Мнение о фильме "Не могу сказать 'прощай'" (СССР, 1982 г.)
Фильм "Не могу сказать 'прощай'" - это не просто история о любви. Это вектор, задающий глубокое, экстраполяционное размышление о природе настоящих чувств, о том, что такое истинная любовь между мужчиной и женщиной. В центре сюжета - Лида и Сергей, чья связь выходит за рамки навязываемых привычных шаблонов и условностей, показывая, что любовь - это не мимолетное увлечение или какое-либо увлечение в принципе, или же что-то вроде внешней привлекательности, задающей тренды и моду на выкладывание привлекательных фоток в соцсети или на трактование 'умными умами', грозя пальчиками, что так 'положено' и 'надо' - ну ведь 'все же так делают'... А потом, после этого 'положено' у нас в мире люди, неважно в каком амплуа и одеяниях (в одеяниях офисных работников, домохозяек, те, кто носят строгую форму правоохранителей или рясы священников и т.д) пытаются рассуждать о серьезных вещах, схватившись за голову и задаваясь вопросом - мол, 'а почему у нас в мире официальная статистика: на 10 браков 9 разводов?'. Все потому что большинство людей либо действительно глупые, либо ловят кайф от того, что таковыми притворяются. Так вот, показанная в данном фильме связь (если быть точным, изначально - лишь связь Лиды к Сергею, ну а потом и Сергея к Лиде) - это искреннее внутреннее вечное состояние души, способное послать куда подальше давящую на тебя жизненную эмбиентность, испытания, деморежимы, буйство гормонов, зверство окружающей системы и мира, только и ждущих, чтобы терзать душу человека, а потом еще и самого человека заставить чувствовать себя виноватым в чем-то.
Что же такое настоящая любовь, по фильму? Это не страсть, основанная на внешних факторах, не желание обладать или использовать другого человека. Это - искреннее стремление быть рядом, несмотря ни на что. Лида не влюбилась в Сергея потому, что он красив, силен, спортивен, богат или успешен на работе. Ее чувства не обусловлены шаблонами или канонами, навязанными обществом. Она любит его за его внутреннюю суть, за его душу, за то, что он есть и существует. И даже когда судьба подвергла их испытанию - травма Сергея на работе, его прикованность к постели - ее любовь не исчезла. Она осталась такой же сильной, такой же искренней. Фильм показывает, что любовь - это не временное чувство, которое исчезает, когда меняются обстоятельства. Это - глубокая связь, которая в нашем мире продолжительна настолько, насколько и продолжителен человеческий век. Лида и Сергей - пример того, что настоящая любовь (если мы говорим именно о ней, а не об ее эвфемизмах и глупых синонимах) не может умереть или 'смениться' на другую (привет гордым многолюбам-поучителям;)). Эта любовь может, например, трансформироваться, становиться сильнее. Она не зависит от внешних условий, она - внутреннее состояние, которое требует настоящего умения, понимания и искренности.
К сожалению, современное общество и особенно молодые люди зачастую воспринимают любовь поверхностно, легко, выражая ее в неких 'свойствах', 'условностях'. Для них это - лишь позерство, красивое и поучительное слово, зацитированное из Библии, или же модный тренд - способ показать себя и привлечь внимание тем, что, например, некто больше других разводился и женился вновь, настрогав больше детей, чем другие и поэтому этот некто считает себя 'умудренным опытом'. Они не понимают истинной сути, поэтому и, как выясняется, не готовы к ответственности, не умеют при этом ценить внутреннюю суть другого человека. В их глазах любовь - это игра, увлечение, длиною в демонстрационный режим (который порою длится бОльшую часть жизни).