Заботкина Татьяна: другие произведения.

Иной, дивный мир, что рядом с нами - под ногами.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Аудиокниги БОРИСА КРИГЕРА
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О путешествиях в Микромир.

  Мечта о иных мирах, желание увидеть неведомое, удивиться непривычному - все они, несомненно живут в душе каждого увлеченного читателя; и не важно, какому жанру было отдано его сердце: приключениям или вестернам, фантастике или фэнтези. Или сказке. И если присмотреться, то не так уж велика и заметна разница между приключениями отважных аэронавтов, пересекших африканский материк на воздушном шаре за пять недель, и экипажем фотонного планетолета, опустившемся на Венеру.
  
  Во имя читательской страсти к неведомому писатели прошлого отправляли героев в дебри Африки, в королевства вечных снегов, а порой - и в глубины океанов. Но минуло время, и на полях карты Земли больше не рисуют драконов - как знак границ познанного мира. Да и белых пятен, говорят, не осталось. И, как писали уже в веке XX-м, "вздрогнули космодромы", "взревели дюзы" - герои века уже не просто электрического - ядерного - устремились в космос. Зачем запускали ракеты, спутники и зонды в мире реальном, за знаниями или военными достижениями - то история особая. Со страниц же книг корабли "робинзонов космоса" уходили по прежнему за неведомым, таинственным и непривычным.
  
  Наступил уже век XXI-й, и отбытие персонажей в "иное место, иное время" происходит ныне без явного техногенного аккомпанемента: пришло время миров параллельных и альтернативных; в прошлое - в плоти, в прошлое - сознанием; установки телепортации, воля богов или смерть персонажа в нашем мире с возрождением в ином - все это работает почти бесшумно. Кажется порой, что фантастам - что писателям, что авторам - успевшим, в отличии от ученых, за немыслимо короткий для истории литературы срок познать, изучить, описать всю зримую, обозримую и малозримую Вселенную, теперь уже и не найти в нашем мире интересных читателю мест, куда можно было бы отправить героев.
  Но это не совсем так. И были те, кто любуясь звездами, не забывал о сокровищах под ногами.
  
  Подобных книг я знаю всего три. И буду рада, если вы, моим читатели, укажете мне, те, что ускользнули от моего внимания. А пока что расскажу о тех, которые и знаю, и люблю.
  
  "Необыкновенные приключения Карика и Вали"
  Судя по всему, самая первая книга о людях, уменьшившихся до размера муравья или чуть меньше, была написана Яном Леопольдовичем Ларри в 1937 году. Да, эту книгу, вероятно все или почти все читали в детстве - "Необыкновенные приключения Карика и Вали", и подробно рассказывать о ней не стоит. Принято считать ее сказкой, что неверно. Чудес, магии, и волшебных существ там нет - если лишь допущение о возможности создания средства, уменьшающего человеческий рост. Все прочее, что есть в сюжете - герои, место действия и "ужасные монстры" - совершенно реально, научно и реалистично. Несмотря на то, что произведение писалось "на заказ" - а подателем идеи насущности и необходимости для советских детей научно-популярной книги о растениях и насекомых был сам Маршак Самуил Яковлевич - книга была написана неплохо, и занимательно. Занимательной она оставалась еще очень долго - ее переиздавали и в 60-х, и в 80-х годах.
  Иллюстраций к "Приключениям" не предложу - в сети пристойных образцов не нашла; да и на мой взгляд, не особенно те иллюстрации хороши.
  
  "В стране дремучих трав"
  Вторая по счету, но не по качеству, на мой взгляд, книга на эту тему - "В Стране Дремучих трав" - известна куда меньше. О ней я расскажу подробнее.
  Ее написал Владимир Григорьевич Брагин в 1948 году. И вы, верно, будете смеяться, но тоже по заказу Детгиза. Вообще, сейчас принято отчего-то полагать, что все, что писалось в советские годы по заданию партии или иных структур, изначально плохо, слабо и крайне идейно. Это не так. Предложенная тема значит мало, как и ее значение в те годы - политическое, или народохозяйственное. Все определяется профессионализмом писателя, его умением работать над текстом. У Брагина, как и у Ларри, были и талант, и опыт. И желание написать интересную, хорошую книгу.
  
  Единственно в чем можно упрекнуть Брагина по части сюжета, это позаимствованный у Ларри порошок, приняв который, человек начинает быстро уменьшаться в размерах. Но с другой стороны, книга-то не об этом - а о таинственной Стране, что у нас под ногами.
  Все прочее у Брагина в корне отлично от такового у его предшественника. Если книга Ларри - будем честными - по большей части, детская, и герои в ней преодолевают "стрррашные опасности" и "ужасные приключения" весело и с интересом (настоящих, критических ситуаций почти и не случается), то события в "Стране Дремучих трав", и загадочны, и, в чем-то трагичны.
  
  Герой романа (действие происходит в 40-50 годах) узнает о странной истории, случившей еще до революции - о молодом ученом, бесследно пропавшем при непростых и загадочных обстоятельствах. Его, героя, любительское и добровольное расследования событий давно минувших дней приводит во флигель, где работал некогда этот ученый. Разбирая оставшиеся записи, герой случайно находит странные порошок и крупинки, и, вскоре - по рассеянности - принимает порошок вместо лекарства от головной боли...
  
  Уменьшившись, наш герой связывает воедино все, что ранее было ему непонятно в истории с пропавшим ученым. Он догадывается, что если порошок уменьшает, то крупинки, нарочно сделанные мельчайшими, насколько возможно, несомненно предназначены для обратного - для возвращения в мир людей. Но крупинки вывалились из кармана пиджака в траву - да и не в траву уже, а в джунгли, в лес дремучий - найти их человеку, величиной с муравья будет более чем непросто.
  
  Но настоящим потрясение для героя было даже не произошедшее с ним. В своих скитания по Стране Дремучих трав, которую он раньше пересекал не замечая, за минуту-другую, он узнает, что пропавший ученый жив до сих пор. Сорок лет в одиночестве, в царстве насекомых и трав, он вел наблюдения за его обитателями, стараясь раскрыть все их тайны и секреты, записывая открытия и свои мысли на бумаге из осиных гнезд, чтобы потом, вернувшись к людям, применить их в науке и технике (когда писалась книга, понятие "бионика" еще только зарождалось).
  
  Книга интересна для сих пор - особенно тем, кто хочет узнать больше о насекомых и иных существах, населяющих эту таинственную Страну. Не в последнюю очередь потому, что Брагин и сам увлекался энтомологией и общей биологией, и искал совета и помощь у серьезных ученых того времени, например у Плавильщикова Н.Н. (Обоснуя тогда не было, и в этом Брагину свезло;))
  
  Хотя книга эта и не так известна, но мне кажется, она написана лучше и интереснее, чем "Приключения Карика и Вали". А быть может, все дело в том, что "Страну" я прочла в детстве куда раньше книги Ларри. А я существо запечатляющееся, первого восприятия;)
  
  "В стране дремучих трав" (1948)
  
  
  
  
  
  Нечто вроде интермедии.
  Очистки совести ради упомяну книгу 1959 года, написанную Петром Феофилактовичем Гордашевским - "Их было четверо". Уже не ученые-одиночки, а сотрудники советского НИИ разработали устройство, уменьшающее человека до размера уже чуть ли не субмолекулярного. Впервые - в рамках подобного сюжета - упоминается необходимость специального оборудования для микропутешественников - скафандры (обожателей классического СтарТрека попрошу при слове "скафандр" гневно не фырчать ;))
  
  Но это произведение, к сожалению, для моего рассказа не подходит - герои путешествуют по растительным клеткам и меж частицами почвы, с насекомыми и мелкими животными сталкиваются крайне эпизодически, да и акцент познавательности сделан, скорее, на цитологию и генетику.
  
  Мегамир
  Наступило время рассказать о последней книге с подобным сюжетом. И сделать мне это непросто. Дело все в авторе. Я очень была бы рада никогда не упоминать его в своем дневнике, в своих рассказах о хороших книжках. Я его очень не люблю. И очень не люблю его книги. Кроме одной - "Мегамир"
  
  Как автор, задумавший и написавший подобное произведение, Никитин гениален (Ох, я это сказала?! Hostilis Nikitinus, sed amica veritas...). До него писатели, заботясь о научность своей фантастики, уделяли внимание в первую очередь точности описания растений и насекомых, их внешности, нравов и быта. Сие - для подобных книг - важно, и важно весьма, так было, и, надеюсь, будет. Но Никитин пошел дальше. Он первый, кто задумался о том, что для человека чуть поменьше муравья восприятие даже не мира вокруг, а физических законов, будет совершенно иным. Воздух будет восприниматься как среда более плотная - бегать станет труднее, колебания воздуха могут сбить с ног. По той же причине не опасно упасть с любой высоты, но куда страшнее попасть под каплю дождя или влипнуть в каплю росы - сила поверхностного натяжения теперь станет очень опасным врагом. Тело теперь не способно поддерживать свою температуру независимо от температуры внешней среды - слишком малый размер, слишком тонкие покровы. И с приближением ночного холода процессы в организме не просто замедляются - микрочеловек цепенеет, по сути впадая в анабиоз. Кожные покровы теперь не защита от бактерий, "ставших" ГОРАЗДО БОЛЬШЕ - микронавты носят спецкостюмы или принимают медикаменты. Открытое солнце теперь просвечивает человека насквозь, как термита - этакий ходячий рентгеновский снимок, но страшнее то, что если находиться под палящим солнцем долго, тепловой удар наступит очень скоро. В тени - цепенеешь, на солнце - перегреваешься; насекомые открытой местности приспосабливались сотни миллионов лет, человек же туда пришел лишь вчера...
  Да, а пришел-то наш человек почти что во всеоружии. Уже даже не какой-то НИИ с установкой - эксперимент проводится под эгидой армии, и строго засекречен. Вначале, конечно...
  
  Книга состоит из трех частей, отражающих последовательное расширение Эксперимента. Часть первая начинается с того, что главного героя - энтомолога, а точнее мирмеколога, - привлекают к спасательной операции. Как эксперта и участника. Там, в очень закрытом учреждении он и узнает о секретных экспериментах, связанных с проникновением в микромир (становящийся для непосредственных участников, Мегамиром). И о том, что во время пробного выхода на Полигон (участок, защищенный от проникновения крупных животных) один из испытателей пропал.
  
  Действие части второй происходит спустя несколько лет. Эксперимент продолжается и теперь в Мегамире (хотя по прежнему, на Полигоне) существует постоянная научная станция, где работают ученые. Разумеется, не только и не столько энтомологи - проект-то армейский - а химики, физики, электронщики и металлурги. Все бы хорошо было, но все чаще гибнут люди, или просто не возвращаются. "Силовиков" всего двое на станции - те самые десантники-испытатели, с которыми главный герой познакомился в первой части. Для расследования случившегося и предотвращения случайностей в будущем требуется "специалист по местной фауне". Герой и рад согласиться, но его предупреждают - в отличии от суточного "погружения" в Мегамир, уменьшение на больший срок - путь в один конец...
  
  А про третью часть рассказывать не стану - сами прочитаете) Но заманушно намекну - видно, что автор в детстве таки очень любил мсье Верна)). Что делает ему честь.
  Мне удалось найти раннюю, 1991-го года издания, версию книги. На мой взгляд, она куда лучше, чем версия более поздняя, автором испорченная-доработанная уже в годы века XXI. Добавлено много лишнего, язык к тому времени у Никитина слабочитабелен, да и сам автор стал избыточно... злободневен в ущерб художественности.
  Почитайте! Единственная книга Никитина. где главный герой - существо интеллигентное, и не только по названию. Да и герои заглавные неплохи- тот же десантник Дмитрий, скорее прикидывается тупым и исполнительным сапогом, но начитан и неглуп - внимательный читатель сразу его раскусит).
  Ну, вот и все)
  
  P.S. Для особо въедливых:) Мышка сознательно не упомянула книгу Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком!" по следующим причинам. Во-первых, превращение в муравьев и бабочек - лишь отдельный эпизод. Во вторых, акцент в произведении сделан не на знакомство с насекомыми/животными как таковыми, а на социальные взаимоотношения меж особями одного вида. Вот.
Рамина

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) П.Роман "Искатель ветра"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) С.Суббота "Наследница Драконов"(Любовное фэнтези) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"