Командровская Светлана : другие произведения.

Загадки Босха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Бежали быстро мысли, обгоняя время, возвращаясь вспять,
  Идея главная дрожала множеством больших деталей: не об'ять, Рожденье мира бренного задумал Босх изобразить, красу небес,
  В картине-триптихе "Сад наслаждений", полный сказочных чудес.
  
  Рай, Ад и Бытие земное в красках ярких воплотил художник,
  Где Рай блестит сверканьем переливов чудных, сложных.
  Там водоем причудливый вокруг сооружений фантастичных
  И дерево познания с фонтаном, и Адамом в образе приличном,
  
  Взирающим с великим изумлением на Еву, данную ему в награду.
  И, как загадку, помещает Босх жестокость с ними рядом
  И яму с темною водой, способной жизнь забрать своим теплом -Противоречье меж спокойствием и вечно суетным грехом.
  
  Еще одна загадка хаотичных форм благой природы сложной
  И странность произвольная в разрыве дерзком, невозможном Разрозненных кусков реалий, вписанных в единство форм, -
  Две пальмы на оранжевой скале: одна из них зачахла целиком,
  
  Другая ж расцвела под мрачной тенью странных отношений
  В той мирной жизни всех существ, рекущих будущность лишений. Над этим всем - источник бытия, парящий в выси, как орлы,
  И как гибрид растенья нашей жизни, белой мраморной скалы
  
  На темно-синих островных камнях бегущего вперед сознанья.
  На правой створке - Ад, тревожно-мрачное и темное созданье,
  Где вспышки света мглу ночную яркостью своей пронзают,
  Взрываясь струями огня, горящий город, плача, угасает.
  
  Огромная фигура Монстра-гида в центре Ада, он рассказчик-блиц, Чьи ноги - полые стволы деревьев, тело - скорлупа яиц,
  На шляпе демоны гуляют, увлекая в танце души за мгновенье, Которых грех противу естества привел сюда и бросил на мученье.
  
  Здесь инструменты музыкальные, как символы разврата, как инцеста, Орудьем пытки страшной стали в спевке инфернального оркестра. Птицеголовый монстр карает здесь обжор, их изнуряя жестко чрево, Тщеславных женщин в полной темноте ласкает монстра древо.
  
  Грехопадение земли и превращенье в ад ее - загадка-жало,
  И то, что послужило поводом к греху, орудьем наказанья стало. Химеры совести нечистой стали символами сексуальных отношений, Они влекут в центр адского костра, сжигающего грех падений.
  
  То, что казалось в жизни сладострастием, теперь есть казнь и страх, "И в этом ужасе сплошном спасенья нет погрязшему в грехах", -Пессимистично заявляет Босх картиной страшной этой веку.
  Над хаосом - меланхоличный странный взгляд и личность человека.
  
  То сам художник, наклонившись над придуманным кошмаром дней, Пытается познать агонию и муки преданной греху души своей,
  Чтоб перейти в Добро и Свет блаженной Истины небесной.
  Глубоким смыслом бытия исполнен центр картины бессловесной:
  
  Там "Сад любви", где множество фигур нагих мужчин и женщин Утехам предаются беззастенчиво в хрустальных водоемах вещих, Скрываясь в кожуре плодов огромных, в створках раковины суеты. Здесь все смешалось: звери неестественных пропорций и цветы.
  
  Сияньем нежных красок соткан центр картины, жизни сроки,
  Видение обманчиво: за ним скрываются грехи и страшные пороки. Три плана в композиции "Земного сада": первый - жаркий,
  Пруд роскоши, фонтан, цветы абсурда и тщеславья замки.
  
  Второй весь занят кавалькадой пестрой всадников нагих,
  Они - круговорот страстей, прошедших лабиринты вмиг
  Плотского наслажденья. Третий, дальний, небом изобилия
  Увенчан: люди обрели крылатых рыб и собственные крылья.
  
  Об'единяет все повествованье внутреннее бытие, как взлет,
  И связи, смысл которых поколенье каждое по-своему поймет.
  Что может целомудреннее быть любовных игр людей усталых?
  И есть ли в этом всем Божественной любви блаженное Начало,
  
  Где сцена с виноградиной в бассейне странном - это сопричастье
  С той чистой девственной любовью? Автор придает звучанье счастья Искусным образам той Божьей красоты и блага, радости телесной, Желаний эфемерных Божий мир и удовольствий дивных, тесных.
  
  Воображенье наше поражают, превращая в пленников любви, Оранжевые стены башни прелюбодеянья, что стремятся высь обвить Из похотливых вод озерных чистоты надежной и кристальной,
  И сфера из стекла стального цвета разукрашена фатально.
  
  Недолговечны счастье и стекло, как символы природы грешной,
  В картине образ собирательный земного бытия неспешный, Погрязшего в греховных наслажденьях мерзких, догорая,
  Забывшего о первозданной чистоте утраченного вскоре Рая,
  
  На гибель обреченного в Аду. Духовного отца и разума предтечу Увидели в художнике сюрреалисты, с мрачным фантазером встречу, Почетного профессора кошмаров, ужасов и страхов гибнущего века: "Сад радостей земных, сад дивных наслаждений грешных человека".
  
  Загадка в каждом образе, таинственном изображении предметов темы,
  Веками будет человечество гадать над данною ему проблемой. Одно лишь ясно: у написанной картины "Наслаждений" - назначенье Предупредить хотя б одно, возможно, даже малое грехопаденье.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"