Суржиков Роман: другие произведения.

Обзор "Блэк Джек - 2016" с полуфиналом

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полуфинал добавлен ниже обзора второй группы


   Что же есть на "Блэк-Джеке-2016"?
  
   Я прочел 69 рассказов второй группы и увидел следующее.
  
   Весьма распространены рассказы-констатации: их сюжет очень мало проявлен, а весь текст сводится к сообщению некоторого фантастического факта. Папа стал зомби, но дочка его все равно любит. Внутри девочки живет демон. Внутри сапера живет демон. Человек дружит с акулой. Человек дружит с домовым... и т.д. Иногда изложение балует живостью (Нафаня и Пидкасистый), но рассказы этой категории все же смотрятся довольно скудными, поскольку все их содержание легко сводится к одной фразе.
  
   Немалое количество невразумительных рассказов: происходит черте-что, читателю следует запастись терпением, напрячь интеллект, воскурить галлюциногенных благовоний и разгадывать рассказ, как головоломку. ("Вам пиры", "Крысолов", "Без Ноя", "Я тебя вижу", "Мой мир", "Запись", "Карантин" и т.д.).
   Сия категория делится на 2 подвида: рассказы, в которых неясна развязка ("Я тебя вижу", "Крысолов", "Банка", "Запись", "Заповедник"); и более суровый вариант - рассказы, в которых неясно в принципе, что происходит ("Вам пиры", "Карантин", "Мой мир").
  
   Следующий вид - чернуха. Таковой на конкурсе весьма немало. Растекается на подвиды:
   - просто себе чернуха ("Железяка", "Судья Морт", "Улица без имени")
   - чернуха умная, с идеей ("Инфокалипсис", "Универсальный аргумент")
   - чернуха циничная, вызывающая желание вымыться после прочтения ("Красивая кошка, уродливый кот", "Оформитель")
   - чернуха невразумительная - сие есть дивное пересечение с предыдущей категорией рассказов: сюжет неясен, но читать мерзко ("Вам пиры", "Карантин", "Крысолов");
   - ультра-чернуха: "Счастье" - оно, как бы с идеей, но творящееся зверство ее затмевает; у Шекли эта идея как-то человечнее изложена;
   - есть и один удивительный случай: светлая чернуха - дело дрянь, но чувства от прочтения возникают светлые; конечно, я говорю о рассказе "25 мая".
  
   Далее - юмор.
   Его много, и он тоже делится на подвиды.
   Наиболее плачевный из подвидов - ерничанье, дешевый стеб. Объектом для оного выбирается тема изначально глубокая и пафосная, выворачивается наизнанку, описывается с базарными шуточками-прибауточками и предъявляется читателю: смешно же! Постебемся над драконами и принцессами: дракон - молодчага, а принц - козлина, быдло ("Благородное воспитание"). Над рыцарями и девами: нафиг оно надо - спасать этих дев? ("Герои проходят мимо"). Над раем и адом ("Глоток совести"). Над христианством в целом ("Неподдающиеся"). Банальнеший прием, многократно избитый. Однако должен отметить, что по задумке своей и "Благородное воспитание", и "Глоток совести" весьма неплохи, несут интересную идейную нагрузку, в "Благородном воспитании" героиня даже обладает характером (что редкость для БД). Отчего авторы облекли свои достойные задумки в такую дешевую форму?.. Загадка.
   Другой подвид юмора - забавный рассказ-шутка без особых претензий: "Пора валить", "День победы", "Зомбариум", "Рыбалка на Омеге", "Французские имена". Нацелены на то, чтобы вызвать позитивные эмоции у читателя, и таки справляются с этой задачей. Читаются легко и с удовольствием, с улыбкой. "Зомбариум", к тому же, предлагает свежий и любопытный взгляд на зомби, а "День победы" вносит элемент сатиры на злободневную реальность. "Французские имена" несколько тусклее: они - обманка. Автор описывает фантазии писателя, а потом еще и стирает сюжет и начинает заново. Мол, все, что ты, читатель, прочел - это полная ерунда...
   Рассказ "Великое дело" - тоже юмор: гротескная притча. Преподносит неслабую идею, хотя несколько портит ее концовкой. Последний абзац как бы намекает, что супермэну таки было чего ждать, и это скрадывает основной смысл.
  
   Отмечу, что практически все авторы категорий "чернуха", "непонятки", "юмор" почти не стараются писать художественно. Изложение либо просто разговорное, либо разговорное с утрированным нагнетанием чего-нибудь (жестокости, отчаяния или стеба - смотря по настроению рассказ).
  
   Следующая интересная категория - атмосферные рассказы. Обнаруживать такие тексты радостно, читать - приятно. Они развертывают яркую, ощутимую картину того или иного мира, позволяют погрузиться и прочувствовать. Сюда относятся: "Non plus ultra", "Ковчег спящей красавицы", "Дорога Кунди", "Забытая рукопись", "Беспредел". Каждый из названных, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки. "Non plus ultra" великолепно передает настроение, показывает захватывающую и увлекательную страницу истории Земли. Фантастика здесь даже не главное. "Ковчег спящей" - просто-таки Алисино Зазеркалье по концентрации абсурдных и потрясающих образов; хотя жаль, что концовка так грубо оборвана. "Дорога Кунди" - смелый эксперимент по описанию негуманоидной формы жизни, причем с оттенком философской метафоры. Несколько скуден по насыщенности образами, но это простительно для такой сложной почвы. "Беспредел" - отличная НФ в старых добрых традициях: космические полеты, динамичный сюжет, лихая завязка, интересная идея. "Забытой рукописи" слегка не хватает глубины... а может, характеров. Можно заменить Пушкина на просто абстрактного поэта (а "Онегина" - на некую гениальную рукопись) - и ничего не поменяется. Стало быть, характер Александра Сергеевича в рассказе опущен. Однако атмосфера, качественные описания мира вполне присутствуют.
  
   Далее - рассказы-идеи. Их сюжет целиком служит передаче некой мысли, что, на мой взгляд, несколько обуживает, уплощает текст.
   В некоторых случаях, впрочем, такие рассказы выходят достойными ("Алтэ Захен", "Новый закон") - за счет оригинальности идеи и качества подачи.
   Другие - хуже ("Самбади", "Звезды становятся ближе", "Дознание", "Последние минуты", "Неизбежность", "Невольный посланник"). События почти не разворачиваются, характеры героев не передаются, автор стремится к единственной цели - сообщить читателю идею. Порою кажется, автор не знает, чем вообще наполнить свой текст вплоть до последнего абзаца, когда, наконец, уже можно будет высказать мысль прямым текстом. "Коррупция - это плохо". "Сквозь дырку в пространстве могут прилететь инопланетяне". "Иногда происходит такая хрень, что нужно вмешаться и разрулить". "Супердобро может стать суперзлом". Собственно, автор хочет сказать только это - главную идею. Весь остальной текст ему в тягость.
  
   Обширная категория - рассказы-приключения. В противовес предыдущим, здесь идея не особо важна, зато сюжет динамичен и увлекателен.
   Лучшие представители этого класса балуют не только приключенчеством, но и атмосферностью (упомянутые выше "Non plus ultra", "Беспредел", "Ковчег спящей красавицы"). Либо - приключенчеством в комплекте с интригой ("Внутри меня").
   Иные ограничиваются только динамичными событиями, без художественной речи и безо всяческих тайн ("Кишка, башка и дрель", "Цой жив", "Последняя песня", "Железный напарник", "Ворона", "Перекресток мести"). Общая беда: бесцельность. Зачем это происходит?.. Зачем автор это пишет?.. Зачем читатель это читает?.. Нечто развлекательное есть в таких текстах - но и только. Впрочем, нет. В "Вороне" есть также оттенок Эдгаровской Алановской жути... жаль, что герой так и не выклевал себе глаз. А в "Цой жив" - хорошая история происхождения имени.
   Особняком стоит "Маатта клакья кутта". Единственный на конкурсе случай удачного использования длинного диалога. Весь рассказ состоит из двух с половиной диалогов, но события развиваются очень живо, легко раскрывается предыстория и характеры, доносится идея.
   "Становление" - попытка достичь того же эффекта, но менее успешная. Здесь герои безлики, а диалоги вялы.
  
   Есть и такая категория: рассказы, которые, в сущности, не рассказы. Этюды, зарисовки, пропаганда - но не рассказы. Ярчайший представитель: "Мы услышали сигнал Атом". Не то инструкция о поведении при ядерной угрозе, не то антивоенная агитка (причем крайне унылая и скучная). Также сюда относятся "Осколки луны". Лишь с натяжкой могут быть признаны рассказами "Мой человек" и "Нафаня и Пидкасистый".
  
   Напоследок хочу упомянуть три рассказа, парадоксальных настолько, что ни в какие категории не укладываются. (И "парадоксальный" в данном контексте - отнюдь не похвала.)
  
   "Релакс"
   У попа была собака... Поп нашел на пирсе яхту. Прокатился, отдохнул, бортовому компьютеру сказал: "Хочу на берег и все забыть". Попал на берег, все забыл. Поп нашел на пирсе яхту... До крайности неуместная закольцовка. О чем вообще этот рассказ? О том, как идиот раз за разом выбирает одну и ту же яхту из множества и всякий раз зачем-то приказывает компу: "Сотри мне память"? Что случилось с миром, со всеми остальными людьми? Чего добивается герой? Почему не пытается совершенно ничего узнать?.. Кажется, он действует с единственной целью: закольцевать сюжет. Потому что прикольно.
  
   "Меня зову Греггори"
   Рассказ о кромешно неадекватных людях.
   Жена смотрит в зеркало - видит там чужую квартиру и незнакомца. Рассказывает мужу, муж говорит: "Отнесу зеркало в магазин, поменяю. Наверно, бракованное".
   Оказалось не бракованное. Видать, неладно у жены со здоровьицем. Повели ее к доктору, доктор говорит: "Что-то с вами не то... но вы потерпите, само пройдет".
   А незнакомец из зеркала тем временем пишет на стекле: "ироггерГ тувоз янеМ". И женщина денек размышляет: "Что же значат эти непонятные слова???!"
   Далее в том же духе. Развязка неясна, как и идея, как и то, с какой радости эти двое влюбились друг в друга сквозь зеркало.
  
   "Не торопись, а то опоздаешь"
   Что за сумасшествие! Человек после тяжелой болезни стал ценить каждую минуту и торопиться жить. ИМЕННО ПОЭТОМУ он на целый год запирается в какой-то дурацкой капсуле! Покидает свою любимую, мать, сотрудников, бизнес на ЦЕЛЫЙ ГОД - от большой любви к жизни, видимо. Потом что-то у него оторвалось, где-то заклинило... Но почему конструкторы капсулы не вынули его через год? Почему любимая не запаниковала? Как вышло, что он провалялся в капсуле столетие?
   И что с их возрастами? У мужика успешный бизнес, а его отец уже умер. То есть, мужику уже лет сорок. Заболев, он сильно вспоминает девчонку, которую любил. И тут мы выясняем, что девчонке этой - семнадцать лет. То бишь, если он любил ее уже какое-то продолжительное время, то влюбился он еще в девочку-подростка, лет этак тринадцати-четырнадцати. Хм.
   Автор очень грубо поработал топором, чтобы отесать жизнь персонажа и пригнать ее к идее сюжета.
  
  
   Общим счетом, я расставил оценки в таких количествах:
   семерок - 5
   шестерок - 7
   пятерок - 7
   четверок - 15
   троек - 12
   двоек - 14
   единиц -9
  
  
  
  
   А вот и полуфинал!
  
   Что ж, полуфинал "Блэк Джека" определенно порадовал меня. Среди сорока пяти рассказов есть немало достойных, и даже ряд весьма достойных.
  
   Начну с самого приятного - тех текстов, которые выделяются сочетанием двух достоинств. Интересная фантастическая идея сочетается с метким, живым, динамичным изложением; видны характеры действующих лиц, вызывают сопереживание. Сюда отнесу: "Маатта клакья кутта", "Non plus ultra", "Переезд", "Жена воина", "Супергерой", "Ненужный персонаж", "Беспредел".
   Особенно яркой эмоциональностью, живым сопереживанием к героям выделяются "Переезд", "Non plus ultra", "Жена воина". После этих рассказов остается глубокое послевкусие.
   "Супергерой", хотя и мрачен по сути, однако затрагивает весьма непростую дилемму, выстраивает весьма драматичную ситуацию, дает нетривиальную и честную, очень такую человеческую развязку.
   "Ненужный персонаж" великолепно написан, читается так, будто смотришь кино, но немного страдает из-за двусмысленности развязки (погибла ли героиня до прослушивания или после?.. строго говоря, и то, и другое возможно).
   "Беспредел" - масштабно развернутый фантастический мир с интересной идеей.
   "Маатта клакья кутта", как и прежде, прекрасен лаконичностью и меткостью диалога.
  
   Следующей ступенью идут рассказы, которые также цепляют и запоминаются: не сочетанием достоинств, но одним, зато ярким.
   "Создатель", "Дорога Кунди" переносят нас в нетривиальный мир чужаков, не-гуманоидов. Авторы успешно решают крайне непростую задачу: показать существ, мало похожих на нас.
   "Зомбариум" - отличная остроумная шутка на тему зомби-апокалипсиса. Нетривиальное отношение к зомби и факту их наличия. От зомби много пользы, на самом-то деле! Их можно выращивать на продажу.
   "По обоюдному согласию" - хорошо, умно раскрытые взаимоотношения жизни и смерти. Смерть сближает... смерть делает человечнее... смерть отделяет важное от неважного... И героиня меняется на протяжении текста, что редко и ценно.
   "Кафе "Оптимист" - очень и очень атмосферный текст. Тривиальная идея, но преподнесена великолепно. Роботы здесь обладают характерами куда более узнаваемыми, чем в иных рассказах - люди.
   "Кеб добряк" и "Пути неисповедимы" - весьма гуманистичные рассказы: глубокая и человечная идея, при этом очень недурно написаны. "Кеб добряк", правда, не вполне фантастика: ровно таким же изувеченным душою Кеб мог вернуться с любой земной войны, не нужно тут ни будущее, ни параллельный мир.
   "Признание" - также очень человечный рассказ, взывающий к сопереживанию. Но запоминается больше не идеей, а самой атмосферой пира во время чумы. Автору, правда, стоило бы сменить название: совершенно не запоминается. Мне раза четыре пришлось заглядывать в текст заново, чтобы все-таки запомнить: "Признание" - это об этом.
  
   Две неплохие шутки - без большой глубины, но сделанные с умом и чувством юмора: "Еще одна планета", "Счастье всем". На вопрос: "Чем мы хуже "Зомбариума"? - отвечу следующее. "Зомбариум" необычен: нетривиальные события в нетривиальном мире. Плюс само изложение в нем - искрометно.
  
   Далее - рассказы, технично и живо написанные, но чуть менее запоминающиеся - в виду нехватки того или иного.
   "Растущие вглубь", "Санитары пустоши", "Тилигент хренов", "Божич", "Наша длинная секунда", "Рассказ о любви" - хорошие тексты, но чего-то им, к сожалению, не достает. Либо идея недовыражена, либо сюжет недожат, эмоции недпроявлены... Например, "Божич" и "Тилигент хренов", мне кажется, просто не помещаются в 12кБ. Мало такого объема, чтобы развернуть предложенную идею. Потому "Тилигент" ощущается обычным постапокалипсисом, хотя умом и понимаешь, что он глубже обычного; а "Божич" - едва успел показать экспозицию, как уже пришло время давать развязку.
   "Санитары пустоши" - прекрасная игра с речевыми моделями, но недостает идеи. Неужели это рассказ о том, что у кого пушка мощнее, тот, значит, и цивилизованней? Выглядит так, но не верится. Кажется, должно быть глубже. "Растущие вглубь" и "Длинная секунда" - наоборот, идея высказана, а сюжет практически не развивается.
  
   Теперь придется перейти к тому, что порадовало меньше.
   Имеется ряд текстов, написанных неясно зачем. Какую выразительность, какую фишку, изюминку хотел передать автор?.. Вроде, как бы, без серьезных дефектов, но о чем?.. зачем?
   "Калимба в форме черепахи", "Спасти кролика", "Французские имена", "Вне рекламы", "Die zaubermelodie", "Клака"... если в предыдущей категории не хватало чего-то одного для полного успеха, то здесь недостает всего понемногу. Чуть недостаточно эмоций, чуть - сюжета, чуть - раскрытия идеи... В итоге после прочтения почти не остается впечатления: ни хорошего, ни плохого.
  
   Это, впрочем, не худший вариант. Ведь далее следуют тексты, основательно испорченные тою или иной авторской ошибкой.
   "Читатель" - сугубо девочковое сочинение. Главная героиня ниегошеньки не сделала, но она все равно очень клевая, потому что дефффочка!
   "Идиллия" - китч... Может, китч в иных обстоятельствах был бы неплох, но на конкурсе, где в преноминации каждый второй рассказ и так был китчем (вне желания автора)... Постебаться-то у нас все могут - это хлебом не корми. А вот так, чтобы без стеба, чтобы по правде цепляло...
   "Инфокалипсис" - отличная идея... сильно испорченная чернухой и показом сквозь призму мировоззрения психа. Теряется самая суть: уже не ясно, мир ли это свихнулся, или только главный герой?..
   "Благородное воспитание" - аналогично, отличная идея, подпорченная неуместным ерничанием.
   "Очень маленькая дверь" - занятная задумка о развилках, но зачем же было строить рассказ на плоском и бородатом анекдоте? "В женской сумочке находится дверь в параллельное измерение..." С тем же успехом можно начать рассказ словами: "Возвращается муж из командировки..."
   "Улица без имени" - чернуха. В отличии от, скажем, "Супергероя", который тоже чернуха, "Улице" недостает меткости, драматичности, напряженности. Автор хотел сделать триллер, но получился, скорее, треш.
   "Бетонная кошка" - то ли бездомная девочка, то ли бездомная кошка... насылает то ли проклятия, то ли еще чего... ее пытаются не то изловить, не то усыпить... а у нее не то девять жизней, не то одна... Нечто смутное, мало выразительное.
   "Killroy was here" - никакая это не фантастика. От слова "совсем". Идея: рисовать бредятину - это круто, это и есть новое слово в искусстве.
   "Голоса в тишине" - ага, генетически бракованный человек дружит с инопланетной коровой. И что из этого? Сей факт преподносится, как главная идея, кульминация. Меж тем, это даже не завязка, а только экспозиция.
  
   И, напоследок, полная печаль.
   "Рождество" - все друг друга мочат в честь рождества. Ни мысли, ни сюжета, ни красоты речи... одна чернуха.
   "Судья Морт" - аналогичное ощущение. "Улица без имени" - в ней хоть идея есть...
   "Пропащий" - Зачем писать понятно? Можно же намешать всякой невнятной лобуды в стиле постмодерна - будет круто! Читатель ни черта не поймет? Да кому он нужен - читатель этот! Не для него же пишется!
   "Канава" - весь рассказ - как один вопль: суки инопланетяне! Смотрите, уроды, куда тарелку сажаете! Ааа, гады!
  
   В целом, оценки я выставил в таком количестве.
   Единиц - 3
   Двоек - 7
   Троек - 8
   Четверок - 9
   Пятерок - 4
   Шестерок - 7
   Семерок - 7
  
   PS Авторы рассказов "Оформитель" и "Теория разумного эгоизма" уже знают мое мнение об их произведениях. Но отмечу, что обоим этим текстам в полуфинале поставил оценку выше, чем в преноминации. Потому, что оба рассказа хорошо запомнились.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) Ю.Кварц "Пробуждение"(Уся (Wuxia)) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) Е.Кариди "Черный король"(Любовное фэнтези) А.Дашковская "Пропуск в Эдем. Пробуждение"(Постапокалипсис) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"