|
|
||
1. Конфликт
Предположим, что мы хотим написать повесть о девочке Луизе, которую однажды укусил волк-оборотень, и которая с той поры вынуждена постоянно бороться с растущим в ее теле Злом. В этой истории достаточно очевидно как и в какой момент она началась - для Луизы это произошло в момент укуса. То есть, именно момент укуса и есть точка начала рассказа.
Можно, хотя и не рекомендуется, начать историю и с другого момента:
Когда Луиза, умываясь воскресным утром, посмотрела в зеркало, она не поверила своим глазам. Из воспалившейся раны на ее шее пробивались серые жесткие волосы. Неужели тот волк, который укусил ее три дня тому назад, был волком-оборотнем? Какая ерунда!
- Луиза! Завтракать! - позвала ее мама из кухни, и Луиза с вожделением подумала о сыром мясе.
Так мог бы начаться рассказ, а не повесть. В рассказах зачастую предыстория конфликта отбрасывается для того, чтобы как можно быстрее добраться до кульминации.
Но если вы пишете повесть или роман, то читатель будет недоумевать, почему вы лишили его удовольствия напряженно следить за зарождением конфликта.
Так что, лучше мы выберем тот вариант, который начинается непосредственно с момента укуса Луизы волком.
2. Прямое начало
Шорох в кустах у дороги заставил Луизу остановиться. Может, ей это послышалось? Луиза напряженно вслушивалась. Нет, ничего не слышно. Луиза посмотрела вверх, на полную луну и усмехнулась. Ночь опять шутила свои шуточки. Луиза торопливо пошла дальше. Но, не сделав и десятка шагов, снова замерла от страха. Позади она услышала злобное рычание. Не иначе - собака. Да, но рычащая так, словно она только что вырвалась на свободу из самого ада.
Медленно, очень медленно Луиза повернулась. Тварь, стоящая перед ней, лишь отдаленно походила на собаку...
Прямое начало сегодня всё более и более входит в моду. Такой способ, типичный для рассказа, сегодня с успехом применяется и для крупных форм, повести или романа.
Читателя, что называется, прямо с первых строк бросают в холодную воду. Без излишних предысторий читателю быстро сообщают суть конфликта и так же быстро развивающиеся события крепко удерживают далее читательское внимание.
Однако, такой способ не универсален. Проблема состоит в том, что читатель лишь тогда примет участие в судьбе главного героя, когда хоть чуть-чуть с ним познакомится и проникнется к нему минимальной симпатией (что не означает, конечно, что герой должен быть симпатичен для всех). История пишется героями. Если герои не заинтересовали читателя, то и сама история читателя не заинтересует.
Если автор выбрал прямое начало, он должен или несколькими красочными мазками нарисовать такого героя, который способен удержать интерес читателя, либо с помощью необычной ситуации, тайны или других приёмов так увлечь читателя, что герой сможет под таким прикрытием продержаться достаточно долго для того, чтобы читатель к нему привык.
Разумеется, от самого сюжета зависит, легко ли будет автору использовать прямое начало.
Представим себе, что мы рассказываем историю некоей женщины, которая хочет развестись со своим мужем, поскольку тот лишь живет за ее счет. Мы хотим написать далее целый роман о том, как она начинает новую жизнь уже одна, о ее радостях или неудачах. Центральный конфликт в истории начинается, таким образом, в тот момент, когда женщина разводится с мужем. Но при использовании прямого начала будет трудно убедить читателя в том, что развод с мужем обоснован, что он не только логичен и неизбежен, но что такой поступок женщины и ожидаем, и желаем самим читателем. Так как только в последнем случае симпатии читателя будут целиком на стороне героини.
3. Предыстория
Как правило, центральный конфликт есть нечто такое, что более-менее резко вырывает героев из привычной повседневности. Это может быть укус волка-оборотня, или развод, или автомобильная катастрофа, или что угодно другое. Чтобы подчеркнуть разрушительность этого конфликта, читателю сначала бывает полезно дать немного вжиться в нормальную жизнь героев, которая вот-вот будет взорвана конфликтом.
Конечно, есть определенная разница между повседневностью Джеймса Бонда и повседневностью полотёра Тома Питкина. И для нашей условной Луизы было бы интересно показать, какое прямо-таки облегчение принес её укус волка-оборотня, вырвавший ее из надоевшей до тошноты обыденности.
Если автор решает рассказать сначала предысторию конфликта, то он получает прекрасную возможность этот конфликт убедительно подготовить, познакомить читателя поближе с героями, обосновать значение и разрушительность конфликта настолько, что читатель будет героям не только симпатизировать, но и сочувствовать, принимая в конфликте их сторону.
И это не означает, что читателя надо непременно двадцать страниц кормить разнообразной скучной информацией, прежде чем что-нибудь произойдет. Так можно потерять читателя уже на десятой странице. Нет, что-то интересное непременно должно произойти практически сразу. В читателе надо разбудить любопытство и удержать его!
Необходимо пробудить интерес читателя еще до момента наступления основного конфликта, представить ему героев во всей полноте их характеров и жизни, чтобы вхождение в основной конфликт выглядело логичным.
При этом не возбраняется использовать и другие конфликты, побочные, не проистекающие напрямую из центрального конфликта, но подготавливающие нарастание напряжения.
Существуют три апробированные методики, позволяющие тем или иным образом пробудить интерес читателя. Можно применять их по отдельности, можно комбинировать их парами, как это будет показано ниже на примерах.
(Продолжение читайте на сайте издательства Alfabook: http://www.alfabook.de/article_wie_fange_ich_an.htm )
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"