|
|
||
Не уверена, что данный текст является обзором. Скорее, пересказ с комментариями романа Екатерины Кулаковой
"Vale, magister".
Хотя произведение заявлено романом, но таковым не является. Похоже на попытку создать магический реализм.
Роман разделен по месту действия на две неравные части: городскую обтекаемую и магистрскую таинственную.
Так, по порядку, и буду рассматривать.
Часть первая. Урбанистическая.
Полна недомолвок, экивоков и недосказанностей. Через строчку натыкаешься на "какую-нибудь формулу", "какую-нибудь из фирм", "прочими изысканиями" и "в одной крупной библиотеке", "одну очень известную продюсерскую контору" и так далее и тому подобное. Прибавьте сюда детализацию действий и получите стиль, который я на дух не выношу. Но это мое субъективное предпочтение. Может, кому-то нравиться. У кого-то есть патологическое пристрастие к подробностям, при некоторой бедности языка, обилию неожиданных причастных и деепричастных оборотов и рефренам.
Но имеется минус. Тщательная детализация касается только предметов, которые автор может представить. Например, когда крадешься по подтаявшим сугробам, одежда и обувь, как минимум, промокнут, - это понятно. А что будет с сапогами и куртками потом, уже за гранью понимания. Текст сразу становиться невнятным, расплывчатым, общим-преобщим, что б взяли да забыли, словно никто по сугробам и не крался.
Чувствуется, что Автор старалась ответить на потенциальный вопрос читателя "как?" всеми доступными способами. Тщательно словами рисовала картинку и прорабатывала причинно-следственные связи.
Как попасть на охраняемую дачу одного известного олигарха для шпионажа?
А я теперь знаю! Надо зайти с тыла.
"Одна из стен дома служила началом забора. Получалось так, что забор не кругом обходил дом, а оставлял беззащитной одну его стену, зато он плотно прилегал к углам этой стены. Толи это архитектор придумал такую замысловатую форму, чтобы забор не перекрывал вид из окна, толи не хватило материалов на полноценный забор и для охраны территории использовали часть дома - это было не важно."
Думаю, строительный ляп - прижимистость богача. Не мог профессиональный архитектор эдакую глупость упороть.
Дальше - проще. Открытое окно на первом этаже: повар - шалава, что-то спалил, проветривал, окошко не закрыл, а на вытяжке жадный, судя по забору, и недальновидный хозяин сэкономил. Небольшое физическое упражнение, и вы в святая святых, на тайной сходке олигархов и "Власть Придержащих" - название тайной организации, если что.
Вот как надо!
Действия в главах дробятся и перетасовываются мыслями героев. Напрасно. Их делишки и так сомнения вызывали, а уж думы....
Вот и перешли к персонажам.
Все сплошь люди обеспеченные. Неважно, толкаешь ты раритетные печатные издания или сидишь домохозяйкой на шее мужа - в деньгах недостатка нет.
Савва. Очень умный обладатель сонма высших образований. Не я придумала, он сам так о себе заявил в первых строках романа.
"...я достаточно умен, чтобы получить высшее образование и по истории, и по филологии, и по политологии, философии, психологии, продолжать могу бесконечно...".
На поверку оказался трусливым, не обремененным моральными принципами парнем с раздутым самомнением и мозгами восьмиклассника. Увел у лучшего друга жену и временами её .... Использовал.
Кристина. Крис. Жена лучшего друга, она же подруга Саввы, так и не осилившая программу ВУЗа, о чем нисколько не жалела. Работала личным секретарем у "известного продюсера" на рецепшене, где складывала диски молодых дарований. Попутно шпионила за боссом по просьбе Саввы.
Марина. Скучающая домохозяйка. Вяло ревнивая. Познакомилась с Крис и подрядила её присматривать за мужем и его начальницей - престарелой вдовой богатого и умершего мужа. Крис согласилась. Ей-то без разницы, сколько народу под колпаком. Чем больше, тем лучше.
Альбина (выпускница школы) и Егор(студент известного университета) Журавлевы. Дети - мажоры одного очень богатого бизнесмена и активного члена партии "Власть Придержащих". Кстати, тот самый жмот, который на заборе и вытяжке сэкономил. "Дети Журавлева были типичными представителями золотой молодежи - учеба их нисколько не интересовала, их повседневное существование было заполнено подхалимажем обслуживающего персонала, чувством вседозволенности и безнаказанности".
То есть совсем не хотели знания получать, вот им и наняли Кирилла - репетитора по русскому языку.
Кирилл. "Он приехал в большой город из своего родного, маленького городка, сразу после того, как закончил школу. Кирилл всегда, как истинная птица-говорун, отличался умом и сообразительностью, что помогло ему поступить в один очень уважаемый вуз". Поняли, как надо в уважаемые вузы поступать?
Поступил, закончил, и тут жизнь дала трещину. Из души компании, он превратился в агрессивную и злобную занозу. Почему? Потому что за большие деньги работал репетитором, а мечтал стать журналистом!
А разговаривают в большом городе с университетами изыскано-книжно....
"-Когда не знают с чего начинать, начинают с начала. Это так сложно?
- Нет, дарлинг, нет. Тем более, мне придется ввести тебя в курс дела, ведь мне понадобится твоя помощь.
- Неужели? Обычно я обращаюсь за помощью к тебе. Чем же я могу помочь?
- Скажи, как зовут твоего босса?
- Ты это прекрасно знаешь, Сав, его зовут продюсер Разбегаев."
И теперь, когда с главными героями романа раззнакомились, стиль их общения усвоили, перейдем к сути.
Савва, копаясь в книгах Тургенева в библиотеке, находит брошюры. "Это был перепечатанный в 1858 году дневник одного неизвестного мне (и никому) литературного деятеля". В дневнике двумя лекциями описывалась деятельность института, в котором учили психологическому воздействию на людей.
Савва начинает расследование. Ему везет, следующее, что попадает в руки - бездарные повести студента Верховецкого. "На самой последней странице полу стертыми карандашными буквами было написано: "Отбыл в Магистрат 19.02.1858"."
Да. Раньше-то карандашные буквы были, не чета нашим!
Умный Савва сообразил, что таинственный ВУЗ и Магистрат - одно и то же. Собственно, на этом расследование заканчилось.
А года через три от своего старшего наставника узнает, что Магистрат упомянут в манускрипте (?) 1908г. Путем нехитрого вычитания Савва определяет периодичность поступлений. А на дворе 2008-ой! Пора в школу, то есть Магистрат.
Расследование возобновляется и ведется довольно странными методами.
Сначала на горизонте появляется некая Анастасия Павловна, которая за раритетное печатное издание сливает фамилии трех главных членов могучей и секретной организации "Власть придержащие". Они тоже сильно, блин, пресильно хотят психологически на людей воздействовать. Сами-то старенькие, лет по 40-50, поэтому желают хотя бы протолкнуть отпрысков.
Узнав про конкурентов, Савва начинает чудить. Подряжает Кристину... ну, об этом уже писала. Отрекается от любимого научного руководителя. С помощью все той же Кристины устраивает шмон, впрочем, весьма деликатный, дома у нового куратора. Посылает любовницу за город на дачу Журавлева в разведку присмотреть за "Власть придержащими". А кого ещё послать? Не самому же идти. Активней шпионить надо было. А то за четыре главы ни слова информации.
Кристина, воспользовавшись патологической ревностью Марины, берет её в компаньонки. Благодаря гению архитектора, безрукому повару и жадности олигарха, девчонки с легкостью проникают в здание.
Автор предусмотрительно убрал прислугу и домочадцев, оставив только участников обряда - "Пятнадцать человеческих фигур в плащах с капюшонами". Так что никто не помешал девчонкам насладиться таинством ритуала сквозь приоткрытую дверку. Немолодые люди (возраст определялся по голосам) в полутьме поставили семь разноцветных свечей и впали в религиозный экстаз.
И автор обращает особое внимание, что свечей на всех не хватило, потому что людей больше. Что тут скажешь? Семь и пятнадцать. Она права!
Шпионки послушали, посмотрели, да ушли.
Савва ещё погонял беса, а потом автор устала. Покончив с городскими перипетиями, усадила всех основных персонажей в автобус и отправила с Суздаль на экскурсию. То есть в Магистрат.
Так же надо было поступить с романом. Чуть исправить синопсис и выкинуть четыре главы вон. Впрочем, это уже мои прихоти.
Часть вторая. Магистрат.
Текст стал полегче, а диалоги живее. В ограниченном пространстве отпала необходимость в описательности и демонстрации отсутствующих знаний. В Магистрате никто не был, так что и претензии предъявить или опровергать некому. По-хорошему, тут бы фантазии и разгуляться, но ... увы.
В пятой главе для комплектности появился Денис.
Состав абитуриентов освежить? Савва, Кристина, Марина, Кирилл, Егор и Альбина Журавлевы и новичок - Денис. .
И тут читателя ждет некоторая обескураженность, потрясение и вопрос: "А для чего написаны предыдущие главы?". Что за издевательство над наивными олигархами? И для чего они свечки ставили? Не очень-то "Власть придержащие" сообразительные, раз за сто пятьдесят лет существования организации не выяснили, что поступить в Магистрат нельзя! Зря только в религиозный экстаз входили.
" Нашим профессорским составом была произведена колоссальная работа по изучению тысяч личных дел, сквозь долгие поиски мы нашли вас, семерых достойных: подходящее место, время рождения, нужное воспитание и образование, личностные характеристики, ... Вы будете обучены всему необходимому, и через 3 месяца, вы замените старых Магистров."
Забудем, что курс молодого магистра занимает такое возмутительно короткое время - 3 месяца. Но посмотрите на состав! На кого пал выбор вершителей судеб?
Самовлюбленный любитель чтения с манией величия Савва. Агрессивный, неудовлетворенный жизнью Кирилл, домохозяйка Марина... Ладно, Эти хоть с верхним образованием. Далее: не самая большая фанатка учебы Кристина, заваливший сессию Егор.... Соглашусь. Пусть незаконченное, но высшие.... А Альбина? Она же старшеклассница. Выпускница. Образование - незаконченное среднее. И это - лучшее? Не верю.
Подозреваю, если вершители судеб после долгих поисков из тысяч кандидатов (кстати, почему так скромно для многомиллионной страны?) выбрали ЭТО , то наш Российский Магистрат находится на грани коллапса.
Неудивительно, что профессорша Урсула, за двести лет состарившаяся до 45, через три недели общения с ними постарела разом ешё на пять лет. Хотя и не сильно профессора напрягались. До испытаний всего одна часовая лекция в день.
Будущие магистры пиктограммы изучали, сочинения на тему "кем хочу быть" писали, теологические дебаты вели. От избытка времени затеяли небольшое внутреннее расследование. Отличился Кирилл. Учителя ему, видите - ли, не все договаривают. Закончилось традиционным ничем.
Апофеоз - ипытания. Им посвящена целая глава. И так как все остальное перед испытанием меркнет, десятой главой ограничусь.
Непосредственно задания, которые необходимо выполнить, взяты из страшилок для второклассников, зато исполнение не подкачало.
Абитуриентов в бессознательном состоянии переправили в лес, где и бросили, сковав попарно наручниками. И так как семь на два без остатка не делиться, Кристину приковали толстой цепью к большому дубу.
Что бы её освободить.... "Все парни пошли к Кириллу помогать ломать сук, а вместе с ними, давать советы и наблюдать, отправились и девочки (куда ж они денутся в стальных-то кандалах)."
Или у ребят сверхсила появилась или сверхнаглость. Ломать голой рукой (вторая в наручнике) толстые нижние ветки старого дуба - это круто.
Кристина без дела не лежала. "Пока она созерцала свои ноги и лес, она заметила, что сидится ей как-то твердо, не смотря на то, что вокруг дерева довольно много на вид очень мягкого снега." твердой оказалась штучка с жезлом. Кристина освободилась от оков, и долго, почти на страницу, будущие магистры брели по лесу и обижались на неё. Но потом...
" -Ааааа! - закричала Марина. Она шла рука об руку (в наручниках - не забываем) с Саввой в момент их спора с Кириллом, как вдруг, ступила во что-то склизкое, что тут же начало засасывать ее ногу.
- Что это такое? - вопрошал (образование сказывается) Савва, рассматривая противоестественную лужу, - не болото, не зыбучие пески..."
"... чем больше они пробовали ногу достать, тем глубже она уходила в эту странную субстанцию. Марина вдруг потеряла равновесие, оступилась (как смогла?) и упала в лужу и почти по пояс оказалась в ней....
Остальные тут же пришли на подмогу, парни пытались вытащить Марину, но складывалось такое ощущение, что в луже сидят ровно (теперь понятно, как лужах сидеть надо) такие же парни и с точно такой же силой тянут ее в низ.
Эпизодически автор вспоминает, что люди вообще-то скованы. Поэтому когда на помощь пришла Кристина, Савве пришлось применить чудеса изворотливости.
"Крис стояла достаточно близко к нему, но почти спиной, а так как он был прикован к увязающей Марине, то не мог подойти и взять у Кристины жезл. Савва резко схватил Кристину за волосы, приблизив этим к себе, и вырвал жезл у нее из рук(третьей рукой. Одна в наручниках, вторая - в волосах, третья - с жезлом. Пока все логично).
Затем от стаи отбилась пара Денис-Егор. Выбрели к избушке - развалюшке. Рассмотрели обстановку при свете зажигалки. Я бы не смогла, но я и не магистр.
"Кирилл (прикованный)тем временем подошел к печке, и решил проверить догадку, только что родившуюся в его голове. Кирилл открыл заслонку, взял стоявшую рядом с печкой кочергу, и выгреб ей содержимое печи. На пол что-то повалилось за звонким стуком. Кирилл поднес огонек:
-Черт!- от удивления он выронил зажигалку, и комната погрузилась во тьму".
Если кому-то интересно, в печке были человеческие кости. Умница Кирилл, и не скажешь, что филолог, сразу их идентифицировал.
А потом с ноги Егора пропало мясо с кровью и кожей. Парню было очень неприятно, но друг выручил.
" Пошли, - Кирилл помог Егору облокотиться себе о плечо и повел его в сторону тропинки..."
Вообще-то, что бы скованный Егор мог облокотиться о плечо товарища и повестись, им надо было встать лицом друг к другу и передвигаться вальсируя.
"Кирилл осмотрел снег на наличие следов и понял, что в ближайшее время здесь никто не проходил.
Стали звать на помощь. И она пришла! С Саввой и жезлом.
"-Может я сам? Прошлый раз получилось. - Савва отодвинулся от Кирилла.
- Это случилось с моим напарником, своего ты уже спас, так что... - Кирилл подошел к Савве (никакими наручниками не удержишь!)и быстро выдернул жезл из его рук, - так-то лучше. Не подскажешь, как он включается?"...
Общие впечатления о книге.
Девочка старалась. Недостаток фантазии компенсировала прилежностью написания букв. Что в романе удалось, так это чувства. Разные там охи- вздохи, сладостные поцелуи, волшебные объятия и прочие лирические милые пустячки. И хотя они несколько выпуклые и бразильско-мексиканские, но потенциал есть. Не будем забывать, автор молод, ещё научится.... Надеюсь. Подрастет, наберется опыта, набьет шишек....
Несколько замечаний просто так:
даты, цифры, возраст героев надо или запоминать навсегда, или записывать;
убрать бы левых персонажей ( король, казначей .. - эти-то откуда?);
наверно, не стоит начинать книгу с мысли "а закончу-ка я её словами..."
не стоит задумываться о романе, случайно узнав, что в России в 1864 при проведении судебной реформы Магистрат, как судебный распорядительный орган, был упразднен, а ты недавно посмотрела фильм "Золотой компас";
Реальность передать сложнее всего. Тут надо или знать наверняка, или выяснять досконально:
И... у студентов обычно не принято ездить по выходным "в пропахшие кошками, валидолом и книжной пылью квартиры научных руководителей".
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"