "Искин. Игрушка"(Киберпанк)
Хиты на ProdaMan.ru Верь только мне. Елена РейнПризрачный остров. Калинина НатальяАльфа напрокат, или Сделки бывают разными. Делия РоссиПредсказание на донышке. Инна КомароваПроклятье княжества Райохан, или Чужая невеста. Ируна БеликКоролева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова Дана50 желаний БРАТИШКИ. ПаризьенаЗастрявшие во времени. Анетта ПолитоваОсколки судьбы. Александра ГриневичТурнир четырех стихий-2. Диана Шафран
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"