Заботкина Татьяна: другие произведения.

Иной, дивный мир, что рядом с нами - под ногами.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О путешествиях в Микромир.

  Мечта о иных мирах, желание увидеть неведомое, удивиться непривычному - все они, несомненно живут в душе каждого увлеченного читателя; и не важно, какому жанру было отдано его сердце: приключениям или вестернам, фантастике или фэнтези. Или сказке. И если присмотреться, то не так уж велика и заметна разница между приключениями отважных аэронавтов, пересекших африканский материк на воздушном шаре за пять недель, и экипажем фотонного планетолета, опустившемся на Венеру.
  
  Во имя читательской страсти к неведомому писатели прошлого отправляли героев в дебри Африки, в королевства вечных снегов, а порой - и в глубины океанов. Но минуло время, и на полях карты Земли больше не рисуют драконов - как знак границ познанного мира. Да и белых пятен, говорят, не осталось. И, как писали уже в веке XX-м, "вздрогнули космодромы", "взревели дюзы" - герои века уже не просто электрического - ядерного - устремились в космос. Зачем запускали ракеты, спутники и зонды в мире реальном, за знаниями или военными достижениями - то история особая. Со страниц же книг корабли "робинзонов космоса" уходили по прежнему за неведомым, таинственным и непривычным.
  
  Наступил уже век XXI-й, и отбытие персонажей в "иное место, иное время" происходит ныне без явного техногенного аккомпанемента: пришло время миров параллельных и альтернативных; в прошлое - в плоти, в прошлое - сознанием; установки телепортации, воля богов или смерть персонажа в нашем мире с возрождением в ином - все это работает почти бесшумно. Кажется порой, что фантастам - что писателям, что авторам - успевшим, в отличии от ученых, за немыслимо короткий для истории литературы срок познать, изучить, описать всю зримую, обозримую и малозримую Вселенную, теперь уже и не найти в нашем мире интересных читателю мест, куда можно было бы отправить героев.
  Но это не совсем так. И были те, кто любуясь звездами, не забывал о сокровищах под ногами.
  
  Подобных книг я знаю всего три. И буду рада, если вы, моим читатели, укажете мне, те, что ускользнули от моего внимания. А пока что расскажу о тех, которые и знаю, и люблю.
  
  "Необыкновенные приключения Карика и Вали"
  Судя по всему, самая первая книга о людях, уменьшившихся до размера муравья или чуть меньше, была написана Яном Леопольдовичем Ларри в 1937 году. Да, эту книгу, вероятно все или почти все читали в детстве - "Необыкновенные приключения Карика и Вали", и подробно рассказывать о ней не стоит. Принято считать ее сказкой, что неверно. Чудес, магии, и волшебных существ там нет - если лишь допущение о возможности создания средства, уменьшающего человеческий рост. Все прочее, что есть в сюжете - герои, место действия и "ужасные монстры" - совершенно реально, научно и реалистично. Несмотря на то, что произведение писалось "на заказ" - а подателем идеи насущности и необходимости для советских детей научно-популярной книги о растениях и насекомых был сам Маршак Самуил Яковлевич - книга была написана неплохо, и занимательно. Занимательной она оставалась еще очень долго - ее переиздавали и в 60-х, и в 80-х годах.
  Иллюстраций к "Приключениям" не предложу - в сети пристойных образцов не нашла; да и на мой взгляд, не особенно те иллюстрации хороши.
  
  "В стране дремучих трав"
  Вторая по счету, но не по качеству, на мой взгляд, книга на эту тему - "В Стране Дремучих трав" - известна куда меньше. О ней я расскажу подробнее.
  Ее написал Владимир Григорьевич Брагин в 1948 году. И вы, верно, будете смеяться, но тоже по заказу Детгиза. Вообще, сейчас принято отчего-то полагать, что все, что писалось в советские годы по заданию партии или иных структур, изначально плохо, слабо и крайне идейно. Это не так. Предложенная тема значит мало, как и ее значение в те годы - политическое, или народохозяйственное. Все определяется профессионализмом писателя, его умением работать над текстом. У Брагина, как и у Ларри, были и талант, и опыт. И желание написать интересную, хорошую книгу.
  
  Единственно в чем можно упрекнуть Брагина по части сюжета, это позаимствованный у Ларри порошок, приняв который, человек начинает быстро уменьшаться в размерах. Но с другой стороны, книга-то не об этом - а о таинственной Стране, что у нас под ногами.
  Все прочее у Брагина в корне отлично от такового у его предшественника. Если книга Ларри - будем честными - по большей части, детская, и герои в ней преодолевают "стрррашные опасности" и "ужасные приключения" весело и с интересом (настоящих, критических ситуаций почти и не случается), то события в "Стране Дремучих трав", и загадочны, и, в чем-то трагичны.
  
  Герой романа (действие происходит в 40-50 годах) узнает о странной истории, случившей еще до революции - о молодом ученом, бесследно пропавшем при непростых и загадочных обстоятельствах. Его, героя, любительское и добровольное расследования событий давно минувших дней приводит во флигель, где работал некогда этот ученый. Разбирая оставшиеся записи, герой случайно находит странные порошок и крупинки, и, вскоре - по рассеянности - принимает порошок вместо лекарства от головной боли...
  
  Уменьшившись, наш герой связывает воедино все, что ранее было ему непонятно в истории с пропавшим ученым. Он догадывается, что если порошок уменьшает, то крупинки, нарочно сделанные мельчайшими, насколько возможно, несомненно предназначены для обратного - для возвращения в мир людей. Но крупинки вывалились из кармана пиджака в траву - да и не в траву уже, а в джунгли, в лес дремучий - найти их человеку, величиной с муравья будет более чем непросто.
  
  Но настоящим потрясение для героя было даже не произошедшее с ним. В своих скитания по Стране Дремучих трав, которую он раньше пересекал не замечая, за минуту-другую, он узнает, что пропавший ученый жив до сих пор. Сорок лет в одиночестве, в царстве насекомых и трав, он вел наблюдения за его обитателями, стараясь раскрыть все их тайны и секреты, записывая открытия и свои мысли на бумаге из осиных гнезд, чтобы потом, вернувшись к людям, применить их в науке и технике (когда писалась книга, понятие "бионика" еще только зарождалось).
  
  Книга интересна для сих пор - особенно тем, кто хочет узнать больше о насекомых и иных существах, населяющих эту таинственную Страну. Не в последнюю очередь потому, что Брагин и сам увлекался энтомологией и общей биологией, и искал совета и помощь у серьезных ученых того времени, например у Плавильщикова Н.Н. (Обоснуя тогда не было, и в этом Брагину свезло;))
  
  Хотя книга эта и не так известна, но мне кажется, она написана лучше и интереснее, чем "Приключения Карика и Вали". А быть может, все дело в том, что "Страну" я прочла в детстве куда раньше книги Ларри. А я существо запечатляющееся, первого восприятия;)
  
  "В стране дремучих трав" (1948)
  
  
  
  
  
  Нечто вроде интермедии.
  Очистки совести ради упомяну книгу 1959 года, написанную Петром Феофилактовичем Гордашевским - "Их было четверо". Уже не ученые-одиночки, а сотрудники советского НИИ разработали устройство, уменьшающее человека до размера уже чуть ли не субмолекулярного. Впервые - в рамках подобного сюжета - упоминается необходимость специального оборудования для микропутешественников - скафандры (обожателей классического СтарТрека попрошу при слове "скафандр" гневно не фырчать ;))
  
  Но это произведение, к сожалению, для моего рассказа не подходит - герои путешествуют по растительным клеткам и меж частицами почвы, с насекомыми и мелкими животными сталкиваются крайне эпизодически, да и акцент познавательности сделан, скорее, на цитологию и генетику.
  
  Мегамир
  Наступило время рассказать о последней книге с подобным сюжетом. И сделать мне это непросто. Дело все в авторе. Я очень была бы рада никогда не упоминать его в своем дневнике, в своих рассказах о хороших книжках. Я его очень не люблю. И очень не люблю его книги. Кроме одной - "Мегамир"
  
  Как автор, задумавший и написавший подобное произведение, Никитин гениален (Ох, я это сказала?! Hostilis Nikitinus, sed amica veritas...). До него писатели, заботясь о научность своей фантастики, уделяли внимание в первую очередь точности описания растений и насекомых, их внешности, нравов и быта. Сие - для подобных книг - важно, и важно весьма, так было, и, надеюсь, будет. Но Никитин пошел дальше. Он первый, кто задумался о том, что для человека чуть поменьше муравья восприятие даже не мира вокруг, а физических законов, будет совершенно иным. Воздух будет восприниматься как среда более плотная - бегать станет труднее, колебания воздуха могут сбить с ног. По той же причине не опасно упасть с любой высоты, но куда страшнее попасть под каплю дождя или влипнуть в каплю росы - сила поверхностного натяжения теперь станет очень опасным врагом. Тело теперь не способно поддерживать свою температуру независимо от температуры внешней среды - слишком малый размер, слишком тонкие покровы. И с приближением ночного холода процессы в организме не просто замедляются - микрочеловек цепенеет, по сути впадая в анабиоз. Кожные покровы теперь не защита от бактерий, "ставших" ГОРАЗДО БОЛЬШЕ - микронавты носят спецкостюмы или принимают медикаменты. Открытое солнце теперь просвечивает человека насквозь, как термита - этакий ходячий рентгеновский снимок, но страшнее то, что если находиться под палящим солнцем долго, тепловой удар наступит очень скоро. В тени - цепенеешь, на солнце - перегреваешься; насекомые открытой местности приспосабливались сотни миллионов лет, человек же туда пришел лишь вчера...
  Да, а пришел-то наш человек почти что во всеоружии. Уже даже не какой-то НИИ с установкой - эксперимент проводится под эгидой армии, и строго засекречен. Вначале, конечно...
  
  Книга состоит из трех частей, отражающих последовательное расширение Эксперимента. Часть первая начинается с того, что главного героя - энтомолога, а точнее мирмеколога, - привлекают к спасательной операции. Как эксперта и участника. Там, в очень закрытом учреждении он и узнает о секретных экспериментах, связанных с проникновением в микромир (становящийся для непосредственных участников, Мегамиром). И о том, что во время пробного выхода на Полигон (участок, защищенный от проникновения крупных животных) один из испытателей пропал.
  
  Действие части второй происходит спустя несколько лет. Эксперимент продолжается и теперь в Мегамире (хотя по прежнему, на Полигоне) существует постоянная научная станция, где работают ученые. Разумеется, не только и не столько энтомологи - проект-то армейский - а химики, физики, электронщики и металлурги. Все бы хорошо было, но все чаще гибнут люди, или просто не возвращаются. "Силовиков" всего двое на станции - те самые десантники-испытатели, с которыми главный герой познакомился в первой части. Для расследования случившегося и предотвращения случайностей в будущем требуется "специалист по местной фауне". Герой и рад согласиться, но его предупреждают - в отличии от суточного "погружения" в Мегамир, уменьшение на больший срок - путь в один конец...
  
  А про третью часть рассказывать не стану - сами прочитаете) Но заманушно намекну - видно, что автор в детстве таки очень любил мсье Верна)). Что делает ему честь.
  Мне удалось найти раннюю, 1991-го года издания, версию книги. На мой взгляд, она куда лучше, чем версия более поздняя, автором испорченная-доработанная уже в годы века XXI. Добавлено много лишнего, язык к тому времени у Никитина слабочитабелен, да и сам автор стал избыточно... злободневен в ущерб художественности.
  Почитайте! Единственная книга Никитина. где главный герой - существо интеллигентное, и не только по названию. Да и герои заглавные неплохи- тот же десантник Дмитрий, скорее прикидывается тупым и исполнительным сапогом, но начитан и неглуп - внимательный читатель сразу его раскусит).
  Ну, вот и все)
  
  P.S. Для особо въедливых:) Мышка сознательно не упомянула книгу Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком!" по следующим причинам. Во-первых, превращение в муравьев и бабочек - лишь отдельный эпизод. Во вторых, акцент в произведении сделан не на знакомство с насекомыми/животными как таковыми, а на социальные взаимоотношения меж особями одного вида. Вот.
Рамина

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com GreatYarick "Время выживать"(Постапокалипсис) М.Моран "Неземной"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia)) А.Григорьев "Биомусор 2"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"