Дорогой читатель Lib.Ry, скажите мне, пожалуйста, что такое война, и я скажу Вам, кто Вы! Дмитрий Тальковский.
Рецензия на роман о чеченской военной компании 1994-1996гг. 'Добро пожаловать в ад'. Или 'Открытое письмо Сергея Ермолова авторам Проза. Ry.'
'Я почувствовал, что жизнь медленно уходит из меня. Мне становилось трудно дышать, очертания предметов теряли свою определенность, солнце начало казаться серым. Но я не испытывал ни страха, ни сожаления. Ничего не боялся и ни о чем не жалел. В этом медленном возвращении в небытие был соблазн неудержимого приближения к вечности. Я увидел подлетающий ко мне снаряд, его искристую траекторию'.
Добавить замечания: Д. Тальковский.
Глубокоуважаемый Сергей! Вы не находите что-то общее в Ваших описаниях боевых действий в Чечне с описаниями военных действий в произведении Льва Николаевича Толстого 'Война и мир' в таких например сценах:
1. Я бы не брал пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники всем моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить... А то мы играли в войну - вот что скверно, мы великодушничаем и т. п. Это великодушничанье и чувствительность - вроде великодушия и чувствительности барыни, с которою делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что он может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и т. д. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации... Да хуже всего - убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!.. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом - откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война - это забава праздных и легкомысленных людей... Цель войны - убийство, орудие войны - шпионство, измена и поощрение ее. Разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии, обман и ложь, называемые военными хитростями. Нравы военного сословия - отсутствие свободы. То есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И, несмотря на то - это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народу, дают большую награду....
2. Утром Наполеон отправляется к Шевардинскому редуту, и сражение начинается. Пьер засыпает в уголке, отведенном ему Борисом. Пьеру кажется, что место, куда он попадает, - самое незначительное на всем поле битвы, хотя дело обстоит совсем иначе. Появление 'невоенной' фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно удивляет людей, на него испуганно косятся. Но, заметив, что этот странный человек не делает ничего дурного, а смирно сидит на откосе вала или 'с робкою улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживается по батарее под выстрелами так, же спокойно, как по бульвару', солдаты меняют свои настороженное к нему отношение на шутливое участие. В нескольких шагах от Пьера, обдав его грязью, взрывается ядро. Солдаты удивляются, как он не боится. Отношение к 'барину' становится еще теплее. К десяти часам человек двадцать уже уносят с батареи, два орудия выходят из строя. Несмотря на потери, солдат охватывает восторг битвы, они обслуживают орудия 'радостно и слаженно'. 'Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание того, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе'. Батарею обстреливают все сильнее, на Пьера больше никто не обращает внимания. Молоденький офицерик, видимо, только что выпущенный из Кадетского корпуса, на глазах Безухова падает убитым. На батарее остается только восемь снарядов. Пьер вызывается принести снаряды, бежит под гору, но ядро попадает прямо в ящик, и тот взрывается совсем близко от Безухова. Его слегка контузит, он бежит обратно на батарею, видит, что старшего полковника уже убили, на батарее французы, на глазах Пьера они закалывают нескольких русских солдат. Безухов сталкивается с французским офицером и хватает того за горло. Оба не понимают, что происходит, каждый из них думает: 'Я ли взят в плен, или он взят в плен мною?' Очень низко над их головами пролетает ядро, француз с Пьером бросаются в разные стороны. В этот момент русские начинают атаковать, французы бегут. Пьер видит на кургане людей, но все, кто был ранен на батарее Раевского, убиты. Пьер сбегает с кургана, думая: 'Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!
3. На одном из курганов за ходом сражения наблюдает в подзорную трубу Наполеон. К нему то и дело прибывают адъютанты с сообщениями о ходе действия, однако все их доклады устаревают прежде, чем они успевают донести их до полководца. Кроме того, многие адъютанты просто не доезжают до места сражения и передают Наполеону информацию, полученную из третьих рук. Один из генералов предлагает ввести в бой личную гвардию Наполеона. Тот отвечает, что за 3200 верст от Франции он не может позволить себе отдать свою гвардию на разгром.
4. Кутузов сидит на лавочке, не делает никаких распоряжений, а только соглашается или не соглашается с тем, что ему предлагают, идет с переменным успехом, в третьем часу атаки французов прекратились. В русский штаб является немецкий генерал, служащий в русской армии, и докладывает, что все пункты наших позиций в руках неприятеля, 'отбить нечем, потому что войск нет, они бегут, и нет возможности их остановить'. Кутузов приходит в бешенство, кричит: 'Как вы смеете?!', заявляет, что ему, главнокомандующему, настоящий ход сражения известен лучше, чем генералу Барклаю (от которого и прибыл немец). 'Неприятель отбит на левом, поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, то не позволяйте себе говорить того, чего не знаете!.. Отбит везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско! Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, - сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез'.
5. Полк князя Андрея находится в резерве. Не сходя с места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял третью часть своих людей под артиллерийским огнем. Все пребывают в ожидании, пытаются себя хоть чем-то занять. Князь Андрей ходит по лугу, нахмуренный и бледный. Ядра пролетают рядом. Внезапно одно из них падает совсем близко, князю Андрею кричат: 'Ложись'. Князь Андрей понимает, что на него смотрят, и в то же время думает: 'Неужели это смерть?.. Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...' Однако он пытается упрекнуть в трусости человека, крикнувшего 'ложись', но у него это не выходит, так как ядро взрывается, и князь Андрей падает. Взрывается и князь Андрей падает. Ранение приходится в живот, и сбежавшиеся офицеры и солдаты понимают, что рана смертельна. Князя Андрея относят в лесок, где был перевязочный пункт. Его вносят в палатку, кладут на стол - один из трех, который находился там. На соседнем столе лежит татарин, которого оперируют, а на третьем - 'высокий человек с вьющимися волосами, который показался князю Андрею знакомым'. Этот человек 'судорожно рыдал и захлебывался'. Ему отрезают ногу, он просит показать ее, санитары показывают, человек 'рыдает, как женщина'. Внезапно князь Андрей узнает в нем Анатоля Курагина. Андрей вспоминает Наташу такой, какой он увидел ее в первый раз на балу 1810 года, 'с тонкою шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным* счастливым лицом'. 'Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями: 'Да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле. Которой меня учила княжна Марья, и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, если бы я был жив'.
6. Хотя Наполеон любил разглядывать убитых и раненых на поле сражения, в этот раз жуткий вид поля брани производит на него неприятное впечатление. Однако через некоторое время Наполеон опять начинает отдавать распоряжения. 'И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжелее всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он, ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого'. Объезжая поле сражения, Наполеон пытается утешить себя, обмануть, подсчитывает, сколько на одного убитого француза приходится русских. 'Русские не атаковали французов, они лишь стояли на месте, загораживая дорогу на Москву. Но наполеоновская армия также не сделала решительного броска. И хотя русская армия потеряла почти половину своего численного состава, а французская армия только пятую часть, у французов не хватило духу атаковать, так как русские, несмотря на огромные потери, продолжали стоять так же стойко, как и вначале сражения'.
7. 'Я почувствовал, что жизнь медленно уходит из меня. Мне становилось трудно дышать, очертания предметов теряли свою определенность, солнце начало казаться серым. Но я не испытывал ни страха, ни сожаления. Ничего не боялся и ни о чем не жалел. В этом медленном возвращении в небытие был соблазн неудержимого приближения к вечности. Я увидел подлетающий ко мне снаряд, его искристую траекторию'.
Теперь давайте посмотрим, как к войне, этой своеобразной лакмусовой бумажкой либерализма, относился конкретно, как это некоторые себе представляют и говорят: 'монстр, Идол, которого слепили большевики и даже это определение, могло служить смертным приговором. Не трудно сравнить это 'журчание' с другими, где он отдает приказы расстреливать людей направо - налево без суда и следствия. И все это пишет не дебил, а блестящий юрист'. Так вот, блестящий юрист - Ленин, как это совершенно справедливо говорите Вы, Геннадий Великанов, но не Идол, как ошибочно это внушили Вам Ваши коллеги, к войне, на которой то, как раз и отдаются упомянутые Вами приказы: 'расстреливать людей направо - налево без суда и следствия'. В отличие от Вас и этих Ваших, так называемых новых демократов, которым теперь все молятся, и которые любят рассуждать: Что было бы, если бы Россия победила в Японской войне? Что было бы, если бы Россия победила в I мировой войне? относился резко и однозначно категорически - отрицательно. И уже одно это делает Владимира Ильича Ленина более гуманным, по крайней мере, чем вся защищаемая Вами комариллия так называемых болтунов-демократов, клянущихся при этом в своей любви войне. Война - учил нас Ленин - это продолжение политики, которая, известно, не заканчивается, по крайней мере, до тех пор, пока остаются люди, этой самой политикой руководствующиеся. И потому в войне нет и по определению уже, не бывает победителей. В войне есть только убитые, отравленные, искалеченные люди, сожженные города и села, и полученные, за всю эту с позволения сказать 'работу', золотые царские червонцы. А также фунты стерлингов, доллары, евродоллары, требующие, как известно, все новых и новых инвестиций, во все новые войны.
Таким образом, глубокоуважаемые читатели Lib.Ry, Вашему вниманию предлагается некоторые подходы к войне, как средству продолжения политики. Вам только осталось хоть что-то определенное сказать о своем собственном отношении к войне.
С глубоким уважением, Д. Тальковский
Рецензия на 'Открытое письмо авторам Проза. Ry'. Сергей Ермолов.
Добавить замечания: Александр Миронов
Я абсолютно не согласен с Вами, в том что "всякий участвующий в войне, прежде всего - убийца". В половине случаев участвующий в войне, прежде всего - защитник. Если для защиты своих близких людей, своей Родины надо убить врага... Ну что ж, надо взять и убить.
Александр Миронов 22.04.2009 22:16
Добавить замечания: Д. Тальковский.
Глубокоуважаемый Александр! С Вами просто не возможно не согласиться, что 'в половине случаев участвующий в войне, прежде всего - защитник. Если для защиты своих близких, родных людей, своей Родины надо убить врага... Ну что ж, надо взять и убить'. Понимание всего трагизма, о котором Вы говорите, не может, тем не менее, заставить всех нас не думать так же, как думаете и говорите об этом Вы. Все иные разговоры о том, что можно было поступить как то по-другому, лишены всякой логики и смысла, раскрывающегося одним словом - война. Война - это трагедия. Но, что самое удивительное, это рукотворная трагедия, с которой именно с настоящего времени просто нельзя больше мириться. Что для этого надо сделать. Во-первых, как представляется, необходимо преклоняться, обожествлять и всячески воспевать даже тех людей, которые стали на пути агрессора, развязавшего войну, и ценой своей жизни спасали свою Родину и спасли, таким образом, весь наш мир. Во-вторых, найти, осудить и даже посадить на скамью подсудимых всех тех людей, которые организовали эту, все-таки как оказалось рукотворную трагедию - войну. Осудить людей, получивших таким образом как бы с 'неожиданно' вдруг образовавшейся, то есть возникшей из ничего войны, свою кровавую прибыль в виде золота. Или даже современных бумажных денег, из-за которых наши современные люди готовы даже на самые современные преступления.