"Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города".
(Афоризм).
Немного о многом...
Томас Мор - английский писатель-гуманист, философ, поэт мыслитель, юрист, политик, богослов. Годы жизни: 1478 - 1535. Также был лорд-канцлером Англии с 1529 по 1532 годы. 6 июля 1535 года, после пребывания Мора в тюрьме на протяжении трёх месяцев, он был казнён по приказу английского короля Генриха VIII. Чтобы понять внутренний мир Томаса, увидеть то, как формировались его взгляды на жизнь, необходимо отметить факт, что после ухода из университета и в период учёбы в юридических школах Лондона он сблизился с кружком оксфордских гуманистов. С одной стороны, Мора, как и их, увлекала античность. Он выступал в качестве приверженца изучения греческого языка. С другой стороны, он, как и многие другие гуманисты, осуждал восстания, не веря, что они помогут победить социальную несправедливость и помочь бедным людям улучшить свою жизнь. Тем не менее, он сочувствовал страданиям угнетаемого английскими властями народа и стремился прийти на помощь людям, несправедливо притесняемым тоталитарной структурой и вышестоящей над народом английской диктатурой. Данные наклонности привели Мора к смерти. В протестантской Реформации Мор видел угрозу для церкви и европейского общества в целом. Томас был против разрыва короля Генриха VIII с Римом и создания самостоятельной англиканской церкви как результата протестантской Реформации в Англии. За это суд признал Мора виновным в государственной измене, и ему был вынесен смертный приговор.
Наиболее известным жизненным творческим трудом Мора была его книга "Утопия", написанная в 1516 году. Второе название, звучащее пусть и чересчур вычурно и громоздко у данной работы, но, тем не менее, более углубленно раскрывающее суть сюжета, является "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". После выхода книги и обретения ею популярности в мире термин "утопия" стал нарицательным. На латыни он означает "нигде", "место, которого нет". По сути, книга "Утопия" - что-то вроде антроподицейной хрестоматии, взывающей к поддержанию социальной дисциплины, но в первую очередь - к защите личности от насильственного навязывания устоев, пересекающих грани дозволенного. Принципы и идеология фактического интернационализма, развитие и совершенствование коммунитаризации общественных ценностей, а также побуждение человечества к стремлению свергнуть плутократию в нашей действительности - всё это подаётся утопично, конечно же, но тем не менее оживлённо обсуждается в данном историко-фантастическом романе. По своей значимости для мировой литературы и культуры "Утопия" не уступает, к примеру, "Комедии" Данте Алигьери. И хотя произведение Алигьери "Комедия", в итоге переименованное итальянскими поэтами в "Божественную комедию", не демонстрирует открытую параллель с "Утопией", тем не менее оба произведения обладают неким схожим шармом. Шармом, привлекающим начинающего погружаться в их мир читателя. Они несут в себе некую обособленную каноничность, представляющую читателю возможность поразмышлять над миром и бытиём, существующими и привычными ему (читателю) и над миром и бытиём, которые теоретически возможны. В данном случае подразумевается не просто фантастичный мир или мнимое бытиё, а мир и бытиё возможные, если попытаться взглянуть на них сквозь призму определённой апологии. Тематические интерпретации этих двух произведений, конечно, по большей части противоположны одна другой. Сюжет книги Мора - это утопическое путешествие, а сюжет книги Алигьери - скорее путешествие в стиле эсхатологической антиутопии. Для сравнения: в стиле и жанре эсхатологической антиутопии авторами Р. Светловым и А. Рахманиным также написана "Книга о конце мира". Тем не менее, между "Утопией" и "Божественной комедией" имеется и определённая эстетическая схожесть. Она заключается в композиционной особенности, дарящей миру новый взгляд на фатализм, драматургию, глобальные изменения мироздания и реализм (нечто подобное можно, к примеру, наблюдать ещё в книге А. Беляева "Последний человек из Атлантиды"). Легендарная "Утопия" послужила источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX века. "Комедия" вообще ознаменовала собой итог развития средневековой мысли, а также вылилась в стремительный шаг к принятию ценностей Возрождения. Не знаю, почему, но мне захотелось сопоставить "Утопию" с какими - либо из других величайших творений известных мировых авторов, с произведениями которых мне довелось ознакомиться. В первую очередь вспомнилась именно "Комедия" Данте. Если задуматься - разве утопийский Рафаил Гитлодей, рассказывающий Петру Эгидию и Томасу Мору о своём путешествии к затерянному в просторах Индийского океана, удивительному по природе и характеру своего населения, острову, не напоминает комедийного Данте Алигьери, ведомого поэтом Вергилием (а в последствии и ведомого своей возлюбленной Беатриче) в потустороннем мире от адовых низов до райских верхов?.. Алигьери, ведомого своим спутником сквозь девять кошмарных кругов ада, семь уровней исправительного чистилища к желаемому раю, состоящему из десяти небес и распускающейся небесной розы... В итоге ведь оба героя этих двух произведений приходят к удивительной развязке своего необычного путешествия, как бы делающего этих двух героев пионерами на пути к тем самым миру и бытию, которые до этого считались лишь теоретически возможными.
Перед началом чтения "Утопии" необходимо понять, что данное произведение хоть и является фантастическим, но, по сути, именно сюжет "Утопии", среди прочих, закладывает фундамент для мировой философии социализма. Подчёркивание автором вымышленности происходящего сквозит во многих вещах и явлениях в романе. Например, придумав фамилию своему персонажу Рафаилу Гитдлодею, Томас Мор хотел дать отсылку к тому факту, что данная личность является вымышленной. "Гитлодей" - греческое слово, первая часть которого означает "вздор", вторая - "опытный". Название утопийского города Амаурот с греческого языка означает "непознаваемый". А название упоминаемой на острове реки Анидр можно расшифровать как "река без воды". Это вновь своеобразный намёк автора на то, что вряд ли река может быть без воды. Следовательно, Анидр - вымышленная река. Может быть подобный символизм увеличивает ценность вымышленного государства с его гуманными антитоталитаристскими порядками. Политический строй Утопии, как выясняется, проникнут демократизмом. Основной задачей правительства является забота о государстве, социальном строе, а также организация производства и правильного, законного распределения. Правительство Утопии обеспечивает качественную охрану страны от агрессии, борьбу с преступностью, стремится к установлению мира и порядка, о чём, помимо прочего, свидетельствует и проведение его внешней политики. Количество рабов немногочисленно, и они набираются из граждан, осуждённых за преступления. На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения. Споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны. Поэтому сложное законодательство не нужно. Там полное равенство во всём. К войне с другими государствами утопийцы прибегают лишь в самом крайнем случае, не стремясь нападать первыми и считая, что лучше дать своему врагу посул (взятку), подкупить приближённые силы врага и разойтись мирно, используя дипломатическую полемику либо договорённость. Общество острова составляет семейный и трудовой коллектив. Для того, чтобы не давать развиваться у граждан инстинкту собственничества и захватничества, стремлению к властвованию и тирании, семьи на острове регулярно обмениваются домами и земельными участками.
Это лишь часть коммунитарных порядков, описываемых Томасом Мором в его произведении. Можно было бы не уделять внимания сюжету "Утопии" и не восхвалять его за описание идеального, с точки зрения распределения прав личности, устройства социальной жизни. Можно было бы, если бы в нашем мире понятие "справедливость" не представляло бы из себя нечто, такое же аморфно - теоретическое, что из себя представляет и возможность существования в реальной жизни острова "Утопия" с его справедливым социальным устройством.