Слово и путь 2
В чудесной пьесе "Фауст" Вольфганга Гете есть слова, после которых
главный герой Фауст, должен попасть в ад. Так придумал сюжет главный
черт Мефистофель. Вследствие множества обстоятельств это не произо-
шло, но задумано было именно так. Что означали эти слова для Фауста?
Как мне кажется, только то, что путь окончен, завершен, нет выбора
нового направления. "Остановимся здесь и дальше не пойдем!" Что дела
ет человек, переступая порог своего дома и становясь, может на вре
мя, а может навсегда, путешественником? Как и что им движет? Имеет
ли он цель, или его одолевает жажда нового. А может быть дома он ос-
тавляет неприятности и сложности, чтобы начать новую жизнь "без этих
проблем"?
Цель. "Target". Успех, счастье для меня и моих близких. Надежда на
хороший исход, светлое будущее. Мечта обрести место для спокойной и
счастливой жизни или "чтобы эти мне не мешали". А может "щи буду
хлебать, а к тебе не вернусь"? Какой мучительный выбор сделать пра-
вильно, не ошибиться, найти то, что нужно, а не "что попало".
Все-таки желательно в самом начале осмысленного пути, то есть тог-
да, когда вы делаете самостоятельно выбранные поступки не оттого,
что вам нравиться или не нравиться, ну, или не под руководством
кого-то (родителей, начальника, надзирателя...) ставить какую-то вы-
сокую цель. Чтобы, глядя на нее, мелочь вроде страны, в которой вы
родились, или недостаток средств не мешали видеть эту цель. Она,
цель, как бы должна быть выше мелочей. С любой точки пути ее должно
быть видно. К примеру: "Научиться отличать добро от зла и не делать
зла". Чем не цель? Высокая, всегда видна... Только какая-то уж очень
непонятная и одновременно очень понятная и не стоящая того (с точки
зрения обычного "здравого смысла"), чтобы ей посвящали всю свою соз-
нательную жизнь.
Когда начинаешь разбираться в ней (осмысленной цели) - вот тут и
возникают вопросы. А что такое добро, а что такое зло. "Почему наи-
более интуитивно ясные понятия более всех прочих оболганы за исте-
кшие двадцать веков? (ПРИПИСКА 16 июля. Г.А. сказал: потому что
интуиция - в подкорке, а понятие - в коре. Непонятно. Надлежит обду-
мать.) Это слова молодого человека из книжки братьев Стругацких с
характерным названием "Отягощенные злом". Трудное оно счастье,
полученное в результате хорошо выполненной работы, правильно сде-
ланного выбора, выбора по совести, хотя окружающие не всегда пони-
мают и, по большей части, не одобряют такие поступки. "Как это он
не берет взятки? Быть этого не может. Может, вы ему мало предложили?
Предложите больше". Для того чтобы руководствоваться подобной высо-
кой целью ("Научиться отличать добро от зла и не делать зла") нужно
весьма не популярное человеческое качество. Это независимость от
мнения окружающих. Люди не одобряют независимость суждений, осуждают
"выскочек" с подобным характером. Чтобы, противостоять этому положе-
нию вещей, нужна еще одна такая черта характера как твердость, убеж-
денность в своей правоте. Бесстрашие, в конце концов. Если хотите
назвать эту черту характера еще более отчетливо, то это вера.
Есть такое мнение, что цель вообще ставить не нужно. Ввяжемся в
драку, я потом поглядим, по ходу, какая из сторон побеждает. К ней и
присоединимся. Тоже позиция. Холодная, циничная, расчетливая. Зачем
идти по какому-то пути. В результате правым, с этой точки зрения,
оказывается тот, кто выжил. Он и начинает рассказывать, как и что
было. Говорить этот выживший может теперь все, что ему заблагорас-
судиться. Ведь он-то выжил. А умники, которые руководствовались ка-
кой-то целью, какой-то идеей, какой-то правдой погибли. Ну, про них
мы сочиним легенды, песни, будем их портреты наклеивать на знамена.
Даже можем всенародно праздновать их день рождения. То есть мы, те-
перь-то понимаем и подтверждаем, что он был прав. Хотя в то время
не понимали. Ну и убили, по незнанию. Мы даже можем построить ему
мавзолей и торжества устраивать будем рядом с этой могилой. Обычно с
такой точкой зрения связано понимание цели как-то, что целью пути
должно стать богатство, а затем в причастность к власти. Управление
другими. Последовательное движение всех за мною. Я-то знаю куда
всех вести. У меня-то цель, чтобы все "работали на благо меня", как
говорил кот Матроскин.
Смотреть под ноги, конечно, нужно. Чтобы не споткнуться о мелкие
предметы. Но помнить о выборе, о необходимости выбора нужно. Ведь
отсутствие выбора тоже выбор. То есть выбор в виде откладывания ре-
шения, перенос выбора на потом, на завтра. "Теперь я понимаю, почему
с портретами людей, которые чего-то достигли, всегда изображен чело-
веческий череп", - сказал недавно один молодой человек. - "Они пом-
нили о скоротечности жизни и спешили со своими делами". Не забывайте
смотреть на звезды и помните - это не правильно, когда говорят, что
"благочестие для прибытка".
ol tarasov
2011 Tomsk