Tau Demetrious: другие произведения.

Занимательная Метафизика - 2

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Деконструкция мифа о Постмодерне

  ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МЕТАФИЗИКА - 2
  
  Деконструкция мифа о Постмодерне
  
  
  "Так получается, что выход - это же та самая комната, в которой мы начали!"
  к/ф "Куб"
  
  
  Когда я вернулся в комнату, часы переключились ровно на 00:00. Половина смены была позади; Анархон, судя по всему, с места не двинулся за время моего отсутствия. В ярком свете уличного фонаря тень от его высокой фигуры перечёркивала комнату почти до самой входной двери. Что ж, всё было так, как и полчаса назад, можно было продолжать беседу. Я уселся на диван и спросил:
  
   - Так на чём мы остановились?
  
   - Точно не помню, - ответил он. - Но ты знаешь, мне только что пришла в голову интересная мысль: а ведь человечество задыхается отнюдь не из-за недостатка духовных откровений, а наоборот, из-за неспособности адекватно их истолковать. К примеру, после гениального прозрения художника в эпоху шестидесятых нарисовать грустного хиппи в драных джинсах, отходящего на каких-то постидустриальных руинах от действия ЛСД, но назвать всё это дело "поверженным демоном" - типичнейший случай того, что у Стругацких названо "воображением не по разуму".
  
   - Это тебе вид на промышленную зону навевает такие мысли? - спросил я.
  
   - Отчасти, - усмехнулся Анархон и отвернулся от окна. - Впрочем ладно, вернемся к изначальной теме нашей беседы. Ты хотел знать, почему я употребляю по отношению к апокалипсису-2012 эпитет "мифический", да? Во-первых, уже хотя бы потому что для этого мира рассуждать о его конце несколько самонадеянно - для конца необходимо, чтобы было начало. А этот мир на самом деле никогда не начинался, если можно так выразиться, всерьёз; в моих глазах этот мир - всего лишь полигон, тестовая площадка для наглядной проверки ложности утверждения "я таков, каким меня делают другие".
  
   - А разве это не так?
  
   - Подумай сам. Люди проводят жизнь в постоянных спорах, всё время что-то друг другу доказывают, ругаются, оскорбляют друг друга словом и действием - во имя чего? Во имя самоидентификации. Эго обладает определенным набором социальных и психологических характеристик, например "умный", "глупый", "бедный", "богатый", "алкоголик", "бизнесмен", "вор", "президент" etc. И все споры между людьми есть по сути попытки исправить диссонанс между тем, что человек сам о себе думает, и тем, что о нем думают окружающие. И из-за того, что в этом занятии проходит вся человеческая жизнь, мало кто из людей замечает простой, как всё гениальное, факт: эго не просто обладает социально-психологическими характеристиками - эго появляется вследствие существования этих характеристик, внедряемых в человека в процессе социализации. А о том, что внешняя социальная идентичность не имеет ни малейшего отношения к настоящей природе человека, увы, мало кто задумывается.
  
   - Но что это такое - его настоящая природа?
  
   - Надеюсь, это был риторический вопрос? - рассмеялся Анархон. - Неужели у людей это тысячелетнее размышление о своей настоящей природе еще не навязло в зубах, вернее - в извилинах? Как будто это тайна какая, "за семнадцатью замками и за семью печатями", да простят меня Стругацкие за оверквотинг. И ведь ладно бы эти размышления не вылезали за границы юношеского недоумения по поводу анекдота под названием "смысл жизни" - так нет, вся эта бредятина начала на полном серьёзе анализироваться с предельной наукообразностью в так называемом "постмодерне". А с чего, по-твоему, начинается постмодерн?
  
   - С буквы "П", наверное? - предположил я.
  
   - Очень смешно; Петросян нервно курит в кустах. В общем, не вдаваясь в исторические экскурсы, всё началось с "Логики смысла", "Капитализма и шизофрении" и тому подобных произведений французской мысли. Уже тогда можно было понять, что цель всего этого транснационального проекта - угнать в темноту последние остатки здравого смысла, которые еще теплились в человечестве, духовно опустошенном мировыми войнами и тоталитарными режимами.
  
   - Ну хорошо, допустим. Но опять-таки возвращаясь к тому, с чего ты начал - при чем тут тогда "проблема 2012 года"?
  
   - Связь самая прямая. Где сейчас больше всего муссируется тема-2012? В интернете. Что есть интернет? Венец усилий человечества по разработке рациональной системы коммуникации, и следовательно, физический наследник постмодерновой идеи гипертекста. И в результате того, что всё имеющееся знание оказалось доступно в любой точке мира, само понятие "знания" превратилось в чушь. В предшествующих постмодерну культурных формациях мухи были отдельно, а котлеты отдельно; теперь же, сваленное в кучу, коллективное знание человечества представляет собой настолько несъедобную смесь, что кроме мух ей уже вряд-ли кто-то сможет насытиться. А теперь вспомни: какое альтернативное название имеет миф 2012 года? "Конец истории". Эсхатон, о котором так долго говорили экстрасенсы и растаманы, это не наступающий в конкретный час конкретного дня пёс Пиздец с пятью лапами, красным небом, огненным градом и тому подобной чушью, которую массовая культура копирует из иудейских амбарных книг; конец истории - это не физическое её прекращение, а исчезновение её смыслово-понятийного контекста. Короче говоря, конец смысла. Посмотри хотя бы на современную мировую политику: на смену массовому человеческому взаимоистреблению во имя "великих и ужасных" целей пришло глобалистическое кривлянье на цифровой медиа-арене во имя непонятно чего. Даже случающиеся в мире с прежней, по сути, периодичностью военные террористические операции потеряли свой кровавый оккультно-религиозно-эстетический подтекст жертвы, приносимой Верховному Существу, которым они были насыщены во времена расцвета всяческих фашизмов-коммунизмов; в этом качестве сейчас можно рассматривать разве что исламский фактор, да и тот сейчас почти на последнем издыхании и мало-помалу превращается в спектакль с объявлением джихада из-за Коранов, сожженных американскими религиозными правыми на почве злоупотребления прозаком. В современном гиперинформационном обществе - благодаря коммуникационным сетям - уже всё оплевано, всё опошлено, всё истерто до абсолютной анонимности и растащено на кусочки еды для этих алчных, присасывающихся к любому сознанию огрызков информации... Понимаешь о чем я?
  
   - О медиавирусах?
  
   - Именно. Задача каждого мема аналогична задаче оруэлловского "новояза" - сузить горизонты мысли; разница в том, что у Оруэлла цель является частью официальной идеологии, а в интернете цель скрыта и мало кто даже про нее догадывается... Но уже сейчас отдельные особо продвинувшиеся по пути уничтожения смысла индивиды умудряются часами говорить, не понимая, что не говорят абсолютно ничего. Любой медиавирус, каким бы он ни был популярным и раскрученным, на самом деле представляет из себя классического информационного паразита, который, прилепившись к сознанию, запускает в него мысль о том, что высказавший медиавирус человек говорит что-то разумное, хотя в реальности он уподобляется попугаю, способному заучивать слова, не вникая в значения; но у попугая просто так мозг устроен, а у человека, зараженного данным мемом, мозг находится под внешним воздействием, вот и вся разница. Конечно, это проблема всех слов - внешняя иллюзорная осмысленность, тут же исчезающая при каждой действительной встрече с реальностью; но только в медиавирусах эта особенность является целевой и придающей, как ни парадоксально, смысл всему происходящему. Что за ирония: смысл истории в конце истории, смысл слова в уничтожении смысла слова... И миф 2012 года - всего лишь еще один медиавирус с тем же самым смыслом уничтожения всякого смысла, кстати, успешно раскручивающийся посредством одноименного фильма, бредовость которого служит лучшим доказательством истинной цели данного мема. Так что по факту Теренсу Маккенне вовсе не было нужды приводить свои расчеты о "конце информации" к "раскрученному" числу 2012; конец осмысленного существования человечества настанет вне зависимости от его привязки к конкретной дате. С тем же успехом можно было осуществить масс-медийную привязку эсхатона к 2013, 2014, 2015 или другому последующему году христианского летосчисления, и это было бы даже более точным предсказанием - потому что чем дальше в лес, тем меньше и меньше осмысленности будет оставаться в жизни человечества. И так же нет нужды всевозможным культурологам притягивать за уши конец истории к наличию или отсутствию у цивилизации сетевых коммуникаций планетарного масштаба; интернет просто по вполне очевидным причинам находится на переднем крае борьбы со смыслом. Не только из-за того что истинные, хе-хе, "воины энтропии" переместились из затхлого пространства эзотерических школ на передний фронт работы - киберпространственную свалку мемов, а главным образом потому, что интернет обладает почти что магическим свойством обрушивать всю накопленную человечеством энтропию и бессмысленность единовременно в каждое подключившееся к нему сознание.
  
  Да, воистину за многие века существования человечества уже было высказано абсолютно всё; и Апокалипсис заключается исключительно в том, что однажды всему человечеству придется признать это. И быть может, хотя бы после этого люди наконец перестанут искать смысл в разнообразных призраках вне себя и начнут искать его в самих себе, в преходящем смертном творце... Хотя я, наверное, слишком оптимистичен - неожиданно сказал он после паузы и повернулся обратно к окну.
  
  Мы замолчали; время продолжало свой неумолимый бег по кругу часового циферблата, никак не догадываясь о том, что на самом деле оно занимается бегом на месте. Анархон всё так же стоял ко мне спиной, глядя в окно, за которым низко расстилался индустриальный район, укутанный снегом и из-за этого казавшийся мертвецом под саваном.
  
  
  Demetrious,
  21.12.2010,
  за два года до бессмысленности.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Чекменёва "Беспокойное сокровище правителя"(Любовное фэнтези) И.Коняева "Академия (не)красавиц"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Н.Изотова "Последняя попаданка"(Киберпанк) М.Эльденберт "Парящая для дракона"(Любовное фэнтези) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) Е.Решетов "Ноэлит. Скиталец по мирам."(ЛитРПГ) В.Каг "Операция "Удержать Ветер""(Боевая фантастика) Д.Деев "Я – другой 5"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"