Аннотация: слово и путь человеческого языка и речи
О слове и пути
"корабли, как ни велики они и как ни сильными
ветрами носятся, небольшим рулем направля-
ются, куда хочет кормчий; так и язык - небо-
льшой член, но много делает"... "язык укротить
никто из людей не может: это - неудержимое
зло; он исполнен смертоносного яда"
(Иак.3:4-8)
Как мне кажется дело не в том, что каждое праздное слово бу-
дет нам в укор и именно поэтому лучше говорить "да-да, нет-
нет", а все остальное от лукавого, а в том, что слово это че-
ловеческое. Притом если оно исходит от природы человеческой,
то оно слово бесовское и лукавое. Человек - он от мира сего и
не имеет плана управлять этим миром. Потому что не видит всех
последствий своих действий.
Ведь только теперь, после примерно пяти тысяч лет, происхо-
дит окончание дел фараоновых, правящих миром Египта в свое время.
Теперь можно немного оценить масштаб времени последствий действий
египетских фараонов и их подданных.
Если мы подняли камень с Земли, то Земля стала немного легче,
если мы его бросили в пролетающую птицу, то Земля немного сдвинулась
в обратную сторону от брошенного камня. А если при этом всем мы еще и
попали в птицу, да еще не к добру ее напрасно погубили, то послед-
ствия нашего поступка долгим эхом пронесутся по Земле, по вашей личной
жизни, по жизни ваших близких и далее...
Но, если бы мы имели ясный план и руководились именно им, то стали
бы мы делать то, что мы сделали? Всё это напоминает разговор старого
сверчка с мальчиком по имени Буратино. "Иначе тебя ждут ужасные опас-
ности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой сухой
мухи", - сказал мудрый сверчок, потому, что он жил этой комнате уже
почти сто лет, и давал совет мальчику с деревянной головой и коротень-
кими мыслями. А Буратино, вместо того, чтобы сказать спасибо, бросил в
старого сверчка молотком...
Все люди совершенно точно знают, что они умрут. Кто-то думает, что
раньше, кто-то думает, что немного попозже. Для людей время напоминает
такой густой кисель и внутри этого киселя, что-то такое происходит.
Они придумывают всякие оправдания, всякие машины времени, чтобы все
исправить, приговаривают, что "с завтрашнего дня уже точно возьмусь".
Завтра наступает, ничего же не произошло, "ведь школа она же никуда не
денется", забывают, не хотят. Люди...
Тот, кто создал этот мир, видит его целиком и для него "тысяча лет,
как один день". Потому, что Он не человек. Хотя может им быть. Стать
на время человеком, говорить и разговаривать как человек. Слово "сни-
зойти" как-то не вяжется в случаес этой личностью.
Рассказывают случай. Одному человеку был показан его жизненный
путь. Как будто следы его ног на песке времен. Вокруг него струились
события его жизни, а он мог их видеть. Человек был очень благочестивым
и рядом со своими следами он все время видел следы Создателя. Созда-
тель шел рядом и помогал человеку выбрать верную дорогу, хотя в резу-
льтате событий вокруг человека его след постоянно сбивался. В одном
месте следы двух ног прервались и были видены следы только одного.
"Как же так", - спросил человек Создателя. "В это самое трудное вре-
мя, когда я так в тебе нуждался, Ты меня оставил". "Нет", - ответил
Создатель, - "просто ты видишь следы одного, и это мои следы, потому
что в это время я нёс тебя на руках".
Создатель постоянно и настойчиво показывает и рассказывает, как пре-
одолеть ту или иную трудность. Слушать его и слышать может каждый, в
ком есть дыхание жизни. Есть выражение: "Неисповедимы пути Господни".
Часто эти слова повторяют в оправдание, "что я же не знал (а)". Лука-
вый изменил только одно слово в этом выражении или формуле, если хоти-
те. Это слово "неисповедимы". И ведь изменил так, что на слух воспри-
нимается как библейское. Правильно это Божье слово звучит так: "Неис-
следимы пути Господни". Говоря эти слова люди, ссылаются на Библию, а
в Библии есть слова только с "неисследимы". Вспомните, как Его иску-
шали в пустыне перед служением людям. При этом искушении тот, кто его
искушал, говорил словами Писания. Будьте внимательны к слову. И к тому
слову, которое вы говорите и к тому, которое слышите. Внимательно про-
веряйте то, что вам говорят. Самое важное для вас время должно стать
то, которое сейчас, самым важным для вас должен стать тот, кто с вами
рядом. Ну, а самое важное дело для вас должно стать... Правильно, то,
которое вы сейчас делаете.
"Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна,скромна,
послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелице-
мерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир".
(Иак.3:17-18)
Хочется в дополнение рассказать одну историю, связанную с иной точ-
кой зрения на подобные рассуждения о пути и слове. В каком-то смысле,
о качестве и действии слова на события и поступки людей.
В одном магазине работала продавщицей женщина. Не знаю, по какой
причине, но она была слегка глуховата. Магазинчик тоже, надо сказать
был не самого первого класса, торговал не очень ходовым товаром: крас-
ками, гвоздями и другим подобным товаром. Поэтому хозяин магазинчика
решил в нем сделать ремонт, не прерывая работы самого магазина. А по-
мещения для торговли было два, так пока в одном помещении торговали, а
в другом - красили да белили. И надо же было, что глуховатой продав-
щице понадобилось уйти домой по делу: у ее младшего сына должен был
прийти доктор, а оставить мальчика было совсем не с кем.
В это время в соседнем помещении работал только один маляр. Так слу-
чилось, что и этот маляр, также как и продавщица, был глуховат. Прода-
вщица подошла к нему и стала уговаривать его немного посмотреть за
прилавком, пока она сходит и примет дома доктора для ее больного сына.
Глуховатый маляр плохо расслышал то, что она говорила, и стал объяс-
нять ей, что не пойдет к ней домой работать и красить ей дома стены,
даже если она ему за это заплатит. Женщина, также плохо расслышала от-
вет и, поняв, что ей можно идти к себе домой, ушла на небольшое время.
Дома, а жила она, надо сказать, недалеко, доктор пришел во время,
Результат визита доктора ее порадовал, болезнь у ребенка уже прошла.
Ей удалось рано вернуться. Когда она вернулась, то увидела, что ниче-
го не случилось, товары не пропали, да и из посетителей никого не бы-
ло. Обрадованная этим, она решали отблагодарить маляра, который в это
время усердно красил соседнее помещение. Взяв банку с краской из под-
собки, куда убирали небольшой брак, из-за которого покупатель отказал-
ся, а банка с краской была немного помята, продавщица решила подарить
ее маляру.
"Может он где-нибудь покрасит это хорошей краской и заработает допо-
лнительно немного денег, а то этот маляр такой худой - одна кожа да
кости", - подумала она. Когда продавщица стала предлагать банку маля-
ру, тот, не расслышав то, что ему предлагают, стал громко возмущать-
ся, что он эту краску впервые видит и совсем не виноват, что эта банка
помята. И говорить, что он никогда, даже за большие деньги не будет
красить стены у продавщицы. Как же она, по его мнению, тупа, что не
может понять этого с первого раза, а приходиться объяснять ей снова и
снова. Продавщица ничего не могла понять. В это самое время в магазин-
чик быстро входит какой-то человек и подходит к ним с вопросом о маши-
не, стоящей около магазина. Чья она и кто ее хозяин. А надо сказать,
что на этой машине он сам и приехал. И был он вор машин, а таким об-
разом этот человек укрывался от погони, если его преследовали. Ни мa-
ляр, ни продавщица ничего не поняли из того, что сказал им этот чело-
век.
Они стали наперебой сами просить рассудить их. "Почему", - спрашива-
ла продавщица, - "этот маляр не хочет за свою работу по присмотру за
магазином взять у меня краску?" "А зачем я буду красить стены этой
продавщицы", - кричал маляр, - "не она меня нанимала работать и я ей
ничего не должен". Тот вор автомобилей, как назло, тоже оказался не-
много глуховатым, и поэтому понял так, что его могут здесь разобла-
чить, или хуже того - один из кричащих здесь, и есть хозяин машины, на
которой приехал этот вор. Тогда и он стал возмущаться, что машина сто-
ит не так, что тот, кто припарковал ее, поставил так близко к дверям
магазина, что пройти невозможно.
Тогда в магазинчик зашел еще один человек. Это был монах соседнего
монастыря. Его послали за краской, но он также оказался глуховатым.
Все трое тотчас обратились к нему, чтобы этот проницательный монах
разрешил из спор. Как я уже сказал, у монаха также были проблемы со
слухом, и он стал проницательным взглядом смотреть каждому из них в
глаза, чтобы угадать, в чем проблема каждого.
Испугавшись проницательного взгляда, каждый решил, что монах может
разгадать замысел каждого. И сами посудите - ни один из кричавших не
был прав, поэтому все сразу бросились заниматься каждый своим делом:
маляр принялся молча и усердно красить стену, вор бросился за руль уг-
нанной им машины, продолжая свое темное дело, а продавщица, наконец,
заняла свое место за прилавком. Монах взял нужную ему краску и ушел из
магазинчика. По пути в монастырь он размышлял о том, как человеческий
язык, крики и споры мешают людям понять, а что, собственно, им делать
каждому...
ol tarasov
Tomsk 2011