Анариэль Ровэн : другие произведения.

'300 спартанцев' глазами толкиниста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   "300 спартанцев" глазами толкиниста
  
   Фильм произвел на меня двойственное впечатление.
   С одной стороны - это натуральный комикс: история отдыхает, спартанцы в черных плавках, много пустоватой на мой вкус риторики и эстетского смакования замедленной съемки ударов, разлетающихся брызг крови, падения обезглавленного тела... То есть, я не против таких вещей как класса, но здесь на мой вкус их было слишком много, возможно просто потому, что я не любитель комиксов. Риторики и красивых слов (зачастую, впрочем, вполне исторических) столько, что я на полном серьезе ощутила проплаченный пропагандистский мессидж "борьба свободных людей с тиранами Востока". Неудивительно, что иранцы обиделись. Еще очень смешная демонизация секса. В общем, не шедевр, отнюдь.
   И при всем при том я в жизни не видела фильма (кроме "Властелина Колец", естественно), в котором было бы столько толкиновских мотивов. Конечно, с точки зрения человека, который видит толкиновские мотивы у Гребенщикова и Пелевина. И тем не менее!
   Начинается все с того, как спартанский мальчик в прологе сражается с волком. На второй секунде глаза у волка вспыхивают нехорошим светом, отчего фильм переходит в жанр фэнтэзи, а история начинает укладываться в толкиновский мир, а не только в общие концепции. Чему, конечно, не в малой степени способствуют фэнтэзийные монстры и неизбежные цитаты из Питера Джексона, но дело не только в них.
   Рекламу "спартанцев" я смотрела как раз перед "Волкодавам" и у меня еще тогда возникло ощущение, что "спартанцы" - фильм про Вторую эпоху. Но тогда я решила, что это по ассоциации с началом "Волкодава". А теперь осталось только написать историю про Средиземье: про племя эдайн, поселившееся на юге некоего большого залива. Хотя этот народ обзавелся некоторыми не вполне приличными для эдайн привычками (вроде неохотного почитания какого-то местного темноватого культа и истребления неполноценных младенцев), но некоторые вещи сохранил.
   И вот однажды - где-нибудь после Эрэгионской войны, когда люди Средиземья немножко научились строить и ковать - с востока на эти земли пришел некий царь с огромным войском, в котором были не только люди, но настоящие чудовища. Этот царь называл себя богом и требовал себе божественных почестей. Они сражались с ним на берегу залива, в узком проходе. Видя доблесть этих людей, царь пообещал сохранить им и их вождю все их земли, богатства, титулы и все прочее при одном маленьком условии - что они преклонятся перед ним. Но они отказались. Они все погибли, но прочие люди, жившие в тех краях, собрались вместе и победили царя. Относительно дальнейшей судьбы царя источники расходятся: некоторые даже упоминают о том, что его называли "Тень Востока" и что он и в самом деле жил вечно. А вождя, который с ним сражался, звали "Сын льва".
   Очень много практически прямых толкиновских мотивов - вроде требования Ксеркса признать его богом и царем (чуть не написала "Богом и Королем", о чем пекся Саурон) и преклониться перед ним - то есть, физически встать на колени. Ксеркс вдобавок очень высок собой и в какой-то момент говорит примерно так, как говорил Саурон в Нумэноре. Еще один разговор антагонистов по ведению и аргументации живо напомнил беседу Хурина и Моргота из "Нарн и Хин Хурин": собственно, предложение Леониду командовать войсками всей Греции. Есть в фильме и свой Голлум, и орки (воины в уродливых металлических масках-личинах: когда маски с них срывают, обнаруживается, что под личинами ровно такие же уродливые лица), и ископаемая слонница с ископаемой носорожницей, и Голос Саурона (с которым обходятся так, как в фильме "Властелин Колец", а не как в одноименном романе). Персы и прочие восточные народы порой настолько не по-земному экзотичны, что наводят на мысль о Хараде. Ну, и сама ситуация очевидным образом напоминает о гибели дор-ломинской дружины. Сражение с нехорошим волком уподоблено поединку с Ксерксом, что, в общем, приводит на память историю о том, как Бэрэн ранил Саурона в волчьем обличье.
   И общее ощущение, что война происходит из-за чего-то более важного, чем свобода: когда в конце Ксеркс милостиво предлагает спартанцам оставить себе все, Леонид даже встает на колени. Но быстро передумывает, хотя это на вид очень глупо с его стороны. Так и хочется спросить - "Почему? Ты же получил все, за что ты сражался, почему бы не встать на колени?" Стало быть, в игре есть что-то еще...
   Более того, фильм начал - в моих мозгах, по крайней мере - генерить толкиновские аллюзии самостоятельно. Известная историческая фраза о том, что "если персидские стрелы затмят солнце, мы будем сражаться в тени" прекрасно показана: стрелы действительно затмевают солнечный свет, и это "солнечное затмение" моментально вызвало в памяти цитату из "Рассказа Аданэли": "И наступил день, когда свет Солнца вдруг начал тускнеть, и наконец погас, и великая тень пала на мир". А потом этот жуткий момент, когда Леонид все-таки встает на колени: для меня этот эпизод тоже имеет ардовские коннотации, хотя и узко личные.
   В общем, преудивительное количество связанных, неединичных толкиновских аллюзий. С другой стороны, как-то не верится, что это было сделано сознательно. Но в общем и целом - с нами фильм по Второй Эпохе Арды.
  

(2007)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"