Байр Таня : другие произведения.

Сccр. Провинция. Балет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Из черновиков 1998г.

  Все мы, дорогой читатель, в основном, всё еще родом из СССР. В стране детства, юности многих и многих... Порою, погружаясь мысленно в те годы, памятую не только нюансы относительно безмятежного периода, но и различные протокольные события, свойственные "хоровому пению"...
  Сегодня вспоминаю эпизоды из средних классов, когда я уже подспудно слагала свои первые стихи.
  В школе в начале каждого месяца проводилась акция "окультуривания" учащихся - приобщение к возвышенному и прекрасному. Учащимся сознательных и "не очень" классов в принудительном порядке продавались месячные абонементы на балет местной филармонии.
  Применялись различные методы, но абонементы доставлялись всем "желающим" адресатам, коих практически не оказывалось. Не приносившие деньги за билеты просто не допускались к школьным занятиям. Конечно же, план по продажам выполнялся на все сто.
  И вот в школе наступает кульминационный день - день балета!
  Наглухо закрываются все входы и выходы здания. И этот процесс проводится после шестого урока!..
  Учащиеся загоняются в кинозал через живой коридор учителей и администрации. Под их беспрерывные упреки, осуждения, угрозы...
  Спустя некоторое время мы оказываемся в тесном помещении. В полной изоляции.
  Самочувствие отвратительное: в желудке совершенная пустота, беспрерывно кружится голова, в ушах стоит непонятная звень, периодически темнеет в глазах...
  Ну, неужели, дорогой читатель, при соответствующем самочувствии ты испытывал потребность в высокой духовной пище? Только не преминь учесть возраст балетных зрителей в кинозале - пятые и шестые классы!
  Перед затуманенным взором плавают исключительно блинчики в сметане, в воздухе витает запах жареной картошки...
  Все другие ценности меркнут. От тошноты и головокружения практически теряется связь с внешним миром. Но это только начало...
  В небольшом периметре чрезвычайно душно и пыльно. Из огромных окон падают косые полуденные лучи солнца. Каждая пылинка просматривается не меньше, чем насекомые, ползущие по стенам и потолку.
  На сцене стоит фортепьяно, на котором клавиши через один издают фальшивые звуки после периодических покушений пионеров - "виртуозов".
  Считай, повезло, если во время представления ты попал на последний ряд. А рядов в зале десять! Но ежели оказался в первом...- это означало: от твоего носа до пятки танцоров всего полметра.
  Балерун, сильно стянутый лайкровыми колготками, буквально и переносно глядит на нас свысока. Чрезмерно длинные накладные ресницы артистов усиливают эффект неестественности происходящего...
  Пудра на теле балерины смотрится как случайно и небрежно рассыпанная мука. Она невероятно худа, жилиста, и напудренные части её тела отдают синевой. Под лучами солнца шея танцовщицы напоминает корни старого дерева. Ну, никак эстетика балета не предполагает сцену площадью 3х4м. в зале на десять рядов!
  Тем не менее, лица у танцоров выражают решимость.
  Представление начинается! К фортепьяно подходит аккомпаниаторша, женщина с размерами в средний грузовой лифт. За инструментом она занимает полсцены. На её морковных губах застыла игривая улыбка. Из достаточно откровенного декольте вываливаются бесформенные части тела. Но пианистка, судя по неоправданно заносчивому виду, ощущает себя соучастницей алхимии танца. И, глубоко погружаясь в себя, начинает отстукивать по клавишам нечто непонятное. Извлекаемые звуки из расстроенного инструмента явно не соответствуют возвышенному настрою музыкантши.
  - Сразу заметно - она только что слопала полную тарелку котлет, - наклонившись ко мне, понуро произносит сидящая рядом одноклассница.
  В тот же момент на сцене забушевали неуемные страсти: как по команде, солисты балета принимаются воодушевленно за прыжки "в сторону". Параллельно партнёр успевает несколько раз взмывать на полметра и демонстрирует в воздухе то ли пинцет, то ли ножницы. Тем временем, партнёрша, уходя в "глубь" сцены, повернувшись спиной к зрителям, судорожно отбрасывает то правую, то левую ногу вверх как можно выше. После того, как партнер, шатаясь, приземляется в очередной раз, они крепко обнимаются и отбрасываются в разные стороны - почти отпечатываясь на стенках... Однако, риск!
  И на этом высоком градусе, казалось, действие должно завершиться. Ан нет! Продолжение следует!
  Усилием воли я цепляюсь за остатки сознания...
  Еще немного, и пара уже благополучно скрывается в потоке пыли, освещенной солнцем. Периодически только доносится гулкий грохот от приземления танцоров после очередного па. Кажется, этому не будет конца. Несовершеннолетние зрители явно выпадают из реальности... В какой-то момент присутствующих в кинозале охватывает массовое чихание от взбудораженной пыли.
  "Смешались в кучу кони, люди..." - вертятся в голове слова Лермонтова.
  Но, к счастью, всему наступает конец. Не дожидаясь финального поклона артистов, никого не замечая, ватага голодных школьников несется к выходу. Вослед доносятся сотни упреков учителей, дескать, ничего не окультуривает "бестолковое" поколение. И ничто не в состоянии поднять присущий низкий культурный уровень. Но укоры учителей и администрации растворяются в шумной толпе рвущихся к выходу изнеможденных "изящным" искусством учеников.
  Придя домой, глотаю холодный обед, заправленный солеными слезами. Еще долго отхожу от стресса - от приобщения к возвышенному.
  И сие действие в вышеизложенном режиме проводится ежемесячно...
  Но мой рассказ, дорогой читатель, это преломление большого искусства через призму провинциального тесного бытия, особенно при остром чувстве голода.
  Позже мои первые впечатления о балете реабилитировали телевизионные записи виртуозных концертов больших танцоров на больших сценах: Павловой, Улановой, Плисецкой...
  Прошли годы... Однажды в Москве я случайно попала на выступление артистов балета Большого театра.
  Один из крупных парков города Москвы утопал в гуще изумрудной зелени. Лето... Сумерки... После знойного дня вечер освежал прохладный ветерок.
  Посередине огромного водоема, окруженного многочисленными лиственными деревьями, была установлена сцена.
  Труппа всемирно известного театра представляла балет "Лебединое озеро" П.И. Чайковского.
  Громадные декорации составляли белоснежные лебединые крылья, которым придавала динамику изумительная мозаика из лазерных лучей. Из мощной профессиональной аудиосистемы качественно звучала волшебная музыка гениального композитора.
  В тот вечер в моем сознании родился настоящий, живой, бесконечно вдохновляющий балет!
  А еще спустя годы ТВ и интернет предоставили возможность ознакомиться с виртуозным танцем Нуриева, Барышникова, Годунова...- запрещенных в СССР танцоров с мировым именем, которые впервые вывели мужской балет на первый план, восхищая своей мистической энергетикой. Оставляя во вчера бывшую роль балеруна - "станок" для партнерши.
  И только после... я почти впадаю в "зависимость" от воздушно - изысканного академизма классического и современного балета. Сердце трепещет от созерцания этой безумной красоты движений!
  И, безусловно, увиденное мной представление в одном из замечательных парков города Москвы напрочь утвердило: балет не только самый сложный вид искусства, но и самый прекрасный!
  16.07.2016г.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"