Аннотация: История времен восстания Богдана Хмельницкого.
Театральная миниатюра
Действующие лица:
Натан Бен Элизер,
Ребекка, его жена,
Магид Иссерлес.
СЦЕНА 1
Гаснет свет. Звучит протяжная еврейская мелодия. В разных углах комнаты с книгами в руках начинают молиться люди, раскачиваясь по-еврейски взад-вперед.
Натан: (выходит на середину комнаты) Здравствуйте! Доброй ночи. Спасибо что посетили нашу уютную катакомбную вечеринку. Слышите, как стараются эти люди? Каббала! Тайная наука, дошедшая до нас из очень древних времен. (пауза, чтение молитв продолжается) Позвольте рассказать Вам про каббалу удивительную, почти забытую историю времен крушения Речи Посполитой. Семнадцатый век. Восстание Богдана Хмельницкого. И пусть меня называют - Натан Бен Элизер. Вот Ребекка, моя жена. Мы жители скромного украинского местечка объединенного польско-литовского государства. А этот почтенный человек - магид Иссерлес, странствующий проповедник. Наша история началась с того, что запорожцы напали на мирное местечко и перебили множество человек.
Слышны звон сабель и ржание лошадей. Натан падает, схватившись за голову. Ребекка и магид Иссерлес подбегают к нему.
Ребекка: (сокрушенно) Защищая синагогу, Натан Бен Элизер потерял память от удара казацкой булавой по голове!
Иссерлес: Ах, как нехорошо в Речи Посполитой начался год одна тысяча шестьсот сорок восьмой.
Ребекка: (рассказывает) Защищая синагогу, Натан Бен Элизер потерял память от удара казацкой булавой по голове! Когда несчастный пришел в себя, не узнал ни друзей, ни семьи.
Иссерлес: (рассказывает) Когда несчастный пришел в себя, не узнал ни друзей, ни семьи. Не вспомнил имени, которое носил всю жизнь.
Ребекка: (с некоторым сарказмом) Натан Бен Элизер даже забыл о том, что он еврей.
Натан: (удивленно) Как еврей? (возмущенно) Почему еврей?
Ребекка: (рассказывает) Запорожцы недолго гуляли в местечке. Подоспели поляки и прогнали казаков в степь.
Иссерлес: (рассказывает) Едва рассеялись клубы пыли, как из укрытий на улицу высыпала рыдающая толпа уцелевших жителей. Дети искали родителей, родители искали детей. Трупы густо усыпали местечко, словно в поле разбросали зерно.
Ребекка: (в ужасе разводит руками) Взгляни, магид Иссерлес, что довелось испытать нашим людям!
Иссерлес: Самых удачливых мертвецов зарубили саблями на скаку.
Ребекка: За что нас так ненавидят?
Иссерлес: Нетрудно ответить. Казаки верят, будто Христос велел по-братски любить всех людей, за исключением иудеев. Ведь нельзя сказать, будто казаки не ведали что творят. Каждому ясно, что если нормального человека ударить булавой по голове, то будет немножко больно. (показывает на Бен Элизера).
Ребекка: (показывает на зрителей) Прошу, Иссерлес, поговори с этими людьми. Найди для всех слова утешения!
Иссерлес: Ладно, попробую... (торжественно обращается к жителям местечка) Слушайте, жители местечка! Вновь навел Господь на Израиль царя Халдейского, чтобы тот истребил народ мечем в доме святыни их, не щадя ни девицы, ни ребенка ни старца, а сокровища унес в Вавилон! И сожгли дом Божий, разрушив стену Иерусалима. Напрасно посылал Господь посланников своих с раннего утра, жалея народ и свое жилище. Смеялись над посланниками, пренебрегали истиной, доколе не сошел гнев Господа на народ так, что не стало ему спасения... (внезапно меняет тон проповеди) Но возрадуйтесь! Да, возрадуйтесь! Ибо наказание Хмельницким есть родовые муки накануне великого торжества! В Иерусалим уже вошел мессия! Его зовут Саббатай Цви. Он родился в Измире как сын почтенных родителей. Сумма букв его имени совпадает с суммой божественного имени Шаддай. Многие признали его. Женой избранника стала Сара, осиротевшая девушка из Литвы. Израиль воссоединился с Шехиной! Любовь Господа наполнила мессию через Сару! Избавление близко!
Пауза.
Ребекка (возмущенно): Иссерлес! Все слыхали о турецком пророке, но никто не ожидал подобной проповеди сейчас. Твое сердце из камня!
Иссерлес: (сердито) Я давно предупреждал о возмездии! Шляхта угнетала православных христиан, а иудеи помогали католикам, да посмеивались. Наши люди добились монополии в торговле вином, силой закрывая казацкие шинки. Арендовали у шляхтичей озера и леса, чтобы взимать налог с рыбаков и охотников. Говорят, наши люди додумались до аренды православных церквей, чтоб христиане платили им за свадьбы, крестины и похороны...
Ребекка: Какая подлая ложь!
Иссерлес: Слухи не рождаются на пустом месте. Только чудо может теперь нас спасти.
Пауза.
Ребекка: Иногда мне кажется, будто ты живешь в другом мире, Иссерлес! Слишком много читаешь. Книги каббалы тебе заменили Тору!
Иссерлес: Каббала проясняет тайный смысл, ничего не заменяя. В начале времен материальный сосуд Кли полностью вмещал в себя светлую силу Ор, но потом взорвался на бесчисленное множество отдельных осколков, которые рассеялись по вселенной, подобно детям Израиля. Но каждый человек способен высечь искры из осколков сосуда Кли, чтобы зажечь свет в собственной душе!
Ребекка: Ты странный человек, Иссерлес.
Иссерлес: (настойчиво) Я проповедник мессии, который открылся в Иерусалиме. Год его появления предсказали мудрецы, используя тайный численный шифр текста священных книг.
Ребекка: А тебе известно, что Саббатай Цви разрешил есть запретную пищу?
Иссерлес: (сердито) Некоторые запреты важны не по существу, а в качестве соблазна, преодолевая который душа возвышается. Кто привык подчиняться правилам, умеет владеть собой. (оживленно) Например, ты можешь сама запретить себе что-то, и если выдержишь искушение, приобретешь духовную силу для движения к Господу.
Ребекка: Значит, для очищения необходим грех?
Магид Иссерлес: Не грех, а преодоление греха! Но если исчезнет соблазн, не будет и очищения.
Ребекка: (возмущенно) Как можно рассуждать о таких вещах, стоя по колено в крови?
Иссерлес: (упрямо) Страдания тоже искушают.
Звучит протяжная еврейская мелодия.
Ребекка: Нам еще повезло. Мы успели убежать в степь. Вот только Натан потерял память от сильного удара по голове. Даже дети и жена для него теперь, как чужие.
Иссерлес: Доктор осмотрел его рану?
Ребекка: Сказал, что видел и хуже. А рабби Берг велел всем молиться, чтобы Господь вернул нам Натана.
Иссерлес: Удивительная история. (Натану) Вы что-нибудь можете рассказать о себе?
Натан: (тяжело вздыхает) Только то, что услышал от других. Мужчина сказал: он мой брат. Вот Ребекка, моя жена. В углу сидят мои дети. Но я не уверен, что это правда.
Иссерлес: Тем не менее, отвечаете вы разумно. Понимаете, что у людей бывают братья, жены и дети. Разве этого мало? А теперь твердо знаете, кто вы такой.
Натан: Я твердо знаю только то, что я есть.
Пауза.
Иссерлес: (задумчиво) Я есть... (восторженно) Я есть! Я есть - главное из имен Господа! Это потрясающе.
Натан: (удивленно) Главное из имен кого?
Пауза.
Иссерлес: (восхищенне) Впервые встречаю человека, забывшего про Творца. Не думал, что такое возможно. Каково быть разумным существом, знакомым с человеческим языком и привычками, но лишенным индивидуальности? Кажется, в моей душе шевельнулась тщеславное предвкушение чудесного открытия.
Ребекка: Вы сможете нам помочь?
Иссерлес: Натан умел читать и писать?
Ребекка: (гордо) Не только идиш, даже иврит мой муж изучил в совершенстве.
Иссерлес: Тогда будет легче. Натан! Вы способны написать свое имя? Желательно на иврите.
После короткого замешательства, Натан Бен Элизер уверенно пишет угольком на стене свое имя.
Ребекка: Слава Господу, память возвращается к нему!
Натан: (раздраженно) Я просто использовал имя, которое мне назвали.
Иссерлес: Уважаемый Натан Бен Элизер! Взгляните на священные буквы, Они живые. Эти волшебные символы едины с невидимыми силами, из которых состоит наша вселенная. Все что вы видите вокруг, является воплощением невидимых сил. Объединяясь в различной последовательности, силы вызывают существование бесконечного множества отдельных предметов. Люди тоже состоят из сил. Ваше имя есть ваша индивидуальность. Если вы будете долго смотреть на свое имя, память вернется к вам.
Натан: (с сомнением) А если имя чужое, я стану кем-то другим?
Ребекка: Нет! Имя подлинное!
Натан: Хорошо, я попробую.
Натан Бен Элизер садится на землю, скрестив ноги, и упирается взглядом в имя на стене. Звучит печальная еврейская мелодия.
СЦЕНА 2
Звучит еврейская молитва - кадиш. Натан Бен Элизер продолжает сидеть на земле. К нему подходят магид Иссерлес и Ребекка.
Иссерлес: (вкрадчиво) Как успехи, Бен Элизер?
Натан: (решительно встает) Нет, я по-прежнему ничего не помню! Живые буквы не помогли.
Иссерлес: (сердито) Почему вы решили, что память вернется сразу?
Натан: Мне не подходит имя Натан.
Ребекка: (печально) Неужели ты не почувствовал никакого родства? Не может быть, я не верю!
Натан: (иронично пожав плечами) Давайте напишем на земле имя Ребекка. Наверняка, вы заметите, если я тоже стану Ребеккой. А уже потом попробуем сделать из меня Натана.
Неловкая пауза. Натан Бен Элизер пытается молча уйти, но магид Иссерлес останавливает его.
Иссерлес: Вам понравилась молитва, которая звучала сейчас? (пауза) Она называется кадиш. Что вы почувствовали, услышав кадиш?
Натан: (задумчиво) Я рассматривал незнакомые лица людей, пытаясь вспомнить хоть кого-то из них. Но разные люди вокруг казались одним большим человеком.
Иссерлес: По свидетельству мудрецов, изначально все так и было! Бог сотворил Адама задолго до телесного воплощения. Духовного Адама мы называем Адам Кадмон. В древности воплощенный Адам Кадмон простирался до самых крайних пределов. Первые люди жили одной душой, но постепенно забыли о духовном, особенно после крушения Вавилонской Башни.
Натан: (усмехнувшись) Значит, я вновь стал Адамом.
Пауза.
Иссерлес: (удивленно) Как вы сказали?
Ребекка: Если верить вашим словам, магид Иссерлес, то потеряв всякое представление о своей личной жизни, Натан стал Адамом.
Пауза.
Иссерлес: (задумчиво) Вы абсолютно правы... (взволнованно) Натан вернулся к высшему состоянию сознания, уважаемая Ребекка!
Натан: (уточняет) Я больше не Натан?
Иссерлес: (восторженно) Вы больше чем Натан! Вы Адам Кадмон! И каждый другой человек на земле - тоже вы!
Ребекка: Но как такое возможно? Видеть вокруг множество разных людей, и думать, будто все они - тоже Натан?
Иссерлес: (мучается, не зная, как объяснить) Дух Адама Кадмона одновременно движет множеством тел. Умирая, в одном теле, Адам как бы воскресает в другом... (нервничает) Я не в силах высказаться понятней! Не поддавайтесь иллюзии. Цадики годами молились, чтобы избавиться от индивидуальности.
Ребекка: А Натан уже избавился от нее.
Иссерлес: Время - лишь свойство человеческого ума. Из вечности даже самое краткое мгновение доступно Господу бесчисленное число раз. Сущность Господа невозможно объяснить простыми словами. (мечется, потом пишет на земле тетраграмматон) Вот четыре буквы имени Господа - йод, хей, вав, хей. Никто не знает, как оно звучит. Но в имени Господа скрыта могучая сила, способная перевернуть мир. И только мессия Саббатай Цви назвал имя Господа во время проповеди в Измире, чтобы все услышали, как оно звучит.
Натан: (рассматривает тетраграмматон) Странно. Ведь секретное имя само собой срывается с языка. Неужели непонятно, как его прочитать?
Ребекка: Как?
Вместо ответа протяжно звучит красивая музыкальная фраза. Магид Иссерлес и Ребекка поражены.
Ребекка: (рассказывает) Это было предельно простое, но бесконечно красивое имя. Едва услышав его, сразу понимаешь, что оно настоящее. Я ощутила, как незнакомое, светлое чувство поднялось к самому сердцу из неведомой глубины души и согрело сердце изнутри.
Иссерлес: О, нет! Вовсе не вы, Натан Бен Элизер, а я сам, магид Иссерлес, прожил целую жизнь как несчастный калека, потерявший память.
Натан: (тоже удивленно прижимает руку к груди) Боже правый! А вот и я, кажется, вдруг... воскрес.
Все громче и громче звучит марш гайдамаков, как будто к местечку приближается казацкая конница. Евреи оглядываются.
Иссерлес: (кричит) Откуда доносится странный шум?
Натан: Какой пугающий звук.
Ребекка: Это не шум дождя, не завывание ветра и даже не отдаленные раскаты грома. Нас ждет не град и не ураган, а что-то гораздо хуже.
Иссерлес: Приближается стук копыт...
Ребекка: (кричит) Возвращаются запорожцы!
Разудалый, походный марш гремит в полную силу.
Иссерлес: (рассказывает) За оградой со стороны заходящего солнца, подобно низко летящей смерти, к перепуганным людям приближалась запорожская конница. Скорбное лицо Христа грозно реяло впереди. За знаменем густо клубилась степная пыль. Казаки Хмельницкого возвращались в местечко.
Оттолкнув магида Иссерлеса, Натан Бен Элизер внезапно выходит на авансцену, навстречу зрителям.
Ребекка: (рассказывает) И вдруг навстречу запорожцем отважно бросился человек. Многие узнали Натана Бен Элизера и в ужасе закричали, чтобы Натан вернулся. Но мой муж продолжал бежать навстречу неминуемой гибели.
Иссерлес: Задыхаясь от восторга, Натан Бен Элизер продолжал повторять самое прекрасное имя на земле.
Ребекка: После остановился и принялся низко кланяться запорожцам, как родным.
Иссерлес: Вначале Натан приветствовал сотника.
Натан: (кланяется зрителям) Здравствуй, Адам Кадмон! Знай, меня тоже зовут Адам, поскольку я - это ты в другой жизни.
Ребекка: Потом мой муж заметил другого всадника.
Натан: Здравствуй, Адам Кадмон! У тебя красивая лошадь. Скажи Адаму, который скачет следом, чтобы убрал саблю в ножны. Глупо убивать самого себя. Надеюсь, вы меня понимаете? Привет тебе, Адам со знаменем в руках! Привет тебе, Адам в красном седле! Привет тебе, Адам в татарской одежде!
Пауза.
Иссерлес: А потом случилась самая странная вещь.
Ребекка: Настоящее чудо.
Иссерлес: Я бы ни за что в него не поверил, кабы лично не стал свидетелем.
Пауза.
Ребекка: Ни один запорожец даже пальцем не тронул Натана!
Пауза. Евреи радостно спорят между собой.
Иссерлес: Возможно, казаки пожалели юродивого?
Ребекка: Или получили строгий приказ?
Иссерлес: Или каждый понадеялся на другого?
Ребекка: Но даже последний запорожец, поравнявшись с Натаном, лишь с досадой... погрозил ему кулаком.
Пауза.
Натан: (весело) Вся казацкая сотня свернула к реке и проехала мимо местечка. Никто из простых евреев так и не понял, что произошло.
Ребекка: После чудесного избавления от смерти, о котором долго помнили старожилы, даже почтеннейший рабби Берг, главный раввин Украйны, уверовал в силу каббалы...
Иссерлес: Зато другой мудрец, рабби Хаим сошел с ума.
Ребекка: (зрителям) Конечно, сегодня трудно поверить, будто спасением множества людей стало тайное имя Господа.
Иссерлес: (весело) Тем более, что мессия из города Измир, светозарный Саббатай Цви, был пленен турецким султаном и под влиянием нового, еще более сильного откровения, вдруг перестал проповедовать, приняв ислам.
Ребекка: Струсил, короче говоря.
Натан: (торжественно выходит вперед) А мудрецам и ученикам их и ученикам их учеников и всем, изучающим Тору - здесь и в любом другом месте, да будут дарованы Отцом Небесным прочный мир, благоволение, любовь, милость, долголетие, достаток, и скажем: амен.