Анариэль Ровэн : другие произведения.

Легенда о Мельнике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предания и истории о таинственном Мельнике, бытовавшие в Эриадоре и Минхириате в конце Второй Эпохи Арды. Текст написан для несостоявшейся игры "Последний Союз: туманные горизонты" (2006).


Легенда о Мельнике,

или представления и суеверия народов Эриадора, Минхириата и Энэдвайта,

связанные с Мельником

  

Сию работу предпринял Торхэн из Виньялондэ в год 2925 Второй Эпохи

  
   Когда я был еще ребенком, часто случалось слышать мне на улицах Виньялондэ, как матери с наступлением сумерек скликают детей к ужину. И если дитя не хотело возвращаться домой, матери случалось пригрозить ему "Смотри, не пойдешь домой, придет Мельник и заберет тебя!", после чего ребенок в испуге бежал укрыться в объятиях своей родительницы. Ныне узнал я, что мои собственные внуки не слышали о Мельнике, и потому понял, что настала пора записать все, что слышал я о Мельнике в своих странствиях по Эриадору, Минхириату и Энэдвайту, пока знание это не изгладилось из людской памяти.
   У одних обитателей Эриадора есть истории о Мельнике, у других - лишь связанные с ним суеверия. Так, к примеру, в народе Хунтора и Кета одним из самых серьезных ругательств считается "Мельник тебя побери!", и чтобы отвести проклятие, надо бросить за левое плечо щепотку муки или соли. В некоторых селениях Мельник считается олицетворением зимы, и соломенное чучело с волосами из льняной кудели сжигают в дни весеннего солнцеворота, когда весна побеждает зиму.
   У уиалрим, живущих на левом берегу реки Барандуин, считается недобрым знаком встретить на пустой дороге мужчину с длинными светлыми или белыми - как бы посыпанными мукой - волосами, поскольку это может оказаться Мельник и украсть удачу. В ночи, когда бушует вьюга, они закрывают окна и двери на замок, чтобы Мельник невидимым не пробрался к ним в дом с порывом ветра.
   Одно из самых распространенных эриадорских суеверий связывает Мельника с пропавшими вещами. Если исчезла какая-то вещь, то в этом могут винить как брауни (по преданию - мохноногие жители холмов), так и Мельника. Если хозяйка никак не может найти свой наперсток или иную мелкую вещь, она может бросить за порог щепотку муки и просить Мельника вернуть украденное. Или, если вещь действительно ценная и никак не находится, иногда поступают по-другому: надрезают до крови руку, чтобы кровь брызнула за порог, и приговаривают "Возьми, Мельник, кровь, а золото отдай". Но считается, что такой поступок может привлечь внимание Тени и принести несчастье как самому человеку, так и его близким или даже всему поселению.
   Иногда Мельника связывают с какой-то определенной мельницей в окрестностях данного селения, как правило, заброшенной или разрушенной. В такие места опасаются ходить, о чем у жителей Северных Холмов рассказывают следующую историю:
   "Жил да был один человек, и была у него одна-единственная корова, которая паслась в деревенском стаде. Однажды стадо вернулось домой, а его корова - нет. Делать нечего - хотя вечерело, а надо идти в лес, искать кормилицу. Долго человек бродил по лесу, уже стемнело, и показалось ему, что слышит он мычание в той стороне, где стояла заброшенная мельница, недоброе место. Но не бросать же корову на съедение волкам! И вот человек пошел на мычание и вышел к той самой мельнице. И видит, что мельница вовсе не разрушенная, а целая: колесо крутится, на заборе вокруг торчат горшки да крынки, в окне горит огонек. Человек тот удивился, а тут дверь мельницы возьми и отворись. И на пороге появился мельник. Мельник как мельник - весь белый от муки, даже волосы белые. Но только на шее у него - золотое ожерелье. "Ну что ж ты встал, - сказал Мельник. - Заходи, гостем будешь". Завел в дом, посадил за стол и говори: "Сейчас вечерять будем, пойду только молока надою". Но человек тот бы не глуп: подкрался к мешку с мукой, взял щепотку и насыпал себе в глаза. И после осмотрелся по сторонам - и тут же задрожал от страха: ведь горшки и крынки на заборе были отрубленные человеческие головы, а стол - жертвенным камнем. Выглянул он в окно, а из-под колеса бежит не вода, а кровь, и мельница мелет не зерно на муку, а человеческие кости. А сам мельник стоит под окном и точит длинный нож. Понял человек, что смерть его настала, но решил не сдаваться: снял со стены серп и стал у двери. И когда мельник вернулся, он его хвать по горлу серпом! Голова отвалилась, а ожерелье расстегнулось и упало на пол. Но человек не будь дурак, взял и голову, и ожерелье и бросил в кровавый омут у мельницы. И тут раздался шум, вой, страшный грохот. Человек упал на землю и подумал, что тут-то и пришел ему конец. Но тут запел петух. Человек открыл глаза и увидел, что уже утро, он лежит у развалин старой мельницы, а тут же на лугу пасется его корова. Забрал он ее и увел домой, но так до конца своих дней и не узнал, встретил он Мельника наяву или же во сне".
   Эдайн Эриадора полагают, что мельник на мельнице должен быть всегда один. Согласно древним преданиям некогда могучий колдун создал волшебную мельницу, которая молола золото, или серебро, или мир, или войну по желанию владельца. Этот колдун взял себе не то двенадцать, не то девять учеников. Но ученики узнали все тайны колдуна - и убили его, а дух его засунули в мельничное колесо, и теперь он вращает мельницу, но ненавидит всех мельников. И потому ученики убили друг друга, остался только один. И на старости лет этот мельник находит ученика по одному ему известным признакам. По другому изводу предания последний выживший ученик еще скитается по свету, и тому, кого он возьмет в ученики, он передаст свое знание о том, как отпустить дух колдуна на свободу и снять проклятие. Иногда это предание связывают с мельницей, которую построил Фрам Длинные Руки из Бри.
   Но даже если на обычной мельнице мельников двое, то это считается недобрым предзнаменованием: они скорее всего поссорятся, и хорошо, если дело обойдется без смертоубийства.
   У жителей Виньялондэ во дни моего детства Мельник - это беловолосый мужчина с золотым ожерельем, который появляется в сумерках и похищает детей. После долгих розысков нашел я Виньялондэ одну старую женщину из Младших людей, которая рассказала мне такую историю:
   "Давным-давно жил да был благородный риг, и было у него три сокровища: золотое ожерелье, чудесная кольчуга и плащ-невидимка. И жил по соседству мельник Белые Волосы. И так он позавидовал ригу и его сокровищам, что пришел к нему однажды и сказал: "Отдай мне золотое ожерелье, а не то будет тебе хуже". Поскольку мельник был могучим колдуном, ригу ничего не оставалось, кроме как послушаться. Но Белые Волосы был жаден и снова пришел к ригу и сказал: "Отдай мне чудесную кольчугу, а не то будет тебе хуже". Риг и тогда его послушался. В третий раз мельник потребовал плащ-невидимку, и риг и в этот раз ему не отказал. Но Белые Волосы был жадный, а у рига была красавица-жена. Надел мельник золотое ожерелье и чудесную кольчугу, взял плащ-невидимку и снова отправился к ригу. И говорит: "Отдай мне свою жену". Тут у рига кончилось терпение, и он велел своим людям убить мельника и отнять у него сокровища. Но мельник только рассмеялся: золотое ожерелье своим блеском ослепило нападавших, а их копья и мечи сломались о чудесную кольчугу. А Белые Волосы накинул плащ-невидимку и был таков. Думал риг, что Белые Волосы больше не вернется, но когда его жена пошла в горницу, то увидела, что мельник склонился над колыбелькой ее маленького сына. Бросилась женщина к сыну, а Белые Волосы схватил ее, накрылся плащом, и они оба исчезли. И когда риг подошел к колыбельке, то увидел, что его сын мертв. И то справедливое ему наказание, ибо зачем же надо было ему отдавать злодею сокровища, с которыми тот натворит еще больше зла и самому ригу, и другим людям? Мельник же Белые Волосы сделал эту женщину своей женой, а когда бедняжка умерла, он заставил ее дух вращать мельничное колесо. Оттого-то мельники с тех пор и живут бобылями - вместо жены у них мельница".
   У обитателей Энэдвайта, напротив, Мельник - это положительный персонаж легенд и преданий. Возможно, это связано с их отношением к мельнице вообще, которую они считают волшебным талисманом, ибо сами умеют лишь растирать зерно на камне или в ступке.
   Как бы то ни было, как и ворон-ловкач, Мельник в преданиях гватуйрим добывает для людей воровством всякие блага и волшебные вещи, в частности, муку. Он может похитить из-под вождя враждебного войска его кобылу, умеет прятаться в тени воткнутого в землю копья и слышать то, что происходит за много миль. Он умеет так ловко убивать, что если он отрубит голову человеку, тот еще будет некоторое время ходить и говорить, пока не запнется - лишь тогда отрубленная голова и скатится с плеч.
   То, что Мельник столь по-разному представлен у народов, сражавшихся в Эрэгионскую войну на разных сторонах, навело меня на мысль, что этот персонаж может быть связан с историческими событиями. Однако ж мне, увы, не удалось найти подтверждения моим предположениям.
   На сем, я, Торхэн из Виньялондэ, заканчиваю свой рассказ.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"