р. Зеев Хаим Лифшиц : другие произведения.

Глава "После выпуска..." (Бешалах)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


0x08 graphic
0x01 graphic

р. Зеев Хаим Лифшиц Глава "После выпуска..." (Бешалах)

Женщина-идеалистка и жизненные принципы

   "Я песню Богу вознесу, в высоты те, куда поднялся Он, но и оттуда и коня, и всадника Он в море обрушил" (15:1). "И отвечала им Мирьям: "Богу песню вознесите... и коня, и всадника Он в море обрушил" (15:21). В комментарии Сфорно мы находим: ""...в высоты те, куда поднялся Он.." - лишь Ему одному пристало приписывать Себе все наполняющее мир благо".
   "Мне кажется, что в этом стихе Торы содержится намек на то, что сказали Мудрецы: "Даже служанка больше видела в видении, раскрывшемся перед переходящими Красное море евреями, чем пророк Йехезкель в своем видении Горней Колесницы. И под влиянием удивления перед этим явлением была сказана песня эта". Т.е., песня этой женщины, поскольку и женщины сказали "Это мой Бог, и красою Ему служить буду", и тот факт, что женщины не отстали от мужчин, вызвал удивление Мудрецов. А как связывается эта песня с воскрешением из мертвых? Эта связь происходит в точке равенства между мужчинами и женщинами, поскольку в будущем мире все люди будут стоять выше материальных ограничений. И, как предверие будущего состояния, даже служанка при пересечении Красного моря виделя Сияние Славы Творца" - так комментирует указанный стих Кли Якар.
   На основания приведенного комментария можно сделать вывод о существовании между мужчиной и женщиной разницы в восприятии. Мужчина сразу воспринимает качество Творца, как о том недвусмысленно свидетельствуют слова Мудрецов: "Праведники могут указать на Него пальцем". Что же касается такого удивительного случая, как созерцание Сияния Славы Всевышнего простой служанкой при пересечении Красного моря, то необходимо сказать, что оно представляет собой исключительный случай, поскольку такое видение присуще только праведникам. Поэтому, хоть Мирьям в сопровождении всех еврейских женщин и воспела чудеса, свершившиеся на море, тем не менее они не пели "Я песню Богу вознесу", а лишь "...но и оттуда и коня, и всадника Он в море обрушил". Другими словами, женщина не воспринимает Всевышнего напрямую, а лишь через Его власть над действительностью, через низвергаемых в море коня и его всадника. Согласно Кли Якара, в своей внутренней сущности мужчина и женщина абсолютно равны. Но, поскольку между ними существует разница на биологическом уровне, то их равенство проявится только в будущем мире (см. приведенный выше комментарий).
   Разница между мужчиной и женщиной, следовательно, лежит в области восприятия принципов и идеалов. Женщине принадлежит первенство в видении их реальностного аспекта, в то время как мужчине своейственно искать и следовать абстрактным идеалам, и потому он нуждается в женщине, способной помочь ему приложить абстрактный идеал к повседневной действительности. Однако, в свете всего вышесказанного, необходимо задаться вопросом о том, какая ценность есть у прямого восприятия, если оно столь абстрактное и лишено реального приложения?
  
   Рассечение Красного моря как оценочный критерий
  
   Принято считать, что неповторимое чудо рассечения Красного моря доказывает власть Всевышнего над всем творением. Он-де Всемогущий, и потому Ему подвластны прочие силы. Эта мораль, мол, вытекает логически из того, что под личиной Фараона, как нам кажется, прячется очередной человеческий претендент на мировое господство, которого данное чудо призвано образумить и познакомить с истинным Владыкой. Проверим, однако, верна ли такая интерпретация этого удивительного события.
   Логика чудес, сопряженных с Исходом евреев из Египта и с рассечением Красного моря, вынуждает усомниться в верности приведенного выше воззрения. Для того, чтобы показать человеку, кто в мире Правитель, а кто - Его подданый, а также чья Тяжелая и Занесенная рука правит миром, нет необходимости вносить столь радикальные изменения в миропорядок. Для достижения всех этих целей достаточно лишь показать власть Творца над происходящим в узком кругу человеческого бытия.
   Похоже, что главным уроком, извлекаемым из этих чудес, стало формирование критерия оценки не только силы, но и качества. Рассечения Красного моря придало человеку способность применить данный критерий для того, чтобы отличить вымышленную реальность от реальности истинной, на основе проглядывающего сквозь всякое явление божественного качества. Указанный критерий придает истинную ценность любой ситуации или явлению. Сегодня невозможно себе представить мир, в котором у явлений нет установленной ценности, мир без шкалы приоритетов, без деления явлений по степени их важности. Мир, лишенный критерия оценки, лишается также понятий о законности и порядке, и уподобляется поколению разрухи (дор га-палага), страдает отсутствием какой-либо иерархии, прозорливости в принятии долгосрочных решений. Всем правит стремление к удовлетворению сиюминутных желаний - прагматичный и фрагментарный мир, в котором начисто отсутствует способность принять решение в ситуации, требующей от человека считаться с взаимнопротивоположными интересами. Другими словами, мир без выбора. Если человек не соразмеряет свою жизнь с горними принципами и ему далеки нравственные устои, то его верным спутником становится бессилие перед необходимостью принять важное решение. Именно таким предстает нашему взору мир египтян, которые лишились дара выбора потому, что позволили своим сердцам заносчиво ожесточиться и отрицать Источник качества, не принимая Его авторитета. Поняв это, мы поймем также и то, что важность авторитета состоит не только в том, что он выполняет роль точки отсчета для такого человеческого качества, как стремление к Принадлежности (кому-, чему-либо), создающей предпосылки для уничтожения самомнения и получения Горней Мудрости (взамен однобокого субъективного мнения). Наряду с этой ролью, авторитет (не в меньшей степени) выполняет и роль точки отсчета для человеческой способности выноса суждений на основе собственного выбора, что, конечно же, выражает обратную склонности к Принадлежности человеческую потребность - жажду Свободы. Свобода, в частности, проявляется в способности принять одно из двух возможных (но взаимоисключающих) решений в какой-либо ситуации. Но как сможет человек реализовать эту способность, если у него нет ни малейшего понятия о критерии, с помощью которого можно сравнивать явления жизни в ситуации трения между взаимнопротивоположными факторами?! Принятие решения происходит только на теоретическом уровне, тогда, когда рассмотрение вопроса о важности руководящих принципов зависит только от центрального идеала и происходит в недосягаемости для диктата стершейся от чрезмерно частого использования действительности, в которой нет места духовной высоте, т.е. такой действительности, которой руководит только желание удовлетворения сиюминутной потребности. Интересно, что данной способностью обладает в основном Мужчина, благодаря - как это ни странно! - отсутствию у него чрезмерной проницательности (бина йетера), которая была дана Творцом Женщине, отличающейся своей тонкой наблюдательностью по отношению к постоянно обновляющейся окружающей ее действительности. Только Женщина может похвастать своею мудростью практического применения теоретических принципов и способностью предвидеть развитие событий (с их целевой, практической стороны). Но без влияния, оказываемого на Женщину Мужчиной, у нее не может сформироваться способность оценивать и судить о принципиальном качестве, и потому судьба такой женщины - быть отданной во власть жестокой необходимости, царящей в основанном на силе материальном бытии. Рассматривая жизнь женщины сквозь призму взаимнопротивоположных склонностей к Свободе и к Принадлежности, легко видеть, что женщина - гений искусства Принадлежности, и что она обретает свою Свободу через объект, с которым она вступает в отношения Принадлежности. Женщина, благодаря своему таланту принадлежать, отличается способностью (талантом) к глубокому сопереживанию, той гибкостью, которая требуется для "мягкой стыковки" с притяжающим объектом. Отсюда следует то, что Женщине требуется прочная и надежная опора, которая даст ей вдохновение и критерий оценки. Поэтому-то по переходу Красного моря Мирьям и прочие женщины, открыв абсолютный критерий оценки в виде божественного явления, не могли сдержать проявлений собственной радости и счастья, и пустились в пляс, подпевая и подыгрывая себе на различных музыкальных инстументах! А до этого, еще в Египте, еврейские женщины проявили небывалую самоотверженность, принося рыбу и прочую снедь своим мужьям (которые были заняты на труднейших подневольных работах (парех)), чтобы те были полны, в частности, и мужской силы, давая потомство и продолжая плодотворную жизненность своего народа.
   "Еврейский народ вышел из египетского изгнания благодаря праведности еврейских женщин". За этими скупыми словами кроется, вероятно, указание Мудрецов на то, что потребность соотносить свое бытие с непоколебимым критерием и пробудила в женщинах проявления восхищения и почитания перед лицом божественного критерия оценки, который, судя по всему, вошел в их души еще до того, как он стал известен их мужьям. На верность высказанного предположения указывают определенные намеки в самом тексте Торы, ибо о песнопении мужчин Тора говорит не иначе, как в будущем времени: "Тогда воспоет...", в то время как о пении женщин во главе с Мирьям говорится как о непосредственной реакции радости на новую ситуацию в настоящем времени, как о реакции, не требующей для своего проявления длительного созревания, в ходе которого шла бы подготовка к приобретению способности к различению, переработке и усвоению увиденного. Очевидно, что мужчины, в отличие от женщин, должны были предварительно тщательно изучить вопрос об отношении как о критерии оценки принципов и ценностей. И это естественно, поскольку ни одно из этих качеств не является присущим реальному бытию. Роль качества в материальном мире состоит в том, чтобы сопровождать бытие и придавать ему возвышенный смысл. В свою очередь, это значит, что встреча с качеством не может происходить на "нейтральной" территории, когда качество стоит особняком, не "ввязываясь" и не связываясь с происходящим в реальном мире. Именно поэтому еврейскому народу потребовалось определенное время на то, чтобы понять поставленную перед ним цель и выполнить ее, соразмерив изменчивую (перманентную) реальность с той шкалой ценности, которую он получил при выходе из Египта. Конечно же, подобное ограничение временным фактором не могло не дать вынужденных осложнений, и потому, когда перед еврейским народов вставали новые жизненные проблемы, требовалось определенное усилие, связанное с нуждой освободиться от гнета тягот существования, для того, чтобы оторвать взгляд от земли и различить возвышенные намерения, смысл и цель всего с ними происходящего.
   Только с такой точки зрения можно взглянуть и попытаться понять те поставленные в условиях пустыни эксперименты (испытания), в ходе которых народ испытывал (терпение) Всевышнего. Да и возможно ли без такой установки вообще понять, как могло произойти такое, что евреи, только что пережившие небывалое воодушевление при встрече с грандиозным явлением рассечения (для них!) Красного моря, тут же впадают в уныние, "забывая" при этом и о Протянутой (им!) руке, и об Облаках Славы? Могло ли в их души закрасться сомнение в том, что Всевышний позаботиться обо всех их материальных потребностях? Тем более после того, как буквально пять минут назад евреи открыли для себя абсолютную власть духовного качества над материальной действительностью? И нерасторжимое единство между духом и материей? А при первом же материальном неудобстве тут же забыли обо всем? Такое абсолютно невозможно. И поэтому необходимо согласиться с тем, что всему причиной стала необходимость прежде всего поднять и понять вопрос о критерии оценки. Данный критерий не возникает на пустом месте, он появляется в результате формирования человеком тщательно выверенного и взвешенного отношения к действительности, воспринимаемой сквозь призму качества. В процессе воплощения горнего измерения в изменчивой реальности человек придает действительности определяемую качеством важность. Горнее измерение не входит в этот мир без посредства человека, и это посредничество является главнейшей ролью человека на Земле. Мужчина устанавливает теоретические принципы, а женщина их воплощает и интегрирует во внутренний мир человека. И пророчица Двора так говорит Бараку: "Клянусь, что не будет тебе величья от того пути, которым ты идешь, ибо в руки женщины отдаст Всевышний Сисру". Тут читатель гафтары (ведь именно оттуда взята эта цитата) может удивиться: "Что же в том плохого, что победа над Сисрой придет через женщину?". А дело тут вот в чем: если женщина возьмет в свои руки функцию оценки ситуации с точки зрения горнего измерения бытия, то это может привести к тому, что границы качества станут весьма расплывчатыми, и это вызовет ошибочную оценку необходимого решения - а все потому, что при оценке мы обращаемся к потенциально возможному, теоретическому состоянию вещей - т.е. судим о них с точки зрения идеологии. Без указанного разделения ролей между Мужчиной и Женщиной теория остается оторванной от действительности и превращается в догму, в абстрактную (в отрицательном смысле этого слова) доктрину, существующую только в собственном изолированном мирке и стремящуюся подмять под себя реальную действительность. Над всяким идеалом, пусть даже самым святым и возвышенным, витает постоянная опасность превратиться в выхолощенную доктрину в результате возникновения дисбаланса между ролями Мужчины и Женщины. Предостерегая нас об этом, говорит РаМБаН о том, что человек может использовать Тору и для того, чтобы найти идеологическое оправдание своему падению (наваль би-ршут га-Тора). Т.е., духовный идеал может превратиться в искусственную церемониальную доктрину, оторванную от реальности и пытающуюся завоевать господство над фиктивной реальностью, в то время как русло реки жизни проходит в стороне от нее, там, где нет места никаким ценностям и принципам, кроме одного - власть сильного над слабым... Так разрывает человек свое бытие в клочки, в пух и перья... и он живет в доме, поделенном на разные части, в каждой из которых существуют свои правила жизни и свои ценности, качественно чуждые (и даже враждебные) укладам жизни в соседних частях этого дома. Так, в спальне человек ведет себя иначе, чем в столовой, а в гостиной человек ведет иную жизнь, отличную от той, какой он живет со своими домочадцами... впрочем, довольно и этих примеров для того, чтобы продемонстрировать двуличие, заполонившее все жизненное пространство человека. Сложность ситуации, о которой предупреждала Двора, проявляется тогда, когда нравственность устанавливается женщиной. Тогда все нравственные ценности вместо того, чтобы быть источником вдохновения, превращаются в догматическое принуждение, внося полную неразбериху в вопрос о приоритетах в человеческой жизни. На фоне грандиозного по своему величию явления, описываемого нашей главой, выделяются своим качеством именно три женщины - Мирьям, Двора и Йаель. Сей факт учит нас тому, что без женского влияния даже идеал Торы остался бы в рамках идеи, витающей высоко в облаках и не имеющей реального влияния на происходящее в действительности. Однако без углубленного изучения вопроса о ценности как критерии оценки реальности, женщине бы не доставало связующей прочности отношениеформирующего сопереживания.
   "Хафец Хаим" Пояснения к молитвеннику (из разных книг)
   "Тебя, Господь, я возвеличу, за то, что бедность - мой удел..." - бывает так, что иногда человеку полагается за его грехи смерть, и лишь по огромному Своему милосердию Всевышний заменяет смертельное наказание бедностью, поскольку "...бедный приравнивается к мертвому". Т.е., значение данного стиха в том, что Давид благодарит Всевышнего за то, что Он не убил его, а лишь сделал его бедняком, и при этом "...но радости врагам (т.е. Сатану и Ангелу смерти) не дал!".
   "Пойдешь спать вечером в слезах, а утром в радости ты встанешь" - нам сказали Мудрецы: "Не стоит человеку отчаиваться от несчастья", а комментаторы объяснили это выражение двояко: в одной стороны, когда человеку хорошо, ему не пристало гордиться и думать, что несчастье гарантировано его не коснется - поскольку никому не известно, что принесет новый день. С другой же стороны, если человека постигло несчастье, никогда нельзя отчаиваться и терять надежду, поскольку милосердие Всевышнего неизмеримо, и в любой момент судьба человека может измениться в лучшую сторону, как и сказано: "Пойдешь спать вечером в слезах, а утром в радости ты встанешь".
   "Благословен Тот, кто сказал... (барух ше-амар)" - это благословение учредили Мудрецы Великого Собрания (Кнессет га-Гдола) на основании записки (в прямом смысле свалившейся с неба), в которой и был написан текст этого гимна. Он состоит из 87 слов, в соответствии с написанным: "Во главе - венец златой", т.е. началом (главой) молитвы является благословение, состоящее из 87 слов (поскольку "златой" на иврите произносится как ??, что чисельно равно 87), и потому нельзя ни прибавлять к ней, ни убавлять из нее слов сверх числа 87.
   Законы субботы (по книге Шмират Шаббат ке-гилхата)
   Глава 14. Уход за одеждой в Шаббат и в Праздник
   Завязывание и развязывание узлов на одежде
      -- Так же, как запрещено в Шаббат и в Праздник завязывать различные типы узлов, запрещено и развязывать или разрывать узлы этих типов. Однако те типы узлов, которые можно завязывать в Шаббат и в Праздник, можно также развязывать, а в случае, если их невозможно развязать, то можно и разорвать упрямый узел (но сделать это следует лишь в отсутствие других людей, дабы не стали они пренебрегать запретом завязывания узлов вообще).
      -- Какой-либо из узлов, относящихся к разряду запрещенных в Шаббат и в Праздник, в случае, если он доставляет неудобство, но не туго затянут и не предназначен для того, чтобы существовать более 24-х часов, можно развязать или разорвать.
      -- Узел-"бантик", который запутался и превратился в запрещенный в Шаббат и в Праздник узел, в случае, если он доставляет неудобство, можно развязать или разорвать (описанный случай часто происходит со шнурками ботинок или туфель).
      -- Разрешается завязывать галстук в Шаббат и в Праздник, поскольку узел галстука вообще не считается узлом (ибо он скорее похож на одинарный узел, который и так разрешается завязывать в указанные дни). Это разрешение действительно и в том случае, если завязанный узел вообще никогда не будет развязан. Продолжение следует...
   Уроки Торы:
   Шаббат:
   16:00 - Третья трапеза и Седер ТУ би-шват (дом Зальцманов)
   Понедельник (йом шени)
   20:30 - Тания (Ш. Гуревич \ дом Гуревичей)
   Вторник (йом шлиши)
   20:30 - РаМБаМ (Т. Зальцман \ дом Пороцких).

С пожеланиями субботнего мира и благополучия!

0x01 graphic

Песня трав

   И если хочешь ты знать,
   То пастухам не понять,
   Как можно в поле песню не сложить...
   И если хочешь ты знать,
   То и травинки не смять
   Без того, чтоб напев ее заглушить...
   И в песне пастуха без слов
   Слышна симфония цветов.
  
   А мир настолько красив,
   Красив и столь справедлив,
   Если ты слышишь цветочный напев.
   И всего лучше в тот миг
   Стоять, молиться средь них,
   Радостно Богу служить средь всех своих дел!
   На шепот сердце перейдет,
   Лишь их мелодию поймет.
  
   И сердце бьется в бреду,
   Клянется: "Я ль не дойду,
   Я ль не найду Эрец-Йисраэль?!!!"
   И свет его озарит,
   Свет святости проторит
   Новый путь в этом мире, поверь!
   И душу песня захлестнет,
   Лишь трав напев в нее войдет.

ТУ би-Шват пришел!

   Миндаль вновь разцветает, и солнце пригревает,
   С крыш несется птичий гам - праздник входит в гости к нам!
   В ТУ би-Шват деревья справляют Новый Год!
  
   Земля кричит: "Скорее! Пора сажать деревья!"
   У лопаты дело есть, ей сажать деревья - честь!
   В ТУ би-Шват деревья справляют Новый Год!
  
   От Беер-Шевы к Дану ряды деревьев встанут.
   Вся земля - надел народа. Край маслин, вина и меда!
   В ТУ би-Шват деревья справляют Новый Год!
  

Тора подобна пшенице

   Сказал пророк Элиягу: "Однажды я шел своим путем, и встретил одного человека, который стал вести со мной беседу так, как это делают вероотступники. Оказалось, что он знает Письменную Тору (микра), но не знает Устной (мишна). Он утверждал следующее: Письменная Тора дана нам на Синае, а Устная там не была дана. Я же ответил ему: Сын мой! Насколько это известно мне, Письменная и Устная Тора обе были даны нам Самим Всевышним.В чем заключается разница между ними? Для того, чтобы эту разницу проиллюстрировать, расскажу тебе такую притчу:
   Жил-был царь, у которого было двое слуг, к которым он испытывал чувство глубокой любви. Дал царь одному из них меру пшеницы, и меру пшеницы дал другому; одному дал сноп льна, и сноп льна дал другому. Что сделал умный слуга? Он выткал из льна салфетку, а из пшеницы он сделал муку, просеял ее, вымесил и испек хлеб. Положил он хлеб на поднос, накрыл его салфеткой - и стал ждать царя.
   Глупый слуга не сделал ничего с царским даром.
   Через некоторое время вернулся царь в свой дворец и сказал своим слугам: "Дети мои! Принесите мне то, что я вам дал!". Один принес царю на подносе хлеб из белой муки, накрытый льняной салфеткой; другой принес пшеничные зерна в сундуке, прикрытые снопом льна. Какова же была его стыдоба! Каков же был его позор! Ну, кто из этих двоих лучше? Конечно же тот, кто поднес царю выпеченный своими руками хлеб!
  

Аман и вязанка ячменя

   "Торопись и возьми одеяние и коня... и взял Аман одеяние и коня", и пошел Аман к Мордехаю. Когда Мордехаю сказали, что к нему идет Аман, Мордехай очень испугался. А в это время он занимался Торой со своими учениками. Сказал им Мордехай: "Дети мои! Спешите, убегайте отсюда, как бы и вы не попали под горячую руку Амана, который спешит сюда, чтобы убить меня".
   Сказали ему ученики: "Если ты погибнешь - мы хотим погибнуть вместе с тобой!".
   Ответил им Мордехай: "Если так, то давайте помолимся вместе, чтобы расстаться в молитве"...
   ...когда закончили молитву, вернулись к занятиям Торой. Стали изучать законы заповеди принесения в Храме вязанки ячменя, поскольку тот день был 16-м нисана - день, в который приносилось ячменное жертвоприношение, в то время, когда существовал Храм.

Достоинства женщины

   "Жена твоя, что плодоносная лоза винограда, внутри твоего дома; дети твои, как молодые побеги оливы, вокруг твоего стола" - пусть будет твоя жена подобна плодоносной (не бесплодной!) виноградной лозе. Все время, пока твоя жена внутри дома - твои дети подобны молодым побегам оливы: подобно тому, как среди маслин есть готовые сразу в пищу, есть пригодные для вяления, есть пригодные для масла, есть устойчивые к хранению, и масло оливковое горит во всех свечах, точно так же все время, пока жена твоя внутри дома (и тем похожа на виноградную лозу, которая никогда не сдвигается со своего места) - ее дети подрастают и становятся кто знатоком Письменной Торы, кто знатоком Устной Торы, кто сведущим в вопросах судопроизводства, кто мудрецом, кто советником, кто мыслителем. И потому сказано: "Жена твоя, как плодоносная виноградная лоза".
  

Масло светит как Храм

   "Свежая олива приносит красивые плоды". Храм освещает весь мир, подобно оливковому маслу, как написано: "И пойдут народы мира на твой свет". По этой причине Патриархи названы "Свежая олива", поскольку они дарят всем людям свет своей веры. И поэтому Всевышний сказал Моше: "И принесут тебе чистое оливковое масло".
  
   "Ты же прикажи... чистое оливковое масло для освещения". Почему именно оливковое, а не ореховое или редьковое масло, почему не рыбий жир или любое другое масло? Поскольку олива - символ света во всем мире.
  

Тора подобна бочке с финиковым медом

   Говорит царь Шломо: "...берегись... изготовлять много книг, без конца", а также: "Если мед найдешь, ешь его в меру... как бы не срыгнул ты его" - Тора подобна бочке, полной меда: если добавить в эту бочку четвертушку воды, то из нее выйдет соответственно четвертушка меда. Так и слова Торы - если примешать к тому, что у тебя в сердце, другие знания, то ты утратишь слова Торы, как сказано: "Поскольку навсегда она у меня".
  

Инжир как символ Торы

   Сказал рабби Хия сын Абы, что сказал рабби Йоханан: Почему написано: "Охраняющий инжир отведает его плода"? Почему инжир символизирует Тору? Что инжир - всякий раз, когда человек ищет,находит его плоды, так и Тора - всякий раз, когда человек изучает ее слова, находит в них новый смысл.

Евреи подобны гранату

   Сказал рав Аха: Почему имена сыновей Яакова нанесены на камни нагрудника Первосвященника (авней хошен)? Потому что все евреи были названы на Синае священниками (коганим), как сказано: "А вы будете у Меня царством священников". Так сказал Всевышний: "Ведь невозможно, чтобы все в одночасье приносили жертву на жертвеннике... Сделаю же Я так, чтобы имена их были написаны на сердце у Первосвященника. И когда он будет заходить в Храм приносить Мне жертву, каждый из сыновей Яакова будет как будто бы заходить вместе с ним, и для Меня они будут равны Первосвященнику в священнической одежде. "...как долька граната" - это налобник, "...из-под косы твоей" - это венец, который завязывается сзади. Другое возможное объяснение: "Висок твой (ракатех) как долька граната" - самые никчемные евреи (реким) полны заповедей, что твой гранат!

0x01 graphic

Еврейский Центр Духовной Ориентации "Мастерская Человека" - профессиональная помощь в выборе направления трудовой деятельности, подборе кадров,предбрачное и брачное консультирование

  

Еврейский Центр Духовной Ориентации "Мастерская Человека" - профессиональная помощь в выборе направления трудовой деятельности, подборе кадров,предбрачное и брачное консультирование

Смотрите также в Интернете: sadnatenosh.by.ru или zhurnal.lib.ru/t/tamir

  

Просьба молиться о выздоровлении Бецалеля, сына Цофит-Агувы

  

  

Просьба молиться о выздоровлении Бецалеля, сына Цофит-Агувы

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"