|
|
||
Уже немолодая, но актуальная пьесочка для чтения с хохотом |
или
СЦЕНЫ ИЗ РИМСКОЙ ЖИЗНИ
Маленькая пьеса для чтения
Действующие лица:
Действующие морды:
Бездействующие:
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Всяческие домыслы, инсинуации, а также поиск прототипов среди современников автор отвергает с гневом, но не без сочувствия.
ПРОЛОГ
Грустные от воздержания Весталки** подходят к ложу Спящей. Цезарь, на правах Великого Понтифика, подглядывает из-за угла. Немного повеставшись, Весталки удаляются.
Крадучись входит Катилина. Нависнув над Спящей, вздыхает и томится. Решившись, прикасается к ней и резко отпрядывает.
Цезарь появляется из укрытия.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Храм Согласия. Заседание сената. На председательском месте сидит Цезарь. Он одновременно просматривает бумаги, пьёт из амфоры не закусывая, одним ухом слушает попеременно подходящих Стукачей, другим - Сенаторов. Большинство присутствующих дремлют. На трибуне откуда-то снизу появляется Цицерон, заспанный и небритый.
Цезарь мычит что-то утвердительное. Катилина же всё это время в отсутствии: чешет щёку и рассматривает потолок.
Катилина отрывается от потолка, сверкает глазами в сторону Цицерона, делает "вилы" пальцами и говорит "у!". Цицерон прячется за трибуну. Катилина удовлетворённо цыкает, за трибуной что-то падает. Некоторое время оттуда слышится бульканье и лёгкое позвякивание. Цезарь отвлекается от бумаг.
Цицерон встаёт в трибуне, заметно приободрённый, но почему-то ещё более небритый.
Помпей ворочается, громыхая латами. Говорит с характерным после взятия Иерусалима** акцентом.
Ропот в зале.
На половине фразы Цицерон ломается пополам, Помпей удовлетворённо садится.
Цицерон поднимается, утираясь краем тоги.
Катилина бросает в Цензора пустой амфорой, попадает. Цензор затыкается. Тут же в зал входят Какие-то Люди, вешают на стену заряженный арбалет.**
Летит следующая амфора. Цензор затихает. Какие-то Люди уходят; Цезарь, проводив их глазами, переводит взгляд на арбалет. Что-то не стыкуется в его голове, и только шёпот подбежавшего Стукача возвращает его к реальности.
Сенаторы просыпаются, вскакивают, горланят, машут руками не по делу.
Зал пустеет. Оставшись один, Катилина подходит к арбалету, ослабляет тетиву, но стрелу оставляет на месте.
Звук разбиваемой амфоры.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Плотно отобедавшие Сенаторы заполняют зал, поглаживая бархатные животики. Осоловевший Цицерон еле добирается до своего места.
Второй наклоняется к коллегам, озирается, переходит на шёпот.
Усаживаются с каменными лицами.
Сенаторы одобрительно молчат. Цицерон бормочет себе что-то под нос и на приглашение никак не реагирует. Его пытаются привести в чувство, впрочем, безуспешно.
Цицерона всё-таки выволакивают на трибуну, хлещут по щекам, брызжут водой в лицо. Он бодрится и делает вид, что всё в порядке.
Как-то сразу и целиком появляется Призрак Отца Гамлета. Цезарь отмахивается рукой, как бы разгоняя дым.
Призрак медленно растворяется в воздухе.
Цицерон на трибуне уже пьёт что-то из амфоры.
К Цезарю, как по команде, подбегает Стукач, шепчет.
Помпей молчит, смущённо потупясь. Цицерон допивает и валится на пол без чувств.
Слуги несут Цицерона. Тот начинает петь "Ой, мороз, мороз"**, путая латинские и греческие слова, сбивается, засыпает окончательно уже на месте.
Сенаторы в унисон шикают на Третьего.
Аплодисменты в зале.
В зале появляется Красс. При полнейшей тишине проходит к трибуне. Цезарь начинает заискивающие телодвижения.
Красс уходит под бурные аплодисменты, переходящие в овацию.
Красс уже ушёл, а аплодисменты длятся ещё какое-то время.
К Цезарю подходит Стукач, шепчет.
Цезарь жестом успокаивает не на шутку разошедшихся сенаторов.
Третий мнётся, вскакивает, садится, наконец решительно встаёт.
Третий садится, краснея. Сенаторы гудят вразнобой.
Все кроме спящего Цицерона поднимают руки.
Сенаторы Встают. Цицерон рефлекторно поднимает руку, тогда его замечают и выносят вместе со всеми.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Цицерон просыпается на берегу Тибра. Тоска в душе его и кривизна в лице, всё существо его влечёт куда-то подлечиться. Пройдя лишь несколько шагов, он падает, споткнувшись, в лужу. Встаёт, принюхивается.
Грозит кулаком небесам. Те не остаются безучастными. Возле упомянутой лужи обнаруживается мирно спящий квирит*, а подле него две, очевидно полные блаженства, амфоры. Не поблагодарив небеса и стараясь не разбудить квирита, Цицерон умыкает сокровище, причём содержимое одной из амфор вливаетв себя уже на бегу. Отбежав достаточно далеко и достигнув первого удовлетворения, он замедляет шаг. Заря разбухает в полнеба.
Идёт очень медленно, прихлёбывая и бормоча не вполне уверенно.
Оживляется, говорит всё громче и прихлёбывает всё чаще.
Допивает, опрокидывает амфору, убеждаясь, что та пуста.
С восторгом бросает амфору о прибрежные камни; та, разумеется, вдребезги. Он вдруг тускнеет, опадает, как парус без ветра, начинает прихлёбывать из другой амфоры.
Стаёт в позу.
Шатается, едва не падает, ловит рукою воздух, садится на камни.
Поднимает из-под ног булыжник, тупо его разглядывает.
Камень Демосфена шмыгает носом, вздыхает, говорит с хрипотцой.
Цицерон мотает головой, как лошадь.