Тамир : другие произведения.

Избранность?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая (быть может, излишне робкая) попытка переосознать затертые слова "избранный народ". Что все это значит? Как с этим жить?


   Еврейскому народу требуется новая философия. Употребив слово "новая" я вовсе не имел ввиду отход от позиций традиционного ортодоксального иудаизма. Но именно внутри него необходимо искать те новые пути и решения, которые позволят интегрировать еврейский народ в единое целое, хранящее свою идентичность, с одной стороны, и в активную составную часть мирового исторического процесса, с другой. Необходимость такого шага вызвана всеобщим замешательством в еврейских интеллектуальных и культурных кругах. Эта ситуация напоминает мне то, что она единственно может напоминать -- басню Крылова о Лебеде, Раке и Щуке. Как расшифровывать эту басню, кто именно выступает в образе Лебедя, кто Рака, а кто -- Щуки, оставляю в воле читателя. Но только воз и ныне там...
   Перейдем теперь к сути вопроса, то есть к предисловию. В 2448 году от сотворения мира еврейский народ, выйдя из Египта, получил Тору. В Торе говорится о центральной и определяющей роли евреев в мире. И если мы будем настаивать на такой формулировке, то мы ничего абсолютно не выиграем. Даже наоборот, мы многое потеряем. Мы заслужим то, что нас назовут узкими националистами, а Тору -- этноцентрическим учением. А наученное (?) горьким опытом фашистской Германии на дух не выносит всего этноцентрического. Да и Торе самой это чуждо. Наша беда состоит в том, что слово "еврей" и слово "иудей" для нас имеют одно и то же значение. И заявляя о центральной роли еврейского народа в мире, мы тем самым невольно, подспудно заявляем о своей исключительности. И не помогут никакие оправдания и увертки типа: "Нет, мы не лучше других народов, мы просто: важнее, центральнее, главнее и т.д.". Ибо самое главное уже сказано -- мы избранный народ. И с этим ни один другой народ не согласен мириться. И они правы. Я тоже не согласен мириться с тем положением, когда евреи приписывают себе то, что им не принадлежит. Что я имею ввиду? То, что заявляя о своей избранности, мы выпячиваем свою человеческую составляющую, совершенно забывая о составляющей божественной. Говоря о себе как об избранном народе, необходимо заранее сказать, что цель нашего избранничества -- Божественное Присутствие. Да, именно ради осуществления Божественного Присутствия в мире еврейский народ был избран из других народов, данной миссии на том этапе не пожелавших. Вот и получилось так, что Тору приняли только евреи. Они ее выбрали -- и Всевышний выбрал их. И опять оговоримся: избрание является функцией не носителей, но содержания этого избрания. Ибо не Васю, Машу, Петю выбрал Всевышний, а выбрал Себя в качестве жизненной цели для Васи, Маши, Пети. То есть, принимая Тору, еврейский народ обязался жить только ради этой цели -- создание Божественного Присутствия в этом мире. И в этом суть еврейской идеи. У других народов -- другие идеи. Они их выбрали сами. За нас же выбор сделал Творец мира. И потому мы избранный народ. Вернее, если переводить с иврита буквально, мы есть "народ Избранного", то есть народ, который принадлежит Тому, кто Сам Себя избрал быть этому народу целью. И потому вовсе не еврейский народ является целью мирового процесса, а Сам Всевышний. И мы лишь помогаем Ему в этом, в рамках того поручения, которое мы от Него получили.
   Однако прошло уже немало лет с того дня, когда, сознательно ограничив свободу своего выбора, мы сказали Всевышнему: "Да, мы согласны, выбирай Себя целью нашего бытия!". И многие народы тоже хотят удостоиться этого имени -- Израиль. К чему оно им? Не для того ли, чтобы быть причастными к самому большому в мире творческому процессу -- Маасэ Бэрешит, со-творению мира? Могут ли они по-настоящему присоединиться к этому процессу? Частично -- безусловно могут, полностью -- никак нет. И это связано с закланием Ицхака.
   Получив такую странную заповедь, Авраам надолго погружается в раздумья (что, впрочем, не мешает ему прикладывать все свои физические силы к делу исполнения этой заповеди). Каково соотношение воли человека и Божьей Воли? Абсолютна ли свобода выбора, или ограничена? И если ограничена, то чем и почему? И еще многие подобные вопросы волновали Авраама на протяжении тех трех дней, что он и его спутники были в пути к месту заклания Ицхака (где ныне находится город Иерусалим). Авраам понимал, что все его учение о необходимости человеку переродиться заново, воспитывать себя и строить самостоятельно свой духовный мир терпит полное фиаско, ибо Богу нужен не он, Авраам, а сам Бог. И поэтому, выбирая Бога целью своей жизни, необходимо понимать, что в жизни может случиться любая трегедия даже с праведником, который НИКОГДА не согрешил. Да, конечно, Всевышний рад решению человека быть праведником, но это никому не дает гарантии полной неуязвимости в жизненной борьбе. Уж коли цель бытия -- это сам Бог, то Его, и только Его интересы определяют бытие земное. А что же человек, чем ему жить? Все тем же -- нравственным самосовершенствованием, воспитанием, служением Творцу... Что из этого выйдет? Божественное Присутствие. То, что произошло в 2448 году, у Синайской горы. Умирая от каждого услышанного от Творца слова евреи тем самым снова и снова показывали свою верность завету Авраама: в качестве цели жизни видеть только Творца... И потому мы называемся "народ Избранного".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"