Аннотация: Cреди инвалидов есть категория наиболее уязвимых, которые в нашей стране, к сожалению, обречены вести жалкое существование и которыми переполнены наши психоневрологические интернаты, или пеньки, как их в просторечии называют. Это люди с задержкой интеллектуального и психического развития. Такая
инвалидность страшна вдвойне, так как при ней человек лишаетсяполностью или частично всего того, что делает его человеком. Итем не менее, это - люди, люди, по-особому чувствующие и воспри-нимающие окружающий мир...
ЭТО ТОЖЕ ЛЮДИ
За последние годы общество стало все больше вникать в жизнь лю-
дей с теми или иными проблемами. В средствах массовой информации
чаще и чаще появляются материалы, рассказывающие о наркоманах и
инвалидах с поражением опорно-двигательного аппарата. И это, бе-
зусловно, отрадно, так как свидетельствует о том, что в нашем об-
ществе впервые за столько лет начали появляться и крепнуть гума-
нистические тенденции.
Хочу сказать, что среди инвалидов есть категория наиболее уяз-
вимых, которые в нашей стране, к сожалению, обречены вести жал-
кое существование и которыми переполнены наши психоневрологичес-
кие интернаты, или пеньки, как их в просторечии называют. Это лю-
ди с задержкой интеллектуального и психического развития. Такая
инвалидность страшна вдвойне, так как при ней человек лишается
полностью или частично всего того, что делает его человеком. И
тем не менее, это - люди, люди, по-особому чувствующие и воспри-
нимающие окружающий мир. Общество не должно ставить их в положе-
ние изгоев. Ведь известно, чо при соответствующем воспитании и
правильной профессинальной ориентации они могут достичь многого.
Люди с синдромом Дауна, например, обладают превосходными личнос-
тными качествами. Они очень добры, отзывчивы и внимательны. В
странах Запада они работают нянями для маленьких детей, а некото-
рые из них даже становятся артистами и художниками. И их ни в
коем случае не считают там за людей второго сорта. Они могут най-
ти поддержку и понимание со стороны общества.
Конечно же, так было не всегда. В эпоху Средневековья дети,
появлявшиеся на свет с психическими или физическими отклонениями,
считались "божьим наказанием" или "порождением дьявола", и поэто-
му их тщательно скрывали, обеспечивая минимальным уходом. А не-
редко даже сжигали на кострах. Эти предрассудки, к счастью, со
временем, что называется, канули в Лету. Однако на людей, стра-
дающих синдромом Дауна, олигофренией и аутизмом, все еще продол-
жали смотреть как на бесполезных членов общества. Позднее для них
устраивались специализированные приюты-резервации, где такие
больные вынуждены были проводить всю свою жизнь, изолированными
от внешнего мира. Но с наступлением девятнадцатого столетия, бла-
годаря исследованиям Ленгдона Дауна и Марии Монтессори, были раз-
работаны общеобразовательные программы для людей с задержкой ум-
ственного развития, начали создаваться учебные центры и производ-
ственные мастерские, а также разного рода ассоциации, в которых
эти люди получили, наконец-то, возможность самореализации. Мно-
гие из них сумели вести нормальную, полноценную в определенных
отношениях жизнь. Но это - за рубежом. А что же у нас? Увы, в на-
шей стране государство совершенно не заботится об инвалидах. Поэ-
тому забота об умственно-отсталых полностью ложится на плечи их
родителей. Они-то и стали организовывать в последнее время раз-
личные общества взаимопомощи. Так, в Москве, например, уже нес-
колько лет действует Ассоциация Родителей Детей с синдромом Дауна.
А в Санкт-Петербурге создана Русско-Немецкая Лига Жизненной Помо-
щи Людям с умственной отсталостью.
Помню, как первого июня 2000 года, в День Защиты Детей, меня
пригласила на праздник Елена Амаяковна Атанесян, председатель об-
щества "Аревик", объединяющего родителей детей с проблемами раз-
вития. С Леночкой Атанесян мы знакомы давно и поддерживаем дело-
вые и дружеские отношения. Возглавляемое ею общество ставит своей
основной задачей социальную интеграцию детей-инвалидов. Находясь
на празднике, в "Аревике" я получил поразительное свидетельство:
подросток с глубокой умственной отсталостью, не способный пра-
вильно ответить на самый простой вопрос и имеющий большие труд-
ности в общении, без преувеличения сказать, мастерски исполнял на
пианино сложные произведения Чайковского и Глазунова. Поистине, в
немощи являются нам дела Господни! - вспомнились мне слова из
Священного Писания. Но Господь сказал: "Как я спасу вас без вас?"
Действительно, дети с болезнью Каннера, или аутизмом, несмотря на
то, что у них нарушен эмоциональный контакт с окружающими, в том
числе и с родителями, часто проявляют просто удивительные способ-
ности в некоторых областях знаний и в искусстве. Однако для это-
го с ними нужно заниматься. Я знаю об одной пятнадцатилетней де-
вочке, страдающей синдромом Дауна, которая освоила два иностран-
ных языка. Огромную роль в этом сыграло то, что ее мама не подда-
лась отчаянию, не опустила рук от горя, а все время помогала до-
чери овладевать жизненными навыками, помогала учиться. Психолог
Колпинского общества "Особый ребенок" Марина Александрова спра-
ведливо считает, что чем больше занимаешься с умственно-отсталы-
ми детьми, чем больше отдаешь им своего душевного тепла, тем ско-
рее можно в чем-то увидеть положительный результат.
А сколько таких детей остаются брошенными и родителями и общес-
твом на произвол судьбы?! Что говорить, если даже здоровые дети
тоже зачастую бывают никому не нужны и превращаются в со-
циально-запущенных, иными словами, - в умственно-отсталых инвали-
дов, которыми их делает человеческое равнодушие и бездуховность.
На мой взгляд, здесь есть о чем поразмышлять.
Санкт-Петербург, 2001 год