|
|
||
Древняя земля Хакасии..., горная гряда Сундуки..., легенда о сундуке с сокровищами былинного богатыря..., хакасский Сфинкс..., тагарцы - строители курганов..., древний храм-крепость великанов..., дороги на скалах..., "Кресло шамана", "Царь великанов"..., древняя астрономическая обсерватория бронзового века..., подземный город на тонком плане..., Сундуки древнее Египетских пирамид?..., тагарцы или атланто-саянцы? | ||
Обратную же, восточную, сторону этой скалы древние зодчие также обработали и придали ей очертания человеческой головы с лицом, обращенным на восток. Если посмотреть на вершину Первого Сундука с юга, например с вершин Второго или Третьего Сундука, то очевидно, что она напоминает знаменитый египетский Сфинкс в профиль! Случайно ли это?
Они слагают три гряды-стены: две из них - северная и южная - ограждают с севера и с юга внутренние части горы, ложбины-амфитеатры, от окружающей Первый Сундук долины реки Белый Июс, третья - центральная - гряда-стена разделяет Главный и Малый амфитеатры.
Ни дать, ни взять - крепость с раздельными фортами внутри. Ничего подобного больше нет ни на одном из семи других Сундуков, представляющих собой горы асимметричной формы с крутыми и обрывистыми восточными и пологими западными склонами. Геологи называют такую форму рельефа куэстовой, она широко отмечается в этом районе Хакасии.
На голове статуи покоится шапка с козырьком. Я назвал эту статую - "Сидящий Царь". По профессии я геолог и много повидал разных скал в своей жизни, но такое вижу впервые. Без всякого сомнения, эта скала-статуя имеет искусственное происхождение. Даже скала Дед в известных и популярных Красноярских Столбах не идёт ни в какое сравнение с этой статуей по изяществу форм и точности пропорций.
Лик Воина я рассмотрел в наружной части северной стены, он так же, как и Сидящий Царь, смотрит на север. Черты его просты и суровы. Другой лик, названный мною ликом Шамана, находится в центральной стене и обращён в сторону Главного амфитеатра.
У этого лика есть явное сходство с ликом скалы Дед в верхней части - те же большие надбровные дуги и высокий, нависающий лоб. Но в отличие от Деда у Шамана слабо выражен нос. Возможно, за прошедшие тысячелетия нос Шамана пострадал от вандалов так же, как и нос Великого Сфинкса.
Трудно даже представить, какая огромная работа была проделана древними зодчими для этого. Они, надо отдать им должное, искусно использовали особенности куэстовой формы рельефа Первого Сундука, у которого западный склон сформирован полого залегающими пластами горных пород. Тем не менее, работа по выравниванию скал проведена колоссальная.
По этим сохранившимся отрезкам хорошо видно, что выложена дорога гладкими ка-менными плитами с максимальным размером до полметра на метр, ширина её везде постоянная в 2,5-3 метра. Очевидно, что в те далёкие времена, когда комплекс Первого Сундука использовался по прямому назначению, по этой дороге можно было въехать на самую вершину на колёсной повозке. Я представляю, как на ней восседал Верховный Жрец и его везли жрецы низшего ранга на самый верх, вплоть до "кресла Шамана". Известно, что люди тагарской культуры уже использовали лошадей для верховой езды, но не знали колесных повозок. Мне думается, что эта дорога, вымощенная плитами и имеющая постоянную ширину и небольшой уклон, была сделана именно для колёсных повозок, движимых людьми (конские копыта могли скользить по гладким наклонным плитам), а значит она гораздо древнее периода тагарской культуры.
Поперечные уклоны бортов в Главном амфитеатре немного различаются, в Малом же они идеально совпадают. И это легко объяснимо: там, где стены амфитеатров сохранились, там их борта имеют одинаковые уклоны, там же, где стены разрушены, например, в верхней час-ти Главного амфитеатра, там борта положе, так как не достаточно каменного материала с разрушающихся стен для формирования бортов.
Отсутствуют и какие-либо боковые мелкие ложки и крупные промоины в бортах ложбин. Они обычно образуются текущей со склона водой в местах боковых трещин, отходящих от главной трещины-разлома. Все эти факты являются важными аргументами для доказательства искусственности происхождения амфитеатров на Первом Сундуке. Создаётся впечатление, что эти ложбины-амфитеатры выпаханы гигантским плугом параллельно друг другу в пологом западном склоне горы. Но кто мог совершить подобную циклопическую работу?
Она отделена от скалы вместе с основанием-"подставкой" из блока песчаника, зачем-то оттащена от скалы на 5-6 метров и наклонена под углом примерно в 20 градусов. А ведь её вес с "подставкой" составляет не менее 7-8 тонн! И как же древние зодчие смогли выполнить такую работу вручную? А самое главное - для чего? Возможно, её ровную наклонную поверхность тоже использовали для наблюдения за небесными светилами?
|